Рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке

Бычкова Екатерина Станиславовна

Рабочая программа по музыке 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass.docx93.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №369

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Принято»

Решением  педагогического совета

ГБОУ Лицея № 369

протокол №   от _______________

 «Утверждаю»

директор ГБОУ Лицея № 369

_____________К.Э. Тхостов

приказ №    _____________  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для обучающихся 3 класса

(на 2019-2020 учебный год)

Составитель:

учитель музыки

Бычкова Екатерина Станиславовна

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по музыке для 3-ого класс составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной основной образовательной программы начального общего образования в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 года (федерального учебно-методического объединения по общему образованию) с учетом авторской программы по музыке "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина.

 

Общая характеристика  учебного предмета.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования  в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Это выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой . В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.  

Принципы построения курса

Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов музыкальной деятельности (слушание, размышление, пение, импровизация).

В основу построения курса «Музыка» в системе учебников "Музыка. Начальная школа", авторов : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина были положены следующие принципы:

  • системности — обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника;
  • эстетический — обусловливает требования к музыкальным произведениям, вошедшим в курс урока музыки . Постоянное знакомство младших школьников с лучшими образцами музыкальных произведений создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и музыкальных предпочтений;
  • эмоциональности — учитывает воздействие слушания и изучения музыкальных произведений на эмоционально-чувственную сферу учащегося (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать  музыкальный и художественный мир композитора);
  • преемственности — обеспечивает связь разных уровней (этапов) музыкального образования с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

Требования к содержанию курса:

  • содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
  • развитие основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, размышление, пение, импровизация) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел;
  • введение в каждый раздел и последовательное знакомство с музыкальными жанрами и понятиями служит музыкальному развитию;
  • система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
  • умение работать с информацией (находить информацию в тексте учебника, проводить устный анализ прослушиваемых музыкальных произведений) формируется последовательно во всех классах начальной школы.

Ценностные ориентиры содержания

Специфика предмета музыка заключается в том, что предметом изучения являютя музыкальные произведения мировой классики, которые оказывает огромное влияние на становление  музыкальной личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование музыкальной культуры, уважительное отношение к другим культурам, воспитание патриотического духа и т. п.

Основные разделы программы

Программа состоит из семи разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». В разделы программы входят основные содержательные линии: общее представление о музыке и ее роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира (природы), музыкальных инструментов, самого себя. Кроме того, в программе дано тематическое планирование по классам, планируемые результаты к концу каждого года обучения, материально-техническое обеспечение реализации программы и примерное поурочное планирование.

Основные содержательные линии программы

Развитие слушания и восприятия музыкального произведения

Музыка с древних времен была искусством не только для композитора, но и для слушателя и эту присущую музыке ценность ребёнок-слушатель постепенно формирует и развивает через свой духовный мир. Полнота восприятия  музыкального произведения зависят от слушательского опыта, умение воссоздать заудманные композитором образы образы. Формирование полноценного музыкального слушания и восприятия является одной из важнейших задач данного курса.

В 1 классе навык слушания и восприятия у детей отсутствует или недостаточно сформирован, поэтому главная задача данного курса привить любовь к слушанию и научить воспринимать ее.

Во 2 классе уроки слушания уже не кажутся чем то новым. Многие дети уже могут самостоятельно размышлять о прослушанном музыкальном произведении. Уже во 2 классе вводится анализ музыкального произведения (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопросы: «Как начинается произведение?», «Какие музыкальные средства выразительности использует композитор, «Как развиввается музыка дальше?», «Как произведение закончилось?». Рассматривается форма произведения: определяется жанр, темп, лад, регистр и т. п.

В 3-4 классах слушание и восприятие школьника начинается в полном объёме: умение размышлять вслух и молча, не боясь выражать свои мысли, отвечать на вопросы и задавать вопросы.

Слушания и восприятие музыки проходит на каждом, что позволяет расширять музыкальное пространство и обогащать слушательский опыт учащихся, формировать музыкальный вкус.

Развитие вокально-хоровых навыков

В 1 классе развитие вокально-хоровых навыков начинается с формирования правильной певческой установки: правильная посадка, положение головы и естесттвенного положения.

Как правило учащиеся 1-2 класса поют в унисон, основная работа заключается в дикции, одновременном снятии и чистой интонации.   Выстраивание двухголосия начинается с 3-4 класса, формируется правильное дыхание, расширяется вокальный диапозон и тембр.

Знакомство с музыкальными терминами и понятиями

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами музыкальных произведений, узнают основные признаки песни, танца и марша. Накапливаются представления школьников о композиторах и произведений разных жанров.

В 3-4 классах вводятся различные музыкальные термины и понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, в соответствии с этим усложняются произведения. Знакомство с музыкальными понятиями и терминами в данном носит практико-ориентированную направленность.

Планируемые результаты изучения курса

Музыка является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты:

 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

 приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

 развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

Регулятивных УУД.

    Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

  • выполнять учебные действия в качестве слушателя
  • выполнять учебные действия в качестве композитора;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
  • использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательных УУД.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • формулировать учебную задачу;
  • Ориентация в способах решения задачи.

Коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Виды заданий:

  • подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);
  • инсценирование и драматизация;
  • рисуем музыку;
  • участие в диалоге.
  • уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе).

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Учащиеся 2  класса отличаются высоким уровнем познавательной активности, но в силу психологических особенностей возраста на уроках необходимо применять игровые формы работы для привлечения внимания учащихся. Стимулировать деятельность   учащихся методами соревнований между рядами, между девочками и мальчиками, сольным и ансамблевым исполнением.

Основные требования  к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения во 3  классе:

Раздел «слушание и восприятие музыкального произведения»

Ученик научится:

  • осознавать значимость слушания музыки для расширения своего кругозора;
  • понимать содержание прослушанных произведений, определять их главную мысль;
  • различать музыкальные жанры и научится сравнивать их по принципу сходство/различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • разбираться в музыкально-выразительных средствах;

Раздел «Вокально-хоровые навыки»

Ученик научится:

  • принимать правильное положение при пении и вокальных упражнений;
  • петь в коллективе, прислушиваясь к другим детям;
  • владение навыком пения в унисон;
  • пение двухголосия.

Раздел «Знакомство с музыкальными терминами и понятиями»

Ученик научится:

  • определять и различать музыкальные жанры;
  • различать мелодическую линию в музыкальных произведениях и ее характерные особенности;
  • сможет пользоваться музыкальными ретминами;
  • сопоставлять и обобщать информацию, полученную на уроках;

Виды и формы организации учебного процесса

В основе методики преподавания предмета лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения.

  • традиционный урок, урок-концерт, урок-экскурсия, обобщающий урок;
  • фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Содержание учебного предмета

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

        Урок 1. Мелодия  - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

        Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

        Урок 3.. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта.Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

        Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

        Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».  

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

        Урок 6. Утро.  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П. Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».

        Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

        Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке.Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского.

        Урок 9. Обобщающий  урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского).  

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

        Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!». Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

        Урок 11-12. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

       Урок 13. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Урок 14. Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.

       Урок 15. Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Урок 16. Обобщение по темам первого полугодия. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

       Урок 17. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.Жанр былины.

       Урок 18. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…». Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова). 

      Урок 19. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского  композитора  Н. Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

      Урок 20-21. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

      Урок 22. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика».

       Урок 23. Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

        Урок 24. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

        Урок 25.  В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале » (4 ч)

        Урок 26. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

        Урок 27. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты.Выразительные возможности флейты.Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.

Тема раздела: «В концертном зале» (2 ч)

        Урок 28. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».   

       Урок 29-30. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч)

      Урок 31. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

  Урок 32. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского.

      Урок 33. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э. Грига и П. Чайковского.

      Урок 34. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года

Календарно – тематическое планирование по музыке 3 класс

Дата

№ п.п

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности, формы работы

Проектная деятельность

Контроль

Освоение предметных знаний

(базовый уровень)

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

Россия, родина моя! 4часа

1

Мелодия – душа музыки. Природа и музыка.

Ученик должен знать следующие понятия: мелодия, песенность, симфония, лирический образ, романс.

Ориентироваться в музыкальных жанрах: опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант.

Выявлять жанровое начало  музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

Н.Римский - Корсаков. Звонче жаворонка пенье.

Г.Свиридов. Романс. Из муз. иллюстр. «Метель».

М. Глинка «Жаворонок»

П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4)

 Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

2

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава.

Кантата. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи.

Солдатская песня - марш. Хор. Куплет. Набат. Вступление. Трёхчастная форма.

Опера. Хоровая сцена. Певец -солист.

Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов.

Канты «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский»

С. Прокофьев, «Александр Невский» М. Глинка, «Иван Сусанин».

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

3

Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке

Солдатская песня - марш. Хор. Куплет.

Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш).

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов. Выявлять жанровое начало  музыки.

Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!», «Солдатушки, браво ребятушки!».

Песни о Родине.

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения

Устный контроль

4

Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева

Ученики должны знать следующие понятия: кантата, крупная форма, симфонический оркестр, богатыры.

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов.

С. С. Прокофьев Кантата «Александр-Невский»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

5

Опера «Иван Сусанин»

М. И. Глинки.

Знать, что такое опера, увертюра, ария, певческие голоса (сопрано, бас, баритон, тенор, меццо-сопрано).  

Отличительные черты музыки героев оперы.

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов.

Ария Сусанина

Хор Поляков

Хор «Славься»

 Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

День, полный событий. 5 часов

6

Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов.

Музыкальный пейзаж. Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

П. Чайковский «Колыбельная»,

Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Э. Григ «Заход солнца».

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Скороговорка. Выразительность. Изобразительность. Контраст.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

С.Прокофьев. Болтунья. С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта».

Джульетта-девочка. С.Прокофьев.

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

8

Детские образы.

Мелодия. Речитатив. Соло. Интонационная выразительность. Песенность. Маршевость. Танцевальность. Фортепиано. Солист. Аккомпанемент.

М. Мусоргский. «С няней»

«С куклой» из цикла «Детская». М. Мусоргский. «Прогулка»,«Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки».

П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома».

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: частвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

9

На прогулке

Музыкальный образ. Песенность. Интонационная выразительность. Солист. Аккомпанемент.

М. П Мусоргский «Прогулка» из сюиты Картинки с выставки.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

10

Вечер

Музыкальный пейзаж. Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

М. П Мусоргский «Вечерняя песня»

 Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение Устный контроль песни

Устный контроль

О России петь, что стремится в храм. 5 часов

11

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Прелюдия.

Тропарь. Куплет. Припев.

Интонационно -  образный анализ. Определение жанра кантаты.

Сравнивать  музыку  Шуберта  и  Рахманинова. Уметь  характеризовать  духовную  музыку.  

Ф. Шуберт «Аве, Мария».

«Богородице Дево, радуйся»,

С. Рахманинов.  №6 из «Всенощной»

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

12

Древнейшая песнь материнства.

Прелюдия.

Тропарь. Куплет. Припев.

Интонационно -  образный анализ. Определение жанра кантаты.

«Мама» из вокально- инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин.

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

13

Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама.

Интонационно -  образный анализ.

«Мама» из вокально- инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин.

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

14

Вербное воскресенье. Вербочки.

Хор. Величания. Традиции.

Знакомство  с  праздниками  Православной  церкви. Знать  историю  праздника  «Вербное  воскресение».

Л.Уэббер. «Осанна»,

 хор из рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда.

А. Гречанинов «Вербочки»,

Р. Глиэр. «Вербочки».

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание,

Устный контроль

восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

15

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.

Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Молитва. Величание. Баллада.

Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире» слова А. Толстого.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание,

Устный контроль

восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

16

Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины.

Былина. Певец - сказитель. Гусли.

Былинный напев. Подражание гуслям. Повтор. Распевы.

«Былина о Добрыне Никитиче» обр.,

 русская былина (Печорская старина).

Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка.

Третья песня Леля, хор из пролога оперы «Снегурочка».

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

17

Былина о Садко и морском царе.

Былина. Певец - сказитель. Гусли.

Былинный напев. Определить  характер  былин,  знать содержание,  особенности  исполнения  народных  певцов  русской  старины - гусляров,  особенности  жанра  «былина».

Н. Римского - Корсакова. «Садко и Морской царь»,

Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н. Римский - Корсаков.

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

18

Звучащие картины.

Музыкальный пейзаж. Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность.

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

19

Масленица – праздник русского народа.

Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Песенки-заклички.

Масленичные и весенние песенки -заклички.

Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

«Прощание с Масленицей»»

Хор «Проводы Масленицы».

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

В музыкальном театре. 6 часов

20

Опера «Руслан и Людмила». М.И. Глинка.Увертюра.

Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера. Симфонический оркестр.

Миф. Лира. Шествие. Каватина. Тенор.

М.Глинка. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы.

Познавательные: анализируют полученную  новую информацию

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

21

Опера «Орфей и Эвридика»

Знакомство с  разновидностями   голосов баритон  и  сопрано.   Составление характеристики героя,  сравнение  его  поэтическог и  музыкального  образов.

К. Глюк. «Орфей и Эвридика».

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

22

Опера «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков 

Н. Римский – Корсаков. «Снегурочка», фрагменты из оперы.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

23

«Океан – море синее» вступление к опере «Садко».

«Океан – море синее», вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

24

Балет «Спящая красавица» П.И. Чайковсий.

Определение балета, балерина, танцор. Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие.

П.Чайковский. «Спящая красавица», фрагменты из балета.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

25

В современных ритмах.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла.

А.Рыбников. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл.  Р. Роджерс. «Звуки музыки».

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

В концертном зале. 5 часов

26

Музыкальное состязание. Звучащие картины.

Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз.

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Народная песня в Концерте. Л. Бетховен. Симфония №3 («Героическая») фрагменты, Соната №14 («Лунная»),  фрагмент 1-й части.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

27

Музыкальные инструменты. Скрипка и флейта.

Скрипка. Флейта. Виртуоз.

П. И. Чайковский «Мелодия»

«Волшебный смычок» норвежская народная песня

Паганини Каприс 24

И. С. Бах «Шутка»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

28

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт»

Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость.

«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты «Утро»

«В пещере горного короля»

«Песня Сольвейг»

«Танец Анитры»

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

29

Мир Бетховена

Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад. Творчество конпозитора.

Л. Бетховен. Финал Симфонии № 3. «Контрданс»

 «К Элизе»

«Весело, грустно»

 «Сурок»

 Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

30

«Героичская»

Симфония. Дирижёр. Маршевость. Песенность. Контраст. Финал. Тема. Вариации.

Симфония №3 («Героическая») фрагменты

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.5 часов

31

Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Джаз. Импровизация. Ритм. Известные джазовые музыканты - исполнители. Джаз-оркестр.

«Чудо-музыка» Д. Кабалевский, «Острый ритм» Дж. Гершвин, «Камертон», норвежская народная песня.

 Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства. 

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

32

Люблю я грусть твоих просторов.

Сюита, симфония, балет, контата. Особенности стиля композитора.

Г. Свиридов (маленькие кантаты)

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, исполнение песни

Устный контроль

33

Мир С. Прокофьева.

Особенности стиля композитора. Создать  воображаемый   портрет   композиторов.

С. Прокофьев «Шествие солнца».

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

34

Прославим радость на земле.

Обобщающий урок. Слушание гимна. Характерные черты гимна.

Исполнять  выразительно  полюбившиеся  мелодии.

В.А. Моцарт. «Слава солнцу, слава миру!» канон.

В.А. Моцарт. Симфония №40 фрагмент финала.  

Познавательные: анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя,

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Личностные: проявляют интерес к музыке и учебному процессу, эмоционально откликаются на музыку

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Слушание, восприятие музыки, музыкально-ритмические движения. Фронтальная форма работы.

Устный контроль

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по учебному предмету “Музыка”

В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Музыка» контролю и оценке подлежат:

- уровень усвоения теоретического материала

- уровень сформированности слушательской культуры

- уровень овладения навыками пения

- уровень овладения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах

- уровень творческой активности

На уроках музыки осуществляется коллективная  и индивидуальная форма оценки. Коллективная форма оценки применяется в случае, когда класс рассматривается как единый коллектив, участвующий в хоровом пении, в  конкурсном выступлении , в музыкально-театральной постановке, играющий  в  ансамбле элементарных музыкальных инструментов.  Индивидуальная оценка – это оценка знаний, умений, навыков и творческого потенциала конкретного ученика.

Контроль и оценка уровня усвоения

теоретического материала по предмету “Музыка”

Уровень сформированности теоретических знаниний учащихся диагностируется в рамках проведения  фронтальных и индивидуальных устных опросов, теоретических  тестов, музыкальных викторин.

Показатели оценки уровня усвоения теоретического материала

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии. На поставленные вопросы не отвечает, полное отсутствие понимания теоретического материала.

4-5

Фрагментарное понимание изученного материала и грубые ошибки. На большинство поставленных  вопросов  не знает ответа.

6-7

Ориентируется в изученном  материале, но допускает грубые ошибки в ответах.

8-9

Материал освоен, но допускаются ошибки.

10

Материал усвоен, но ошибки связаны с недостатосно развитыми музыкальными способностями конкретного ученика. (муз. слух, чувство ритма, тембральный слух и т.д.)

11

С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен.

12

С теоретической и музыкльной точки зрения материал полностью усвоен. Ученик демонстрирует теоретические  и музыкальные  знания на уровне начального профессионального музыкального образования.

При письменной проверке  усвоения уровня теоретических знаний по предмету «Музыка» используются проверочные работы и  тесты, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.

При проведении тестов целесообразны задания  типа:

  • поиск ошибки,
  • выбор ответа,
  • соответствия,
  • продолжение высказывания,
  • исправление высказывания,
  • пропуск слова.  

Нормы оценок письменных работ

Проценты

Баллы

100%+*

12

100%

11

99-90%

10

89-85%

9

84-80%

8

79-75%

7

74-65%

6

64-55%

5

54-45%

4

44-35%

3

34-20%

2

19-1%

1

Контроль и оценка уровня

сформированности слушательской культуры учащегося

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии, не способен сконцентрироваться на прослушивании музыки.

4-5

С трудом концентрируется на прослушивании музыки. У ученика нет эмоционального отклика на звучание музыки. Отсутствует восприятие музыки различных жанров, не может оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Нет понимания взаимосвязи музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием.

6-7

Пытается сконцентрироваться на прослушивании музыки. У ученика слабый эмоциональный отклик на музыку. С трудом воспринимает музыку различных жанров, не может оценить и соотнести содержание и музыкальный язык, средства музыкальной выразительности. Не в полном объёме понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием,  затрудняется на них ответить.

8-9

Хорошо концентрируется на прослушивании музыки. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, но отвечает на них с ошибками.

10-11

С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на музыку. Воспринимает музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок.

12

С интересом и увлечением слушает музыку. Имеет эмоциональный отклик на неё.  Воспринимает  и чувствует музыку различных жанров, оценивает и соотносит содержание и музыкальный язык произведения, средства музыкальной выразительности. Понимает взаимосвязь музыки и вопросов, заданных перед её прослушиванием, отвечает на них без ошибок. Размышляет о музыкальных произведения как о способе выражения чувств и мыслей человека, определяет композиторский замысел.

Контроль и оценка уровня владения навыками пения

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии, не поёт.

4-5

С трудом концентрируется во время пения. Нет понимания о навыках хорового пения. Не знает текста песен.

6-7

Плохо концентрируется во время пения. Не старается овладеть навыками хорового пения. Не знает текста песен.

8-9

Концентрируется во время хорового пения. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Текст песен выучен не в полном объёме.

10-11

Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме.

12

Поёт с желанием. Имеет понимание об основных вокально-хоровых навыках, характере и музыкальных особенностях исполняемого материала. Может продемонстрировать вокально-хоровые навыки, передать характер и музыкальные особенности исполняемого материала. Текст песен выучен в полном объёме. Проявляет вокальные способности, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования.

Контроль и оценка уровня

владения навыками игры на элементарных музыкальных инструментах

Баллы

Показатели оценки

1-3

Присутствовал на занятии, не играет на элементарных музыкальных инструментах.

4-5

С трудом концентрируется во время игры на элементарных музыкальных инструментах. Нет понимания о навыках игры на элементарных музыкальных инструментах. Не ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности.

6-7

Не в полном объёме владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Плохо ориентируется в музыкальной форме, фразах произведения, не чувствует его ритмические и мелодичские особенности.

8-9

Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, но допускает ошибки.

10-11

Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала.

12

Хорошо владеет навыками игры на элементарных музыкальных инструментах. Ориентируется в музыкльной форме, фразах произведения, чувствует его ритмические и мелодичские особенности, не допускает ошибок. С желанием участвует в процессе элементарного музицирования, чувствуя и передавая характер и музыкальные особенности исполняемого материала, проявляя навыки инструментального исполнительства, соответствующие уровню начального профессиональном музыкального образования.

Контроль и оценка уровня творческой активности ученика

Педмет «Музыка» призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Музыка - эффективный путь к формированию личности ребенка, поэтому учитель вправе оценить дополнительными баллами желание и  тенденцию к культурному и творческому росту ученика.

Опираясь на критерии оценивания разных навыков учащихся (уровня усвоения теоретического материала, сформированности слушательской культуры, овладения навыками пения,  игры на элементарных музыкальных инструментах) учитель в праве добавить ученику  дополнительные  баллы за  творческую инициативу, проявленную им в  учебном процессе.

Высшими баллами (от 10 до 12) оценивается ученик за участие в творческих (музыкально-театральных постановках, выступлениях на классных или школьных концертах) и конкурсных мероприятиях (школьного, районного, городского и т.д. уровней).

Вхождение в мир искусства возможен лищь через активную творческую деятельность. Поэтому проектная деятельность на уроках музыки  рассматривается как одна из форм работы, направленная  на формирование и развитие творческих  способностей учащегося, его инициативы и самостоятельности.

Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт. Формами отчётности проектной деятельности являются: сообщение, компьютерная презентация, сценарий, стендовый отчёт и др.

Оценка проектов осуществляется по двенадцатибалльной шкале по следующим критериям:

10-12 баллов

8-9 баллов

6-7 баллов

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат итоговой творческой работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные проблемные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает личную точку зрения .

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводы.

Учащийся просто копирует информацию из предложенных источников; не прослеживается личного отношения к проблеме.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основные средства обучения:

1.Учебник «Музыка. 3 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);

2.Рабочая тетрадь «Музыка. 3 класс» (авторы- составители Е. Д. Критская, Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.);

Дидактические пособия:

1.Словарь-справочник «Словарь музыкальных терминов» (автор О. Ермакова);

Методические материалы для учителя:

1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001.

2. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.

Можно использовать сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярную литературу по искусству.

3. Критская Е.Д. и др. Музыка: рабочие программы. 1-4 класс. – М. Просвещение 2011г.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...