Удивительный мир музыкальных образов
методическая разработка по музыке (5 класс)

«Искусство, есть средство беседы с людьми», — говорил М. Мусоргский, а Н. Римский-Корсаков называл музыку «искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи...» Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Удивительный мир музыкальных образов».

Учитель: Кудрявцева О.С.

Цель урока: Ввести обучающихся в мир музыкальных образов, формировать осознанное отношение к музыке, как к части жизни и внутреннего мира каждого человека, к миру образов.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о музыкальных образах, вспомнить такие понятия как вокальная и инструментальная музыка, интонация;

Развивающие: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Воспитательные: воспитывать интерес к музыкальному искусству, а также уважение к школе, мотивировать стремление к учебе.

Результаты обучения:

Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса; становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

Метапредметные: проявление творческой инициативы и самостоятельности; активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;

Предметные: различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; различать основные жанры народной и профессиональной музыки; применять специальную терминологию для определения различных элементов музыкальной культуры;

Универсально-учебные действия:

Личностные: осмысление взаимодействия искусств, как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов.

Познавательные: применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования.

Регулятивные: прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связи музыки с литературой.

Коммуникативные: передача собственных впечатлений о музыке, других видов искусства в письменной и устной речи.

Тип урока: вводный

Методы: наблюдение и размышление о музыке, опережающие задания и возвращение к пройденному; показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи; повторить классификацию музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка; учить слушать классическую музыку и проводить интонационно-образный анализ; развивать вокально-хоровые навыки; воспитывать музыкальную культуру.

Оборудование: компьютер, карточки, видео слайды.

Музыкальное содержание:

-  М.И.Глинка «Жаворонок»

- А.Е.Варламов «Горные вершины»

- Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

Ход урока: 

У.: «Искусство, есть средство беседы с людьми», — говорил М. Мусоргский, а Н. Римский-Корсаков называл музыку «искусством поэтической мысли, которое сродни нашей речи...» Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.

Когда вы слушаете музыкальное произведение или песню, что вы чувствуете? 

Д.: Мы грустим или радуемся. В зависимости от характера музыкального произведения.

У.: А если мы включим воображение, что мы можем увидеть?

Д.: Картинки внутри себя…

У.: Как, по-другому, можно назвать эти картинки?

Д.: Образы…

У.: Давайте попробуем дать название теме нашего урока!?

Д.: «Музыкальные образы»

У.: Музыкальный образ один или сколько музыкальных произведений в мире столько и образов?

Д.: Сколько произведений, столько и образов.

У.: Тема нашего урока «Удивительный мир музыкальных образов»

Музыка – сама жизнь! Она подвластна законам жизни, воздействует на нас, на людей. Вы научились слушать, научились понимать классическую музыку. Сегодня мы поговорим о музыкальном образе.

Что такое музыкальный образ и кто создаёт музыкальные образы, как вы думаете?

Д.: Композиторы вкладывают чувства в свои музыкальные произведения.

У.: Только лишь свои чувства и мысли вкладывают в произведение композиторы?

Д.: Из литературных произведений

У.: Да, верно. Композиторы отражают в своей музыке литературные произведения, а также произведения художников.

Откуда композиторы, писатели и поэты, художники берут темы для своих произведений?

Д.: Из окружающей нас жизни. 

У.: Молодцы! Писатели и поэты передают образы окружающей нас жизни с помощью слова, художники – с помощью красок. Композиторы, пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, создают музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. На протяжении всех этих занятий, начиная с 1 класса, знакомясь с музыкой, исполняя и размышляя о ней, мы знакомились с музыкальными образами.

Какие бывают музыкальные образы? Какие музыкальные образы вы знаете?

Д.: Художественные, исторические, литературные. 

У.: Художественный образ - обогащает явление жизни через личное переживание, выражает мысли и чувства, характерные для многих современников. В нашем сознание создается законченный образ – переживаний, состояние характера, образ душевного образа человека.

Исторический образ - это конкретные человеческие судьбы и характера той или иной исторической эпохи.  

Что же общего между этими образами?

Д.: Они выражают внутренний мир, частицу жизни.

У.: Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические, лирико-эпические, драматические.

Лирические образы  - это романтические чувства, любовь к природе и т.д.

Эпические образы – это грустные воспоминания, разочарование и т.д.

Драматические образы – это образ, где присутствует драма, трагедия и т. д. (записать)

Подводя итог, можно сказать, что музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях; это творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор, используя богатые возможности музыкального языка. 

Правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация – главное свойство музыки. Давайте вспомним, что такое интонация?

Д.: Интонация - это то, как мы говорим — тихо или громко, грубо или ласково.

У.: Интонация (от латинского «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности. Какие вы знаете средства музыкальной выразительности?

Д.: лад, тембр, сила звука (динамика), темп, ритм, мелодия…

У.: Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить и любовь, и гнев, и печаль. Из устного общения людей выросло музыкальное искусство — музыкальная речь. Можно не понимать другого языка, но по интонации мы можем понять смысл сказанного. Вслушиваясь в музыкальную интонацию, мы тоже можем почувствовать ее выразительность.

(Ученики говорят один и тот же стих с разной интонацией)

У.: В первом полугодии 6 класса вы будете учиться понимать музыкальные образы вокальной и инструментальной музыки. Давайте вспомним определения, что такое вокальная, а что такое инструментальная музыка.

Работа в 2-х группах:

1 – что относится к инструментальной музыке. Какие жанры? Ее особенности.

2 – что относится к вокальной музыке. Какие жанры? Ее особенности.

Ответы детей по группам:

 1 гр.: Вокальная музыка – музыка, предназначенная для исполнения голосом в сопровождении какого-либо инструмента или без него. Выражает чувства и образы с помощью слова под инструментальное сопровождение. Существуют такие жанры как, вокализ, песня, романс, серенада. Вокализ исполняется голосом без слов, а песня — это стихи и музыка.

Слушание А. Варламов «Горные вершины»

У.: Какой образ передаёт нам этот романс?

Д.: величие гор…

У.: Кто исполняет этот романс?

Д.: ответы

2 гр.: Инструментальная – это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты как сольно, так и в составе оркестра. Инструменты передают музыкальные образы с помощью средств музыкальной выразительности.

Слушание Ф.Мендельсон «Песня Венецианского гондольера»

У.: Это произведение относится к вокальной или инструментальной музыке?

Д.: инструментальной

У.: Что вы услышали? Что передаёт своей музыкой композитор?

Д.: волны, лодку

У.: Гондола – это лодка, а гондольер – человек, который стоя управляет лодкой. Это древняя профессия и существуют песни, которые гондольеры передают из поколения в поколение.

У.: С помощью чего композитор передал движение лодки по волнам?

Д.: С помощью средств музыкальной выразительности

У.: Верно! Серенада - это песня о любви к девушке, она исполняется под окном возлюбленной, а романс - это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает  чувства человека к природе, любви. Можно ли исполнить романс и серенаду без вокального исполнения?

Д.: ответы

У.: Конечно можно. Только тему (главную мелодию) серенады или романса берёт на себя какой-либо инструмент. Известно, что мелодия – душа музыкального произведения.

Учитель пишет на доске – гитара.

У.: Что можете рассказать об этом инструменте?

Д.: Струнный музыкальный инструмент гитара. Часто в сопровождении гитары поют романсы

У.: Гитара - известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар» - «струна».

У.: Слово «романс» - испанского происхождения. Так называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и других инструментов. Старинные русские романсы воспевают любовь, волнение, восторг, горечь разлуки и надежду на счастье.              

Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, ожидание встречи и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье. В России романс стал популярен в 19 веке. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композитор, о котором  мы сегодня поговорим, это Михаил Иванович Глинка. Многие из его романсов написаны на стихи близких друзей-поэтов. Среди них, русский поэт начала XIX века, Нестор Васильевич Кукольник. На стихи которого, в 1840 году, композитор Михаил Иванович Глинка сочинил вокальный цикл  “Прощание с Петербургом”. Среди романсов Цикла — “Жаворонок”.

Слушание романса «Жаворонок» М.И.Глинки

У.: Какой музыкальный образ предстал пред вашим воображением?

Д.: ответы

У.: Этот романс, М.Глинка написал, когда надолго уезжал из своего любимого города Санкт-Петербурга и передал всю горечь разлуки с любимым городом. Жанр Романса принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке. Почему?  

Д.: ответы детей

У.: Камерная музыка - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей  (от латинского  camera – комната).

В книге Б.В.Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс - это усложненный вид "комнатой", "домашней", салонной песни, ставшей более отзывчивой в отношении передачи лучших душевных настроений и поэтому тесно связанной с лирической поэзией». Таким образом, романс, как откровение героя, о котором  не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми. Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента - музыка и слово, но в каждом по-своему. В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе  раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Прочитать стихотворение Н.Кукольника «Жаворонок»

Между небом и землёй

Песня раздаётся,

Неисходною струей

Громче, громче льётся.

Не видать певца полей,

Где поёт так громко

Над подружкою своей

Жаворонок звонкий.

 

Ветер песенку несёт,

А кому — не знает.

Та, к кому она, поймёт,

От кого — узнает.

 

Лейся ж, песенка моя,

Песнь надежды сладкой...

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнёт украдкой.

11 июля 1840

У.: Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой?

Д.: Лирический, затрагивает тему русской природы

У.: Что передаёт композитор в аккомпанементе, во вступлении?

Д.: Пение жаворонка

Вокально-хоровая работа. Анализ мелодии, звуковедения. Разучивание романса «Жаворонок» М.И.Глинки

Подведение итогов урока.

Ребята, сегодня мы с вами поговорили о музыкальных образах, а так же о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в тесной связи искусств. В том, что искусства дополняют друг друга, а мы, любуясь картиной или слушая музыкальные и литературные произведения, видим те или иные образы, которые возникают в нашем воображении. Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

 

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас — романс

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умереть не позволяет.

О том, что я отстал от вас

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался...

Эти стихи принадлежат русскому поэту 20 века Вадиму Семернину, которыми я завершаю наш урок.

Я бы хотела узнать ваше мнение о полученных знаниях на уроке (рефлексия – карточки).

Д/з: Написать небольшое сочинение-размышление «Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в твоем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? (на примере романса М.Глинки «Жаворонок»).

До свидания. Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по музыке "Удивительный мир музыкальных инструментов" 3 класс

Материал предазначен для проведения внеклассных занятий по предмету "Музыка"для обучающихся 3 класса. В доступной игровой форме знакомит с   ударными, духовыми и струными инструментами....

6 класс - Урок № 1 - Удивительный мир музыкальных образов

Цели: o      Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, инструментальная баркарола и родство музыкальной и разговорной речи.o...

Удивительный мир музыкальных образов Урок музыки в 6 классе урок 1

Данный урок по программе "Музыка" в 6 классе авт Сергеева ГП, Критская ЕД. Конспект дополнен презентацией с интерактивным кроссвордом.Тема урока. Удивительный мир музыкальных образов....

Удивительный мир музыкальных образов

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса на тему "Удивительный мир музыкальных образов» по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...

Удивительный мир музыкальных образов.

1 урок по музыке в 6 классе. Раздел "Мир образов в вокальной и инструментальной музыке"...