МАСТЕР-КЛАСС "Использование упражнений, речевых и музыкальных игр, направленных на развитие ритмического чувства"
материал по музыке

Использование упражнений, речевых игр, танцевальных композиций,способствующих развитию чувства ритма на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Цель  мастер-класса : познакомить участников с опытом использования упражнений, речевых и музыкальных игр, направленных на развитие у детей  ритмического  чувства и слухо-моторной координации.

 Мастер-класс  включает:

  • вводное слово по теме «Что такое логоритмика?»;
  • практическое занятие с педагогами;
  •  итог занятия.

Что такое логоритмика?

 Ритмическая  способность является одной из универсальных базовых способностей человека. По мнению известного швейцарского педагога, Э.Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В основе человеческого восприятия и организации движений тоже лежат различные  ритмические  структуры. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.

Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезитерапии (терапия движением), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Я предлагаю некоторые упражнения, речевые игры, танцевальные композиции,  способствующие развитию чувства ритма. Они могут быть использованы как на музыкальных, так и на логоритмических занятиях.

Практическое занятие

Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей среднего дошкольного возраста.

Речевая игра «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро        разводят руки в стороны

при встрече здороваться:        с лёгким поклоном

- Доброе утро!

-Доброе утро, -        соединяют кисти рук и 

нам шепчут цветки        кончики пальцев - «бутон

        цветка»

-Доброе утро, -        быстро перебирают в воздухе

журчат ручейки,        пальцами, покачивая кистями

ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла…        вправо-влево - «ручеёк бежит

        по камешкам»

-Доброе утро, -        соединяют руки крест-накрест

нам птица поёт,        в кистях, пальцами вверх-вниз -

ви-вить, ви-вить.        «птица летит»

        

-Доброе утро, -        руки сгибают перед собой.

скажет нам кот,        мягкие движения кистями         

мя-я-у! мя-я-у!        рук - «кошачьи лапки»

-Доброе утро, -        машут «крылышками»

нам скажет пчела,

З-з-з-з-з..

-Доброе утро,         разводят руки в правую,

как ваши дела?        затем в левую стороны

-Доброе утро, -        разводят пальцы, 

лягушка сказала,        руки согнуты в локтях

ква-ква, ква-ква.

-Доброе утро, -        руки перед грудью,

нам мышь пропищала,        кисти опущены,

пи-пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи.        пальцы собраны -

        «лапки мышки»

-Доброе утро, -        покачивают руками         

шумят тополя,        над головой

ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля.

-Доброе утро,         опускают руки в стороны и вниз

родная земля.

-Доброе утро        поднимают скрещенные руки

солнцу…        над головой, пальцы в стороны

и птицам,        соединяют руки крест-накрест

        в кистях, пальцами вверх-вниз -

        «птица летит»        

                

-Доброе утро        руки «полочкой», кладут на них

улыбчивым лицам,        подбородок

И каждый становится добрым,        отводят правую руку в сторону        

доверчивым,        отводят левую руку в сторону

Пусть доброе утро        прижимают руки к груди

длится до вечера!        мягкий жест руками

        в стороны и вниз.

М.Р.:        Я вижу, что после этих тёплых, искренних  слов ваши лица стали более радостными, добрыми, светлыми, открытыми. Вот, оказывается, что может сделать слово! Как же хочется нашу радость, наше хорошее настроение кому-нибудь подарить! А давайте-ка мы с вами отправимся в гости к лесным обитателям. Согласны? (ответ)

        На полянку на лесную  приглашаю вас пойти.

        Интересней приключенья нам, пожалуй, не найти.

        Друг за дружкой становитесь, крепче за руки беритесь.

        По дорожкам, по тропинкам будем по лесу гулять,

        А потом легко и быстро будем прыгать и скакать.

        Петлять тропинка начала среди высоких трав,

        По ней шагаем мы легко, голову подняв.

        Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

        Впереди течёт ручей, подходите поскорей.

        Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

        На полянку  мы пришли, что же здесь мы нашли?

        Утром просыпается природа и обитатели леса.

        (включить аудиозапись)

        Посмотрите, кто это появился на полянке? Да это же Лисонька.

Массаж Лиса»

        Утром Лисонька проснулась.

        Лапкой вправо потянулась,

        Лапкой влево потянулась,

        Солнцу нежно улыбнулась.

        В кулачок все пальцы сжала,

        Растирать все лапки стала -

        Ручки, ножки и бока,

        Вот какая красота!

        А потом ладошкой пошлёпала немножко.

        Стала гладить ручки, ножки

        И бока совсем немножко.

        Ну, красавица-Лиса! До чего же хороша!

Выполняют движения по тексту

М.Р.:        Проснулась Лисонька и отправилась на охоту.

        Уж как шла Лиса лесочком -        идут друг за другом

        топ-топ, топ-топ-топ.        пружинящим шагом        

        И присела под кусточком -        приседают

        вот так, стоп!

        Головой Лиса вертела -        поворачивают голову

        вот так, вот так!        вправо-влево

        Да по сторонам глядела -

        вот так, вот так!

        Дальше Лисонька пошла -        продолжают движение

        топ-топ, топ-топ-топ.        мягким шагом

        Хвостом дорожку подмела -        крутят хвостом

        оп-оп, оп-оп-оп.

        Вдруг Лиса остановилась,        останавливаются,

        принюхалась и удивилась:        принюхиваются

        чует вкусную еду:

        - Я сейчас за ней иду!

М.Р.:        Кого же увидела Лисонька? Отгадаете загадку и узнаете:

        На сметане он мешен, на окошке стужен,

        По тропинке он катился и куда-то торопился.

        Вдруг у старой ёлки повстречался с волком. Кто же это?

Ответ:        Колобок!

М.Р.:        Давайте вспомним эту сказку!

        Музыкальная игра «Колобок»

1. Дед и баба дружно жили,         руки на поясе, повороты туловища

                вправо- влево

Колобок себе слепили,        изображают, как лепят колобок        

Колобок, колобок,        выполняют «пружинку»

Наш румяный колобок.

2. На окошко положили,        протягивают ладони вперёд

Колобочек остудили.        машут ладонями - «студят»

Колобок, колобок,        выполняют «пружинку»

Наш румяный колобок.        «колобок» выходит в середину круга

3. Полежал он, да скатился.        легко бегут по кругу

По дорожке покатился.        «колобок» бежит в др. сторону

Колобок, колобок,        выполняют «пружинку»

Наш румяный колобок.        «колобок» садится в круг

4. За ним заинька бежит.        все дети качают руками вверху,

                «зайчик» скачет змейкой между

                детьми

Следом мишенька спешит,        все дети качают руками вверху,

                «мишка» идёт  змейкой между

                детьми

Лисонька бежит трусцой,        все дети качают руками вверху,

                «лиса» бежит змейкой

Колобок, беги домой!        «колобок» встаёт и выбегает из круга,

                «лиса» его догоняет

М.Р.:        Не смогла Лисонька догнать колобка и прибежала на полянку.

        Что же она там увидела? А увидела она вот что.

Хороводная игра «На лесной полянке»

1. Утром рано на лесной полянке        идут хороводом

Громко, громко зайчик барабанит.

Тра-та-та, тра-та-та,        имитируют игру на барабане,

Зайчик барабанит        а «Зайчик» играет на настоящем

2. Из берлоги вылез медвежонок,        идут, как медвежата

Начал в бубен он играть спросонок.

Бум-бум-бум, бум-бум-бум,         «медведь» играет на бубне

Бум-бум-бум-бум-бум.        остальные притопывают ногами

                поочерёдно

3. Лягушата очень рано встали,        выполняют пружинку,

Молоточки звонко застучали:        пальцы раздвинуты

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,        «лягушонок» стучит муз.молоточком

Звонко застучали.        остальные стучат пр. ладошкой

                по левой

4. Стало тихо сразу на поляне.        идут хороводом

Звонко, звонко дождик барабанит.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,        ударяют указательным пальцем

Кап-кап-кап.                одной руки по ладони другой.

М.Р.:        Ну вот и кончен наш рассказ, конец всем приключеньям,

        И предлагаю танец исполнить   в заключенье.

        Как красиво радуга в небе расстилается,

        С солнцем дружит радуга, солнцем освещается.

        Радуга - радуга, лента разноцветная!

        Семь цветов у радуги, все цвета заметные!

Танец «Вальс» с лентами

Итог

М.Р.:        Уважаемые коллеги! Прошу Вас дорисовать на предложенных пиктограммах эмоцию, соответствующую вашему настроению на нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

Коррекционные игры и упражнения для детей с ОВЗ направленные на развитие мелкой моторики

Предлагаю Вашему вниманию описание пособий, изготовленных мною самостоятельно, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ РИТМИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.

Статья об опыте работы по музыкальному воспитанию детей в детском саду, о роли музыкально-дидактических игр в развитии ритмического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, о поэтапном распре...

Мастер-класс "Развитие ритмических способностей детей с речевыми нарушениями", Думитраш И.Н.

Включение материалов данного мастер - класса в структуру обычного логопедического занятия расширит профессиональный арсенал учителей - логопедов, в том числе и не владеющих приемами смежных дисциплин ...

Первмчно музыкально-ритмическое чувство и формирование его у учащихся

Способы развития метро-ритмического чувства у учащихся....

Система установочных и устно-речевых упражнений, направленных на развитие рецептивных и продуктивных навыков речедеятельности

Система установочных и устно-речевых упражнений, направленных на развитие рецептивных и продуктивных навыков речедеятельности...