Статья на тему: "Средства и методы организации музыкального самообразования школьников"
статья по музыке

статья

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Средства и методы организации музыкального самообразования школьников».

Учитель:

Смольская Елена Евгеньевна

Санкт-Петербург

2021

Последние десятилетия цели обучения в школе меняются, меняются методы и формы преподавания, но что остается неизменным – необходимость научить учащихся учиться самостоятельно, сформировать у них данную потребность и дать методы и способы самостоятельной работы.

Музыкальное самообразование формирует музыкальный слух, нравственно-эстетическое восприятие, музыкальное восприятие.

Существует 2 направления в самообразовании:

- самообразование, включающее в себя содержание музыкальных занятий;

- самообразование, которое выходит за рамки общеобразвоательной программы.

Средства организации музыкального самообразования школьников

  1. книги и журналы музыкальной тематики,
  2. аудиовизуальные материалы,
  3. самоучители игры на музыкальных инструментах
  4. интернет(может включать  себя все вышеперчисленные средства)

Особое место среди учебно-методических изданий, направленных на музыкальное самообразование учащихся, занимает пособие Е.И. Юдиной «Первые уроки музыки и творчества». Эта оригинальная авторская методика сориентирована на музыкально-творческое саморазвитие детей под руководством учителя и родителей. По замыслу автора, ребенок может заниматься и самостоятельно, без помощи взрослых. Музыкально-творческие задания охватывают разнообразные виды художественной деятельности детей.

В качестве примера учебной литературы для детей более старшего возраста, можно привести учебник Е.В. Николаевой «Эти разные-разные инструменты». Его цель – пробудить интерес к русской народной музыкальной культуре.

Подросткам и старшим школьникам адресовано пособие В.И. Петрушина «Слушай. Пой. Играй». Автор предлагает рекомендации по приобщению к активному музицированию (игра на гитаре, пение).

В рамках дополнительного образования проблемой самообразования занимается В.Г. Ражников. В «Дневнике творческого развития» он выделяет художественно-игровую сторону музыкального образования в инструментально-исполнительском классе, предоставляя возможность ученику запечатлеть свои творческие достижения в той или иной изучаемой пьесе.

К аудиовизуальным материалам для формирования навыка самообразования можно отнести:

  • художественные музыкальные видеопрограммы,
  •  музыкальные телевизионные программы культурно-просветительского образовательного характера,
  •  учебные программы.

1.Художественные музыкальные теле- и видеопрограммы

К данному жанру можно отнести музыкальные мультипликационные фильмы (например, «Аве Мария» на музыку Ф. Шуберта, режиссер И.П. Иванов-Вано, мультипликационный фильм «Времена года», режиссер И.П. Иванов-Вано, где представлены телевизионная интерпретация музыки П.И. Чайковского). К этому же виду экранного материала относятся телевизионные интерпретации опер и балета как новых видов функционирования музыкального искусства.

2. При знакомстве детьми с эстрадными стилями и жанрами могут быть использованы телевизионные концерты эстрадной музыки ; теле- и киномюзиклы (например, «Вестсайдская история» (киномюзикл режиссера Роберта Уайза, балетмейстера Джерома Роббинса, композитора Леонардо Бернстайна), «Атлантида», «Скрипач на крыше», «Призрак оперы»).

3. Учебные программы

Разработано огромное количество учебных программ, которые будут способствовать реализации поставленной цели на любом этапе развития учащихся.

Каждая форма самостоятельной внешкольной работы обладает особенными, уникальными возможностями привлечения учащихся к музыке, помогающими раскрывать перед ними богатство и многообразие музыкального искусства, формирование у них потребности в общении с ним. Но именно педагог на уроках музыки своим профессионализмом и энтузиазмом может сформировать потребность у учащихся к саморазвитию и самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на 4 Международном педагогическом форуме г.Санкт-Петербург Метод проектов.Организация исследовательской деятельности школьников

        Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в облас...

«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»

Выступление на заседании методического объединения воспитателей...

Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»

Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ» Цель самообразовательной работы – создание  условий для развития ...

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"

Индивидуальная тема самообразования.              "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

Методическая разработка по информатике и ИКТ. Тема "Организация процесса самообразования через методы проблемного обучения на уроках информатики"

Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программиров...