Воспитание волевых качеств у детей
статья по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Без силы воли никогда не добиться больших успехов ни в одной области жизни. Человек тем и отличается от других живых существ, что у него кроме сознания и интеллекта есть еще и воля, без которой его способности остались бы нереализованными. Вопросы развития волевых качеств у детей не могут не интересовать педагогов-музыкантов, которые не только учат игре на инструменте, но и воспитывают личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_voli.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание волевых качеств у детей

                                        Повелевать собой – высшее проявление власти.

                                                  Сенека (6г.до н.э. – 65г. н.э., римский философ)

Древние считали, что посредством воли человек создает себе бессмертие. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли.

Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Большинство современных ученых понимают волю как сознательную саморегуляцию субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающую преодоление трудностей.

В жизни мы часто не даем полного ходу нашим привычкам, если они идут вразрез с требованиями жизни и обстоятельств. Воля преодолевает привычки ради достижения целей, которые не вытекают непосредственно из желаний. Иногда приходится действовать вопреки желаниям и интересам ради высших целей, стоящих над человеком. Эта способность заставить себя делать то, что нужно, является проявлением воли.

Трудности и препятствия бывают двух видов – внешние и внутренние. Внешние препятствия – это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречивых побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия.

Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам.

Воля проявляется не только в умении достигнуть цели, но и в умении воздержаться от чего-либо.

Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Учебная деятельность немыслима без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость.

Волевое действие – это произвольное действие. Правильное понимание физиологических механизмов волевых действий дает учение И. П. Павлова. Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от других, либо словами, произносимыми самим человеком во внутренней речи, когда он принимает решение сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов – все это происходит в речевой форме. Импульсами, идущими от второй сигнальной системы, тормозятся и нежелательные движения.

Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое решение всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно их которых не в состоянии победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, – это наличие продуманного плана их осуществления. Действия, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения, которое как раз присутствует при успешном совершении волевого акта.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Включение воли в действие заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психологических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.

В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить, как движение от первичных, базовых волевых качеств – сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка – к вторичным – решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе – и далее к третичным, которые отражая волю человека, связаны с его морально-ценностными ориентациями – ответственность, принципиальность, обязательность. Сюда же можно отнести те качества, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности формируются только к подростковому возрасту.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Таким образом, сила воли представляет собою культуру и умение мышления, способность управлять своим умственным миром. Умение контролировать себя, свой ум и есть сила воли.

Совершенствование волевой регуляции поведения связано с общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Воспитание силы воли у детей невозможно в отрыве от их общего психологического развития. Иначе вместо силы и настойчивости могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Сила воли у подростков тесным образом связано с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершенных поступков – все это важные моменты формирования воли, а сам поступок произвольным.

В подростковом возрасте заметно развиваются волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности к волевой деятельности. Если младший школьник редко самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели и задачи ставят учителя и родители), то подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют волю во всех видах деятельности: проявляют настойчивость в одном виде деятельности (например, спортивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (например, учебной).

Подростковый возраст – важный период характерообразования. Характер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарастает способность управлять своим поведением. Подростки подвижны, деятельны, импульсивны. В связи с особенностями физического развития следует отметить повышенную возбудимость, которая в сочетании с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины.

Педагог-музыкант, естественно, уделяет большое внимание общемузыкальному развитию ученика.

Общемузыкальное развитие – многогранный, диалектически сложный процесс. Одна из его сторон связана с развитием комплекса специальных способностей (музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальная память), не менее важны те сдвиги, которые происходят в сфере мышления, художественного сознания. В формировании этого мышления большую роль играет инициативность и самостоятельность ученика, что является проявлением воли. Педагог должен побуждать ученика перерабатывать материал, чтобы тот чувствовал в этом внутреннюю потребность. Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он должен всего достигать сам. Культивирование интеллектуальной активности и на ее основе самостоятельного подхода ученика к разрешению тех или иных задач – это важнейшая цель для преподавателя.

В собственно педагогическом аспекте проблема воспитания самостоятельности учащегося-музыканта затрагивает и методы преподавания, и приемы учения, и формы организации учебной деятельности в классе. Так, метод «натаскивания» совершенно не приемлем для развития инициативности и самостоятельности. Правда, для слабых учеников целесообразен метод «действий по образцу». Нет необходимость доказывать преимущества показа на инструменте, который является своего рода эталоном, образцом для подражания для ученика. Единственное условие: образец должен быть действительно о б р а з ц о м. Обладать, иначе говоря, самыми высокими художественными и профессиональными качествами».

Разъяснение некоторой суммы профессиональных знаний, сведений во многом экономит время ученика.

Есть несколько факторов, которые мешают главным образом самореализации ученика. Они всем известны, но не всем известно, сколь разрушительным может быть их действие. Часто приходится выполнять значительно больший объем работы, чем им под силу. Обстоятельства часто вынуждают осуществлять работу в максимально сжатые сроки, что также весьма неблагоприятный фактор с позиции психологии творчества.

Психика человека, прежде всего тот огромный, необозримый мир, который именуется подсознанием, противится любому произволу, насилию. Насилие над собой происходит сплошь и рядом. Наконец, творчеству мешает тот фактор, когда оно сопряжено с установкой на успех, когда нужен самый высокий результат, когда сама мысль о возможной неудаче холодит душу, парализуя силы и волю. Психологи ссылаются в таких случаях на эффект высоко поднятого бревна: почему по лежащему на земле бревну пройдет практически каждый и без особых усилий, а по тому же бревну, но приподнятому на высоту девятиэтажного дома, простому смертному пройти почти невозможно? Потому что неудача во втором случае исключена: она равносильна гибели. Таковы факторы с четко выраженным знаком «минус». Могут быть и другие, но эти основные.

Идеальных условий для творчества не бывает почти никогда. Хочешь-не хочешь, а надо работать и больше, и быстрее, и интенсивнее, чем следовало бы, если исходить из интересов дела. И все же работа к сроку – это несвобода, а творческой мысли в силу самой ее сущности и природы требуется свобода, нестесненность, простор. В том числе и временной. Потому так важна организация бытия, условия жизнедеятельности, тот внутренний психологический «микроклимат», который каждый создает для себя.

Чтобы результат работы – исполнение программы на экзамене, концерте – был ярким, эмоционально увлеченным, нужна вера ученика в свои силы и возможности. Это аксиома. Сомневаясь и комплексуя, результата не покажешь, скорее можно сорваться на том, что получалось.

Уверенность – атрибут воли, воля питает и поддерживает чувство уверенности в себе. Пока у наших учеников не выработалась привычка к организованной работе (привычки облегчают волевые усилия), пока занятия музыкой не стали духовной потребностью, наши ученики вместе с нами переживают тяжелый период становления воли. Воля нужна во всем, начиная с обычного, повседневного обихода. Каждый день заниматься, независимо от настроения. Дело не только в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но научиться делать это хорошо. Таким образом, воля определяет не только объем и регулярность работы, но и ее содержание.

Публичные выступления сопровождают учащихся музыкальной школы на протяжении всего обучения. Успех или неуспех тут напрямую зависят от воли. Умение собраться, сосредоточиться, отбросить сомнения, неверие в кому свои силы – - то это удается лучше, кому-то хуже.

Конечно, многое в такой ситуации зависит от общей готовности к выступлению. И все же наиболее важна в решающий момент воля исполнителя. Воля означает в реальном своем выражении контроль за игровыми действиями. Контроль – воля, воля – контроль, – понятия, можно сказать, синонимические. У мастера под пристальным вниманием находится все – темпоритм, звучание, фразировка, педализация. Саморегуляция исполнительских действий доводится до совершенства.

Конечно, саморегуляция предполагает в качестве необходимых условий опыт, профессиональные умения и навыки, однако, весь этот набор мало что значил, если бы за ним не стояла воля.

Решительность, энергия, самоконтроль – действительно прямо и непосредственно связаны с музыкально-исполнительской деятельностью. Помогая преодолевать различные препятствия (внутренние и внешние, возникающие в этой деятельности), они позволяют устоять в любой экстремальной ситуации.

Некоторые педагоги приходят к выводу, что надо ставить специальной задачей воспитание волевых качеств у ученика. И они правы. По большому счету, эта работа также входит в реестр наших профессиональных обязанностей.

Что касается каких-то общих, универсальных рекомендаций, то их сравнительно немного; значительно больше индивидуальных, предназначенных для конкретного ученика в той или иной конкретной ситуации.

В любом случае – это правило № 1 – воля формируется и крепнет, когда существует цель. Цели могут быть различные – выучить то или иное музыкальное произведение, подготовиться к экзаменам, к концерту, к конкурсу; цели могут быть отдаленными и близлежащими. Принципиально важно в данном случае, существуют ли они у учащегося вообще, принимает ли он их как собственные, а не навязанные. В первом случае занятия музыкой имеют смысл, во втором – нет.

Такие необходимые человеку качества, как энергия, настойчивость, инициативность пробуждаются и активизируются при наличии у него целей. А, напротив, те же качества атрофируются при отсутствии целей. Многое из нерешенного, несделанного в жизни – результат не слабости воли, как обычно полагают, а слабого видения цели.

Интересна проблема: воля и упрямство. Как соотносятся эти свойства личности, в какой находятся степени родства. В весьма близкой, порой сливаются, взаимопроникают друг в друга. Но есть между ними отличия. Упрямство на бытовом уровне выглядит непривлекательно. Оно неумно, примитивно, выступает нередко вопреки логике и здравому смыслу. Воля отличает обычно людей неглупых: они знают, чего хотят, и действуют сообразно обстоятельствам, если нельзя подчинить их себе.

Для подростков, вступающих в жизнь, упрямство на определенном этапе становления характера – явление вполне естественное, какой бы критике оно ни подвергалось со стороны педагогов и родителей. Важно и то, что в процессе внутренней эволюции индивида упрямство вполне может трансформироваться в волю. Так бывает нередко. К примеру, М. Плетнев был настолько непокладистым, норовистым учеником, что Я. Флиер, его педагог, говорил, что ему легче дать концерт в Большом зале консерватории, чем один раз позаниматься с Плетневым. Это явление может иметь корнем растущую уверенность в себе.

Определенный «самонастрой» помогает в работе. Шопен наставлял молодых исполнителей: «Верьте, что вы играете хорошо и вы будете играть еще лучше». Н. Метнер в своей работе «Повседневная работа пианиста и концертмейстера» писал, что доверие к себе, к своим идеям, своим техническим возможностям – самое главное в искусстве». Итак, уверенность в себе, пусть даже самоуверенность, в хорошем позитивном смысле слова, может и должна быть включена в психологическое содержание творческой деятельности человека, может определять ее результативность.

Есть у этой проблемы и другая сторона. Чем сильнее у человека уверенность в себе, тем более необходима ему в качестве психологического противовеса способность сомневаться. Иначе всего один шаг до самостоятельности, самоуверенности, но уже в негативном смысле. Возможно, что здесь самое тонкое, самое деликатное в творческих процессах педагогики: внутренняя сбалансированность, самоутверждение, самокритика ученика.

У человека есть два мотива, связанных с деятельностью, направленной на успех. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой положительную цель, достижение которой однозначно может быть расценено как успех. Они активно включаются в деятельность, выбирают средства, предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Работа вызывает у них положительные эмоции. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания для достижения поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Их цель не в том, чтобы добиться успеха, а чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой у него связаны обычно отрицательные эмоции, переживания, он тяготится ею. В результате он оказывается не победителем, а побежденным.

Интересно, что у людей, стремящихся к успеху, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, – падает. Обычно первые после неудачи, возвращаются к решению задачи и добиваются лучших результатов, а вторые стремятся никогда больше к трудной задаче не возвращаться. Это надо брать во внимание педагогам и развивать волю ученика, перестраивать его психологические установки.

Неуверенным в себя ученикам необходима психологическая поддержка, одобрение со стороны педагога, так как такие люди склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку. Перед таким учеником не стоит ставить слишком сложные задачи, которые для него практически невыполнимы.

Педагогу, который стремиться воспитать волевую, активную личность, стоит попытаться помочь ученику повысить свою самооценку, поверить в свои способности. Установлено, что те, кто имеет высокое мнение о наличии у них хороших способностей, в случае неудачи меньше переживают, чем те, кто считает, что способности у них развиты слабо. Учащиеся, не верящие в свои способности, свои неудачи объясняют их отсутствием, не считают, что многое зависит от них самих, от их работоспособности, они становятся просто беспомощными.

Педагогу следует знать, что состояние беспомощности пропадает, как только ученик убедится в том, что результаты действий зависят только от него самого, от его волевых действий. Такие ситуации на уроках создаются часто, и преподавателю следует замечать даже самые незначительные достижения своего ученика и одобрять его за успехи.

Педагог-музыкант – всегда воспитатель. Он не только учит игре на инструменте, он формирует личность. Прекрасно понимая жизненную важность волевых качеств, учитель должен воспитывать эти качества в своем ученике, как бы трудна ни была эта работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Волевая подготовка и роль тренера в воспитании волевых качеств спортсменов»

Без волевой подготовки нет успеха в спорте. А сейчас как никогда нам нужны целеустремлённые, решительные, настойчивые ребята.  На вопрос:"Как выработать у детей эти качества самим и под руководст...

Воспитание читательских качеств у детей

"Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга - это часто бывает - не стала для него той ...

Методическая тема "ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ"

В своей работе я раскоываю понятие "воля", признаки волевого поведения, что такое оптимальное концертное состояние и методы овладения им....

Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".

Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...

Воспитание волевых качеств подростков

Воля является важнейшим качеством личности человека. Трудно найти родителя или учителя, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все хотят видеть своих воспитанников волевыми, нас...

Воспитание волевых качеств у футболистов

В статье рассказывается о роли тренера в воспитании волевых качеств у юных футболистов....