«О работе с детским оркестром народных инструментов в ДШИ»
статья по музыке

Основные моменты в работе с детским оркестром народных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с детским оркестром.78.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Колобова Е.П.

преподаватель

МБУДО

«Детская школа искусств им. А.М. Кузьмина.

СП  «Школа искусств «Высокий»

Доклад

«О работе с детским  оркестром народных инструментов в ДШИ»

        В настоящее время обострился целый комплекс проблем в области художественно-творческой деятельности, к которой относится и детское коллективное музицирование на русских народных инструментах.

        К числу таких проблем относятся: снижение уровня мотивации к занятиям коллективным музицированием на русских народных инструментах; влияние негативных факторов социального порядка, препятствующих выбору обучающимися данного вида музыкального творчества; проявление непрофессионального подхода к обучению на различных видах инструментов оркестра, а также отсутствие актуальной литературы по обучению коллективному музицированию.

       Успешное разрешение этих проблем может оказать позитивное влияние на процесс формирования у обучающихся не только чисто профессиональных - музыкальных, но и лучших человеческих, в том числе гражданских качеств, содействуя тем самым успешной реализации таких общенациональных задач, как социализация и социальная адаптация подрастающего поколения.

        Потребность в возрождении и широком приобщении детей к традициям  национальной музыкальной культуры и решение в образовательном процессе современных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в  Концепции развития художественного образования, в Концепции модернизации дополнительного образования, определяют актуальность данного сообщения.

Современный образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а воспитание личности обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.

Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. При этом вовлеченность в деятельность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека. Переживание отчужденности, пассивности и неудовлетворенности приводит к избеганию деятельности и порой к деструктивным формам поведения. Перечисленные характеристики актуальны для любой деятельности, в том числе и учебной.

           Коллективное музицирование в детской школе искусств представляет собой учебно-исполнительский процесс, в котором органично связаны обучение, воспитание и последующее исполнение музыкально- художественных произведений, ориентированные на усвоение основ оркестрового и ансамблевого исполнительства, способов и опыта многообразной личностно-ориентированной деятельности в области музыкального искусства.

Основными компонентами процесса освоения навыками коллективного музицирования являются: мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный и рефлексивно - оценочный.

        Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к коллективному  музицированию, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Это стремление к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков коллективного музицирования; развитие потребности в решении творческих исполнительских задач; осознание потребностей, целей, задач при создании оригинального творческого произведения.

В содержательном  компоненте учебно-творческой деятельности обучающийся  проявляет наличие  теоретических знаний. Он включает в себя: музыкально-теоретические знания основ оркестрового и ансамблевого исполнительства; знания, умения и навыки, полученные  в процессе изучения специальных дисциплин и во время самостоятельной практической деятельности в оркестре и ансамбле; знания интегрированного характера, способствующие решению творческих исполнительских  задач в процессе коллективного музицирования.

Операционно-деятельностный компонент дает возможность обучающимся включать способы умственных действий или мыслительные логические операции, а также способы практической деятельности оркестрового музыканта: аналитические, технические, специальные.

Рефлексивно-оценочный компонент позволяет обучающимся осмыслить, сделать самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в индивидуальной творческой интерпретации.

Одним из условий успешной организации, является планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы коллектива. Работая над планом, учитывается многообразие предстоящей деятельности коллектива, цель, задачи обучения и воспитания, продумываю отбор средств и методов, которые должны быть применены в данный период обучения. Для реализации  педагогического опыта я стараюсь достичь  единства учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса, учитывая:

  • Постоянное изучение степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
  • Создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения к миру музыки каждого обучающегося, с помощью которых он может ярко проявить разносторонние дарования;
  • Постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направляется на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
  • Межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.  

              В коллективном музицировании с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, коллективное музицирование не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.

Способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях и на разных уровнях обмена информацией.

Так, коллективное музицирование способно значительно повысить заинтересованность обучающихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Это положение особенно актуально для обучающихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению.

Исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы и для детей подросткового возраста, в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, стремление к самоутверждению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности.

 К наиболее значимым социальным аспектам данного педагогического опыта, можно отнести:

  • создание условий и предоставление возможности каждому обучающемуся для творческой самореализации на концертном выступлении в составе творческого ансамбля «Карусель»
  • высвобождение первичной креативности, формирование у обучающихся отношения к музыке как средству самовыражения и общения;
  • развитие интереса к выступлениям на сцене, для публики;
  • формирование более позитивной окраски к обучению и музицированию в целом;

      В работе с коллективом применяются основные методические положения, направленные на совершенствование учебно-творческого процесса организации коллективного музицирования: оптимальный темп и эффективность использования репетиционного времени; система коррекции исполнительских задач, поставленных перед обучающимися; система творческих самостоятельных заданий; наличие в деятельности педагога черт артистизма как профессионально значимого качества личности.

      Владение темпом репетиции предполагает быстроту реакции педагога  на ситуации, возникающие в ходе репетиции, степень загруженности обучающихся непосредственно исполнением или другими формами освоения материала, соразмерность времени вербальных указаний и музицирования, целесообразность и оптимальную частоту остановок звучания ансамбля.

      Сущность системы коррекции состоит в упрощении и усложнении исполнительских задач в ходе репетиции. Мотивационно-ценностное содержание этой системы состоит в последовательном варьировании, позволяющем поддерживать постоянный оптимальный уровень напряжения внимания и тонуса творческих сил обучающихся, с одновременным ощущением реальности объема освоенного материала, получения положительных итогов деятельности. Возможна постановка следующих вариантов исполнительских задач: освоение произведений менее сложных, чем позволяет исполнительский уровень коллектива; освоение произведений у границы исполнительских возможностей коллектива; освоение произведений, позволяющих достичь нового качественного исполнительского уровня коллектива. Произведения первой группы позволяют в полной мере сосредоточиться на музыкальности и слаженности исполнения, удовлетворить стремление к качественному музицированию. Осваивая произведения второй группы, оба метода используются примерно на равных. Встречаясь с фрагментами большей сложности, сначала задача упрощается, затем по мере освоения усложняется.  

      Артистизм действий педагога-дирижера придает ярко выраженный эмоционально-эстетический характер самым разнообразным аспектам взаимодействия его с коллективом: как педагога музыки,  организатора коллектива, творчески активного интерпретатора,  эмоционально яркого исполнителя, то есть способствует более глубокому восприятию и усвоению музыкального материала.

     При работе с ансамблем (оркестром) применяются три формы обучения: индивидуальная, групповая и занятия с полным составом коллектива (сводные репетиции). Какую форму работы выбрать на определенном этапе, зависит от различных объективных условий: от сложности изучаемого произведения, от степени владения навыками и приемами игры на инструменте юного ансамблиста, от уверенности исполнения своей партии.

     Основной формой обучения является групповое занятие, на котором обучающиеся приобретают и закрепляют теоретические и практические навыки ансамблевого исполнения, знакомятся с тембральной окраской инструментов, проявляют и реализуют творческие способности, получают сведения об исполняемом произведении и композиторе. Каждое занятие направлено на активизацию творческой деятельности обучающегося, воспитание музыкального вкуса, формирование духовно нравственной личности. Игра в ансамбле дает возможность юному инструменталисту чувствовать себя музыкантом коллективно творящим, так как специфика занятий направлена на работу с едиными целями и задачами, конечный результат которых – концертное выступление.

Литература:

  1. Биберган В.Д. Традиции народного музицирования в самодеятельном оркестре русских народных инструментов / В.Д. Биберган. – М., 1999.
  2. Болковский Л. Формирование исполнителя – баяниста в классе ансамбля  Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. - Свердловск, 1986.      
  3. Бочкарев Л.Л. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. – М., 1981.
  4. Глейхман В.Д. Организация работы начинающего самодеятельного оркестра русских народных инструментов / В.Д. Глейхман. – М.: МГИК, 1976.
  5. Дорожкин А.  Оркестры русских народных инструментов: методические рекомендации. — М., 1955.
  6. Имханицкий М.  У истоков русской народной оркестровой культуры. — М., 1987.
  7. Карташов В.Л. Некоторые вопросы организации и работы оркестра народных инструментов / метод. рекоменд. для руководителей оркестров ДМШ. – Свердловск, 1989.
  8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  9. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива / Новикова Л.И. // Педагогика: Уч. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского– М.: Просвещение, 1988.
  10. Пак Чон Хой. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях Республики Корея: диссертация ... кандидата педагогических наук: Москва, 2008.
  11. Полихрониди Е.П. Ансамблевое музицирование в ДМШ как один из факторов художественного воспитания детей /метод. рекомендации преп. класса ансамбля народных инструментов. – Донецк, 1987.
  12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. / Б.М. Теплов – М., 1961.
  13. Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования баянистов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО АППЛИКАТУРЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ ОРКЕСТРОВЫХ ПОДГРУПП, НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ»

В данной работе рассматривется многолетний опыт работы по обучению концертмейстеров оркестровых подгрупп в ансамбле РНИ.Работа может быть полезна руководителям оркестров и ансамблей при обучении игре ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

Работа с начинающими музыкантами (струнные народные инструменты)

Методические рекомендации для педагогов, работающих с народными инструментами. В статье даются советы, как лучше и продуктивней ввести ребенка в мир музыки и исполнительства на струнных народных инст...

«Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов».

Учебно воспитательная работа – это составная часть и направленное условие деятельности любого самодеятельного коллектива. От ее качества зависит исполнительский уровень, стабильность персп...

Методическая работа преподавателя струнных народных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Индивидуальный подход в выборе программы для учащихся"

В методической работе освещены вопросы темперамента ребёнка и других его индивидульных особенностей при выборе репертуара. Автор предлагает методы работы с учеником для быстрого усвоения нового матери...