Анализ и рекомендации к исполнению детских пьес Игоря Стравинского "5 пальцев"
учебно-методический материал по музыке (10 класс)

Никитенко Алина Михайловна

«Пять пальцев, восемь очень легких пьес на пяти нотах для фортепиано» - фортепианный цикл Игоря Стравинского, созданный в 1921-м году и состоящий из восьми коротких разнохарактерных пьес. Цикл имеет, прежде всего, методическую задачу «пробудить в ребенке вкус к комбинациям мелодического рисунка с упрощенным аккомпанементом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskaya_razrabotka.docx16.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ученбно-методическая разработка

Анализ и рекомендации к исполнению детских пьес Игоря Стравинского "5 пальцев"      

Автор - Никитенко Алина Михайловна

«Пять пальцев, восемь очень легких пьес на пяти нотах для фортепиано» - фортепианный цикл Игоря Стравинского, созданный в 1921-м году и состоящий из восьми коротких разнохарактерных пьес. Цикл имеет, прежде всего, методическую задачу «пробудить в ребенке вкус к комбинациям мелодического рисунка с упрощенным аккомпанементом». Особенность каждой пьесы в том, что пять пальцев правой руки, поставленных на клавиши, не изменяют своего положения в течение пьесы (за небольшими исключениями, где положение руки меняется раз или два за пьеску в течение периода или фразы). Мелодическая ткань излагается, как правило, в виде излюбленной Стравинским попевки, с использованием техники ритмической вариантности — перемещение, укорачивание, удлинение, синкопирование попевок.  Левая рука создает либо простой гармонический, либо контрапунктический рисунок.

Первая пьеска — Andantino, спокойная, размеренная. В ее основе лежит весьма лаконичная попевка, изложенная всего на трех нотах. В течение пьесы она как бы плавно «растягивается» до пяти нот. Левая рука выполняет гармоническую функцию, во второй части пьесы — контрапунктическую, отвечая правой, как эхо. В левой также появляются простые задержания первого пальца на весь такт (одна из инструктивных задач данной пьески), при этом остальные пальцы должны двигаться вниз по восьмым. Этому приему важно научиться с ранних лет. Несмотря на кажущуюся простоту, уже в первом периоде автор меняет размер, преодолевая квадратность размера 2/4.

Далее следует веселое, быстрое Allegro. Четкий ритм, резвые шестнадцатые ноты, репетиции, задержания пятого пальца в левой руке — вот основные задачи, поставленные перед исполнителем. Один из важных конструктивных приемов данной пьесы — это передача тематизма от правой к левой руке (до того левая играла исключительно роль сопровождения).

Третья пьеска — легкое Allegretto. Тема — коротенькая попевка в духе «Камаринской». Большое внимание уделяется синкопам, и, хотя размер 2/4 на протяжении пьески не меняется, совершенно нет ощущения статичности. Благодаря квартам, пронизывающим ткань произведения, основные гармонические функции звучат более «вкусно».

Все эти пьесы — радостные, мажорные. А вот следующее Larghetto открывает лирическую часть цикла. Эта пьеса — красивая и немного грустная сицилиана. Попевка в основе мелодии очень напоминает Andantino, только его минорную версию. Мелодия почти неуловимо движется то вверх, то вниз. Во второй части пьесы любопытно звучит натуральная седьмая ступень в миноре, добавляя легкий флёр архаизма.

Нежное, прозрачное Moderato, основанное на диатонике, простое и удивительно красивое в своей простоте привлекает незамысловатостью своей мелодии, напоминая какую-то легкую французскую песенку. Функциональный аккомпанемент левой руки, тем не менее, не всегда совпадает с функциями мелодии правой руки, а неожиданное окончание на тоне 3-ей ступени намекает слушателю о том, что за кажущейся простотой скрывается глубоко продуманная выверенность деталей, придающая пьеске нужную, не такую уж и простую, звучность.

Шестая пьеса — Lento, пожалуй, является, золотым сечением цикла. Она необычна и тем, что в ней впервые меняется тональность в течение пьесы, а главное, тем, что не смотря на указанную при ключе тональность (ре минор), относится она только к левой руке. Правая большую часть произведения играет в Ре мажоре. Такой приём называется переченье, добавляя в пьеску необычное гармоническое «мерцание» то мажорной, то минорной третьей ступенью (важно обратить внимание, что они звучат только попеременно). Квадратность преодолевается авторской фразировкой сквозь тактовые черты. Мелодия медленно разворачивается от пятой ступени к первой, снова и снова, создавая кругообразное движение. Такого рода движение с мажоро-минорными интонциями напоминает какой-то размеренный древнерусский обряд.

Седьмая пьеса, Vivo, в размере 3/8 — это веселый танец, пляс. Здесь автор не стремится преодолеть квадратность, а наоборот делает акцент на ней. Эта пьеса вполне могла бы находиться в «Детском альбоме» Чайковского, называясь, скажем, «Тарантеллой», если бы не одна деталь: терцовый тон заменен на секундовый в развернутом трезвучии аккомпанемента левой руки. Благодаря этому звучание пьески становится острее, необычнее, и сразу понятно — это Стравинский, а не кто-либо другой.

Завершает цикл терпкое Pesanto. Политональное танго с непростым ритмом, будто совсем не детская пьеса, органично вписывается в цикл, логично завершая его. Конечно, политональность здесь мнимая, сочное звучание достигается благодаря постоянному наложению тонической и доминантовой функций друг на друга.

В целом восемь пьес составляют восемь «увлекательных музыкальных моментов»[1], легких и непритязательных, вместе с тем из которых можно почерпнуть много интереснейших композиционных и гармонический идей.

Список литературы:

1. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Ленинград: издательство «Музыка», 1974. С.246-247.

2. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Учебник в 3х частях. — М.: «Музыка», 1988. С. 415.

3. Гаккель Л. Фортепианная музыка ХХ века — М.: «Композитор», 1976. С.168


[1]        Асафьев Б. Книга о Стравинском. Ленинград: издательство «Музыка», 1974. С.246-247.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный урок -концерт "Детские пьесы для фортепиано Д.Шостаковича"

Урок -концерт посвящен музыке для детей, написанной  выдающимся композитором современности  Д.Шостаковичем. ...

Методические рекомендации «Технология исполнения и оформления научно – исследовательской работы»

Муниципальное образование город НоябрьскУправление по делам семьи и молодежиМуниципальное бюджетное  учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»   Утве...

Методические рекомендации «Технология исполнения и оформления научно – исследовательской работы»

Муниципальное образование город НоябрьскУправление по делам семьи и молодежиМуниципальное бюджетное  учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»   Утве...

Методические рекомендации "Работа над джазовыми пьесами в классе фортепиано"

Целью методического сообщения является приобщение учащихся к джазовому направлению, что в целом дает возможность расширить репертуарные границы учебных планов....

Сборник детских пьес для блок-флейты с аппликатурой

Данный сборник содержит описание аппликатуры и нотный материал для освоения игры на блок-флейте...