Конспекты уроков - 7 класс
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Кожевникова Юлия Сергеевна

Конспекты уроков - 7 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс 7

Тема урока музыки:  «Симфоническая музыка Л. В. Бетховена и Ф. П. Шуберта»

Цель: Формирование представления учащихся о симфонической музыке посредством, через знакомство с творчеством композиторов Л. В. Бетховена  и Ф. П. Шуберта.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование эстетических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  2. Метапредметные: Расширение кругозора и умения рассуждать, умение сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения.
  3. Предметные: углублять представление учащихся о симфонической музыке, через знакомство с творчеством Л. В. Бетховена "Симфонией №5" и Ф.П. Шуберта "Неоконченная симфония"; слушать и анализировать прослушанные произведения.

Тип занятия: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод, метод размышления о музыке, наблюдения за музыкой, метод музыкального обобщения, метод музыкального собеседования.

Материалы и оборудование: ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, текст песни

Музыкальный репертуар:

  1. Л.В. Бетховен - «Симфония №5 » фрагмент 1 и 4 часть
  2. Ф.Шуберт - «Неоконченная симфония»
  3. В. Цой -  «Звезда по имени Солнце»

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин)

1

Организационный момент

Личностные УУД- проявление эмоциональной отзывчивости.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Сергеевна сегодня я проведу у вас урок музыки.

- Прежде чем начать наш урок, предлагаю вам разгадать кроссворд, но он необычный, а музыкальный.

- Ребята, а какое же ключевое слово у вас получилось?                -Правильно! Что такое симфония ?

- Симфония - это большое произведение для симфонического оркестра, состоящие, как правило из четырех частей, связанных между собой одной темой.

- Кто исполняет симфонии?

- Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра.

- Вы действительно правы, все эти инструменты входят в состав симфонического оркестра, но вы перечислили не все.

 -Посмотрите на экран какие еще существуют группы инструментов входящих в этот состав.

- Перед вами портреты двух личностей. Скажите кто они такие?

- Вам они знакомы? Назовите их имена?

-Второй композитор Ф. Шуберт                                    

- Как вы думаете: эти композиторы как то связан с нашим уроком?

- Совершенно правильно ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с австрийским композитором Францом Шубертом и немецким композитором Людвигом ваном Бетховеным  и с их знаменитыми симфониями .

- Как вы думаете как будет называть тема сегодняшнего урока

- Правильно! Запишите тему урока в тетрадь: Симфоническая музыка Л.Бетховена и Ф. Шуберта.

-Здравствуйте.

(решение кроссворда)

Симфония

(ответы детей)

- Симфонический оркестр.

- Скрипка, контрабас, альт, флейты, барабаны

- Композиторы.

- Бетховен...

- Да

- Симфоническая музыка в творчестве Бетховена и Шуберта

(Запись темы в тетрадь)

5

2

Организация слушательской деятельности

П. умение определять основные настроения и характер музыкальных произведений

Р. адекватно воспринимать предложения учителя.

К. рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительности, контрастах.

Попрошу в своих тетрадях нарисовать таблицу, как показано на слайде.  И первый композитор - это Л. В. Бетховен.

- Бетховен - немецкий композитор, дирижер,  пианист,  дирижер . Он оставил огромный след в истории музыки. В 26 лет начал терять слух и понимает, что глухота неизлечима. Он продолжает писать дальше музыку и в 44 года окончательно теряет слух, но не бросает писать музыку.

- Ребята,  а задумывались вы когда - нибудь, что чувствует человек когда лишается способностью слышать звуки? Что происходит с ним?

Как думаете, тяжело было писать музыку Бетховену не слыша звуки мелодии?

- Действительно. Он слышал музыку у себя в голове и творил своими ощущениями. И сегодня мы познакомимся с его 5-ой симфонией.

Запишите в тетрадь:Симфония №5

Начнем с 1 части. Симфония начинается с мотива-эпиграфа. Что такое эпиграф?

-Эпиграф-краткое изречение, передающее основную мысль.

- Услышав мотив, который вы наверняка уже знаете, какую же мысль он нам передает?

- Как звучит мотив ?

- Какие возникли у вас ассоциации, прослушав этот мотив?

- Этот мотив называется - "Мотив судьбы человека". И вы правильно отметили, что этот мотив похож на стук в дверь. "Так судьба стучится в дверь". Здесь мы слышим тему борьбы человека и судьбы. И мы слышим, что в этой части у нас побеждает судьба. Как вы уже сказали мотив эпиграфа звучит по разному: то грозно и близко, то далеко и глухо.

- А как вы думаете кто  же победит в этой борьбе: человек или судьба.

- Сейчас мы и проверим. Прозвучит финал симфонии, 4 часть. Что же мы услышим победу человеческого духа или поражение?

- Совершенно верно, композитор раскрывает замысел: "От мрака к свету, через героическую борьбу к победе". Как вы понимаете это выражение?

- Второй композитор - Франц Шуберт - великий австрийский композитор. Основоположник романтизма в музыке. Главное в его творчестве место занимают песни. Но сегодня мы познакомимся с его Неоконченной симфонией. Запишите в тетрадь название.

- Почему же такое название? Она имеет лишь 2 части. В фортепианном варианте у композитора были наброски еще одной части, но в партитуру он записал только 2.

- Сейчас мы прослушаем эту симфонию и вы попытаетесь ответить на вопрос чем она отличается от симфонии Бетховена? Какие инструменты вы услышали?

- Правильно! Та симфония была героическая, а эта несет лирический характер. Здесь композитор хотел передать внутренний мир человека, который ощущает свое единство с окружающим миром. Слышно, как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоение.

(Ответы детей)

-  Да

(Ответы детей)

Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Грозно, сильно. Как будто кто -то стучит в дверь.

 

(ответ детей)

-Человеческий дух и воля побеждают.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Музыка Лирическая, мягкая.

Скрипки, флейты, виолончели

- Темп: Медленный, все звучало тихо

15

3

Организация исполнительской деятельности

 Л – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Р - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

- Итак мы разобрались, что каждый из этих композиторов при написание своего произведения передает и вкладывает те эмоции, которые он ощущает к своей жизни и окружающему миру. Как думаете, а современные композиторы и певцы вкладывают свои эмоции и чувство в произведения?

- Действительно, и сегодня мы посмотрим как знаменитый рок - музыкант Виктор Цой вложил все эмоции в песни "Звезда по имени солнце"

- Послушайте внимательно и скажите о чем эта песня?

- А теперь мы ее разучим.

(Распевание, дыхательное упражнение, разучивание песни)

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми
- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест.

- У вас очень хорошо получилось!


- Да

- (Ответы детей)

Учащиеся поют

Учащиеся поют

15

4

Итог урока

Р – подведение итогов .

- Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась.

Сейчас мы проверим как вы запомнили материал урока:

1 Симфония - это....

    А)произведение для симфонического оркестра, состоящие, из 4х частей, связанных одной темой.

     Б)жанр вокальной музыки, 4х частного строения

     В) жанр оркестровой музыки, состоящий  из 1 части.

2. Сколько частей в симфонии?

     А) 1 Б) 6 В) 4 Г)2

3. Выберите  инструменты входящие в симфонический оркестр.

     А) Флейта

     Б) Саксофон

     В) Волторна

     Г) Электрогитара

4. Назовите композиторов с которыми мы сегодня познакомились?

5. Как называется песня, которую мы сегодня с вами исполняли?

- А

- В

- А, В

- Бетховен, Шуберт

-"Звезда по имени Солнце"

3

5.

Рефлексия

Р. Оценка собственной работы

-Сейчас в тетрадях оцените свою работу, если вы выполнили этот пункт, добавляем один балл.
1.Внимательно слушал музыку
2.Отвечал на вопросы
3.Старательно исполнял песню
4.Делал записи в тетрадь
5.Слушал ответы товарищей

Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно 

пели, играли, импровизировали - Молодцы!
- Урок окончен, спасибо, до свидания.

2



Предварительный просмотр:

Класс 7

Тема урока музыки: П. И. Чайковский «Симфония №5 »

Цель: Расширение представления учащихся о симфонической музыке, через знакомство с творчеством композиторов П. И. Чайковского «Симфония №5».

Планируемые результаты:

  1. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование эстетических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  2. Метапредметные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; умение научиться определять и формулировать тему и проблему урока; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения.
  3. Предметные: углублять представление учащихся о симфонической музыке, через знакомство с творчеством П. И. Чайковского "Симфонией №5"; слушать и анализировать прослушанные произведения.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод, метод размышления о музыке, наблюдения за музыкой, метод музыкального обобщения, метод музыкального собеседования.

Материалы и оборудование: ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, текст песни

Музыкальный репертуар:

  1. П. И. Чайковский - «Симфония №5 » фрагмент 3 и 4 часть
  2. Слова Е. Агранович, музыка  Р. Хозак  - «От героев былых времен

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Организация слушательской деятельности.
  3. Организация исполнительской деятельности.
  4. Итог урока
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин)

1

Организационный момент

Личностные УУД- проявление эмоциональной отзывчивости.

- Здравствуйте, ребята.

- Сейчас я одному из вас дам небольшой текст, который нужно будет рассказать.

- Напомните мне, что мы изучали на прошлом уроке? Как называлась тема урок?

- Совершенно верно! Что такое симфония?

- Кто исполняет симфонию?

- Назовите инструменты, которые входят в состав  симфонический оркестр?

- Назовите композитора и его симфонии, которые мы слушали на прошлом уроке?

- Верно! Сегодня мы продолжаем знакомиться с жанром симфония. И послушаем еще одну 5 Симфонию. Композитора вы угадаете сами. Сейчас  я приведу вам несколько высказываний об известном композиторе. Попытайтесь его узнать:

- Он был удивительно чутким и душевным человеком.

-Он написал три балета на сказочные сюжеты.

Ему принадлежат циклы «Времена года» и «Детский альбом»

-Его имя носит Челябинский институт искусств.

- Правильно, это Пётр Ильич Чайковский. Сформулируйте тему нашего урока?

- Верно! Петр Ильич Чайковский "Симфония №5" запишите тему в тетрадь.

-Здравствуйте.

Симфоническая музыка Л. В. Бетховен и Ф. П. Шуберт

- Симфония - это произведение для симфонического оркестра, состоящие из 4 частей, связанных между собой одной темой.

- Симфонический оркестр

- Флейта, скрипка, виолончель, альт, контрабас, туба, труба и т.д.

- Л.В. Бетховен - Симфония №5

Ф.П. Шуберт-Неоконченная симфония

- П. И. Чайковский

- П. И. Чайковский "Симфония №5"

(Запись темы в тетрадь)

5

2

Организация слушательской деятельности

П. умение определять основные настроения и характер музыкальных произведений

Р. адекватно воспринимать предложения учителя.

К. рассуждать о музыке, её характере, средствах выразительности, контрастах.

Итак. Кто же такой П. И. Чайковский? А это нам расскажет (Имя ученика, который в начале урока получил текст биографией композитора).

П. И. Чайковский написал Симфонию о жизни и судьбе, роковых силах, мешающих человеку, и  его устремлениях к свету и радости.  

Сам композитор говорил" «Мотив всех умствований — есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти».

- В данной формулировке можно увидеть, в каких тяжелых душевных напряжениях работал Чайковский. Он думал о своей уходящей жизни и этого его тревожило.

- Как мы знаем любая симфония состоит как правило из скольких частей?

-Правильно! Запишите:

1 часть: Andante (Не спеша)- марш - траурный, сумрачный, тревожный.

2 часть: Andante cantabile (Медленно и певуче) - образ одинокой души, стремящейся ввысь. Звучат струнные инструменты, духовые. Лирическая, но в середине звучит кульминация- мощная "аккорд смерти". Тема рока  .

3 часть: Вальс. Сейчас мы послушаем. Как думаете какой вальс будет по характеру, какой темп будет?

- Сейчас попрошу взять карандаши и во время слушание изобразить на листе, то что вы представили во время.

4 часть: Финал. Как думаете какой будет финал?

- Интересно! Сейчас мы с вами это проверим и ответим на вопросы:

1 Какие инструменты звучали?

2. Какой характер музыки? На что похожа была музыка?

3. Подчиняется ли тема рока общей радости, то есть, оказывается ли она побежденной, или это его – рока – победа и торжество 

( записывают сведенье о композиторе в тетрадь)

-Состоит из 4частей

(Запись в тетрадь)

- Легкий, нежный, лирический. Темп будет умеренный.

(Ответы детей)

- скрипки, альт, виолончель, трубы, тубы

- Похожа на марш. Музыка торжественная, величава, сильна, мужественная.

(Ответы детей)

15

3

Организация исполнительской деятельности

 Л – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле.

Р - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

- Скажите какой праздник к нам приближается ?

-Верно! День победы! С помощью чего поднимали боевой дух ?

- Какие военные песни вы знаете?

- Послушайте внимательно и скажите о чем эта песня?

("От героев былых времен")

- А теперь мы ее разучим.

(Распевание, дыхательное упражнение, разучивание песни)

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми
- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест.

- У вас очень хорошо получилось!

- 9 мая

-  С помощью песен

- Журавли, Катюша, синий платочек и т. д
- О героях ВОВ, воспоминание солдата ВОВ

- Да

- (Ответы детей)

Учащиеся поют

Учащиеся поют

15

4

Итог урока

Р – подведение итогов .

- Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась.

Сейчас мы проверим как вы запомнили материал урока:

1 Что такое симфония?

2. Композиторы которые писали симфонии?

3. Сколько частей в Симфонии Чайковского?

4. Назовите части симфонии №5?

- Бетховен, Шуберт, Чайковский

-4 части

-Andante, Andante cantabile, Вальс, Финал

3

5.

Рефлексия

Р. Оценка собственной работы

-Попрошу сейчас немного сказать свои впечатления об уроке выбрав начало фразы:

-Сегодня я узнал...

-Было интересно....

-Было трудно...

-Меня удивило...

-Теперь я могу....

-Я смог....

- Я приобрел...

- Мне захотелось....

Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно 

пели, играли, импровизировали - Молодцы!
- Урок окончен, спасибо, до свидания.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...