Методические рекомендации «Технология исполнения и оформления научно – исследовательской работы»
методическая разработка на тему

Муниципальное образование город Ноябрьск

Управление по делам семьи и молодежи

Муниципальное бюджетное  учреждение

«Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»

 

 

 

Утверждаю

Директор  МБУ «Центр  по  работе

с  детьми,  подростками  и

молодежью «Прометей»

___________Д.Ф. Путинцев

«____» _____________ 2014  год

 

 

 

Методические рекомендации

«Технология исполнения и оформления научно – исследовательской работы»

Направление «Научно-исследовательская деятельность»

 

Составитель: Л.Р. Маннапова          методист МБУ

«Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»

 

Согласовано: Л.Н. Озерова

Заместитель директора МБУ

«Центр по работе с детьми, подростками и молодежью

«Прометей»

 

 

 

 

2014 год

г. Ноябрьск

 

 

Данный материал представляет собой методические рекомендации по организации научно - исследовательской деятельности специалиста сферы молодежной политики, в котором представлен справочный материал, понятийный аппарат, основные виды исследовательской деятельности, методы исследования и их характеристика, структура и вариативность построения научного исследования, оценка полученных данных, их качественный и количественный анализ, логика и этапы исследования.  Требования, предъявляемые к оформлению и защите научно - исследовательской работы.

Данные методические рекомендации могут быть полезны специалистам по работе с молодежью, инструкторам по ФК в сфере молодежной политики при организации научно - исследовательской работы в своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1.      Субъект и объект научно – исследовательской работы.

2.      Логика и этапы научного исследования.

3.      Характеристика методов исследования.

4.      Структура исследования, вариативность его построения.

5.      Понятийный аппарат исследования.

6.      Оценка полученных данных, их качественный и количественный анализ.

7.      Научные выводы. Использование результатов исследования в практике.

8.      Требования к защите научно – исследовательской работы.

9.      Заключение.

Список литературы.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Одним из важных источников целенаправленной и успешной деятельности специалиста сферы молодежной политики  является  - научно-исследовательская работа. Все больше специалистов принимают участие в научно - экспериментальных исследованиях, многие  ведут самостоятельную научную работу.

Специалисты по работе с молодежью и инструктора по ФК, непосредственно сталкиваясь с недостатками в своей деятельности, принимают меры по их преодолению, ищут пути и направления её совершенствования. Новаторство, опирающееся на позитивный опыт специалистов и их стремление обновить свою работу, в рамках своей деятельности - важнейший фактор стимулирования научных исследований. Новаторство проявляется в практике специалистов или в виде зрелого научного исследования с использованием эмпирических методов или в виде совершенствования методик обучения на основе интуиций специалиста. И в первом, и во втором случаях необходимо дополнение деятельности научными исследованиями.

Накопленный опыт показывает, что специалисты, владеющие методами научно - исследовательской работы, ведут целенаправленную работу по развитию творческих и физических способностей воспитанников, включают в свою деятельность элементы исследования. Такая работа ведется ими не всегда осознанно, специалисты спонтанно под воздействием собственного интереса к научному осмыслению действительности организует виды своей деятельности, имеющие сходство с деятельностью ученых (эмпирические наблюдения, социологические опросы, анализ научной литературы и т.д.).

Он может не диагностировать развитие умений, и каких либо навыков воспитанников, только на уровне интуиции судить об эффективности такой работы. Между тем опыт показывает, что более высокой результативности можно добиться, если научно - исследовательская деятельность специалистов подчиняется общеизвестным алгоритмам, правилам. Более того, научной деятельностью начинающих специалистов можно и нужно управлять.

В современном (мире) обществе стало очевидным успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности в своей работе. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания  по определенному виду деятельности, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.

Работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между специалистами, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, благодаря совместной работе складывается творческий коллектив.

Анализируя деятельность специалистов муниципального бюджетного учреждения «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей» в данном направлении, мы можем сказать, что она ведется не должном  уровне.

 

Из 13 специалистов учреждения научно – исследовательскую деятельность осуществляют только двое. Такая ситуация подтверждает, что молодые специалисты не владеют методами научно – исследовательской работы, не знают её структуры и вариативности построения. Многие специалисты испытывают затруднения в оформлении и защите научно – исследовательской работы.                                                                                                                            

Исходя из выше сказанного, перед нами встала острая необходимость в разработке методических рекомендаций «Технология исполнения и оформление научно – исследовательской работы»,  с целью оказания методической помощи специалистам учреждения в данном направлении.

1.СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Субъект - тот, кто занимается научной деятельностью, объект - то, на что направлена деятельность. Субъектом научных исследований являются специалисты по работе с молодежью, инструктора по ФК, руководители муниципальных бюджетных учреждений. Субъектом может быть один специалист, или целый коллектив. Субъект научных исследований выявляет актуальную научную проблему, разрабатывает методику её реализации на практике, диагностирует эффективность новаций. Объект научных исследований - изучаемая научная проблема, имеющая теоретические, и практические аспекты.

К объектам и субъектам научно - исследовательских работ в учреждении  предъявляется ряд требований:

Ø  развитие мотивов научной деятельности;

Ø  заинтересованность в повышении эффективности предоставляемых услуг в сфере молодежной политики;

Ø  овладение понятийным, терминологическим аппаратом;

Ø  умение создавать научные тексты;

Ø  глубокое знание научной дисциплины, лежащей в основе содержания учебного предмета;

Ø  знание педагогики, психологии и частных дидактик;

Ø  владение методикой научных исследований и т.д.

Требования к объектам исследования:

Ø  - повышение результативности, эффективности;

Ø  - соответствие целям научно - воспитательного процесса;

Ø  - возможность существенных позитивных изменений в процессе деятельности специалиста сферы молодежной политики;

Ø  - возможность применения комплексных программ;

Ø  - новизна;

Ø  - внедрение  инновационности в деятельность специалиста сферы молодежной политики;

Как правило, объектами научных исследований становятся проблемы, разрешаемые в современных реалиях, имеющие важное значение для деятельности специалиста,  а так же способные существенно повысить уровень подготовки воспитанников, в рамках реализации программ и проектов. В возникновении проблем играет роль ряд факторов, это:

Ø  - низкая посещаемость воспитанников спортивного или творческого объединения;

Ø  - низкий уровень воспитанности;

Ø  - правонарушения и преступления среди воспитанников;

Ø  - ухудшение состояния здоровья воспитанников учреждения;

Ø  - низкая эффективность реализации проектов и программ;

Ø  - неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг  и т.д.

2. ЛОГИКА И ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Логика исследования 

·        Установление объекта изучения.

·        Постановка и формирование проблемы. Определение предмета.

·        Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.

·        Построение плана исследования (выбор методов и процедур).

·        Проверка гипотезы.

·        Оформление результатов исследования.

·        Определение сферы применения найденного решения.

·        Проверка и уточнение выводов.

 

Этапы научного исследования 

ü  Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании чего производится постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.

ü  Разработка или уточнение обшей исходной концепции (построение модели изучаемого явления или объекта), на основании которой выдвигаются гипотезы.

ü  Планирование эмпирического исследования. Определение целей и задач исследования, определение экспериментальных планов, выбор методов и методик, определение математических методов обработки данных и др.

ü  Сбор экспериментальных данных и их описание. В теоретическом исследовании - поиск и отбор фактов, их систематизация.

ü  Обработка полученных данных.

ü  Оценивание результатов проверки гипотезы, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции (модели). Опровержение или подтверждение гипотезы.

ü  Соотнесение результатов с существующими в науке концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают явления в различных условиях без вмешательства в их течение.

Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение имеет организованный характер, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном протоколе. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельность, которую он изучает; невключенное этого не предусматривает.

Достоинства метода наблюдения: богатство собираемых сведений, сохранена естественность условий деятельности, допустимо использование разнообразных технических средств, необязательно получение предварительного согласия испытуемых. К недостаткам относят: субъективность (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов пристрастий, работоспособности исследователя); невозможности контролировать ситуацию и вмешиваться в ход событий без их искажений; значительные затраты времени, вследствие пассивности наблюдателя.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Достоинства метода: обеспечивается высокая точность результатов, возможны повторные исследования в аналогичных условиях, осуществляется почти полный контроль за всеми переменными. К недостаткам метода эксперимента относят то, что условия не соответствуют реальности, испытуемые знают о том, что они участвуют в эксперименте.

Анализ результатов деятельности метод опосредованного изучения явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются письменно, и устным, когда вопросы ставятся устно; в форме интервью, при котором устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тест (от англ. test -— испытание, исследование, проверка) — система заданий. Тест представляет собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Все более мощным преобразующим средством научно – исследовательской деятельности  становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.

Моделирование - это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность представления информации. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.

4. СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ, ВАРИАТИВНОСТЬ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ

Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо  явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых закономерностей; поиску путей развития, коррекции изучаемого объекта или процесса.

Выделяют следующие типы научного исследования по цели их проведения.

Поисковые исследования - получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

Критические исследования - опровержение существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или проверка альтернативных гипотез.

Уточняющие исследования - установление границ, в пределах которых теория верно предсказывает факты и эмпирические закономерности.

Воспроизводящее исследование - точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Структура исследования

Научная работа имеет строго регламентированную структуру. Структурными элементами научно-исследовательской работы обычно являются:

1.     Титульный лист.

2.     Оглавление.

3.     Введение.

4. Теоретический раздел (обзорные главы, завершающиеся определением проблем и гипотез исследования).

5. Эмпирический раздел (описание эксперимента, исследования).

6. Заключение (выводы, рекомендации).

7. Список литературы.

8. Приложения (если они имеются).

Титульный лист является визитной карточкой работы и оформляется в соответствии с образцом (См. прил. 1.).

Формулировка названия научно-исследовательской работы должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов. В названии следует избегать, таких слов, как «анализ», «изучение» и т. п., так как каждое исследование подразумевает такую работу.

Примеры неправильно сформулированных тем: «Изучение особенностей развития показателей творческого мышления у воспитанников объединения».

Примеры правильно сформулированных тем: «Развитие творческого мышления воспитанников объединения»

Оглавление научно-исследовательской работы включает названия разделов работы с указанием страниц начала каждого из структурных разделов (главы, параграфа и других подразделов).

Введение отражает основные характеристики работы: проблему исследования, его актуальность, методологические основы, цель, объект и предмет исследования, гипотезу, задачи, используемые методы и базу исследования.

Несмотря на то, что введение является первой частью работы, эта часть текста пишется в последнюю очередь, поскольку невозможно выбрать верные формулировки, не опираясь на всю проделанную работу как теоретического, так и экспериментального плана. Общий текст введения не должен превышать трех-пяти страниц.

Содержание теоретического раздела составляет - анализ литературы по проблеме исследования. Описывается состояние проблемы, ее представленность в истории науки и в современных работах. Приводятся мнения авторов-исследователей, выражается собственное отношение к изложенным точкам зрения. Важно отметить, как эти взгляды помогают раскрыть проблему.

При необходимости изложения разнородного материала он объединяется в отдельные параграфы. Каждый параграф начинается с обоснования проблемы, затем следует кратко обозначить, какие вопросы освещены в данном параграфе, какова логика изложения, позиции каких авторов представлены. Затем материал излагается более подробно. В конце каждою параграфа делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая глава заканчивается выводами. Их может быть несколько, обычно 3-4. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы, делаются общие выводы о состоянии проблемы на современном этапе и отмечается необходимость ее дальнейшей разработки.

Эмпирическая часть исследования содержит описание полученных данных, которые представляются после обработки и обнаружения закономерностей. Глава может иметь несколько параграфов в зависимости от особенностей проведенного исследования. Достаточно подробно должны излагаться промежуточные результаты, в том числе и отрицательные. При изложении полученные результаты подвергаются количественному и качественному анализу.

Выводы по работе должны содержать оценку соответствия полученных результатов поставленным задачам, при этом каждая поставленная задача должна быть отражена в выводах. Каждое исследование должно быть доведено до своего логического конца.

Необходимо отметить, подтвердилась ли экспериментальной проверкой или была опровергнута гипотеза исследования. В последнем случае делается объяснение - новое теоретическое предположение, исходящее из полученных экспериментальных данных. На основе полученных данных в выводах более полно, чем во введении раскрывается практическая и теоретическая значимость исследования.

Кроме того могут быть сформулированы перспективные направления дальнейшего исследования данной проблемы и рекомендации.

Список литературы включает в себя только те источники, которые проработаны автором и на которые даются ссылки в тексте. И наоборот, любое цитирование или развернутое изложение идеи какого-либо исследователя должно сопровождаться ссылкой на его работу, приведенную в списке литературы. Все публикации располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов. При совпадении первых букв фамилий происходит ориентировка на вторую букву, а при их совпадении на третью и т.д. При полном совпадении фамилий расположение происходит, исходя из алфавитного порядка инициалов. Публикации одного автора располагаются в хронологическом порядке. Книга коллективного автора, написанная под редакцией, располагается в том месте списка, который соответствует первой букве заглавия. Диапазон количества источников довольно широк от 30 до 70 и более публикаций.

В Приложение выносятся вспомогательные и дополняющие материалы, необходимые для доказательного описания полученных выводов, но в силу своей громоздкости нарушающие логику изложения, отвлекая внимание читателя.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на него в тексте основных разделов; в этом же порядке каждое из приложений нумеруется. Пример: «Полностью результаты анализа приводятся в Приложении 3.», или более кратко - «См. Приложение 3.».

Вариативность построения научного исследования.

Научная работа включает в себя от двух до четырех глав, в зависимости от конкретного исследования. При этом необходимыми компонентами основной части остаются анализ научной литературы по теме исследования, описание применявшихся методов, полученных результатов и их интерпретация.

Если работа состоит из двух глав, то первая содержит теоретический обзор, а вторая включает в себя описание организации и методов нее исследования, а также анализ результатов.

В работе, состоящей из трех глав, логика изложения может быть различна.

Глава I- теоретический анализ. В главе II описываются организация и методы исследования и обработки результатов. В третьей главе описываются результаты исследования, их анализ и интерпретация.

В основе другого варианта работы, состоящей из трех глав, может быть следующая структура. В первой главе анализируются теоретические вопросы, а во второй описывается констатирующий этап эксперимента. В третьей главе размещают обоснование, описание хода и оценку эффективности коррекционной программы.

Научная работа может состоять и из четырех глав. Структура такой работы может быть следующей. В первой главе помещается теоретический обзор, во второй - организация и методы исследования и обработки результатов, в третьей главе - описание констатирующего эксперимента, в четвертой - обоснование, описание хода и оценки эффективности коррекционной программы.

Из числа общих требований к оформлению научных текстов необходимо знать следующие: при использовании компьютерного редактора Word применяемся полуторный междустрочный интервал для 14 размера шрифта. На странице размещается 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. примерно 29—30 строк Размер левого поля - 3 см, правого - 1 см, верхнего и нижнего  по 2 см.

Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце. Все страницы текста должны быть пронумерованы арабскими цифрами в верхней части страницы по центру или справа. Текст должен соответствовать оглавлению.

5.      ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.

В понятийный аппарат исследования входят: актуальность, тема, методологические основы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы исследования.

Обоснование темы исследования и ее актуальность. Начинается исследование с поиска научной проблемы. В научной работе необходимо привести веские, общественно значимые аргументы в пользу выбора именно данной темы. Чаще всего таким обоснованием служит тот факт, что выбранная тема является одним из аспектов актуальной проблемы в области научной теории или практической деятельности.

Выбор темы:

•  просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

•  выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;

•  проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

•  ознакомление со специальной литературой и периодическими изданиями;

•  консультации с специалистами для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Формулировка проблемы исследования объясняет, зачем было проведено исследование. Кратко описывается состояние исследуемых фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого можем быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Проблема, таким образом, есть осознание какого-то противоречия (например, между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс, наконец, это может быть диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта).

Примеры неправильных формулировок: «Таким образом, можно констатировать противоречие между необходимостью решения поставленных вопросов и их малой разработанностью в литературе».

Примеры правильных формулировок: «Таким образом, можно констатировать противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими данными, подтверждающими альтернативные точки зрения, а именно...».

Актуальность - это ответ на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование. Основные аспекты актуальности психологического исследования:

·        необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

·        потребность в новых фактах, которые позволят расширить, теорию и сферу ее применения:

·        потребность в более эффективных диагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

·        потребность в разработке методов, имеющих более широкие возможности (эффективности воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);

·        потребность в разработке рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования знаний.

Методологические основы фундаментальная теория или теории, на которые опирается данное исследование и в рамках которых в работе производится описание научных фактов.

От проработанности теоретико-методологических основ во многом зависит эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Плохо обоснованное с теоретико-методологической точки зрения психологическое исследование приводит к неубедительным теоретическим выводам, неэффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает усилий, затрачиваемых на ее проведение.

Цель - желаемый конечный результат, который может быть теоретико-познавательным (выявление нового в предмете исследования) или прикладным (разработка методики изучения или воздействия на объект исследования). Обычно целью исследования становится кратко сформулированная основная проблема, решаемая в ходе исследования и представленная в названии работы.

Виды целей:

·        Определение характеристики изучаемого явления.

·        Выявление взаимосвязи явлении.

·        Изучение возрастной динамики явления.

·        Описание нового феномена, эффекта.

·        Открытие новой (другой) природы явления.

·        Создание классификации, типологии.

·        Создание новой методики.

·        Доказательство эффективности разработанной коррекционной методики.

Цель формулируется с использованием сложившихся стандартных словосочетаний: разработать понятие, выявить условия, особенности, возможности; установить различия, причины; экспериментально проверить; выделить и теоретически обосновать; охарактеризовать особенности; изучить процесс, особенности; обосновать и проверить; разработать и внедришь; создать модель; охарактеризовать.

Объект исследования - часть объективной реальности, которая подлежит исследованию различными методами и средствами. Им может быть конкретный процесс или явление.

Предмет исследования те конкретные стороны - свойства, отношения (явлений и процессов), которые изучаются в объекте. Это могут быть свойства, состояния, процессы, функции, особенности их протекания, пространственные, временные характеристики явлений, взаимозависимости явлений. Таким образом, один и тот же объект может быть различно представлен в предмете исследования.

Промежуточное звено между проблемой и теоретической моделью - гипотеза. Ею руководствуется исследователь на протяжении всей работы.

Гипотеза - предположение, которое возникает на основе научных знаний и вызывает необходимость подтверждения или опровержения в ходе исследования. Это предположение требует теоретического обоснования и экспериментальной проверки, в результате которых гипотеза может быть подтверждена и конкретизирована и превращается в компонент научного знания о реальности: факт, закономерность, закон. Таким образом, в гипотезе в свернутом виде обозначается новизна исследования.

Гипотеза формулируется в соответствии с поставленной целью исследования, как конкретизация этой цели. Чем конкретнее выдвинутое предположение, тем целенаправленнее и эффективнее будет работа, тем ясны и однозначны будут ее результаты. Только гипотезы, базирующиеся на предшествующих знаниях, могут эффективно использоваться для интерпретации результатов.

В качестве гипотезы может быть выдвинуто предположение о существовании или отсутствии какого-либо явления, взаимосвязи, свойства, степени выраженности этого свойства, об условиях возникновения и проявления этого свойства и степени его выраженности. Существует три типа гипотез:

·        О наличии явления. Пример: «Группой подростков принимаются более рискованные решения, чем в одиночку» (то есть существует такое социально-психологическое явление, как «сдвиг риска»)

·        О наличии связи между явлениями. Пример: «Экстраверты более склонны к риску, а интроверты более осторожны».

·        О наличии причинной связи между явлениями (если А. то В). Пример: «Высокая самооценка является фактором высокого статуса подростка в группе сверстников».

От формулировки гипотезы во многом зависит, какие методы будут применяться для ее проверки.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а развернутое в описании проблемы и программы исследования, которая должна логически вытекать из проведенного теоретического анализа проблемы.

Задачи отражают этапы достижения поставленной цели исследования. Выделение задач производится путем разбиения цели исследования на более частные и конкретные цели, соответствующие этапам постижения поставленной основной цели исследования. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы в цепи этих частных целей (задач) не было пропусков. Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся знаний.

Часто встречающаяся ошибка возникает вследствие неумения различать задачи исследования и этапы его организации. Конечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а раскрывать, для чего вы осуществляете каждое из этих действий, и как это способствует достижению общей цели исследования.

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные, не более 5—6. Важно, чтобы были представлены три группы задач.

1.     Историко-диагностическая связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования.

2.     Теоретико-моделирующая, связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования.

3.     Практически - преобразовательная с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации осуществляемого процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

 

6.      ОЦЕНКА, ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ, ИХ КАЧЕСТВЕННЫЙ

И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Качественный анализ предполагает дифференциацию материала по типам, группам, вариантам и составление описания случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил. Качественный анализ подразумевает также выделение уровней выраженности изучаемого явления (обычно от 3 до 5), их характеристику, описание наиболее типичных примеров. Основой для анализа материала и выбора определенной трактовки результатов исследования, классификации испытуемых, структурирования явления и т.п. полученного в ходе эмпирического исследования, должны служить сведения, приведенные в литературном обзоре.

Качественный анализ позволяет более адекватно решить как теоретические, так и практические проблемы, стоящие перед исследователем.

Количественный анализ предполагает составление таблиц и применение методов математического анализа, результаты которого представляются наглядно (при помощи таблиц, диаграмм, гистограмм, графиков, корреляционных плеяд, графов).

Статистические критерии (греч. kriterion - средство убеждения, мерило) показатели, сочетающие в себе методы расчета, теоретическую модель распределения и правила принятия решения о правдоподобности нулевой или одной из альтернативных гипотез.

Наглядное представление результатов придает излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Иллюстрации способствуют более полному и быстрому восприятию информации читателем и помогают осмыслить подученные данные автору исследования. Иллюстративный материал должен содержать только данные, отражающие важные параметры и характеристики изучаемого явления.

Кроме того, необходимо учитывать закономерности зрительного восприятия, ограничивающие количество одномоментно схватываемых объектов до пяти-девяти. Поэтому для представления сложного по структуре материала необходима его группировка и определенное сжатие информации за счет исключения метких подробностей и второстепенных параметров. Громоздкий иллюстративный материал желательно выносить в Приложения. Если же иллюстрации помещаются непосредственно в тексте, то рекомендуется размещать их на отдельных листах, а не в промежутках между текстом.

Вес иллюстрации должны быть сделаны аккуратно и пронумерованы последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например, рис. 2.2 (второй рисунок второй главы). Точки в конце заголовков не ставятся. Все таблицы должны обозначаться как «Таблица», а все остальные графические объекты (графики, диаграммы, корреляционные плеяды и т.п.) обозначаются как рисунок «Рис.». Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в тексте научной работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. Название рисунка помещается внизу. Для чертежей, графиков, диаграмм, схем и рисунков применяется общая нумерация: например, первый рисунок обозначается как «Рис. 1.», а следующий за ним график или диаграмма как «Рис. 2.». Таблицы нумеруются отдельно, не­зависимо от нумерации рисунков.

Надпись «Таблица ...» делается в правом верхнем углу над таблицей. Заголовок таблицы располагается несколько ниже надписи «Таблица ...» над центром таблицы. В названии таблиц и рисунков должно быть четко отражено, что за данные в них содержатся, либо связь каких переменных они демонстрируют.

При необходимости под заголовком меньшим шрифтом и скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Если для понимания содержания таблицы необходимо дать дополнительные разъяснения, они выносятся в Примечание, находящееся непосредственно под таблицей и обычно набираемое более мелким шрифтом, чем основной текст.

Графики используются для отображения общего характера зависимости между какими-либо показателями или изменения этих показателей во времени (динамики). Графики должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными. Один график не должен содержать более трех-четырех кривых, каждая из которых маркируется своим цветом или особенностью линий (сплошная, пунктир, пунктир с точкой, волнистая и т.д.). Возможно применение линий различной толщины в зависимости от степени значимости параметра. Для обозначения точек наблюдения рекомендуется использовать различные символы для разных кривых (кружки для одной, треугольники - для другой, квадратики - для третьей). На одном поле следует размешать графики взаимосвязанных характеристик с целью наглядно продемонстрировать схожесть или контрастность полученных кривых. По горизонтали следует размещать независимую переменную, тy, которая изменяется по намерению экспериментатора. По вертикали располагают зависимую переменную, ту, которая является или рассматривается в качестве предполагаемой причины.

Диаграммы применяются для отображения соотношений между величинами различных показателей. Наиболее часто используются гистограммы (столбчатые диаграммы) и секторная диаграмма. Гистограмма - это «столбчатая» диаграмма частотного распределения. Она образуется откладыванием по оси абсцисс числового значения измеряемого параметра, а по оси ординат - частоты встречаемости данной величины в выборке. Высота столбцов отражает степень или уровень развитости того или иного качества.

Секторная круговая диаграмма отображает соотношение (обычно процентное) вклада различных параметров в некое целое - соотношение испытуемых разного типа в группе, вклад разных факторов в формирование явления. Если используется несколько круговых диаграмм, то диаметр каждой из них может нести дополнительную информацию - отображать со­отношения объемов групп или значимость разных признаков.

Корреляционные плеяды являются формой графического отражения взаимосвязи, существующей между различными факторами или параметрами. Сами параметры изображаются в виде кружков, внутри которых проставляются номера, присвоенные этим параметрам; или пишется их сокращенное название. Если параметрам приписываются номера, то их список с расшифровкой должен помешаться в подписи к рисунку, либо цифровое обозначение должно соответствовать ранее введенному в работе. В последнем случае в подписи должна быть ссылка на список с указанием страницы, на которой он расположен.

7.      НАУЧНЫЕ ВЫВОДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ

Научные выводы. Формулирование выводов представляет для начинающего исследователя особую сложность, так как необходимо отстраненно и «без ложной скромности взглянуть на плод своих научных изысканий» (Т.Н. Ерофеева, 1997).

Проанализировать и систематизировать свои достижения - сложная задача. Исследователь часто затрудняется придать значение "научности" тем результатам, которых он достиг. Они кажутся ему незначительными, мелкими. Поэтому появляется стремление выразить, их в более общих формулировках. А это приводит к обезличиванию, к потере собственной позиции.

Существует два варианта выводов: буклетный и содержательный. В буклетном (назывном) варианте лишь называются, перечисляются результаты исследования. Это заставляет читателя самому выискивать в тексте все интересные содержательные моменты, которые были получены. Такие выводы оставляют не самое лучшее впечатление о работе.   В содержательном варианте выводов лаконично излагается, что нового было получено, выявлено, обнаружено в работе. Информация должна быть максимально свернута: с помощью минимума языковых средств необходимо передать максимум информации. При этом каждый абзац посвящается определенному аспекту, а все они выстраиваются в логической последовательности.

Другим важным требованием, предъявляемым к выводам, является то, что выводы должны строго вытекать из того, что на самом деле доказано. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах. Формулировки выводов должны опираться на факты, существование которых до начала исследования лишь гипотетически предполагалось.

Объем и содержание понятий, используемых в выводах, должны соответствовать объему и содержанию понятий, имеющихся в новых формулировках экспериментальных методик. Практическая значимость исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов.

Разработка рекомендаций. Рекомендации - это основные предложения, вырабатываемые на основе анализа отчетных данных. Рекомендации должны носить утвердительный характер, и в них вносится только то, что подлежит внедрению в практическую деятельность.

Рекомендации должны вытекать из всего исследования, подкрепляться положительными результатами, полученными лично автором.

Рекомендации должны отличаться новизной, оригинальностью, практической применимостью.

Рекомендации должны быть конкретными, указывать реальные методы организации работы, излагаться научным, но доступным языком, с тем, чтобы рекомендации были понятны как можно более широкому кругу читателей.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Ø  -  четкость и доступность изложения материала;

Ø  -  соответствие темы работы ее содержанию;

Ø  -  актуальность и практическая значимость работы;

Ø  -  эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения;

Ø  -  наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;

Ø  -  умение использовать специальную терминологию и литературу;

Ø  -  оформление научной работы;

Ø  -  культура выступления на конференции.

Ø  -  регламент выступления на секции - до 10 минут.

Ø  -  регламент выступления на конференции - до 7 минут.

Публичное выступление

Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста, призванного показать высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно дать основные научно-практические результаты проведенного исследования. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений слушателей по теме проведенного исследования.

Исследователь должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих на конференции.

 

 

Примерный план публичного выступления

Ø  Приветствие.

Ø  Представление автора.

Ø  Цель выступления.

Ø  Название темы исследования.

Ø  Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования).

Ø  Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения.

Ø  Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования.

Ø  Выводы по результатам проведенного исследования.

Ø  Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования.

Ø  Благодарность за внимание к выступлению.

Ø  Ответы на вопросы.

Ø  Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические рекомендации «Технология исполнения и оформление научно – исследовательской работы» позволят молодым специалистам учреждений правильно выстроить, структурировать и оформить научно – исследовательскую работу в своей деятельности, что поможет добиться более высокой результативности в своей работе, если научно - исследовательская деятельность специалистов будет подчиняться общеизвестным алгоритмам, правилам, которые прописаны в данной рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Образец оформления титульного листа

 

Управление по делам семьи и молодежи

Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»

 

 

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

  

НАЗВАНИЕ

 

 

Выполнил: Ф.И.О., должность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрьск 2014

Приложение 1.

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 

 

Критерий

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Уровень постановки исследовательской проблемы

Работа репродуктивного характера – присутствует лишь информация о необычных числах из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов

Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения. Выписаны необходимые определения.

Работа частично поисковая - в работе есть проблемы, которые имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то ее аспектов)

Работа исследовательская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно.

 

Актуальность и оригинальность темы

Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством.

Тема изученная, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема «искусственная», не представляющая истинного интереса для науки.

Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны.

Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования.

Логичность доказательства (рассуждения)

Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме.

В работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет.

В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть.

Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней» информации, перегружающей текст ненужными подробностями.

Корректность в использовании литературных источников

В работе практически нет ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами могут противоречить друг другу и использоваться не к месту

Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях

Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.).

Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику.

Количество источников

Нет списка литературы

1-2 источника

Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы

Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику.

Глубина исследования

Работа поверхностна, иллюстративна, источники в основном имеют популярный характер

Работа строится на основе одного серьезного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация

Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна.

Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне.

Оформление

Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора.

Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую.

Работа, в общем, соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочеты, либо одно из требований не выполняется.

Работа имеет четкую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление).

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к содержанию и оформлению научно-исследовательской работы

Данная работа поможет учителю и ученику оформить научно-исследовательскую работу для участия в конкурсах и научно-практических конференциях...

Методические рекомендации «Технология исполнения и оформления научно – исследовательской работы»

Муниципальное образование город НоябрьскУправление по делам семьи и молодежиМуниципальное бюджетное  учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»   Утве...

Оформление научно-исследовательской работы

Основные формы представления результатов научной работы:– текст научного сочинения;– статья, тезисы;– доклад, сообщение;– отчет и т. д.       Основные требования к о...

Требования к оформлению научно-исследовательской работы

Оформление работы для участия в научном обществе "Поиск"...

Методические рекомендации. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ....

ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемк...

«Требования к выполнению и оформлению научно – исследовательской работы»

описание требований, предъявляемых к научной работе...