Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по музыке
рабочая программа по музыке (5 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

Содержание программного материала данного предмета включает музыкальные сочинения для слушания и исполнения, вокальные упражнения. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_5_klass_fgos.doc125.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по учебному предмету «Музыка» 5 класс 1 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предназначена для учащейся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) 5 класса 1 вариант УП составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599.
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» 1 вариант УП;
  4. Учебный план КОУ.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Музыка/ Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой. 2013, автор И.А.Буравлева.

Виды музыкальной деятельности используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащейся входит: сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.

Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у обучающейся: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием обучающейся (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта.

Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

Основные виды контроля:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Цель программы:

Формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении и во время слушания музыкальных произведений.

Формы и методы работы по программе:

  • Индивидуальная работа

Задачи:

  • Формировать у обучающейся интерес к музыкальной культуре
  • Развивать умения вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные звуки и мелодии.
  • Развивать умения прислушиваться к словам песен, осмыслить их содержание.
  • Формировать эстетические ориентиры.
  • Формировать практические навыки сотрудничества со сверстниками в совместной деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программного материала данного предмета включает музыкальные сочинения для слушания и исполнения, вокальные упражнения. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. 

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащейся в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня-основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации.  Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. В формировании устойчивого интереса к пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение с учителем.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученице вспомнить полюбившиеся ей песни, сохранить их в своем репертуаре. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

  • Ребенок может слушать произведения;
  • Беседовать о характере, особенностях формы произведения;
  • Пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
  • Выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
  • Исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
  • Включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т.д.

3.Место в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т. е. 1 час в неделю (34 учебных недели)

1 четверть -      ч.                

2 четверть -      ч.

3 четверть -      ч.                  

4 четверть -      ч.

Год -                 ч.

                   4.Планируемые результаты

Личностные результаты:

Освоение обучающейся рабочей программы, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Музыка» для учащейся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

На уроках музыки будут формироваться следующие личностные результаты:

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • Владение навыками коммуникации и приятными нормами социального взаимодействия;
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающейся, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • Формирование эстетических потребностей и чувств;
  • развитие этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

      Предметные результаты: 

Предметные результаты включают освоенные обучающейся знания и умения, специфичные для учебного предмета «Музыка», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающейся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

  • Способность выразительно петь с выполнением динамических оттенков, ритмично и выразительно.
  • Способность различать знакомые танцы по их мелодии, ритмическому рисунку, уметь различать мелодии и сопровождение в песне.
  • Способность участвовать в игре на различных музыкальных шумовых инструментах, отмечать простейший ритмический рисунок в хлопках.
  • Способность эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений, выполнять движения различного характера с предметами и без них.

Минимальный уровень:

  • Узнавать прослушанное произведение;
  • Помнить название и композитора;
  • Участвовать в обсуждении темы;
  • Подбирать нужные слова для описания прослушанного произведения или песни с помощью учителя;
  • Прохлопывать (простукивать) прослушанный ритмический рисунок с помощью учителя;
  • Уметь пользоваться рабочей тетрадью под руководством учителя.

Достаточный уровень:

  • Узнавать прослушанное ранее музыкальное произведение;
  • Вспоминать название и композитора, написавшего прослушанное произведение;
  • Участвовать в обсуждении темы, в выделении основной мысли прослушанного музыкального произведения или песни;
  • При анализе прослушанного произведения или песни четко и правильно подбирать слова (предложения);
  • Прохлопывать (простукивать) прослушанный ритмический рисунок;
  • Различать части музыкального произведения (песни), с опорой на таблицу;
  • Уметь пользоваться рабочей тетрадью.

Система оценивания

Оценка по предмету «Музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития ребёнка, интенсивность формирования его музыкально- слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.

Тестовые задания; предлагаемые на уроке сопровождаются эталонами правильных ответов.

Диагностический инструментарий: в 5 классе диагностика проводится  в конце каждой четверти по системе бальной оценки.

Количество балов за выполнение практического задания

«5»

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, аккуратно, с соблюдением последовательности выполнения заданий

«4»

Обучающийся владеет основными музыкальными терминами, работа выполнена в заданное время с незначительной помощью учителя, достаточно аккуратно, имеются 2-3 ошибки и т. д.

«3»

Минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок и т. д.

Изучение предмета «Музыка» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия

  • Активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • Осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
  • Проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
  • Гордиться своими успехами и достижениями
  • Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки и живописи и др.;
  • Проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

                                             Коммуникативные учебные действия

  • Вступать в коммуникацию и поддерживать ее в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

                                    Регулятивные учебные действия

  • Осуществлять контроль в самостоятельной деятельности;
  • Осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
  • Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

5.Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Пение»

Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.

  • развитие навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера;
  • развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
  • работа над легким подвижным звуком и кантиленой.

                      Музыкальный материал для пения:

«По дороге с облаками» из м/ф «По дороге с облаками»; «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками»; «Утенок» из м/ф «Однажды утром»; Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром»; «Три белых коня» из к/ф «Чародеи»; «Чтоб могли на Марс летать» из к/ф «Новогодние приключение Маши и Вити»; «Моя Россия»; «Атланты»; «Эта школа – это дружный наш класс!»; «Воспитательница наша хороша»;

Раздел 2. «Слушание музыки»

-особенности национального фольклора.

- определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.

- закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

-снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

-закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.

-повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.

              Музыкальные произведения для слушания:

Великий русский композитор П.И.Чайковский.

Балет «Лебединое озеро»; Великий русский композитор С.В.Рахманинов.

Опера «Алеко»; Творчество норвежского композитора Эдварда Грига.

Пьеса «Пер Гюнт»; Творчество немецкого композитора Л.В.Бетховена. Симфония №3 «Героическая»; Музыкальный жанр – джаз; Музыкальный жанр - романс;  Творчество русского композитора М.П.Мусоргского.

Опера «Борис Годунов»; Творчество венгерского композитора Ференца Листа.

«Венгерская рапсодия №2»; Народное творчество России; Музыкальные стили в разные эпохи;

Раздел 3. «Элементы музыкальной грамоты»

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о музыкальном размере: 2/4, 3/4,4/4.


                                                           6.Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п

Тема  урока

Кол. часов

     Дата

Виды учебной деятельности

1

Разучивание песни «По дороге с облаками» из м/ф  «По дороге с облаками»

1

Слушание, заучивание, исполнение

2

Разучивание песни «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками»

1

Определение темп в музыке

3

4

Великий русский композитор П.И.Чайковский.

Балет «Лебединое озеро»

2

Слушание произведения

5

6

Великий русский композитор С.В.Рахманинов.

Опера «Алеко»

2

Слушание произведения

7

Разучивание песни «Утенок» из м/ф «Однажды утром»

1

Слушание, заучивание, исполнение

8

Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром»

1

Слушание, заучивание, исполнение

9

Разучивание песни «Три белых коня» из к/ф «Чародеи»

1

Слушание, заучивание, исполнение

10

Разучивание песни «Чтоб могли на Марс летать» из к/ф «Новогодние приключение Маши и Вити»

1

Слушание, заучивание, исполнение

11

12

Творчество норвежского композитора Эдварда Грига.

Пьеса «Пер Гюнт».

2

Слушание произведения, обсуждение

13

14

Творчество немецкого композитора Л.В.Бетховена. Симфония №3 «Героическая»

2

Слушание произведения, обсуждение

15

Музыкальный жанр  - романс.

1

Слушание произведения, обсуждение,

умения определять жанр.

16

Музыкальный жанр - джаз.

1

Слушание произведения, обсуждение,

умения определять жанр.

17

18

Разучивание песни «Моя Россия»

2

Слушание, заучивание, исполнение.

19

Разучивание песни «Атланты»

1

Слушание, заучивание, исполнение

20

Великие композиторы мира.

1

Слушание, размышление о музыкальных произведениях

21

22

Творчество русского композитора М.П.Мусоргского.

Опера «Борис Годунов».

2

Слушание произведения, обсуждение.

23

24

Творчество венгерского композитора Ференца Листа.

«Венгерская рапсодия №2»

2

 Слушание произведения, обсуждение

25

Народное творчество России.

1

Слушание произведения, обсуждение

26

Музыкальные стили в разные эпохи.

1

Слушание произведения, обсуждение, определение жанра

27

Разучивание песни «Эта школа – это дружный наш класс!»

1

Слушание, заучивание, исполнение

28

Разучивание песни «Воспитательница наша хороша»

1

Слушание, заучивание, исполнен определение темпа.

29

Творчество польского композитора Ф.Шопена. Нортюн №20, прелюдия №4.

1

Слушание, определение темпа, рассуждение.

30

Творчество польского композитора Ф.Шопена. Мелодия любви, соната №2 (часть 3).

1

Слушание, определение темпа, рассуждение.

31

32

Творчество русского композитора Дж. Верди. Опера «Риголетто».

2

Слушание, знакомство с композитором, определение темпа, рассуждение.

33

Повтор пройденных тем за год.

1

Закрепление материала, рассуждение.

34

Написание итогового теста по темам года.

1

Закрепление материала.

Итого

34

7.Материально-техническое и методическое обеспечение

  1. Абдулин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Академия.2004.
  2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества- М., 1995.
  3. Алеев В.В. Музыкальный словарь для учителя. – СПб., 1995.
  4. Апрксина О.А., Орлова Н., Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними// Музыкальное воспитание в школе. М., 1975 – вып.10.
  5. Бромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. - СПб, 1999.
  6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Аcadem, 1998.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.,2004.
  8. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
  9. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика – под редакцией Е.А.Медведевой - М., Аcadem А 2002.
  10. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании – М., 2001.
  11. Михайлова М.А.  Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
  12. Письмо МО РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/ 2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
  13. Программа специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. – Просвещение М., 2004.
  14. Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. – М.: Чистые пруды. 2006.
  15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. –м., 1985.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
  17. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  18. Шушарджан
  19.  С.В. Здоровье по нотам. – М., 1994г.

               

          - детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);

          -  народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);

          - звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;

          -оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;

        - персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным

      обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;

      - нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

     - дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением

      музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств  

      музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски,

      шапочки, костюмы сказочных персонажей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения

Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по предмету "Человек" 2 класс АООП вариант 1.4

Настоящая программа по предмету "Человек" 2 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможн...

Методическая разработка: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по столярному делу 7 КЛАССА первого варианта обучения, (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями)"

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу Технология (столярное дело) 7 а класс  Учебный план сформирован в соответствии с требованиями:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ &l...