Методические рекомендации. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
методическая разработка (8 класс)

Манукян Армине Гайковна

 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Составитель:  Манукян А.Г., учитель истории и обществознания

3. Методические рекомендации по оформлению исследовательских работ

Исследовать в научном смысле – это значит вести поиск, как бы заглядывая в будущее, опираясь при этом на уже накопленный в науке материал и сохраняя объективность взгляда. В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

3. 1 Структура исследования

        1. Титульный лист.

        2. Оглавление.

        3. Введение.

        4. Главы основной части.

        5. Заключение.

        6. Список литературы (отдельно – список художественных текстов, послуживших источником материала для исследования).

        7. Приложения (графики, статистические выкладки, таблицы и т.п.).

Оформление исследовательской работы

Структура содержания исследовательской работы

В любой исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основная часть и заключение.

Введение. Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. 

        А к т у а л ь н о с т ь. Освещение актуальности должно быть достаточно кратким. Иногда достаточно описать суть проблемной ситуации, и её актуальность станет очевидной. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Она возникает тогда, когда появляются новые факты или обнаруживается неполнота старого знания. От грамотной формулировки проблемы во многом зависит успех исследования в целом, а также выбор методики работы. (Рекомендация: чтобы точно сформулировать проблему, надо показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования.) Проблема может быть и достаточно узкой, это может быть применение уже известных положений к новой области. Более того, узкие темы имеют определённые преимущества: работы, посвящённые широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными.

 На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. 

        О б ъ е к т- это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

        П р е д м е т- это свойства, качества, функции, закономерности, характеризующие объект и описываемые в исследовании, т.е часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно посвящено. Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи. Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом.

         Ц е л ь.  При формулировании цели могут также использоваться глаголы "изучить", "описать", "установить", "выяснить", "вывести формулу",  «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п.

        З а д а ч и. Это конкретные шаги, которые необходимо сделать, чтобы прийти к цели. Описанию решения обозначенных задач должны соответствовать главы / параграфы работы. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество — три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь.

        ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis — основание, предположение) — научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

ХРОНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ. 

        М е т о д ы. 1.Общие: эмпирические (наблюдение, измерение, эксперимент); теоретические (сравнение, аналогия, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т.д.);  2. Специальные.

        Ключевые понятия.

        Практическое применение данной работы.

Структура научного исследования. Работа состоит из введения, глав,  заключения, списка источников и литературы и приложений.

 Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

В заключении исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы — с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)». Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода (см. схему); последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

ЦЕЛЬ

ВЫВОД

На основании результатов

данного исследования

доказать...        

доказано....

(обосновать...)

(обосновано…)

(разработать...)

(разработано...)

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ        

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе данного исследования

- провести анализ

— анализ;

-проведен анализ…

- выявить

— наблюдение;

- выявлено…

- определить        

— измерение;        

- определено...

- установить

— эксперимент;

- установлено…

                                                        

3.2Логическая взаимосвязь цели, задач, результатов и вывода

Язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы

При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так называемым формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последовательность.

При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.  В среднем поле указывается тема исследования. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.

Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный реферат по биологии. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами (их можно поместить в раздел «Приложения»). Цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры оформляется в соответствии  с правилами оформления библиографии (обязательно указывается страница, с которой была взята информация). После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники.

В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

3.3 Общие правила оформления текста исследовательской работы

Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада — от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и степени готовности учащегося к такого рода деятельности.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

- размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;

- интервал между строк — 1,5-2;

- размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Некоторые понятия, необходимые для проведения научно-исследовательской работы

Аспект (лат. aspectus — вид, взгляд) — точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

Апробация (лат. approbatio) — одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент (лат. argumentum) — суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Гипотеза (греч. hypothesis — основание, предположение) — научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием — следствия из посылок, теоремы.

Индукция (лат. inductio — наведение) — вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст (лат. contextus — соединение, связь) — относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.

Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор — документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.

Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип (лат. principium — начало, основание) — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (греч. ргоЫета — задача, задание) — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Тезаурус (греч. thesaurus — сокровище) — словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.

Тезис (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, требующее доказательства; более широко — любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

Теория (греч. theoria — рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

3.4 Методика поиска темы работы

        1. Просмотр прецедентов и действие по аналогии.

        2. Применение методов других наук (математика и лингвистика).

        3. Применение уже известных концепций к новому материалу (Смена “точек зрения” как композиционный приём у…).

        4. Выдвижение новой научной концепции для решения новой проблемной ситуации или описания уже известной проблемы под иным углом зрения.

        5. Введение в научный оборот ранее не исследованного материала.

3.5 Рабочий план исследования

        1. Разработка темы (замысла). В её основы может быть положена лишь гипотеза.

        2. Составление плана-рубрикатора. (Рекомендация: отдельные рубрики плана писать на отдельных листочках, чтобы путём механической перестановки найти наиболее приемлемую последовательность).

        3. Составление плана-проспекта – уточненный и логически выстроенный план-рубрикатор.

        4. Если в ходе исследования выясняются новые аспекты темы, то им находится место в плане, так что план не есть нечто застывшее.

3.6 Последовательность хода научного исследования

1. Обоснование актуальности выбранной темы:

• постановка цели и конкретных задач исследования;

• определение его объекта и предмета;

• выбор методов (методики) проведения исследования;

• описание его процесса и обсуждение результатов исследования;

• формулирование выводов и оценка полученных результатов.

2. Методы научного познания; наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

3. Применение логических законов и привил: закон тождества, закон противоречий, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

4. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная); методы поиска информации.

Текст научной работы отличается от всякого другого прежде всего своей логичностью.

3.7 Оформление цитат


При написании текстов научно-исследовательских работ невозможно обойтись без цитирования источников и работ других авторов. Следует помнить, что цитаты должны применяться корректно, по принципиальным вопросам и положениям. Не рекомендуется слишком пространное и обильное цитирование (употребление двух и более цитат подряд). Если хотите довести позицию автора цитируемой работы, можно изложить ее не цитатой, а косвенным пересказом, но ссылка на источник все равно будет нужна.
Нельзя соединять две цитату в одну, что равносильно подделке.
Нельзя сокращать длинную цитату путем отбрасывания ее части, если при этом искажается смысл цитаты. Изъятие отдельных слов из цитаты обязательно обозначается многоточием на месте изъятия, при этом также важно не допустить искажение мысли цитируемого автора.
Цитировать авторов необходимо по их произведениям при соответствующем оформлении ссылки (сноски). В случае, если произведение (источник) цитирования недоступны автору выполняемой работы, можно воспользоваться нужной цитатой, опубликованной в какой-либо другой работе, произведении. В таком случае ссылке-сноске должны предшествовать слова: Цит. по кн.: …; Цит. по ст.: …
Например:
Цит. по кн.: Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М.: Наука, 2000. С.25.
При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. В таком случае она «закавычивается». Кавычки не ставятся в стихотворной цитате; в цитате, взятой эпиграфом, в перефразированной цитате. Ссылке на «незакавыченную» цитату предшествует слова «смотрите».
Например: См.: Дэн Сяопин. Избранные произведения. – М.: «Мысль», 1998. С. 67.
На каждую цитату (закавыченную или незакавыченную) обязательно должна быть оформлена библиографическая ссылка. Использование чужих фактов, фраз, мыслей без ссылки на источник расценивается как плагиат.
Оформление библиографических сносок (ссылок)
При написании работы автор обязан давать библиографические ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление о его содержании, объеме, языке текста, времени появления и т.д.
Сноски в работе ставятся ко всем материалам, имеющим количественную, фактическую и персональную информацию. Сноски ставятся в случае цитаты, использования материала из пакета каких-либо документов и прочее.
При написании исследовательских  работ рекомендуется применять подстрочные сноски. Это необходимо для того, чтобы не усложнять и не загромождать основной текст, а также для удобства чтения данной работы научным руководителем, оппонентам, рецензентам, другим читателями, да и самим автором работы. 
На сноски распространяются те же правила оформления, что и на библиографию, с той лишь разницей, что указывается страница, с которой была взята информация. В случае материала, взятого с двух страниц, проставляются двойные значения через пробелы и дефисы (правило проставления страниц у периодических изданий).
Если сноска относится к материалу, взятому из Интернета, то указывается полный путь в Интернете к данному материалу.
В случае если материал был взят из проведённого авторами исследования, то достаточно указания в сноске используемого материала, остальное не указывается. Например, Пакет документов проведённого авторами исследования.
Основной текст сноски набирается шрифтом Times New Roman с обычным начертанием и размером шрифта 10, с одинарным междустрочным интервалом. Выравнивание шрифта по ширине.
Знак сноски пишется слитно с последней буквой последнего слова в предложении. Знак препинания ставится после сноски, тоже слитно с ней. 
Например: А.П. Давыдов в своей статье анализирует социо-культурную основу взаимоотношения государства и общества1.
Знак препинания после сноски не ставится, если последним словом перед сноской было сокращенное слово с точкой, например, слово год в варианте г., век – в.
Подстрочные сноски располагаются под текстом каждой страницы и отделяются от него строкой (линей). 
Не допускается переносить подстрочные ссылки на следующую страницу.
В подстрочных сносках даются все элементы библиографического описания с указанием страницы источника, откуда взят приведенный материал.
В случае если на одной странице текста повторная ссылка следует за первичной ссылкой на один и тот же документ (источник), то библиографической описание заменяется словами «Там же» и указывается номер страницы. 
Например:
[1]Селищев А.С. Китайская экономика в ХХI в. – СПб.: Питер, 2004. С. 43.
2 Там же. С. 58.
Если в тексте дают ссылку на одну и ту же работу данного автора, то в повторной ссылке опускаются все элементы библиографического описания, кроме фамилии автора и страницы, откуда взят материал. Например: Валлерстайн И. Указ. соч. С. 98.
Если приводятся подряд несколько ссылок на разные работы одних и тех же авторов, то во второй и последующих ссылках фамилии авторов могут быть замены словами «Он же», «Она же», «Они же», «Его же», «Ее же», «Их же».
 Порядок оформления сносок (ссылок) на Интернет-ресурсы:
При ссылке на сетевой источник рекомендуется указывать:

  1. Традиционные библиографические данные:
    – для официальных документов: название документа, место и время его создания (подписания, принятия);
    – для официальных заявлений и научных докладов: имя выступающего, место, повод и время выступления;
    – для научно-исследовательских публикаций: имя автора, название работы, название периодического издания или сборника, место издания, издательство, год издания, номер периодического издания;

    – для информационных сообщений: название информационного агентства, дата и время публикации сообщения, номер или название сообщения.

2. Сетевые данные:
– название организации или имя лица, владеющих сайтом, на котором размещен документ;
– полный адрес документа в сети Интернет, включая имя сервера, путь к каталогу файла и название самого файла.
Например: Володин А.Г. Политическая модернизация на юге Корейского полуострова // www. auditorium. ru/books/ 129/02. (20.01/2014).
Информационный центр Фалунь Дафа // http:// www.faluninfo.ru

3.8 Оформление списка литературы

Наиболее распространено алфавитное расположение изученной и использованной литературы, при котором библиографические записи дают в алфавите фамилий авторов или первого слова заглавий книг и статей, если автор не  указан.

Авторов–однофамильцев дают в алфавите их инициалов. Труды одного автора – в хронологическом порядке издания, сначала самые ранние.

Работы на иностранных языках  располагают также в алфавитном порядке, но после списка трудов на русском языке.

Порядок  оформления библиографической строки

Описание монографии

  1. Фамилия автора, пробел, его инициалы с точками. Пробел.
  2. С заглавной буквы  название книги. Если автора нет, то название книги будет ставиться первым с заглавной буквы. После названия книги ставится точка. Пробел. Дефис. Пробел.
  3. Название города,  где расположено издательство, выпустившее книгу.
    В случае, если название города написано полностью, то после него сразу ставится двоеточие. (Новосибирск:)

Если название города содержит в себе заглавную букву, то после неё ставится точка, а затем  тоже  двоеточие. (М..:; СПб.:).

  1. Поставив один пробел после двоеточия вписывается издательство, выпустившее книгу. Возможно наличие совместного выпуска двух разных издательств, тогда после написания первого издательства ставится точка с запятой и через один пробел вновь пишется город и издательство.
  2. После названия издательства сразу же ставится запятая, после чего через один пробел    ставится полный год выхода книги. При том слово год (г.) не пишется, а после последней цифры сразу ставится точка. – М.: Вагриус, 2006.
  3. Далее через пробел ставится дефис, затем пробел, указывается число страниц, содержащихся в описываемой книге, и через пробел  ставится буква  с.  – М.: Вагриус, 2006. – 326 с.

Описание статьи из журнала или сборника

Фамилия  автора. Пробел. Инициалы с точками. Пробел. Название статьи. Точка не ставится. Пробел. Ставится  знак // Пробел.

Название журнала или сборника. Точка не ставится. Пробел. Дефис. Пробел. Год выхода журнала. Точка.  Пробел. Дефис. Указывается номер журнала со знаком №.. Точка. Пробел. Дефис. Указываются страницы (от первой до последней) на которой  размещена статья. Точка.  – С. 37-67.

//  Полис. – 2005. – №3. – С. 13-43.

Если статья из сборника, то после ее названия ставятся с соблюдением правил оформления: город издания, название издательства, год издательства, страницы размещения статьи в сборнике.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ В СПИСКЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Официальные издания

Конституция РФ. Принята 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид. лит., 1993. – 64 с.

Книга одного автора

Чиркин В.Е. Государственная власть  в развивающихся странах. – М.: Наука, 1990. – 235 с.

Книга двух авторов

Бергер Я.М., Михеев В.И.. Социальные проблемы  в КНР. – М.: Восточная литература, 2005. – 234 с.

Книга, переведенная с другого языка

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с анг. П.М. Кудюкина /Под общей ред. Б.Ю. Кагарлицкого. – СПб.: Университетская книга, 2001. – 416 с.

Сборник работ разных авторов

Регионы Россиии и мировые интеграционные процессы: Сборник статей / Под ред.                 А.Г. Тимошенко, и В.П. Зиновьева. – Томск: Томский государственный университет, 2003. – 190 с.

Журналы

Проблемы Дальнего Востока. –  М.: ИДВ, 1979-1989.

Статьи из журнала

Гудошников Л. Формирование в КНР системы государственной службы // Проблемы Дальнего Востока. – 1995. – №5. – С. 27-35.

Статья из сборника

Моу Сяньмин. Анализ развития российско-китайских отношений в период с  1990 по 2001 гг. // Регионы России и мировые интеграционные процессы: Сборник статей / Под ред. А.Г.Тимошенко, и В.П. Зиновьева. – Томск: Томский государственный университет, 2003. –  С. 31-47.

Газеты

Томский вестник. – Томск, 2003-2005.

Методические рекомендации, пособия

Социально-политическая система Азиатско-Тихоокеанского региона / Сост.: Л.И. Сосковец: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – 111 с.

Авторефераты  диссертаций

Чернов В.И.  Советско-индийские отношения в 1950-1980-е годы: Автореф. дис. … канд. исторических наук. – Томск, 1986. – 23 с.

Архивные документы

Справка о пребывании японских военнопленных  на территории Томской области в 1940-е гг. // Государственный архив Томской Области (ГАТО). – Ф. 315. – Оп. 8. Д. 145. Л.75–79.

Оформление приложений

Научно-исследовательская работа может содержать приложения. Это могут быть рисунки, схемы, диаграммы, таблицы, фотографии, биографические и справочные данные  и т.д.
Приложения оформляются по общим правилам работы. В верхнем правом углу набирается заголовок «ПРИЛОЖЕНИЕ ...». Далее вставляется основное содержание приложения.

Одно приложение может содержать только одну таблицу, график и т.д.  

После внесения материала в приложение необходимо сделать сноску откуда был взят данный материал, или на основе чего составлен.


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей и учеников по созданию научно- исследовательской работы и её оформлению

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности...

Требования к содержанию и оформлению научно-исследовательской работы

Данная работа поможет учителю и ученику оформить научно-исследовательскую работу для участия в конкурсах и научно-практических конференциях...

Методические рекомендации «Технология исполнения и оформления научно – исследовательской работы»

Муниципальное образование город НоябрьскУправление по делам семьи и молодежиМуниципальное бюджетное  учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»   Утве...

Методические рекомендации «Технология исполнения и оформления научно – исследовательской работы»

Муниципальное образование город НоябрьскУправление по делам семьи и молодежиМуниципальное бюджетное  учреждение «Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Прометей»   Утве...

Оформление научно-исследовательской работы

Основные формы представления результатов научной работы:– текст научного сочинения;– статья, тезисы;– доклад, сообщение;– отчет и т. д.       Основные требования к о...

Требования к оформлению научно-исследовательской работы

Оформление работы для участия в научном обществе "Поиск"...

"Требования к содержанию, структуре и оформлению дополнительной общеобразовательной программы"

Презентация "Требования к содержанию, структуре и  оформлению дополнительной общеобразовательной программы"  предназначена для руководителей, методистов и педагогов дополнител...