план-конспект урока "Музыкальное музицирование"
материал по музыке (5 класс)

Потапова Светлана Егоровна

Урок для учащихся 5 класса по исполнению на музыкальных инструментах. Целью  является слаженное синхронное исполнения в ансамбле заданного произведения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Сангарская гимназия”

Конспект открытого урока по теме:

“Коллективное музицирование”

Составила: учитель музыки

высшей категории

Потапова С.Е.

2021г.

Цель урока:

Добиться слаженного синхронного исполнения в ансамбле заданного произведения.

Задачи урока:                 

1. Образовательная- дать наиболее полные сведения об основных задачах, связанных с коллективным музицированием, закрепление ранее пройденного материала;

 2. Воспитательная-  формирование интереса к данному виду работы, а также умения слушать и контролировать себя и остальных участников ансамбля во время игры;

3. Развивающая- формирование и развитие исполнительских навыков игры, понимание исполнительских задач и способов их решения;

Тип урока: урок закрепления полученных навыков.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Методы:

словесный;

наглядный;

практический.

Реализуемые технологии:

развивающего обучения;

творческая лаборатория;

художественно-эстетическая;

информационная;

здоровьесберегающая.

Оборудование:

Музыкальные инструменты;

Медиаторы;

Партии;

Стулья;

Сборник нот

Ожидаемые результаты:

Ученики умеет анализировать исполнение в ансамбле;

У них сформирован музыкальный образ;

Они свободно и правильно владеют текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.

План урока:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и вступительное слово;

3. Работа по группам, работа над музыкальным образом;

4. Заключение, подведение итогов.

Ход урока:

Вводная часть: проверка готовности к уроку: ноты, дневники; настройка инструментов. Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.

Сведения об основных принципах коллективного музицирования, беседа с учащимися о пользе ансамблевой игры.

Важный элемент – проигрывание пьесы по группам.

Завершающий этап работы, подготавливающий к концертному исполнению. Проигрывание всей пьесы целиком.

Заключительная часть:

А) обобщающие сведения;

Б) подведение итогов урока;

В) подведение преподавателем итогов своей работы.

   

 1. Начало урока.

Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Как настроение? Вы готовы к работе?

Ученики: Хорошее, готовы к уроку.

Учитель: Ну тогда приготовьте ноты, дневники, присаживайтесь, а я пока настрою инструменты.   

2. Сообщение темы и вступительное слово:

Учитель: Сегодня мы поговорим об игре в ансамбле, о пользе ансамблевого музицирования. А также покажем нашим гостям, чему мы научились на уроках, покажем нашу коллективную работу и вашу замечательную игру. Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро- динамического). Ребята, кто мне поможет: чему еще способствует ансамблевое музицирование?

Ученик (О.Егор): Игра в ансамбле способствует хорошему чтению нот с листа.

Учитель: Молодец! Может еще кто-нибудь добавит?

Ученица (Г.Сардаана): Нотный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, nonlegato.

Учитель: Да, Сардаана, правильно. А еще все мы знаем, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. Так вот, в ансамбле дети учатся слушать игру партнера во время пауз в своей партии. Ансамблевое музицирование так же очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения. Ребята, а какие способы звукоизвлечения на своих инструментах вы знаете? Егор, как ты извлекаешь звук на фортепиано?

Ученик: На фортепиано звук извлекается при помощи прикосновения пальцев к клавишам.

Учитель: Спасибо. А вот на духовом инструменте, блок флейте, какие приемы звукоизвлечения?

Ученица: На блок флейте основной прием – вдувание. Тут важную роль играет открытое горло, правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха.   

Учитель: Ну надо же как интересно, спасибо большое! А теперь вспомним над какой пьесой мы будем сегодня работать. Это якутская народная песня на слова С.Элляя «Таба» («Олень»). В этом произведении вы познакомились с легкими, отрывистыми  движениями (staccato). В музыке очень хорошо слышно, где брать дыхание, соответственно снимать руку (лига заканчивается). Размер две четверти. Играть нужно легко и весело. Аккомпанемент должен звучать легко и свободно, как будто подпрыгивает легко и свободно олененок. Сразу учимся видеть динамический план пьесы, его кульминацию (самое мощное, насыщенное, сочное место), начало и окончание. Но сначала проиграем пьесу по группам.

Играет свою партию духовые инструменты (блок флейта).

Учитель: Хорошо, молодцы. Немного не хватило звука в вашем сольном отрезке, можно играть посмелее. А теперь послушаем соло фортепиано.

Егор проигрывает свою партию.

Учитель: Молодец, как всегда отлично! Теперь послушаем как будет звучать игра на ксилофоне.

Учитель: Молодцы, сыграли очень аккуратно. Хочется сказать, что игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. А теперь попробуем сыграть все вместе. Каждый постарается выполнить поставленную перед ним задачу.

Дети проигрывают пьесу «Таба» целиком. 

Учитель: Молодцы! Только не забывайте, игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую. Также во время коллективного музицирования требуется:

1. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

2. Работа над звуком, способность «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3. Работа над ритмом, единым оркестровым метром.

4. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок.

5. Работа над выразительным исполнением. 

6. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. А теперь давайте немного сдвинем темп и постараемся исполнить песню так, чтобы нам захотелось подпрыгивать в ритме польки, попробуем приблизиться к концертному исполнению.

Дети исполняют песню с еще большим воодушевлением.

Учитель: Молодцы! Спасибо вам большое! И в заключение сегодняшнего занятия хочется сказать, что особой внимательности, концентрации внимания, умению слушать себя и другого дети учатся при игре в ансамбле друг с другом, т.е. ученик-ученик уже в начальных классах. Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде состязания, являющегося стимулом к более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на музыкальных инструментах очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.  Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект открытого урока «Виды творческой деятельности на уроках музицирования »

Развитие творческих навыков учащегося через различные виды музыкальной деятельности.Практическое изучение гармонии на примерах гармонических схем, музыкальных произведений и песенного материала....

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

План-конспект открытого занятия "Ансаблевое музицирование"

Открытое занятие "Ансаблевое музицирование"...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....