Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта.
план-конспект урока по музыке

Гареева Алина Ирековна

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта. 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  урока в 6 классе на тему

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта.  

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)

Тип урока: расширение  и углубление знаний.

Цель урока: углубить знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Задачи:

Образовательная: продолжить знакомство с  творчеством  Ф. Шуберта; формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта; проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий; совершенствовать знания в области истории музыки, литературы;

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательнаявоспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Личностные:

воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Метапредметные УУД: 

Регулятивные:

формирование умения решать творческие задачи в процессе музыкальной пластики; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Познавательные:

развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха (темп, динамика, ритм), памяти, мышления, воображения).

Коммуникативные:

формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом;

развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.

Предметные УУД:

познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

сделать записи в музыкальный словарик,

прочитать балладу на стихи  И. В. Гете по ролям, сделать анализ баллады, закрепить пройденный материал,

провести творческое задание «Мой  финал баллады»,

провести рефлексию,

 сделать вывод урока.

Информационно-методическое обеспечение:    диск СД, учебник по музыке  6 класс Е.Д. Критской, презентация

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской "Музыка" для 6 класса, фонохрестоматии к учебнику "Музыка" 6 и 5 классов.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

2.1. Краткий обзор биографии Ф. Шуберта.

2.2, Познакомить с вокальным жанром балладой.

2.2. Песня - баллада "Лесной царь" Ф.Шуберта. Особенность баллады как жанра, характеристика музыкального образа произведения.

2.3. Провести творческое задание «Мой  финал баллады»

3. Провести рефлексию, сделать вывод урока

4. Закрепление нового материала, вывод урока.

5 Пение песни Дорога добра

6. Домашнее задание

1. Организационный момент. 

Музыкальное приветствие. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки).

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.

Сегодня мы познакомимся с творчеством великого австрийского композитора, пианиста, поэта, создавшего большое количество произведений в различных жанрах. Имя этого человека Франц Шуберт.

Слайд 1

Учитель. Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Тема нашего сегодняшнего урока - " Старинной песни мир". Песни Франца Шуберта

Слайд 2

 Франц Шуберт – австрийский композитор. Он прожил недолгую жизнь, всего 31 год, но то, как он её прожил, заставляет нас говорить о настоящем творческом подвиге.

Франц Серафим Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье Вены.

 Слайд 3  

Отец музыканта был школьным учителем, и начальное образование он получил под его руководством. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано, и вскоре он уже принимал участие в домашнем исполнении струнных квартетов. Франц обладал не только абсолютным слухом, но и прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре — ему доверяли трудные сольные партии. Звонкий голос и необычайная музыкальность очень скоро сделали мальчика маленькой звездой.  Когда Францу исполнилось 11 лет, его определили в конвикт — школу подготовки церковных певчих. Своё первое сочинение Шуберт создал в 13 лет.   Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта. Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию.

Слайд 4

 Так Шуберт, повинуясь отцовской воли, стал преподавать азбуку в младших классах. Между уроками он продолжал сочинять музыку. Этот невысокий, застенчивый, но очень обаятельный молодой человек создал вокруг себя такое пространство, которое притягивало лучшие умы Вены.

Открываем учебник стр.41, рассматриваем иллюстрации с Ф.Шубертом.

(см. иллюстрации в учебнике стр.41).

Композитор устраивал для друзей знаменитые вечера музыки - шубертиады, на которых звучала исключительно его музыка

Беседы об искусстве, философии, политике чередовались с исполнением песен и танцев, которых Шуберт написал огромное количество: это менуэты, вальсы, экосезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы.

Ф. Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепьянные пьесы и т.д.  Но главное место в творчестве композитора занимал жанр песни (около 600). Шуберт создал новый тип песен, которые  представляли собой небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и иллюстрировал смысл слов. Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена.                              

          Франца отличала редкая способность: будучи лириком, не замыкаться в своем мире, а ощущать и передавать радости и скорби жизни так, как их  чувствует, и хотело бы передать большинство людей. Он был певцом глубокой человечности,  большую часть своих произведений композитор написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей.

      При жизни композитора его произведения исполнялись редко, а большая часть так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения. Но, несмотря на это, подобно лесному ручейку, музыка Шуберта нашла путь к сердцам людей. 

К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен, среди которых "Маргарита за прялкой", баллада "Лесной царь" на слова Гёте.

У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу.

Слайд 5    

Так и у Шуберта был любимый поэт И.Гёте.    Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гете.   Она   волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.  С одним из таких  произведений написанных Шубертом  мы сегодня с вами познакомимся. Это баллада «Лесной царь».

Композитор очень чутко относился с теме и подбору стихов для своих песен, обращая внимание на музыкальность стиха. Стихотворение И.В.Гёте «Лесной царь» настолько вдохновило и поразило совсем ещё молодого Шуберта, что он за один вечер написал песню – балладу «Лесной царь».  Ему было всего 18 лет.

Вот так описывает рождение этой песни один из друзей  Шуберта.

Прочтём это в учебнике стр 44, читаем со слов: «Мы застали Шуберта……..

Дети читают вслух

«Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом». В балладе «Лесной царь» композитор увидел  трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

Учитель:   Прежде чем послушать эту балладу, давайте узнаем что такое баллада?  Учебник стр. 42, читаем, с самого начала, я остановлю.

Итак Вывод – что такое баллада

 Слайд 6

Баллада – сольное вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса.   – Запишем в тетрадь

Слайд 7

Теперь предлагаю вам послушать балладу "Лесной царь" на немецком языке в исполнении Д. Фишер-Дискау. Слушая музыку, обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности. Какие приёмы развития музыки использовал композитор? (прослушивание баллады "Лесной царь").

Звучит «Лесной царь» (на немецком языке)  

 Учитель. Что вы чувствовали, когда звучало это произведение?

Ученики.  Страх, ужас, переживания героев.

Ученик: Было ощущение, что произведение прозвучало на одном дыхании, в движении без остановки, события драматические. В аккомпанементе - ритм скачки, звучание в низком регистре. Вокальная партия исполнена низким мужским голосом, что ещё раз говорит о трагических событиях. Приёмы развития - повтор и контрастность. Вокальная мелодия повторяется, но каждый звучит иначе интонационно.

Учитель: пропойте, прохлопайте, Простучите, пожалуйста, воображаемый ритм  (дети простукивают ритм, подчёркивая штрихи).

Ученик: Ритм - чередование  длительностей, характер музыки тревожный.

Учитель: Теперь давайте послушаем  и посмотрим балладу "Лесной царь" на русском языке. А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык?

Слайд 8

Василий Андреевич  Жуковский - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик, современник Александра Сергеевича Пушкина.

После просмотра и прослушивания  вы назовёте действующих лиц (см. учебник, стр.45).

Слайд 9

 Дети смотрят  видео  к  балладе. ( по окончании можно сразу перещёлкнуть)

Учитель.  Сколько персонажей вы услышали?

Ученики.  Четверо

Учитель. Правильно – 4 действующих лица.: младенец, отец, лесной царь, рассказчик.

А назовите мне героев Баллады.   Отец, сын, Лесной царь,

Слайд 10  (они поочерёдно появляются на экране)      

Какие интонации у героев баллады вы услышали?  

Слайд 10    Дети отвечают и на экране появляются правильные ответы 

Отец- мягкие, успокаивающие, уговаривающие, ласковые

Сын - жалобные, испуганные, взволнованные, тревожные, умоляющие, отчаянные

Лесной царь - обманчивые, завораживающие, манящие,

хитрые, коварные, угрожающие, зловещие

Слайд 10

Какое настроение в голосе отца,                         сына?  (если не могут ответить, говорю сама)

     Учитель.  Отец переживает, встревожен, боится за жизнь своего ребёнка. Сын задыхается, боится лесного царя. Рассказчик переживает вместе с отцом и сыном. Лесной царь заманивает мальчика в свой мир. Музыка звучит напряжённая, яркая динамика.      

УЧИТЕЛЬ: Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе?)

ДЕТИ: Сообщают, что они услышали  изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть  даже стук сердца, прослеживается стремительность,  драматическое напряжение.

Можно ли охарактеризовать аккомпанемент как  стремительное,  драматически напряженное движение?

      Учитель.  Да, действительно, стремительная музыка очень ярко передаёт топот копыт. И действия в балладе  тоже происходят очень стремительно. В ХIХ веке этот жанр с трагическим концом был моден.

Молодцы. А теперь давайте прочитаем балладу по ролям.

Читают балладу по ролям. Распределить роли, уч. стр 45

 Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады?

 Как вы думаете, мелодия  какого героя должна быть самой красивой?

Почему?

УЧИТЕЛЬ: Настало время провести музыкальный анализ произведения. Устно

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика -  от РР до FFF

Регистр – низкий и средний

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Аккомпанемент - фортепиано,

Характер  музыки   – стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, будоражащий,  завораживающий, безумный, испуганный

Слайд 11 с правильными ответами

УЧИТЕЛЬ: Отличительная черта  баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из области фантастики, что является особенностью романтических произведений. Поэтому мы сейчас с Вами сравним    Образы,     краски,      звуки  и чувства -   мира  реального и нереального (фантастического)

слайд 12

Делим  на две колонки: Реальный мир и Фантастический мир

Реальный мир

Фантастический мир

Образы: отец, малютка, конь, лес, ветлы.

Образы: лесной царь, дочери лесного царя.

Краски: темнота, ночь, мгла, туман, темные ветви.

Краски:  цветы бирюзовы, жемчужны струи, чертоги (устар. большое, богатое помещениепалата), Синонимы: палатапалатыхоромытеремпалаццо дворецзамок

Звуки: шелест деревьев, тревожные голоса

Звуки:   сладкозвучные голоса.

Чувства: теплота человеческой любви, тревога, страх, волнение.

Чувства: холод, видения, обещающие радость, покой

Молодцы. Ещё вопрос

 Образы и чувства к какому предмету можно отнести – к литературе; краски -  к живописи(изо), звуки -   к музыке

Слайд 13

Сравнивая  язык трех художественных произведений - литературного, музыкального и живописного мы приходим к выводу, что

Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.

Можно отключить проектор

УЧИТЕЛЬ: Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его  сделали? (Дети  рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её).

УЧИТЕЛЬ: Теперь мне интересно узнать у вас понравился ли вам сегодняшний урок?

Тогда, я попрошу  вас ответить мне  на эти вопросы.

Рефлексия 

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я приобрел…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Ученик (возможный вывод): зная содержание произведения, очевиден контраст общего состояния и эпизодов тревоги и опасности, лирических эпизодов. Музыка явилась дополнением к литературному произведению, давая новое прочтение текста.

Учитель: Музыкальная трактовка баллады показала не только  образы каждого из персонажей, но и образы "невидимые"- это жизнь с её стремлением и движением, и смерть, которая пугает, влечёт и убаюкивает. Создан драматический образ, который имеет сквозное развитие благодаря задуманному композитором и мастерством исполнителя..

В заключение урока, я предлагаю Вам вспомнить и исполнить  красивую, добрую песню  «Дорога добра» (варианты исполнения солист и хор, по рядам.)

Наш урок будет завершён следующими словами:

"Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившим свою карьеру композиторе! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность".
П.И. Чайковский о Шуберте

Урок мне очень понравился, все были молодцы. (оценить детей)

Домашнее задание: Выразительно читать балладу И.Гёте «Лесной царь», используя нужные интонации для передачи эмоционального состояния  главных героев.

Урок окончен. Спасибо. До свидания

- В какой форме изложено стихотворение (диалог)

-Что вы можете сказать об этом произведении?

- Чувствуется трагизм этого произведения, присутствует элемент фантастики - Лесной царь, очень ярко переданы образ и настроение персонажей.

- Какие выразительные средства музыки использует композитор, чтобы передать наиболее полно смысл и характер произведения?

- Быстрый темп, контрастная динамика, соответствующий характер музыки - то ласковый, а то злой и страшный.

- Вы обратили внимание на аккомпанемент?

- Он в этом произведении играет большую роль - передает бег коня, завывание вьюги, напряжение.

- Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа?

Рассказчик - взволнованный.

Отец - переживание, внутреннее беспокойство.

Лесной царь - музыка ласковая, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость.

Младенец - страдание, мольба, ужас.

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от РР до FFF

Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Размер – 4/4

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

Приложение 2

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/28/s_588cb16c5362d/541263_2.png

1.Кто назвал Жуковского "мастером перевода"? (Пушкин)

2.Поэт, который сделал перевод на русский язык стихотворения "Лесной царь"? (Жуковский)

3.Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. (баллада)

4.Автор стихотворения "Лесной царь"? (Гете)

5. фортепианное произведения из творчества Шуберта? (серенада)

6.Сколько песен написал Шуберт? (шестьсот)

Реальный мир

Фантастический мир

Образы:

Образы:

Краски

Краски:  

Звуки:

Звуки:  

Чувства:

Чувства:

Реальный мир

Фантастический мир

Образы:

Образы:

Краски

Краски:  

Звуки:

Звуки:  

Чувства:

Чувства:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по программе Е.Д. Критской. Тема "Баллада "Лесной царь" Ф.Шуберта"

Урок позволяет углубить знания о творчестве Ф. Шуберта. Учащиеся знакомятся с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад - балладой "Лесной царь"...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Старинный песни мир. Баллада "Лесной царь" Ф. Шуберта

Данный материал предназначен для того, чтобы продолжить знакомство с  творчеством  Ф. Шуберта; формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной ц...

Франц Шуберт . Баллада «Лесной царь» .Драматический образ.

Франц Шуберт . Баллада  «Лесной царь» .Драматический образ....

Презентация к уроку музыки в 6 классе на тему: " Старинной песни мир. Баллада " Лесной царь"

Данная презентация является дополнением к уроку музыки  в  6 классе на тему " Старинной песни мир. Баллада " Лесной царь."  Данная презентация направлена на раскрытие межпредметных связ...

Открытый урок по теме: "Ф. Шуберт баллада "Лесной царь"

Урок-погружение в 6 классе по теме: Ф. Шуберт "Лесной царь"...

Методическая разработка урока в 6 классе «Старинной песни мир. Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»

Методическая разработка урока в 6 классе «Старинной песни мир. Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»...