Конспекты уроков в начальной школе
план-конспект урока по музыке

Валеева Екатерина Равилевна

Эти конспекты были использованы мной на преддипломной практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1b.docx24.68 КБ
Файл 1b.docx27.37 КБ
Файл 2a.docx29.73 КБ
Файл 2a.docx27.5 КБ
Файл 4_a.docx30.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 06.04.2021

Учитель музыки – Гриценко О.И

Школа: №45

Класс: 1 «Б»

Студентки ЧПК№1: Валеевой Е.Р

Группы: 40

Тема урока: «Мамин праздник».

Цель: Умение анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования.

 Планируемые результаты:

  1. Личностные: Этические чувства, уважительное отношение к родным, матери, бабушке; положительное отношение к музыкальным занятиям.
  2. Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; контролирование и оценивание процесса и результата деятельности.

Предметные: Умение анализировать музыкальные сочинения, выразительно исполнять псени.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы:  Словесный (беседа),  наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, собственный показ, наглядный, муз.обобщения.
Материалы, оборудование: флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: П.И.Чайковский «Мама» из цикла «Детский альбом»; А.Филиппенко «Песенка про солнышко».

Структура урока:

1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока









                                                                                                            Конспект

     Этап урока

                   УУД

                Деятельность учителя

  Деятельность ученика


Мин

1.

Орг. Момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- За окном уже тают сугробы, солнце светит все ярче, на прошлом уроке мы с вами проводили масленицу. Значит, какое сейчас время года?

- Действительно, но весна нам принесла не только тепло, а ещё и замечательный мамин праздник! Как называется этот праздник? Кто может точно сказать?

- Кого вы будете поздравлять в первую очередь с этим праздником?

- Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего урока?

- Правильно! С давних времен сохранились традиции почитания матерей-хранительниц домашнего очага. Скажите, а какие ваши мамы?

Дети заходят в класс и здороваются с учителем.
- весна

- 8 марта.

- Мам, бабушек, учителей.

- Мамин праздник.

- Добрые, нежные, заботливые.

10

2.

Организация слушательской деятельности.

Р(принимать учебную задачу

и следовать инструкции учителя)

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

- Вы мне рассказали о своих мамах, и я сразу представила их образ. Послушайте музыкальную пьесу и скажите, какие чувства она у вас вызвала.

Звучит пьеса «Мама» П.И. Чайковский.

-С помощью чего композитор передал эти чувства?

- Какие образы вам нарисовала музыка?

- Вы все правильно сказали, как вы думаете, какое может быть название этой пьесы?

- Правильно, это пьеса называется «мама», а написал этот музыкальный портрет П.И.Чайковский. Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверно, такими были воспоминания самого Чайковского о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, и её красивый голос.

Показ портрета мамы Чайковского.

- Какое у вас настроение в преддверии весеннего праздника 8 марта?

- Нежные, теплые.

- Плавная, нежная, напевная, убаюкивающая.

- Весна, мама.

- Мама.

- Солнечное, радостное, праздничное.

15

3.

Организация исполнительской деятельности.

П(расширять свои представления о музыке)
П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания). Л (эмоционально воспринимать песню).

- А чтобы солнышко грело ещё теплее и вокруг все расцветало, мы с вами разучим «Песенку про солнышко» А.Филиппенко.
- Для начала, мы с вами разомнем наш голосовой аппарат. Выполним пару дыхательных упражнений.
- Хорошо. А сейчас мы с вами распоемся.
- Я попрошу сначала девочек спеть, а потом мальчиков. И узнаем кто лучше спел.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные: - Повтор одного звука; скачки; дикция.

 Нисходящее движение мелодии. Ритмические; -пунктирный ритм

Собственный показ; Слуховая наглядность;
Показ звуковысотности; Хормейстерский жест;

- У вас отлично получилось.









Дети повторяют за учителем, поют.

10

4.

Итог.

Л (способность усвоения теоретических знаний)

- Давайте мы с вами поделимся на небольшие команды и ответим на вопросы.
1. С какой музыкальной пьесой мы сегодня познакомились? (Мама)

2. А кто её написал? (Чайковский)

3. Как называется песенка, которую мы начали разучивать? (Песенка про солнышко)

4. Кто эту песенку написал? (А.Филиппенко)

- Сейчас я вам раздам карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу  работу на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

не понял

- Спасибо за урок, до свидания



- Отвечают на вопросы.


До свидание.

5



Предварительный просмотр:

Дата: 26.04.2021

Учитель музыки – Гриценко О.И

Школа: №45

Класс: 1 «Б»

Студентки ЧПК№1: Валеевой Е.Р

Группы: 40

Тема урока: « Музыка в цирке»

Цель: Знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов, их выразительными и изобразительными возможностями.
Планируемые результаты:

  1. Личностные:Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
  2. Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

Предметные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации через произведение И.С. Бах «сюита для лютни» соль минор.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы:  Словесный (беседа),  наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод музыкальных обобщений, наглядный, муз.обобщения.
Материалы, оборудование: флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: Бабка ёжка, Мультфильм «Ну погоди в цирке», «Выходной марш» И.Дунаевский, И.О.Дунаевский «Галоп», «Клоуны» Д. Кабалевский.

Структура урока:

1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока









                                                                                                            Конспект

     Этап урока

                   УУД

                Деятельность учителя

  Деятельность ученика


Мин

1.

Орг. Момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- Внимание, дорогие ребята, уважаемые зрители! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в удивительном, увлекательном и немного волшебном мире, где каждое представление – праздник. А вы догадались, о каком праздничном представлении я говорю? 

-  Поднимите руки те, кто из вас был когда-нибудь в цирке?

Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались?

- Правильно. Может у вас получится сказать тему урока. Запишите её.

- Заяц и волк  пригласили нас в цирк и прислали письмо. Я его вам зачитаю:  «Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц».

Давайте поможем зайцу и волку! Для начала я предлагаю просмотреть начало мультфильма «Ну погоди в цирке» без музыкального сопровождения. Представим, что волк прав, и музыка в цирке не нужна.

- Мультфильм «Ну погоди в цирке» без музыки.

- кажите, поняли ли вы, что волк и заяц находятся в цирке? Интересно ли смотреть мультфильм без музыки? Ну что ж, будем разбираться дальше. Итак, музыкальное путешествие на цирковое представление продолжается. И вы знаете, что всякое цирковое представление начинается с выхода и представления всех артистов? Вот и мы с этого начнем.

Дети заходят в класс и здороваются с учителем.
-
Цирк

- О цирке

- Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в цирке».

10

2.

Организация слушательской деятельности.

Р(принимать учебную задачу

и следовать инструкции учителя)

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

- Слушаем внимательно музыку и представляем тех, кто выходит на арену.

- слушание «Выходной марш» И.Дунаевского

- Так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?

-  как музыка помогла вам  это все увидеть? Какая она была?

- Встанем и представим себя в роли артистов цирка и  как мы под музыку выходим на арену.

-  Повторное слушание с маршерованием
-
Это произведение написал композитор Исаак Дунаевский для фильма «Цирк».

- Наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Дунаевского и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.

- Слушание И.О.Дунаевский «Галоп»

- Кто самый догадливый?  Музыку, какого номера мы с вами услышали?

- Как вы догадались? Какими средствами композитор передал цокот копыт лошади? 

- Да, быстрый бег лошади называется галоп. Именно так назвал и свое произведение Исаак Дунаевский.  Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера. Слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.

- повторное слушание с имитацией цокота

- Вторым номером на арене цирка – встречайте!

- слушание «Клоуны» Д. Кабалевского

-  Как вы думаете, что за артисты появились на арене?

- Действительно, это 2 забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

- Пьеса так и называется – «Клоуны».  Композитор Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе.  Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

клоунов, зверей, жонглеров, фокусников ,воздушные гимнасты, всадники на лошадях торжественная, маршевая

- лошадь, всадник

- Быстро, радостно, стремительно, живо

- клоуны

сложно, быстрый темп

15

3.

Организация исполнительской деятельности.

П(расширять свои представления о музыке)
П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания). Л (эмоционально воспринимать песню).

-  Сейчас мы с вами споем песню бабка ёжка.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные: - Повтор одного звука; - Нисходящее движение мелодии. Ритмические; -пунктирный ритм

Собственный показ; Слуховая наглядность;
Показ звуковысотности; Хормейстерский жест;

- У вас отлично получилось.









Дети повторяют за учителем, поют.

10

4.

Итог.

Л (способность усвоения теоретических знаний)

- И в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие, герои и под какую, музыку нас сегодня радовали.
1.
Как клоуны забавляют зрителей - …(задорно), … (озорно), … (шутливо).
2. Как бегут под музыку по арене цирковые лошадки - …(быстро), …(стремительно), …(живо), …(радостно)
3. Перечислите артистов цирка, с которыми вы сегодня познакомились. ( клоуны, лошади, слон)

- Спасибо за урок, до свидания



До свидание.

5



Предварительный просмотр:

Дата:09.04.2021

Учитель музыки –Гриценко О.И

Школа: №45

Класс: 2 «А»

Студентки ЧПК№1: Валеевой Е.Р

Группы: 40

Тема урока: Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

Цель:Создание условий для формирования интереса к музыкальному произведению посредством художественного восприятия музыки. Планируемые результаты:

  1. Личностные:Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству; Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного
    отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
  2. Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; формируются умения эмоционально воспринимать музыкальные произведения,  давать образную характеристику прослушанного произведения.

Предметные:Умение  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем, тембр.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы:  Словесный (беседа),  наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод контрастного сопоставления.
Материалы, оборудование:флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар:С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и Волк» Фрагменты; "Настоящий друг"Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Структура урока:
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока




                                                                                                            Конспект

     Этап урока

                   УУД

       Деятельность учителя

  Деятельность ученика


Мин

1.

Орг. Момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке.
- Сегодня у нас урок не совсем обычный, потому, что в гостях у нас побывает сказка, но сказка не простая. А сначала, я предлагаю вспомнить, Что такое опера?

- Правильно, а кто мне скажет, что такое балет?

- Назовите уже известные вам оперы и балеты, сюжетом в которых является сказка?

- Как называется коллектив музыкантов, которым руководит один человек?

- Как называют человека, который руководит симфоническим оркестром?

- сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой.
-Я предлагаю открыть учебник на (стр. 90) и прочитать тему урока. Запишите тему урока в тетрадь (на экране представлена тема урока). 
- Ребята, что вам знакомо в названии этой темы?

-  А кто знает, что значит симфоническая?
- Так какую задачу мы должны сегодня поставить на уроке?

- Симфоническая – от слова симфония и ее играет симфонический оркестр. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной и вот тогда композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. У каждого героя есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент.
- Итак, симфоническая сказка – эта музыкальная сказка, которую играет симфонический оркестр, и каждого героя озвучивает определенный музыкальный инструмент.
- Кто автор этой сказки? (На экране портрет С.С. Прокофьева.)

Дети заходят в класс и здороваются с учителем.
- Опера – это муз. Спектакль, в котором все действующие лица поют.

- балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах.

- «Волк и семеро козлят», «Руслан и Людмила», «Золушка», «Щелкунчик».

- симфонический оркестр.

- дирижер

- сказка.

- Узнать, что такое симфоническая сказка.

- Прокофьев.

5

2.

Организация слушательской деятельности.

Р(принимать учебную задачу

и следовать инструкции учителя)

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

- Что вы знаете уже о С.Прокофьеве?

- Как называется симфоническая сказка, о которой пойдет речь?

- И так, вы уже знаете, что каждого героя сказки будет озвучивать музыкальный инструмент, но вы не знаете какой инструмент и какого именно героя и почему.

- И так, какую задачу мы с вами должны поставить?

- Посмотрите на иллюстрации на слайде и скажите, с какими героями мы встретимся?

-  Ну, а теперь, давайте послушаем и ответим, почему
именно этот инструмент озвучивает данного героя.

- (Слушание тем и запись в рабочей тетради героев сказки.)

- Охарактеризуйте Петю, какого вы себе представляете?

- Правильно. Петя, возможно, ваш ровесник. Как по вашему должна звучать его тема?

- А давайте сравним, совпадут ли наши предположения с тем, как написал сам композитор.

(Слушание: тема Пети)

- Какой же Петя?

- Веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает.

-Какая группа музыкальных инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют?

- Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки?

- Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Совпадает ли наше предположение с темой композитора?

( Слушание: тема Дедушки)

- Звучит сердито, строго. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю.

- Инструмент, исполняющий тему Дедушки – Фагот – духовой инструмент. Что вы можете казать о звучании фагота: низкий или высокий?

- Ну, а теперь давайте поговорим о Кошке, Утке и Птичке, как вы себе их представляете? Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

(Слушание: тема Птички)

- Что вы можете сказать о мелодии?

- Какое настроение у Птички?

- Какой музыкальный инструмент исполняет тему Птички?

- А кому из героев сказки принадлежит эта тема? (на экране Кошка и Утка) Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

(Слушание: тема Кошки)

- Почему вы решили, что это Кошка?

- Какой характер у Кошки?

- Тему Кошки исполняет инструмент – Кларнет

- Что вы можете сказать о «голосе» этого инструмента, какой он?

-Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (на экране Утка и Волк)

(Слушание: тема Утки)

- -Почему Утка, а не Волк?

-Правильно. Инструмент, исполняющий тему Утки, называется – Гобой.

- Какой «голос» у гобоя?

-Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (на экране Волк и Охотники)

(Слушание: тема Волка)

- Почему именно Волк?

- Инструмент, изображающий Волка называется – Валторна. Ее голос – очень поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил ее изображать рычание Волка, объединив три валторны вместе.

- Ребята, посмотрите, с кем из действующих героев сказки мы еще не познакомились?

-Как же изобразил Охотников композитор?

(Слушание: тема Охотников)

- Правильно, но здесь еще композитор вводит звучание выстрелов. Какие музыкальные инструменты исполняют тему Охотников?

-  Правильно, каждый герой выглядит по - разному и имеет свои отличительные особенности и свой характер, и он не может быть похожим друг на друга, так и музыкальные инструменты, не похожи друг на друга и поэтому они имеют свою окраску звучания. Или по-другому говорят, тембр звучания, т.е. окраска звука.

- пианист и дирижёр, один из наиболее значительных композиторов XX века, писал

музыку с пяти лет, писал музыку для взрослых и детей, написал музыку к балетам.

- «Петя и волк».

- Узнать какой музыкальный инструмент из симфонического оркестра будет

озвучивать героя из сказки и почему.

Веселый, радостный, бодрый.

- струнные смычковые.

- Добрую, веселую, сердитую, нежную.

- низкий.

- мелодия звучит быстро, высоко. Птичка летает, порхает, машет крылышками.

- Веселое, радостное, счастливое.

- флейта.

- музыка звучала мягко, осторожно, тихо. Были

слышны шаги Кошки, как будто она крадется.

-мягкий, хитрый, осторожный.

- низкий, мягкий,

спокойный, бархатный.

- музыка неторопливая, неуклюжая, переваливается с лапки на

лапку, крякает.

- Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.

- музыка страшная.

- Литавры и Большой барабан.

20

3.

Организация исполнительской деятельности.

П(расширять свои представления о музыке)
П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания). Л (эмоционально воспринимать песню).

- Сейчас мы с вами продолжим наше путешествие и для этого нам надо спеть песню  "Настоящий друг" Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского
Но прежде чем начать исполнение песни, мы выполним дыхательную и артикуляционную гимнастику.
- Итак, наш артикуляционный аппарат готов к исполнению песни «Любимая школа» от начала до конца. 

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные: - Нисходящее движение мелодии. Ритмические; -пунктирный ритм

Собственный показ; Слуховая наглядность;
Показ звуковысотности; Хормейстерский жест;

- У вас отлично получилось.









Дети повторяют за учителем, поют.

10

4.

Итог.

Л (способность усвоения теоретических знаний)

- Сейчас я вам раздам карточки и вы ответите на вопросы.
Раздаю карточки с проверочным тестом для работы в парах (взаимопроверка).

Какой инструмент исполняет тему птички: гобой или флейта?

Какой инструмент исполняет тему дедушки: гобой или фагот?

Какой инструмент изображает тему кошки: кларнет или флейта?

Какой инструмент исполняет тему утки: флейта или гобой?

Какие инструменты исполняют тему Пети: медные духовые или струнно-смычковые?





Дети отвечают по поднятой руке.

5



Предварительный просмотр:

Дата:16.04.2021

Учитель музыки –Гриценко О.И

Школа: №45

Класс: 2 «А»

Студентки ЧПК№1: Валеевой Е.Р

Группы: 40

Тема урока: «Музыкальное впечатления».

Цель: Знакомство учащихся с пьесами «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

 Планируемые результаты:

  1. Личностные: развитие эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки. Учиться делиться впечатлениями о прослушанной музыке.
  2. Метапредметные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, настроении, средствах музыкальной выразительности, жанрах произведений, поиск необходимой информации для выполнения заданий на уроке. Умение сопоставлять настроение произведений разных видов искусства: музыки, живописи, литературы.
  3. Предметные: Понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа, представление о творчестве композитора М.П. Мусоргского. Развитие певческих умений и навыков, выразительное исполнение песни. Наличие устойчивого интереса к музыкальным занятиям.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы:  Словесный (беседа),  наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод контрастного сопоставления.
Материалы, оборудование:флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: Мусоргский «Картинки с выставки»  Фрагменты; "Настоящий друг"Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Структура урока:
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока




                                                                                                            Конспект

     Этап урока

                   УУД

       Деятельность учителя

  Деятельность ученика


Мин

1.

Орг. Момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! Меня зовут: Екатерина Равилевна, и сегодняшний урок музыки у вас буду вести я. 

- Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «Данетка». Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, говорит «ДА», не согласен - говорит «НЕТ». Итак, начнём…

- 1.Музыка- это наука?

-2.Музыка- это искусство?

- 3.Картины пишет писатель?

-4.Рассказы, поэмы, повести - это творения художника? 5.Картины пишет художник?

- 6.Музыку пишет композитор?

- Молодцы! Давайте проверим наши знания (работа по проверке с презентацией).

- А если я скажу так « КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?».

-  Наши мнения разделились. А для того, чтобы найти правильный ответ, мы с вами побудем композиторами.

Дети заходят в класс и здороваются с учителем.

- нет.

-да

-нет

-нет

-да

-да

Проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, подводится итог, доказывают свои различные мнения. 

5

2.

Организация слушательской деятельности.

Р(принимать учебную задачу

и следовать инструкции учителя)

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

- Ребята перед вами портрет русского композитора

 - . Сегодня мы с вами познакомимся с его творчеством. Модест Петрович не только любил музыку, но и увлекался живописью. Однажды он посетил выставку своего друга В. Гартмана. Прогуливаясь по выставке его внимание, привлекли 10 картин. Глядя на эти картины, у него появилось огромное желание написать эти картины музыкой. - Ребята, а назвал он эти произведения, написанные по картинам Гартмана «Картинки с выставки»… «Картинки с выставки» состоят из 10 самостоятельных фортепьянных пьес:

 1. Прогулка;

 2. Лиможский рынок;

3. Два еврея – богатый и бедный;

4. Избушка на курьих ножках;

5. Балет невылупившихся птенцов;

6. Богатырские ворота;

7. Гном;

 8. Катакомбы;

9. Тюильрийский сад;

10. Быдло.

- Сегодня мы остановимся на трех из них.

- «Балет невылупившихся птенцов»

- В.Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»)

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

- Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент «Избушка на курьих ножках».

- - Догадались как зовут хозяйку?

- Почему вы так решили? Что в музыке подсказало вам ответ? 

Скажите, а эта пьеса и рисунок похожи?

-Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

- Завершает  сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В.Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный.

(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

- Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

- «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А  известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

- Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений

Ответы детей: Вот она свистнула, выскочила из избушки  и понеслась в своей ступе, погоняя помелом; и т.п.

Ответы детей: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей,  которые защищали мир и народ от темных и злых сил

20

3.

Организация исполнительской деятельности.

П(расширять свои представления о музыке)
П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания). Л (эмоционально воспринимать песню).

- Сейчас мы с вами продолжим наше путешествие и для этого нам надо спеть песню  "Настоящий друг" Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского
Но прежде чем начать исполнение песни, мы выполним дыхательную и артикуляционную гимнастику.
- Итак, наш артикуляционный аппарат готов к исполнению песни «Любимая школа» от начала до конца. 

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные: - Нисходящее движение мелодии. Ритмические; -пунктирный ритм

Собственный показ; Слуховая наглядность;
Показ звуковысотности; Хормейстерский жест;

- У вас отлично получилось.









Дети повторяют за учителем, поют.

10

4.

Итог.

Л (способность усвоения теоретических знаний)

- сейчас мы с вами поделимся на три команды. И ответим на вопросы.

 1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В.Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?





Дети отвечают по поднятой руке.

5



Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.2021

Учитель музыки –Гриценко О.И

Школа: №45

Класс: 4 «А»

Студентки ЧПК№1: Валеевой Е.Р

Группы: 40

Тема урока: А. Хачатурян. Балет «Гаянэ».

Цель: Обобщение представлений учащихся о личности и творчестве композитора А, Хачатуряна с использованием межпредметных связей (музыка, литература, изобразительное искусство).
Планируемые результаты:

  1. Личностные: Воспитывать эстетический вкус учащихся на примере музыки Арама Хачатуряна, уважительное отношение к культуре разных народов.
  2. Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; стилей.

Предметные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы и приемы:  Словесный (беседа),  наглядно-слуховой,  наблюдение за музыкой.
Материалы, оборудование: флешка, фортепиано, проектор, ноутбук, колонки, презентация.
Музыкальный репертуар: А. Хачатурян «Танец розовых девушек» из балета «Гаянэ»; А.Хачатурян “Танец с саблями”; «Туган як».

Структура урока: 
1. Орг. Момент.
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока
5. Рефлексия

         






                                                                                                            Конспект

     Этап урока

                   УУД

                Деятельность учителя

  Деятельность ученика

    T
(Мин)

1.

Орг. Момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

 -Здравствуйте, ребята!

-Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и не слышно.

И скорей начнем урок!
-
На Восток

По горячим пескам и по знойной равнине,

Там, где небо дарит миру восход,

Где отсутствие красок на бледной картине,

Я тебя позову на восток.

И в пустыню, всё дальше, дорогою длинной,

Своё сердце познать и понять эту жизнь,

По нехоженым тайным тропам бедуинов,

К океану, встречая в пути миражи.
-
 Представьте, что вы оказались среди героев Восточных сказок. Каким вы себе представляете Древний Восток?
-  Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…

- Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Так какая тема урока?

- Какие задачи мы с вами можем поставить ?
-  Мы познакомились с музыкой Востока, где мелодия рисует изящные узоры, а как вы думаете, в какой стране музыка отображается в звоне мечей, а танец выражает яркий темперамент народа?

Дети заходят в класс и здороваются с учителем.




-
верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана









Армения.

3

2.

Организация слушательской деятельности.

Р(принимать учебную задачу

и следовать инструкции учителя)

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);
Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

- Армения это не просто страна, она стала вдохновением для музыкального композитора Арама Хачятуряна. С детства юный Арам проявлял интерес к музыке, но не получив одобрения окружающих, начал заниматься ею только с 19 лет. Закончив Гнесинское музыкальное училище, поступает в консерваторию, которую блестяще оканчивает и поступает в аспирантуру. Уже в студенческие годы появляется ряд ярких произведений для скрипки, фортепиано, кларнета. Позднее вышли в свет и первые крупные произведения: 1-я симфония и концерт для фортепиано с оркестром. Но всемирную славу Хачатурян получил благодаря своим балетам “Спартак” и “Гаянэ”.

- Балет “Гаянэ” был написан во время Второй мировой войны. Это яркий рассказ о людях, о любви к Родине, битве с врагами. Балет заканчивается праздником, в котором принимают участие гости из разных республик. Исполняются танцы этих народов.
-Сюжет балета рассказывает о простых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни. Герои балета - колхозники и пограничники (бойцы советской армии). Их счастье неотделимо от счастья своего народа. В тяжёлой борьбе находит своё счастье и Гаянэ. Она находит виновных в поджоге складов с хлопком, среди которых и её муж. Одной из главных тем балета является дружба армянского и русского народов, ведь заканчивается балет свадьбой армянской красавицы Гаянэ и русского командира пограничного отряда Казакова. Счастливая Гаянэ находит своё счастье в новой семье. Балет заканчивается национальным праздником.

- Представьте картину: на небе восходит солнце, - в музыке его свет передаёт мажорное звучание арфы, - в сиянии солнечных лучей танцуют свой изящный танец розовые девушки:

- Розовые девушки с бубнами в руках

Весело танцуют высоко в горах.

Тонкий стан свой изгибая, 

На носочки привставая, -

Они солнце прославляют

И зарю его встречают!

- Слушание, просмотр видеофрагмента «Танец розовых девушек» из балета «Гаянэ»
-  Как думаете, почему этот танец назван танцем «розовых девушек»?
- Охарактеризуйте музыку этого фрагмента.
- Действительно, «Танец розовых девушек» отличается необычайной свежестью, изяществом и грацией движения. Мелодия его предельно ясна по рисунку, как бы объединяет в себе чёткость маршевой поступи, сообщающей музыке бодрость, и прихотливость танцевальных ритмов.

-Среди них самым известным является танец, который мы сейчас посмотрим. Обратите внимание на характер музыки, движений. Попробуйте придумать танцу название.
Просмотр танца «Танец саблями»

Я уверена, что вы не раз слышали эту музыку. Этот танец так и называется “Танец с саблями”
- Скажите, какая музыка по характеру? 

- Совершенно верно, «Танец с саблями» - энергичный, темпераментный, по своему замыслу связан с традицией показа силы, удали, ловкости на народных праздниках. Быстрый темп, волевой равномерный ритм, скандирование мелодии, звонкие и резкие оркестровые звучания - все это воспроизводит быстроту и ритмичность движений, сабельные удары. В музыке ясно прослушиваются и чёткое произнесение мелодии (скандирование), и волевой повторяющийся ритм, и стремительный темп, и резкие акценты, изображающие удары сабель.

- Работа в подгруппах по карточкам (Учащиеся делятся на группы и отвечают на вопросы по карточке) Карточка для работы в группах «Характеристика прослушанного»:

- Людей с какими характерами изображает музыка танца?

- Как достигает композитор раскрытия именно таких черт характера танцующих?

- Что можно сказать о характере танца? Расскажите о звучании и темпе танца.

- Сколько частей в танце? Какие части повторяются? - В какой части звучит саксофон?

 - Какой образ раскрывается в средней части музыки?
- Совершенно верно, «Танец с саблями» - энергичный, темпераментный, по своему замыслу связан с традицией показа силы, удали, ловкости на народных праздниках. Быстрый темп, волевой равномерный ритм, скандирование мелодии, звонкие и резкие оркестровые звучания - все это воспроизводит быстроту и ритмичность движений, сабельные удары. В музыке ясно прослушиваются и чёткое произнесение мелодии (скандирование), и волевой повторяющийся ритм, и стремительный темп, и резкие акценты, изображающие удары сабель.

-Необычным для симфонического оркестра является тембр духового инструмента — саксофона, который исполняет томную, страстную тему: в этот момент на сцене среди танцующих мужчин появляется грациозная женщина-танцовщица.
-Затем первоначальный характер танца возвращается. И мы, таким образом, делаем вывод: «Танец с саблями» имеет трёхчастную форму.


















- Девушки танцуют рано утром на заре, встречают восход солнца, прославляют его. Небосвод в лучах восходящего солнца окрашен в розовые тона, и на одежде девушек также отражаются неяркие солнечные блики.- Музыка лёгкая, изящная, ритм чёткий, звуки отрывистые, прослушиваются акценты.

-Слушают и отвечают.
-Музыка очень энергичная, яркая, динамичная.

- Они обладают такими чертами, как темперамент, воинственность, энергичность, сила, ловкость, удаль.

- Мелодия по характеру буйная, неудержимая, резкая, отрывистая, чёткая, твёрдая, уверенная, зажигательная, с акцентами; исполняется в очень быстром темпе.

25

3.

Организация исполнительской деятельности.

П(расширять свои представления о музыке)
П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания). Л (эмоционально воспринимать песню).

- Музыка – часть духовной культуры народа – тесно связана с социально-экономическими условиями его жизни, его бытом, традициями, историческими отношениями с другими народами, поэтому она является важным источником исторической информации. На народные песни оказали влияние поэзия, верования, обряды, языковые особенности.
- «Песнь – это самое дорогое и ценное наследие наших предков, это чистое, вечно живое, не меркнущее зеркало души народа».
- Сейчас мы с вами споем татарскую песню «Туган як»
- Но сначала мы прочитаем слова и попробуем произнести их.
- Попробуем спеть первый куплет.
- Молодцы у вас получается. Споем ещё раз, чтобы не забыть произношения.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные: - Повтор одного звука; - Нисходящее движение мелодии. Ритмические; -пунктирный ритм

Собственный показ; Слуховая наглядность;
Показ звуковысотности; Хормейстерский жест;

- У вас отлично получилось.  Туган як переводится с татарского край родной.









Дети повторяют за учителем, поют.

10

4.

Итог.

Л (способность усвоения теоретических знаний)

- Сейчас мы с вами поделимся на две группы и ответим на несколько вопросов.
1. С какими произведениями, мы сегодня с вами познакомились?
2. Кто их автор?
3. Какое произведение было по характеру «Танец с саблями»?
4. Как назывался балет?





Дети отвечают по поднятой руке.

4

5.

Рефлексия.

Л (способность усвоения теоретических знаний)

- Оцените  по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Я» 0________10

«Мы» 0________10

«Дело» 0________10
Спасибо за урок, до свидания

До свидание.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в начальной школе "Домашние животные"

Обучение немецкому языку в начальной школе имеет ряд особенностей. Урок должен сопровождаться наглядным материалом, презентациями, содержать игры и виктрины. Предалаю Вашему вниманию мою разработку ур...

Конспект урока в начальной школе

Конспект урокаОпасности которые готовит нам природа....

Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"

Открытый урок в начальной школе "ШОУ. Школа Озорных Уроков"...

План-конспект урока в начальной школе на тему: "Рождество"

Материал может быть использован в начальной школе....

Конспекты уроков для начального образования в коррекционной школе VIII вида.

Конспект урока по Чтению.Конспект урока по Русскому языку....