Гуманистическое образование
статья по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Гуманистические идеалы давно вошли в золотой фонд человеческой культуры. В последние годы идея гуманизации образования развивается как реакция на прежнюю автократическую педагогику. В статье рассматриваются вопросы педагогической гуманистической ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumanisticheskoe_obrazovanie.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Г у м а н и с т и ч е с к о е   о б р а з о в а н и е

Гуманистические идеалы добра, красоты, истины, справедливости, равноправных отношений между людьми давно вошли в золотой фонд человеческой культуры. Они не утратили своей значимости и сегодня.

В последние годы идея гуманизации образования развивается как реакция на прежнюю автократическую педагогику, на технократический стиль мышления, на формализацию обучения.

В самом общем виде гуманистическая педагогика рассматривавает обучение как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее права на развитие и проявление индивидуальных способностей, создание условий для ее творческой самореализации – все это определяет общий гуманистический подход к обучению и воспитанию. Ориентация на развитие ученика как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности предполагает и соответствующую стратегию деятельности учителя, создающего условия для реализации творческих сил ученика. Гуманизм- явление историческое. Каждая эпоха выделяет в нем свои постулаты как наиболее важные. Особенность современного гуманизма – осознание экологической, научной и культурной интеграции человечества в единый мир.

Педагогические гуманистические ориентации

Максимы

Человек как высшая ценность

Главное – духовные ценности, гармонизирующие отношения: природа – общество – человек

Самореализация как деятельность во благо других

Взаимодействие учителя и учащихся

Ученик – субъект учения, учитель создает условия для самостоятельного продвижения ученика

Основные условия:

а) проблематизация изучаемого материала и осмысление его ценности для человека;

б) рефлексия основания(методологии) решения проблемы;

в) диалогизация общения и совместный поиск решений;

г) опора на внутреннюю мотивацию учения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей

Учитель с гуманистической ориентацией упрощает для ученика процесс учения, пытается понять его чувства и мысли, принимает ученика как личность, открыт по отношению к нему.

Современное личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса.

Достаточно полная характеристика личностно-ориентированного образования дана в гуманистической парадигме Е.В. Бондаревской («Педагогика» 1997 №4).

Сущность и положение личностно-ориентированное образования

Образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Дать образование – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству.

Отношение педагога к ребенку и его позиции  в образовательном процессе. Суть этого отношения определил Ш. А. Амонашвили, обосновавший личностно-гуманный подход в образовании как такой, при котором педагог исходит из того, что у каждого ученика в его поступках есть личностный смысл, есть и личностная значимость учения; опираться на последнюю и надо в педагогическом процессе. Если же личностного смысла нет, то надо помочь его обрести. Итак, цель личностно-ориентированное образования – не сформировать, а найти, поддержать, развить Человека в человеке и зародить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самобытного личностного образа и диалогического, безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Человекообразующие функции личностно-ориентированного образования

Важнейшая из них – гуманитарная, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Для этого образование должно помочь личности выработать механизм понимания и взаимопонимания, общения и сотрудничества.

Важной является культуросозидательная функция. Она обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Образование должно заложить в человеке механизм культурной идентификации, что означает установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.

Следующая важная образования – функция социализации, т. е. обеспечение усвоения и воспроизводства индивидам социального опыта, свидетельствующее о безболезненном вхождении человека в жизнь общества. Чтобы социализация происходила без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности.

Содержание образования

 Оно должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Соответственно этому в него входят следующие обязательные компоненты: когнитивный, деятельно-творческий и личностный.

Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей, оказание ему помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций.

Когнитивный компонент содержания образования обеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.

Деятельно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах деятельности. Он обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию.

Личностный компонент является системообразующим в содержании личностно-ориентированного образования и этим существенно отличается от традиционного, где ведущим признается когнитивный компонент.

Педагогические технологии

В традиционных педагогических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. Главные слова личностно-ориентированного образования – педагогическая помощь и поддержка.

В последнее время возникают новые и переориентируются в своей деятельности существующие службы поддержки образования. Валеологическая, медицинская, коррекционно-диагностическая, служба семьи, социальной заботы, дополнительного образования и другие службы поддержки помогают определить собственные интересы, цели, возможности и пути преодоления препятствий, мешающих сохранению человеческого достоинства, самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманистическая теория и практика языкового образования.

Методика "полного физического участия" на уроках английского языка...

Гуманистическая теория и практика языкового образования

Мне хотелось бы более глубоко раскрыть такой подход гуманистической теории, как  развитие критического мышления, на примере темы «Праздники в Германии»....

Гуманистический подход в образовании в рамках модернизации учебно-воспитательного процесса

Сегодня во всех школах идет процесс модернизации учебно-воспитательного процесса, внедрения новых педагогических технологий, школы постоянно находятся в инновационном пространстве. ...

Взаимодействие классного руководителя в условиях гуманистической системы образования

Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества». В современной парадигме  ученик уже  не рассматривается  в качестве о...

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ...

статья "«Формирование гуманистической направленности педагогической деятельности в условиях реализации современной концепции образования».

Гуманистические принципы воспитания и обучения учащихся с ОВЗ в коррекционной школе, основные требования к деятельности педагога....