Урок по музыке 1 класс "Защитники Отечества"
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Урок по музыке для 1 класса посвященный Дню Защитников Отечества. Дата публикации 28 .02.2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_zashchitniki_otechestva.docx34.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1 класс, 3 четверть по теме: «Защитники Отечества»

(программа по музыке «Музыка. Начальная школа»

Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т.С. Шмагиной)

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель: сформировать представления обучающихся о музыкальных произведениях, посвящённых истории России, защитникам Отечества, прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина».

Метапредметные: размышлять о роли патриотизма жизни человека, развивать художественное восприятие, мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий.

Предметные: развитие художественного вкуса и интереса к музыке, посвященной историческому прошлому России и защитникам Отечества; умение выявлять характерные особенности патриотической и героической музыки; умение оценивать произведения разных видов искусства; усвоение дидактических единиц: Родина, Отечество, памятник, память.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений; расширение знаний о музыке, композиторах, художниках, поэтах, скульпторах и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Методы: общедидактические методы:

-словесные (рассказ, объяснение, беседа);

- наглядные (наглядно-зрительные, наглядно-слуховые);

- практические (упражнения);

-проблемно-поисковые;

-анализа, сравнения;

-междисциплинарных взаимодействий;

методы музыкального воспитания:

-метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки,

-метод эмоциональной драматургии;

-создание ситуации успеха;

-метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу;

-метод «художественного движения»;

-системно-деятельностный подход.

Формы организации учебной деятельности:

- коллективная (слушание музыки; хоровое исполнение песен, театрализация);

- индивидуальная (высказывания о музыке; пение сольное, индивидуальный опрос).

Технологии: личностно – ориентированного обучения;

информационно-коммуникативные технологии (интернет-ресурсы, презентации); здоровьесберегающие технологии;игровые технологии.

Оборудование: учебник, фортепиано, барабаны, ложки, трещотки, пилотки, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Музыкальный материал:

  • Песня «Защитники Отечества» музыка И. и Н. Нужины, слова Е. Шакирьянова, В. Ковтун)
  • Главная тема из I части «Богатырская» симфония А.П.Бородина;
  • Бравые солдат Музыка А. Филлипенко, слова Т. Волгиной.
  •  «Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня
  • Здравствуй,Родина моя!

Прогнозируемый результат:

  • Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
  • Называть произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
  • Раскрыть образы русских героев-воинов.

Структурные элементы урока.

I. Организационный момент. Муз.приветствие. Распевание. (5минут).

II. Повторение (10 минут)

III. Основная часть. Изучение нового материала (25 минут).

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока (5 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку марша ( «Защитники Отечества»)

Муз.приветствие учащихся.

Распевание (На одном звуке тянуть: По трезвучиям: «Родина, наша Родина».(по трезвучиям)

II. Актуализация знаний. Мотивация учащихся.

-Ребята, вспомните, пожалуйста, какая звучала музыка по характеру, когда вы входили в класс? (смелая, мужественная, бодрая)

-В характере какого кита она звучала? (марша)

-Как вы думаете ребята, почему мы начали урок с этой песни, кому будет посвящён наш сегодняшний урок? (Защитникам Отечества).(Слайд1)

-Кто такие защитники Отечества? (это отважные, даже героические люди, и каждый из них заслуживает уважения)

Кто только не нападал на нашу страну; и шведы, и немцы, и французы, и поляки, но наши честные защитники Родины сохранили ее для того, чтобы мы с вами могли жить и трудиться в мирном времени.  Когда вырастите вы, то тоже будете защищать нашу Россию. Мы сейчас с вами исполним песню о будущих защитниках.

Приготовим голосовой аппарат Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок»Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно……

Распоёмся по ступеням.Наиграть попевку  «Едет, едет паровоз».Куда движется мелодия ?Если первый звук начинается со ступени Ё,до какой ступени мы поём?(Зо) В каком ладу она звучит?(Мажор) Выстраиваем первый звук, далее по тоническому трезвучию. Как движется мелодия? Поём сольфеджио по нотам с доски, затем со словами с показом высотного тактирования.

Исполнение песни «Бравые солдаты»

Мы будем говорить о военном искусстве, о том, как героизм и подвиги народа отразились в музыке и других произведениях искусства.

-Из каких источников мы можем узнать о героях, защитниках России, их подвигах? (мы можем узнать из книг, стихотворений, музыки)

(Слайд2)

III. Основная часть. Изучение нового материала

Тема нашего урока: «Защитники Отечества» (Слайд3)

Откройте учебник на стр.56. Посмотрите, как выглядит наша Муза? (Она хочет рассказать нам о славных боевых подвигах русских воинов)

С очень давних времён, чтобы отстоять нашу Родину, людям приходилось защищать ее от нападения врагов.

-Как вы думаете, кто были первыми защитниками Руси? (были на Руси богатыри).

-Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

(Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов, стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.).

Об их подвигах слагались сказки и былины, их прославляли в музыке и живописи. 

Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии№2 композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин. (Слайд 4)

(Слайд 5)   «CИМФОНИЯ» - это большое многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра. (на доску) . В симфонии не поют, а играют на муз. инструментах. В переводе с греческого языка это слово обозначает «созвучие», «согласие».

Этой симфонии друзья Бородина дали название. Но я вам пока его не скажу. Давайте послушаем 1 часть, а вы подумайте какими были герои этой симфонии и как вам об этом рассказала музыка.

Слушание гл.темы 1 части симфонии№2 А.П.Бородина

(Очень сильные, выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, стойкостью и отвагой. Они были богатырями)

-Как же вам об этом рассказала музыка? Как она звучала? (Мощно, сурово)

-Что придаёт музыке мужественность, уверенность? (звучание симфонического оркестра, все инструменты оркестра играют одновременно) Это придавало ей дополнительную силу.

-Какое название вы дали бы ей?

(Слайд 6)  -Эта симфония называется «Богатырская» (появляется на слайде).Чтобы мы могли почувствовать всю мощь и могущество русских богатырей давайте пропоём гл. тему.(наигрываю)

-На какой слог можно её спеть?(ДУ)(дети поют мелодию)

-Я, думаю, каждый из вас сейчас ощутил ту силу, которая была у богатырей.

-Если бы вы были художниками какую картину нарисовали? (картину сражения, войны, сильных людей-богатырей).

«Богатырская» тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве.

Возьмём сказки. Какие герои - богатыри вам знакомы?

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и т.д.) (Слайд)

Поехали  на нашем паровозе в прошлое

Физкультминутка

Песня «Едет едет паровоз» –исполнение ( разбор ритм, доли, сильная доля)

-Можно сравнить «Богатырскую» симфонию с картиной знаменитого художника В. Васнецова (внимание на доску) «Богатыри»?

(Слайд 7) -Что вы видите на картине? (Люди сильные, могучие. Илья Муромец на чёрном коне ,богат - силой, Добрыня Никитич – умом,(слева на белом коне), Алеша – ловкостью.

-Какие богатыри ? (могучие, мужественные, храбрые и сильные) .

- Что общего между музыкой и картиной? (Тема мужественная, воинственная, сильная)

-Звучит ли музыка с картины?

Такой образ богатырей увидел художник Васнецов, а композитор Бородин передал образы богатырей в музыке. Богатырская тема не существовала сама по себе. И хоть было на Руси неспокойно, музы не молчали, о подвигах  богатырей пели на Руси гусляры.

-Какие качества характера богатырей хотели бы воспитать в себе?

Музы вдохновляли художников, музыкантов, поэтов. В народе говорят, если человек сочиняет стихи, пишет музыку, то музы наградили его божьим даром).Известно выражение: «Когда говорят пушки, музы - молчат».

-Т.е. когда стреляет оружие, то стихи и музыка должны отходить на второй план? Вы согласны? (Это не так. Ведь сколько стихов, песен написано именно в военный период! Во все времена музы не молчали, а воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. -Как вы думаете, нужна ли была песня воинам? (Да, она поднимала дух, звала к победе). Молчали ли музы, когда гремели пушки?

-А звучала ли музыка во время ВОВ?

-Какие песни военных лет вы знаете? («Катюша», «Священная война», «Тёмная ночь», «Синий платочек» и т.д)(наиграть, пусть подпоют)

-Можем мы сказать, что люди, которые защищали нашу землю-это герои? (ведь они абсолютно не щадили себя, они освобождали нашу страну от врагов)

Память о полководцах, русских воинах, солдатах, сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. 

(Слайд 8) Память и памятник-эти слова созвучны, как слова муза и музыка.

Память — это те знания, которые мы храним, и передаем в наследство про тех, кто героически погиб защищая страну.

А памятник — это монумент или мемориал памяти героев, проявлявших смелость, отвагу, честь, преданность нашему народу.

Рассмотрите разворот учебника. Обратите внимание на скульптурные памятники великим полководцам России-Петру 1 и А.В.Суворову (на доске),а также скульптурное изображение участников Бородинского сражения Отечественной войны. Это защитники Отечества, герои.

-Ребята, что вы знаете о них? (Детям было дано опережающее дом. задание)

(Слайд 9) (Слайд 10)      Ученик     Петр I Великий — русский царь и первый российский император, создатель русского флота, основатель Санкт-Петербурга, полководец, создал Российскую императорскую гвардию.

В память великому царю построены многочисленные памятники

.На странице 56 мы видим памятник Великому Императору в городе Санкт-Петербург.

Одной из самых популярных русских военных строевых песен  была песня «Солдатушки, бравы ребятушки» 

(Просмотр фрагмента из телевизионного фильма по одноименному роману Алексея Толстого "Хождение по мукам". Прохождение частей Русского экспедиционного корпуса по Парижу в 1914 году. ) ( слайд)

-Послушайте и скажите это современная песня или старинная?

(Просмотр фрагмента из телевизионного фильма по одноименному роману Алексея Толстого "Хождение по мукам". Прохождение частей Русского экспедиционного корпуса по Парижу в 1914 году. )

(Это старинная строевая песня- история времён Отечественной войны 1812 года, она дошла до наших дней и стала одной из любимых песен.)

-Какие старинные слова здесь звучат? (Держава, пики, сабли, востры)

-В каком характере? (маршевый, боевой, строгий, чеканный)

-Кто исполняет её-один человек или здесь происходит диалог?

(В песне звучит вопрос солиста-запевалы и затем ответ хора)

-Что необычного вы услышали в исполнении?

(звучала с инструментами, сопровождение давали барабаны)

- Могла бы песня исполняться в современной Российской Армии?

Военные парады сопровождаются обязательно ударными и духовыми инструментами.

       Исполнение «Солдатушки , бравы ребятушки» (Исполняет хор, солист, барабанщики, дирижер)

-Как вы думаете, нужна ли была песня воинам? (Да, она поднимала дух, звала к победе). Молчали ли музы, когда гремели пушки?

(Слайд 12)  

-Есть ли в нашем городе памятники защитникам Отечества? (Памятник Мусе Джалилю) В Казани, неподалеку от знаменитого Кремля, воздвигнут памятник Мусе Джалилю. Поэт, окутанный колючей проволокой, гордо поднял голову.... Когда-то Джалиль сказал: “Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать”.

-Ребята, память об этих героях не умирает. Их личности увековечены в памятниках, мемориальных досках.

  • Кого сегодня вспомнили на уроке? (защитников Родины, которые воспеты в музыке, изобразительном искусстве)
  • Что исполняли? (песню «Бравые  солдаты», «Солдатушки, бравы ребятушки»)
  • Что слушали? (А.Бородин «Богатырская симфония»)
  • Что нового узнали на уроке? (симфония, симфонический оркестр, богатыри, герои)
  • Что запомнилось?
  • Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»

Нам нельзя забывать ту войну, тех героев и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И мы с вами говорим: «Музы не молчали».

Не молчите, Музы, если пушки злятся.

Если свищут пули, расселяя смерть.

В этот час, напротив, вы должны подняться      Над порочным миром и любовь воспеть.

 И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране.

- Скажите, какими по характеру должны быть герои нашей страны?

-Смогли бы вы встать на защиту нашей Родины, совершить подвиг?

Наш урок подошёл к концу, Всех защитников нашего Отечества, которые защищали нашу землю от врагов в разные время мы прославляем 23 февраля-в день Защитника Отечества.

Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.

Здравствуй ,Родина моя! -исполнение

Вы все были молодцы, были внимательными, активными, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить. дома вместе со своими родителями. Ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.

Урок закончен. Муз. прощание. Выход из класса под марш.

«Защитники Отечества»- выход

«Поезд» - изменение динамического звука.

Учитель. Ребята, сейчас вы все превратитесь в машинистов. С помощью хлопков    в    ладоши    будет    показано,    как    сначала    разгоняется,    а    потом останавливается поезд. Все дети садятся по кругу, сначала делает хлопок в ладоши первый, затем к нему присоединяется второй участник и так до последнего. Так же поочередно хлопанье прекращается по команде ведущего и снова - с самого первого участника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Защитник Отечества - каков он?"

Представленный урок интегративного типа для 5-го класса включает элементы технологии художественно-образного преподавания искусства и опирается на принципы художественной дидактики. В центре уро...

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"

Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...

Открытый урок по музыке 5 класс Тема: «Моя земля, моё отечество»

Основные задачи урока: дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего, к художественной культуре нашего народа; раскрыть значение выражений «памятник культуры&raqu...