Статья на тему:"Развитие речи у детей на музыкальных занятиях"
статья по музыке
Статья на тему:"Развитие речи у детей на музыкальных занятиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvie_rechi_na_muz.zanyatiyah.docx | 21.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» городского поселения г. Семилуки Воронежской области
«Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду»
Выступление на педсовете
Выполнила:
Музыкальный руководитель Нечаева Н.В.
г. Семилуки
2021год
Тема: »Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду»
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.Выразительность музыки и речи сходна.
И в музыке, и в речи очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.
Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.
Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.
Музыкальные занятия включают в себя такие составляющие как: пение, музыкально - ритмические движения, слушание музыки, игровое и танцевальное творчество.
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».
Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает:
- речевое дыхание,
- голос,
- формирует чувство ритма и темпа,
- улучшает дикцию,
- координирует слух и голос.
Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение по слогам способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника.
Этот вид деятельности способствует: формированию слухового внимания,
развитию эмоциональной отзывчивости; развитию звуко-высотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.
Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей.
Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.
Музыкально - ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей.
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика. Так, установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.
Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика.
Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: бутылочки, коробочки, крышки и т.д.
Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.
Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.
При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.
Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.
Список используемой литературы:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации-2-е изд., исп, и доп. М.: Мозаика-синтез, 2006
2.С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»
3. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4. Е.А. Судакова «Где живет музыка», Детство-Пресс, 2018 г.
5.С.В. Конкевич «Мир музыкальных образов», Детство-Пресс, 2018 г.
6. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Лань 1998 г.
7.И. Каплунова «Наш весёлый оркестр» Санкт-Петербург, Невская нота, 2013 8. «Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. ФГОС ДО» О.П. Радынова, изд. «Сфера» 2019
9. Ступеньки музыкального развития Е.А. Дубровская, Москва, Просвещение, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»
Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...
Статья на тему "Развитие творческих способностей детей средствами современных художественных технологий"
информация о видах современных художественных технологий...
Статья на тему: «Развитие интереса у детей к математике».
В призентации содержатся примеры собственного опыта работы учителя в направлении развития интереса к математике....
Статья на тему: «Развитие речи учащихся как средство формирования способности детей самостоятельно учиться и общаться с людьми».
В учебном процессе большое внимание уделяется мною поиску учащимися языковых средств выражения собственных мыслей, воспитанию бережного отношения к слову, умению излагать и аргументировать свою точку ...
Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Главная цель - формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческ...
Статья на тему: «Нарушения речи у детей с отклонениями в умственном развитии»
Статья содержит информацию о детях с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи. Подробно рассматриваются причины возникновения речевых нарушений у детей, классификация речев...
Презентация музыкального руководителя - Развитие речевых интонаций детей на музыкальных занятиях
Что такое речевые интонации и как с ними работать...