Разработка урока музыки в 7 классе "Пушки говорили ,но музы не молчали"
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Цимбалюк Антонина Викторовна

В основе данного урока лежит патриотическое воспитание подрастающего поколения. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     «Пушки говорили, но музы не молчали»

 Д.Д. Шостакович Симфония №7 «Ленинградская»

Цель урока: Создать условия для восприятия образа войны, стремления к победе через музыку и слова.

Задачи урока:

 Образовательные

- знакомство учащихся с Симфонией № 7 Д. Шостаковича, определение   ее исторической роли;

- определение особенностей построения, приемов, средств музыкальной выразительности используемых композитором;

- закрепление понятия симфония, музыкальный образ;

   Развивающиеся

- развитие эмоционально-образного мышления в процессе восприятия музыкального произведения;

- развитие познавательного интереса к данному историческому факту;

- развитие умение учащихся анализировать, сопоставлять;

- развитие вокально-хоровых навыков, памяти, мышления, исполнительских задач;

 Воспитательные

- воспитание культуры слушания;

- воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;

- расширение кругозора учащихся через знакомство с музыкальным   произведением

Методы:

- словесный

- наглядный

- эмоциональной драматургии

Виды деятельности:

- слушание

- участие в размышлении о музыкальном произведении

- анализ

- вокально-хоровая работа

Тип урока – комбинированный.

Оборудование:

- компьютер

- музыкальный центр

- фортепиано

- проектор

Материалы:

- слайдовая презентация

- голос Ю. Левитана

- песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача

- музыкальные фрагменты из Симфонии №7 Д. Шостаковича

- нотный материал

- текст песни «Это просто война» Г. Кропивского

- музыкальная фонограмма

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие детей.

Звучит голос Ю. Левитана и 1 куплет «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

2. Работа по теме. Актуализация знаний.

-О каких жизненных событиях нам напомнили данный голос, песня и фотография?

Слайд 1-2

- Да, о Великой Отечественной войне, а точнее о блокадном Ленинграде.

- Что вы знаете об этом событии?

Слайд 2

Сорок первый в Ленинграде - это блокада. Это холод и мрак, это обстрелы и бомбежки, это крохотный кусочек хлеба на весь день, это обледеневшие набережные Невы и проруби, к которым тянутся за водой изможденные и голодные люди.

Сорок первый это не только ужас и смерть. Это несокрушимая воля советских людей, вера в победу, это тяжелый и упорный труд во имя победы.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда и 900 дней длилась.          - Обратите ваше внимание на строки Николая Савкова «Пушки говорили, но музы не молчали»

Слайд 3

- Как вы понимаете это выражение?

 - Николай Савков, солдат- артиллерист 42 армии, написавший стихотворение во время секретной операции под названием «шквал» 9 августа 1942 года, посвященное премьере 7 Симфонии Д. Шостаковича. (прочитать стих-е)

 «Пушки говорили, но музы не молчали» Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Шостаковича - это и есть тема нашего урока.

- Как и многие ленинградцы   Дмитрий Шостакович- русский композитор, дежурил во время налетов на крыше консерватории, а в свободное от дежурств время в своем не отапливаемом кабинете, голодный и усталый сочинял симфонию.

Слайд4

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою Седьмую Симфонию»

- Что такое симфония? (музыкальное произведение для симфонического оркестра состоящее из 4 частей)

- В какой форме написана 1 часть? (сонатной )

- Из каких разделов состоит сонатная форма? (3 раздела – экспозиция, разработка, реприза)

- Назовите основные темы экспозиции? (Главная и Побочная темы)

Слайд 5

- Мы с вами послушаем фрагмент из 1 части Симфонии - « Нашествие ».

Слайд 5

Исполнить на ф-но Главную тему. Показать на слайде в нотном изображении.

Слайд 6

- Какая по характеру Главная тема? (мужественная, размашистая, героическая, величественная, маршевая)

Слушать в оркестровом исполнении Главную тему.

Исполнить Побочную тему и показать в нотной записи.

Слайд 6

- Какая по характеру Побочная тема? (лирическая, светлая, спокойная, ощущение покоя, тишины)

 Слушать в оркестровом исполнении.

- Музыка изобразительна? Что изображает?

- Какой музыкальный образ мы услышали в этих темах? (образ Родины и русского народа – широкие просторы нашей страны, песня о мирном труде и счастливой жизни  советских людей )

Слайд 7

- Так заканчивается экспозиция и дальше в музыке появляется барабанная дробь, эпизод-нашествия вместо разработки.

Исполнить на ф-но и показать в нотной записи.

Слушать в оркестровом исполнении.

- Какой характер? (четкий, отрывистость мелодии, маршевый)

- Что изображает эта тема? (приближение разрушительной силы)

- Как называется способ развития в музыке, когда тема с каждым новым повтором видоизменяется? (вариация)

- Эпизод-нашествия построен в форме вариации их 11.( в 8 вариации тема достигает устрашающей звучности, в 9 появляется мотив стона, а в 10 и 11 надвигающая сила идет прямо на слушателя и вдруг резко начинает звучать мотив сопротивления (показать на ф-но). Образу фашистов противостоит образ Родины. Это борьба зла и добра.

Слушать в записи оркестра.

- Реприза – реквием жертвам войны.

- Ребята, что вы почувствовали слушая такую музыку?

- Какое бы вы дали название?

- Композитор назвал – Симфония №7 «Ленинградская»

Слайд 8

- 9 августа 1942 года «Ленинградская» Симфония звучала на сцене под руководством дирижера Карла Элиасберга. Зал был полон и даже не выключался свет. В этот час под Ленинградом гремели пушки, шла операция «шквал». Концерт транслировался по радио на весь город. Фашисты также слышали её «…именно в этот день мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть и голод, и смерть»

- Как вы  думаете чем была музыка для ленинградцев?

- Д. Шостакович сочинил симфонию для того, чтобы поддержать жителей города, поднять дух патриотизма и веру в победу. Симфония приблизила день освобождения Ленинграда и День Победы. Музыка была необходима людям во время войны, она им придавала силы и уверенность в себе.

Музыка это оружие, которое может сразить врага.  В суровые годы войны музы не молчали, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов. Велик тот народ, который в лихую годину создает великие произведения искусства.

- Актуальна эта музыка в наше время?

Слайд 9

- Сколько песен посвящается событиям Великой Отечественной войны и в наше время.

- Теме нашего урока созвучна современная песня автора Григория Кропивского «Это просто война». Мы с вами разучим её.

Слайд с текстом 10

Показ 1 куплета и припева.

Разучивание:

- вокально-хоровая работа

- эмоционально-осознанное отношение

- Какие чувства вызывает песня? (чувство патриотизма, печали, памяти о павших героях войны)

 Выразительное исполнение песни.

Домашнее задание: сделать иллюстрацию к эпизоду нашествия.

Выставление оценок:

- всех благодарю за работу на уроке, оценивая всех ребят!

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Пушки говорили, но музы не молчали

Методическая разработка к дню снятия Блокады Ленинграда...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...