Технологическая карта
методическая разработка по музыке (5 класс)

Трофимова Ирина Борисовна

Технологическая карта по музыке.  Тема: Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_stuchit_gremit_kikimora.docx22.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Трофимова Ирина Борисовна

ГБОУ СОШ №, район Красносельский

Предмет: Музыка

УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М.:Просвещение, 2016.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2014.

Класс: 5 класс

Тип урока: урок изучения нового материала

Образовательные технологии, методы, приемы:

Оборудование:

Методическое обеспечение, ресурсы:

Организация пространства:

Тема года

(тема раздела)

Музыка и литература

Тема урока

 Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Осознание учащимся взаимодействия литературы и музыки на примере фольклорного персонажа и его музыкального изображения  

Создание условий для осмысления учащимися возможностей музыкального искусства в воплощении художественных образов посредством выявления композиторской трактовки образов на примере А.К.Лядова «Кикимора»

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. Повторить особенности устного народного творчества. Фольклор.

2.Попытаться смоделировать начальный этап работы над произведение «Кикимора»:

- предложить свои версии образного воплощения в соответствии с музыкальной формой (работа в группах);

3. Прослушать основные темы миниатюры «Кикиморы» А.К.Лядова и сопоставить с полученными результатами.

4. Сделать вывод об авторской трактовке образа Кикиморы А.Лядовым

5. Сделать вывод об особенностях программной инструментальной музыки.

6. Сделать вывод о взаимодействие музыки и литературы

        

Воспитательные: содействовать формированию

  • заинтересованного отношения учащимися к фольклору;
  • уважительного отношения учащихся к авторской трактовке содержания произведений искусства;
  •  культуры слушания симфонической музыки.

Развивающие: способствовать развитию

  • интеллектуальной культуры школьников;
  • коммуникативной культуры учащихся;
  • культуры самоуправления учебной деятельностью;
  • рефлексивной культуры школьников.

Образовательные: формировать умение учащихся

  • соотносить этапы драматургического развития с разделами симфонической миниатюры;
  • осознанно слушать и анализировать программную симфоническую музыку.

Планируемые результаты

Личностные: (выход в смысловое поле произведения)

  • проявление учащимися интереса к фольклору в музыке русских композиторов;
  • приобретение опыта интерпретации образного строя симфонической миниатюры;
  • осознание учащимися права каждого художника на собственное видение трактовки художественных образов.

Метапредметные: (формируемые УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

  • познавательные УУД-получение опыта формулирования темы урока и познавательной цели на основе того, что уже известно, и того, что предстоит узнать; структурирование информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений; умение актуализировать знания, проводить сравнительный анализ, делать выводы и обобщения;
  • коммуникативные УУД-сотрудничество в группе при выполнении задания; обоснованное выражение своих мыслей; умение вести диалог; слушать собеседника;
  • регулятивные УУД-принятие цели и задач в процессе работы на уроке; сличение полученного результата с заданной целью; коррекция, оценка своих действий и действий партнёров.

Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции)

  • понимание терминов «фольклор», «симфоническая миниатюра», «программная музыка»;
  • знание сюжета народного сказания «Кикимора»;
  • учение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения;

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Организационный

Приветствие.

Настрой на работу

Ответное приветствие

Р.:

самоорганизация, дисциплинирован-ность, выработка внимания

  1. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

Организация деятельности учащихся, помогает определить тему и содержание урока:

- повторение ранее изученного материала и выход на проблему урока (Мусоргский «Баба Яга»)

Создает условия для

расширения общекультурного

кругозора (Какие жанры

фольклора существуют?...)

Высказывания учащихся.

Выполнение работы в тетрадях

Фольклор сопровождает всю жизнь человека. Рождение, детство, юность, праздники, трудовую жизнь и ее окончание….

П.:

Определение литературного и музыкального жанров, взаимосвязь литературы и музыки

  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)

Подведение учащихся

к определению, формулирование цели

и постановке задач

(Презентация: определение характера поведения фольклорных героев: леший, кикимора, водяной и портрет композитора А.К.Лядова)

- Совместное формулирование темы «Фольклор в музыке русских композиторов»;

-формулируют цель и ставят задачи, осмысливают и принимают к действию:

опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы

- сегодня на уроке мы познакомимся…

- сегодня на уроке мы будем учиться …

- сегодня на уроке мы научимся …

П.: получение опыта формулирования  темы урока;

Р.: принятие на уроке учебной цели и задач

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

Подведение учащихся к выбору собственных версий трактовки сказания русского народа, записанного И.Сахаровым (стр.19, учебник)

Работа в группах:

- читают текст, делают вывод кто такая Кикимора;

- делают предположения, что такое «Симфоническая миниатюра»;

- повторяют инструменты симфонического оркестра;

-  пытаются смоделировать начальный этап работы композитора над произведением: дать своё название произведению; предложить свои варианты развития образа Кикиморы (заполнить таблицу: тема-характер-средства музыкальной выразительности: тембр, лад, регистр, темп);

- представление командой своего «прочтения» «Кикиморы»;

- после 1 прослушивания определяют композиторскую трактовку сказания;

- сопоставляют музыкальные образы А.К.Лядова со своими предложенными и делают выводы

- Знание и понимание развития сюжета  «Кикимора».

- Умение использовать средства музыкальной выразительности в создании «музыкальных образов».

- Осознанная включённость учащимися в процесс слушания программной симфонической музыки

К.:

Умение работать в группах, высказывать свою точку зрения, вести диалог, слушать собеседника.

Л.:

Осмысление взаимодействия искусства как средства расширения представления

о содержании музыкальных образов

  1. Подведение итогов по теме урока  

Подведение учащихся

к определению авторской трактовки образов и выводу

о возможностях образного воплощения содержания в музыке

- делают выводы о возможностях музыкального искусства в воплощении художественных образов;

-делают вывод о праве каждого художника на собственное видение в творческом процессе

Признание права каждого художника на собственное видение в творческом процессе

 Л.:

осознание учащимися права каждого художника на собственное видение трактовки художественных образов

  1. Рефлексия  

Подведение учащихся

к осмыслению их собственных достижений на уроке

- осмысливают собственные достижения на уроке:

выберите и продолжите любое предложение:

- На сегодняшнем уроке я узнал…

- Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это….

- Сегодня я узнал, что без фольклора…

- На этом уроке я похвалил бы себя за…

- Сегодня я сумел

Какую оценку вы себе поставили?

Как вы оцените работу своих одноклассников?

Л.:

Осмысление собственных достижений на уроке

  1. Домашнее задание

Выполнить по желанию мини-проект:

1. А.К.Лядов композитор- фольклорист.

2. Образ Кикиморы в изобразительном искусстве.

3. Взять интервью у Кикиморы.

4. Кроссворд по теме «Фольклор в творчестве русских композиторов».

 

Ученики решают для себя, будут ли они выполнять это задание. Берут необходимые музыкальные материалы у учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...