Статья на тему:"Развитие речи у детей на музыкальных занятиях"
статья по музыке

Нечаева Наталья Васильевна

Статья на тему:"Развитие речи у детей на музыкальных занятиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvie_rechi_na_muz.zanyatiyah.docx21.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский сад №2 «Ласточка» городского поселения г. Семилуки  Воронежской области

                 

                       

      «Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду»

          Выступление на  педсовете

                                   

                                    Выполнила:

                                      Музыкальный   руководитель Нечаева Н.В.

                                       

                                      г. Семилуки

                                           2021год                

Тема: »Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду»

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.Выразительность музыки и речи сходна.

И в музыке, и в речи очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.

Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.

Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.

Музыкальные занятия включают в себя такие составляющие как: пение, музыкально - ритмические движения, слушание музыки, игровое и танцевальное творчество.

      Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».

Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает:

- речевое дыхание,

- голос,

- формирует чувство ритма и темпа,

- улучшает дикцию,

- координирует слух и голос.

Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение по слогам способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника.

Этот вид деятельности способствует: формированию слухового внимания,

развитию эмоциональной отзывчивости; развитию звуко-высотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.

Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей.

Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.

Музыкально - ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика. Так, установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.

Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика.

Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: бутылочки, коробочки, крышки и т.д.

Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.

Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.

При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.

Список используемой литературы:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации-2-е изд., исп, и доп. М.: Мозаика-синтез, 2006

2.С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

3. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4. Е.А. Судакова «Где живет музыка», Детство-Пресс, 2018 г.

5.С.В. Конкевич «Мир музыкальных образов», Детство-Пресс, 2018 г.

6. В.  Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Лань 1998 г.

7.И. Каплунова «Наш весёлый оркестр» Санкт-Петербург, Невская нота, 2013 8. «Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. ФГОС ДО» О.П. Радынова, изд. «Сфера» 2019

9. Ступеньки музыкального развития Е.А. Дубровская, Москва, Просвещение, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»

Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие  речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...

Статья на тему: «Развитие интереса у детей к математике».

В призентации содержатся примеры собственного опыта работы учителя в направлении развития интереса к математике....

Статья на тему: «Развитие речи учащихся как средство формирования способности детей самостоятельно учиться и общаться с людьми».

В учебном процессе большое внимание уделяется мною поиску учащимися языковых средств выражения собственных мыслей, воспитанию бережного отношения к слову, умению излагать и аргументировать свою точку ...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Главная цель - формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческ...

Статья на тему: «Нарушения речи у детей с отклонениями в умственном развитии»

Статья содержит информацию о детях с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи. Подробно рассматриваются причины возникновения речевых нарушений у детей, классификация речев...