Рабочая программа по музыке 1 класс
рабочая программа по музыке

Бычкова Екатерина Станиславовна

Рабочая программа для урока музыки в 1 классе с поурочным планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1_klass.docx85.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №369

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Принято»

Решением  педагогического совета

ГБОУ Лицея № 369

протокол №   от _______________

 «Утверждаю»

директор ГБОУ Лицея № 369

_____________К.Э. Тхостов

приказ №    _____________  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для обучающихся 1  классов

(на 2020-2021 учебный год)

Составитель:

учитель музыки

Бычкова Екатерина Станиславовна

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по музыке для 1-ого класс составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной основной образовательной программы начального общего образования в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 года (федерального учебно-методического объединения по общему образованию) с учетом авторской программы по музыке "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина.

 

Общая характеристика  учебного предмета.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования  в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Это выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой . В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.  

Принципы построения курса

Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов музыкальной деятельности (слушание, размышление, пение, импровизация).

В основу построения курса «Музыка» в системе учебников "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина были положены следующие принципы:

  • системности — обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника;
  • эстетический — обусловливает требования к музыкальным произведениям, вошедшим в курс урока музыки . Постоянное знакомство младших школьников с лучшими образцами музыкальных произведений создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и музыкальных предпочтений;
  • эмоциональности — учитывает воздействие слушания и изучения музыкальных произведений на эмоционально-чувственную сферу учащегося (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать  музыкальный и художественный мир композитора);
  • преемственности — обеспечивает связь разных уровней (этапов) музыкального образования с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

Требования к содержанию курса:

  • содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
  • развитие основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, размышление, пение, импровизация) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел;
  • введение в каждый раздел и последовательное знакомство с музыкальными жанрами и понятиями служит музыкальному развитию;
  • система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
  • умение работать с информацией (находить информацию в тексте учебника, проводить устный анализ прослушиваемых музыкальных произведений) формируется последовательно во всех классах начальной школы.

Ценностные ориентиры содержания

Специфика предмета музыка заключается в том, что предметом изучения являютя музыкальные произведения мировой классики, которые оказывает огромное влияние на становление  музыкальной личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование музыкальной культуры, уважительное отношение к другим культурам, воспитание патриотического духа и т. п.

Основные разделы программы

Программа состоит из двух разделов: «Музыка вокруг нас», «Музыка и ты». В разделы программы входят основные содержательные линии: общее представление о музыке и ее роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира (природы), музыкальных инструментов, самого себя. Кроме того, в программе дано тематическое планирование по классам, планируемые результаты к концу каждого года обучения, материально-техническое обеспечение реализации программы и примерное поурочное планирование.

Основные содержательные линии программы

Развитие слушания и восприятия музыкального произведения

Музыка с древних времен была искусством не только для композитора, но и для слушателя и эту присущую музыке ценность ребёнок-слушатель постепенно формирует и развивает через свой духовный мир. Полнота восприятия  музыкального произведения зависят от слушательского опыта, умение воссоздать заудманные композитором образы образы. Формирование полноценного музыкального слушания и восприятия является одной из важнейших задач данного курса.

В 1 классе навык слушания и восприятия у детей отсутствует или недостаточно сформирован, поэтому главная задача данного курса привить любовь к слушанию и научить воспринимать ее.

Во 2 классе уроки слушания уже не кажутся чем то новым. Многие дети уже могут самостоятельно размышлять о прослушанном музыкальном произведении. Уже во 2 классе вводится анализ музыкального произведения (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Какие музыкальные средства выразительности использует композитор, «Как развиввается музыка дальше?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, темп, лад, регистр и т. п.

В 3-4 классах слушание и восприятие школьника начинается в полном объёме: умение размышлять вслух и молча, не боясь выражать свои мысли, отвечать на вопросы и задавать вопросы.

Слушания и восприятие музыки проходит на каждом, что позволяет расширять музыкальное пространство и обогащать слушательский опыт учащихся, формировать музыкальный вкус.

Развитие вокально-хоровых навыков

В 1 классе развитие вокально-хоровых навыков начинается с формирования правильной певческой установки: правильная посадка, положение головы и естесттвенного положения.

Как правило учащиеся 1-2 класса поют в унисон, основная работа заключается в дикции, одновременном снятии и чистой интонации.   Выстраивание двухголосия начинается с 3-4 класса, формируется правильное дыхание, расширяется вокальный диапозон и тембр.

Знакомство с музыкальными терминами и понятиями

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами музыкальных произведений, узнают основные признаки песни, танца и марша. Накапливаются представления школьников о композиторах и произведений разных жанров.

В 3-4 классах вводятся различные музыкальные термины и понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим усложняются произведения. Знакомство с музыкальными понятиями и терминами в данном носит практико-ориентированную направленность.

Планируемые результаты изучения курса

Музыка является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты:

 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

 приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

 развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

Регулятивных УУД.

    Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

  • выполнять учебные действия в качестве слушателя
  • выполнять учебные действия в качестве композитора;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
  • использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательных УУД.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • формулировать учебную задачу;
  • Ориентация в способах решения задачи.

Коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Виды заданий:

  • подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
  • инсценирование и драматизация;
  • рисуем музыку;
  • участие в диалоге.
  • уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Учащиеся 1  класса отличаются высоким уровнем познавательной активности, но в силу психологических особенностей возраста на уроках необходимо применять игровые формы работы для привлечения внимания учащихся. Стимулировать деятельность   учащихся методами соревнований между рядами, между девочками и мальчиками, сольным и ансамблевым исполнением.

Основные требования  к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе:

Раздел «слушание и восприятие музыкального произведения»

Ученик научится:

  • осознавать значимость слушания музыки для расширения своего кругозора;
  • понимать содержание прослушанных произведений, определять их главную мысль;
  • различать самые простые музыкальные жанры и научится сравнивать их по принципу сходство/различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

Раздел «Вокально-хоровые навыки»

Ученик научится:

  • принимать правильное положение при пении и вокальных упражнений;
  • петь в коллективе, прислушиваясь к другим детям;
  • получить первые навыки пения в унисон;

Раздел «Знакомство с музыкальными терминами и понятиями»

Ученик научится:

  • определять и различать такие жанры, как: песня, танец, марш;
  • различать мелодическую линию в музыкальных произведениях;
  • сможет пользоваться музыкальными ретминами: лад, регистр, темп и тембр;
  • сопоставлять и обобщать информацию, полученную на уроках.

Виды и формы организации учебного процесса

В основе методики преподавания предмета лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения.

  • традиционный урок, урок-концерт, урок-экскурсия, обобщающий урок;
  • фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

  Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

      Первые  опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Обучающиеся научатся:

  •  воспринимать музыку различных жанров;
  •  эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  •  определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  •  общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  •  воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

Раздел 2. «Музыка и ты»

      Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

      Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Обучающиеся научатся:

  • сформировывать первоначальные представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформировывать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  • научатся использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Дата

№ п.п

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности учащихся , формы работы

Творческая , исследовательская, проектная деятельность

Контроль

Освоение предметных знаний

(базовый уровень)

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

Музыка вокруг нас (16 ч.)

1

И муза вечная со мной

Ученики знакомятся  с понятиями: композитор, исполнитель, слушатель, Учатся слушать  музыку.

П. И. Чайковский балет «Щелкунчик»

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

2

Хоровод муз.

Ученики знакомятся  с понятиями: хор, хоровод;

освоить различие и сходство танцев народов мира;

накопление слушательского опыта;

раскрыть характерные особенности песен и танцев разных народов мира.

Хоровод «Сиртаки»

Хоровод «Сырба»

Русский хоровод

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.  Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

3

Повсюду музыка слышна.

Ученики знакомятся с понятиями:  песенка-закличка; колыбельная

Научить отличать разные виды интонаций.

Познакомить с народными песенками-попевками.

Побудить к выразительному исполнительству.

Вальс Ф. Шуберта

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

4

Душа музыки - мелодия.

Ученики знакомятся с понятиями:

песня, танец, марш.

Понять, что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать жанровые признаки песни, танца, марша.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

5

Музыка осени.

Ученики знакомятся с понятиями: солист; спокойный темп; фраза; дирижер.

Воспитывать чувства сопричастности к природе, доброго отношения к ней.

Связать жизненные впечатления детей с худ. образами.

П. И. Чайковский «Октябрь»

А. Вивальди «Времена года» Осень

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

6

Сочини мелодию

Ученики знакомятся с понятиями: мелодия, аккомпанемент

Побудить детей к выразительной мелодекламации, развивать стремление к импровизации музыки.

Закрепление понятий: «мелодия», которая передает главную мысль; сопровождение - аккомпанемент.

Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии.

П. И. Чайковский «Октябрь» Осенняя песнь

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные:

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

7

Азбука, азбука каждому нужна

Ученики узнают, что такое славянская азбука.

Развивать выразительную сторону вольного исполнения.

Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни.

Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

8

Музыкальная азбука

Ученики знакомятся с понятиями: ноты; нотный стан;скрипичный ключ; клавиатура фортепиано; звукоряд.

Познакомить детей с нотной грамотой.

Познакомить с элементами нотного письма.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу,

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

9

Музыкальные инструменты

Ориентироваться     в музыкально   поэтическом    творчестве, в  многообразии    музыкального    фольклора    России; находить сходства и различия в инструментах разных народов.

Иметь представление о музыкальных инструментах: жалейка, гусли, дудочка, свирель, пастуший рожок.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные:осознание своей этнической принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

10

"Садко". Из русского былинного сказа.

Ученики знакомятся с понятиями: гусли, плясовая, колыбельная, сказ.

Песни-пляски; Песня-колыбельная

Н. А. Римский-Корсаков опера-былина «Садко»

Ария Садко

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

11

Музыкальные инструменты

Ориентироваться     в музыкально   поэтическом    творчестве, в  многообразии    музыкального    фольклора    России; находить сходства и различия в инструментах разных народов.

Иметь представление о музыкальных инструментах: жалейка, гусли, дудочка, свирель, пастуший рожок.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: осознание своей этнической принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

12

Звучащие картины.

Ученики осваивают такие музыкальные инструменты:  пастуший рожок, флейта, арфа, гусли.

Знать названия инструментов, на которых играют музыканты.

Уметь выделять музыку народную и композиторскую.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

13

Разыграй песню.

Ученики должны знать такие понятия:  развитие; кульминация; трехчастная форма; пауза.

Уметь сопоставлять и строить план исполнительства: «начало-кульминация-концовка».

Графическое изображение мелодии.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

14

Пришло Рождество, начинается торжество.

Ученики должны знать такие понятия:  рождество, Иисус Христос, гимн, колядка.

Понимание смысла духовного праздника.

Умение петь тихо, выразительно, слышать себя и одноклассников.

Понять общую особенность рождественских песен разных народов.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

15

Родной обычай старины.

Знать про народные обычаи и культуру.

Европейская колядка «Риу, риу, чиу».

Русская народная песня-игра «Метелица»

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные: развитие чувства сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

16

Добрый праздник среди зимы.

Закрепление, повторение понятий.

П. И. Чайковский балет «Щелкунчик»

 Песня "Новогодний хоровод "

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

Музыка и ты (17 ч.)

17

Край, в котором ты живёшь.

Ученики должны знать следующие понятия: повторяющиеся интонации; 2х частная форма;

Мажор, мажорный лад.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

18

Художник, поэт, композитор

Ученики должны знать следующие понятия: картина-художник, стихи-поэт, музыка-композитор.

Находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности

А. Шнитке, «Пастораль»
Г. Свиридова, «Песенка о солнышке, радуге и радости»

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

19

Музыка утра

Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация.

Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах.

П. И. Чайковский «Утренняя молитва»

Э. Григ «Утро», Д. Б.

Кабалевский «Доброе утро»

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

20

Музыка вечера

Картина вечера, музыкальные краски, настроение в музыке, поэзии, живописи.

В. Гаврилин «Вечерняя»

С. Прокофьев «Вечер»

В. Салманов «Вечер»

А. Хачатуряна Вечерняя сказка»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

21

Музыкальные портреты

Мелодия, разговор-диалог, персонажи, портрет, музыкальный портрет.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ, передавать разговор-диалог героев, настроение пьес на примере музыки

С. Прокофьева «Болтунья», «Баба

Яга»

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

22

Музы не молчали

Родина, герой войны, патриот, солдатская песня, богатырь.

Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг.

А. Бородин «Богатырская симфония»

 солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки…»

 С. Никитин «Песенка о маленьком трубаче»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

23

Мамин праздник

Песенная, танцевальная, маршевая музыка. Бубен, барабан, треугольник, ложки.

Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни

«Спасибо» И. Арсеева

 «Вот какая бабушка» Т. Попатенко «Праздник бабушек и мам» М. Славкина

Регулятивные: предвосхищать

результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

24

Разыграй сказку. «Баба-Яга» - русская народная сказка.

Игра-драматизация. Образы русского фольклора.

Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные)

Регулятивные: предвосхищать

результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

25

У каждого свой музыкальный инструмент.

Волынка, дудка, рожок, фортепиано, солист, оркестр.

Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

26

Музыкальные инструменты. Чудесная лютня.

Алжирская сказка, музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин, гитара, лютня.

Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты
(фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

27

Музыкальные инструменты. Чудесная лютня.

Алжирская сказка, музыкальные инструменты: фортепиано, клавесин, гитара, лютня.

Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты
(фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

28

Музыкальные инструменты.

Рояль, волынка, скрипка, контрабас, звукоряд, форте, пиано, графический рисунок.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.

«Сладкая греза» П. И. Чайковского «Менуэта» Л. Моцарта

«Волынка» И.-С. Баха

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная и коллективная форма работы.

Устный контроль

29

Звучащие картины.

Ученики осваивают такие музыкальные инструменты:  пастуший рожок, флейта, арфа, гусли.

Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка; составлять графическое изображение мелодии

Знать названия инструментов, на которых играют музыканты.

Уметь выделять музыку народную и композиторскую.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

30

Музыка в цирке.

Цирковые артисты: клоуны, акробаты, дрессировщики, дрессированные звери; цирковая арена, галоп.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен.

 «Выходной марш»

«Галоп» и «Колыбельная» И. Дунаевского «Клоуны» Д. Кабалевского

 «Мы катаемся на пони»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

31

 Дом, который звучит.

Песенность, танцевальность, маршевость; опера, балет, солисты, музыкальный театр.

Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость

П. И. Чайковский из балета «Щелкунчик» Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок»

оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят»,
М. Красева «Муха-Цокотуха»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

32

Опера-сказка.

Опера-сказка, солисты, музыкальный театр.

Научатся: определять понятие опера, выразительно

исполнять фрагменты из детских опер.

«Волк и семеро козлят» М. Коваля

«Муха-Цокотуха» М. Красева

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

33

«Ничего на свете лучше нету.»

Музыкальная фантазия, трубадур.

Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты

из музыки к мультфильму

«Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию, осознанно отличать жанры песню, танец, марш.

Регулятивные:  расширение знаний о музыке, композиторах, художниках и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека;

усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;

осознание особенностей деятельности композитора, художника.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по учебному предмету “Музыка”

В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Музыка» контролю и оценке подлежат:

- уровень усвоения теоретического материала

- уровень сформированности слушательской культуры

- уровень овладения навыками пения

- уровень овладения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах

- уровень творческой активности

На уроках музыки осуществляется коллективная  и индивидуальная форма оценки. Коллективная форма оценки применяется в случае, когда класс рассматривается как единый коллектив, участвующий в хоровом пении, в  конкурсном выступлении , в музыкально-театральной постановке, играющий  в  ансамбле элементарных музыкальных инструментов.  Индивидуальная оценка – это оценка знаний, умений, навыков и творческого потенциала конкретного ученика.

Контроль и оценка уровня усвоения

теоретического материала по предмету “Музыка”

Уровень сформированности теоретических знаниний учащихся диагностируется в рамках проведения  фронтальных и индивидуальных устных опросов, теоретических  тестов, музыкальных викторин.

Показатели оценки уровня усвоения теоретического материала

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии. На поставленные вопросы не отвечает, полное отсутствие понимания теоретического материала.

4-5

Фрагментарное понимание изученного материала и грубые ошибки. На большинство поставленных  вопросов  не знает ответа.

6-7

Ориентируется в изученном  материале, но допускает грубые ошибки в ответах.

8-9

Материал освоен, но допускаются ошибки.

10

Материал усвоен, но ошибки связаны с недостатосно развитыми музыкальными способностями конкретного ученика. (муз. слух, чувство ритма, тембральный слух и т.д.)

11

С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен.

12

С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен. Ученик демонстрирует теоретические  и музыкальные  знания на уровне начального профессионального музыкального образования.

При письменной проверке  усвоения уровня теоретических знаний по предмету «Музыка» используются проверочные работы и  тесты, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.

При проведении тестов целесообразны задания  типа:

  • поиск ошибки,
  • выбор ответа,
  • соответствия,
  • продолжение высказывания,
  • исправление высказывания,
  • пропуск слова.  

Нормы оценок письменных работ

Проценты

Баллы

100%+*

12

100%

11

99-90%

10

89-85%

9

84-80%

8

79-75%

7

74-65%

6

64-55%

5

54-45%

4

44-35%

3

34-20%

2

19-1%

1

Контроль и оценка уровня

сформированности слушательской культуры учащегося

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии, не способен сконцентрироваться на прослушивании музыки.

4-5

С трудом концентрируется на прослушивании музыки. У ученика нет эмоционального отклика на звучание музыки. Отсутствует восприятие музыки различных жанров, не может оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Нет понимания взаимосвязи музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием.

6-7

Пытается сконцентрироваться на прослушивании музыки. У ученика слабый эмоциональный отклик на музыку. С трудом воспринимает музыку различных жанров, не может оценить и соотнести содержание и музыкальный язык, средства музыкальной выразительности. Не в полном объёме понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием,  затрудняется на них ответить.

8-9

Хорошо концентрируется на прослушивании музыки. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, но отвечает на них с ошибками.

10-11

С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок.

12

С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на неё.  Воспринимает  и чувствует музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок. Размышляет о музыкальных произведения как о способе выражения чувств и мыслей человека, определяет композиторский замысел.

Контроль и оценка уровня владения навыками пения

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии, не поёт.

4-5

С трудом концентрируется во время пения. Нет понимания о навыках хорового пения. Не знает текста песен.

6-7

Плохо концентрируется во время пения. Не старается овладеть навыками хорового пения. Не знает текста песен.

8-9

Концентрируется во время хорового пения. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Текст песен выучен не в полном объёме.

10-11

Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме.

12

Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме. Проявляет вокальные способности, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования.

Контроль и оценка уровня

владения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии, не играет на элементарных музыкальных инструментах.

4-5

С трудом концентрируется во время игры на элементарных музыкальных инструментах. Нет понимания о навыках игры на элементарных музыкальных инструментах. Не ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности.

6-7

Не в полном объёме владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Плохо ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности.

8-9

Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, но допускает ошибки.

10-11

Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала.

12

Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала, проявляя навыки инструментального исполнительства, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования.

Контроль и оценка уровня творческой активности ученика

Педмет «Музыка» призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Музыка - эффективный путь к формированию личности ребенка, поэтому учитель вправе оценить дополнительными баллами желание и  тенденцию к культурному и творческому росту ученика.

Опираясь на критерии оценивания разных навыков учащихся (уровня усвоения теоретического материала, сформированности слушательской культуры, овладения навыками пения,  игры на элементарных музыкальных инструментах) учитель в праве добавить ученику  дополнительные  баллы за  творческую инициативу, проявленную им в  учебном процессе.

Высшими баллами (от 10 до 12) оценивается ученик за участие в творческих (музыкально-театральных постановках, выступлениях на классных или школьных концертах) и конкурсных мероприятиях (школьного, районного, городского и т.д. уровней).

Вхождение в мир искусства возможен лищь через активную творческую деятельность. Поэтому проектная деятельность на уроках музыки  рассматривается как одна из форм работы, направленная  на формирование и развитие творческих  способностей учащегося, его инициативы и самостоятельности.

Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт. Формами отчётности проектной деятельности являются: сообщение, компьютерная презентация, сценарий, стендовый отчёт и др.

Оценка проектов осуществляется по двенадцатибалльной шкале по следующим критериям:

10-12 баллов

8-9 баллов

6-7 баллов

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат итоговой творческой работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные проблемные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает личную точку зрения .

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводы.

Учащийся просто копирует информацию из предложенных источников; не прослеживается личного отношения к проблеме.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основные средства обучения:

1.Учебник «Музыка. 1 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);

2.Рабочая тетрадь «Музыка. 1 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);

Дидактические пособия:

1.Словарь-справочник «Словарь музыкальных терминов» (автор О. Ермакова);

Методические материалы для учителя:

1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.

2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.

Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.

3. Критская Е.Д. и др. Музыка: рабочие программы. 1-4 класс. – М. Просвещение 2011г.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...