Два музыкальных посвящения.
методическая разработка по музыке (6 класс)

Знакомство с вокальной и инструментальной музыкой М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Вальсом-фантазией».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  по музыке

Предмет

Музыка

Класс

6

Тема урока

«Два музыкальных посвящения»

Тип  урока

Новый материал, решение учебных задач.

Цель урока

Познакомить с шедеврами: вокальной музыки - романсом «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки –«Вальсом-фантазией»;

Задачи урока

1. Сформировать у учащихся целостное восприятие музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста. Показать своеобразие почерка М. Глинки.

2. Развивать познавательные психические процессы.

3. Воспитывать познавательный интерес к изучению предмета.

Планируемые результаты

 

Предметные: познакомятся с приемами развития музыкального образа, особенностями музыкальной формы; научатся анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументировать исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Метапредметные:

Познавательные – узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; добывать новые знания (информацию) из различных источников;

Регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий пот решению проблемы (задачи);  

Коммуникативные – обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, формулировать свои затруднения.

Личностные: 

– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; иметь мотивацию к учебной деятельности.

Используемые технологии

 Информационно - коммуникационные технологии, развивающего обучения.

Термины

Музыкальный  образ, романс, музыкальная форма

Методы, приемы

Сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.

Форма организации работы

Коллективная форма –  слушание, исполнение.

Фронтальная – беседа - рассуждение

Образовательные ресурсы:

АРМ, презентация,  музыкальный материал (аудио, видео файлы), музыкальный инструмент, раздаточный материал. портреты М. Глинки, А. Пушкина, А. Керн. Учебник Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс,  фонограммы (ноты) Жаворонок (М.Глинка).

 

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности обучающихся

Формируемые способы

деятельности

Организационный этап.

Приветствие учащихся, эмоциональный настрой.

Готовность к уроку.

Приветствие. Проверяют  наличие

Актуализация знаний.

 Ребята давайте подумаем, какими позитивными чувствами наделен человек?

-Какое высшее человеческое чувство оно есть к Родине, к матери, к природе, к человеку?

- Но то, как проявляются порой эти чувств в живописи, литературе, музыке. Если поэт влюблен он пишет…( – дети: стихи).

Художник рисует…. (дети: портреты)

А композитор сочиняет … (дети: музыку)

- Давайте попробуем воспеть это чувство любовь разными музыкальными интонациями (дети и учитель поют)

- Ребята, какой вокальный жанр поможет   раскрыть чувства человека, его душевные переживания?  Решение кроссворда (приложение1).

Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

И так, давайте сформулируем цель нашего урока (Знакомство с   музыкой, которая помогает человеку передать человеческие чувства и переживания)

Знакомство инструментальной и вокальной музыкой на примере двух произведений М.Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия»

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос, решают кроссворд на слово «романс» .

Отвечают на вопросы, ставят цель.

Владеют способами

конструктивного

взаимодействия

со сверстниками

и учителем.

Целеполагание.

Принимают и сохраняют цели и задачи

Изучение нового материала.

1.Романс «Я помню

чудное мгновенье» (муз. М. Глинки,

сл. А. Пушкина).

2. Своеобразие почерка М. Глинки.

 «Вальс-фантазия» (муз. М. Глинки)

Предлагает учащимся прочитать в учебнике стихотворение А. С. Пушкина

«Я помню чудное мгновенье» (демонстрирует портрет), обращает внимание, что

стихотворение поэт посвятил А. П. Керн (демонстрирует портрет).

- Подберите к каждому из шести четверостиший названия (эпитеты), которые соответствуют их образно-смысловому содержанию.

- Какая музыкальная форма может раскрыть образ всего стихотворения?

Предлагает учащимся послушать романс М. Глинки (демонстрирует портрет)

на стихи А. Пушкина.

- Какие чувства он пробуждает? Что вас привлекает в этом музыкальном сочинении?

- Как Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе? Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния поэтического высказывания?

- М. Глинка сочинил романс через несколько лет после трагической гибели А. Пушкина и посвятил его дочери А. П. Керн - Е. Е. Керн. Плавность главной мелодии -

основа мелодичного развития романса и рождение новых гибких вариантов исходных интонаций.

- Послушайте еще раз романс. Раскрывает ли форма романса лирический образ

стихотворения?

- Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором

отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминания о первой

встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.

- Какие приемы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе?

- Композитор создает образ мимолетного видения: повествовательная, плавно

льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда

ударение с сильной доли такта переносится на слабую.

Проигрывает музыкальный фрагмент.

- Смысловая выразительность поэтической речи, ее нюансы передаются в романсе ритмическими акцентами, убедительными повторами («Как гений чистой красоты»), энергичным, «поступательным» ритмом среднего раздела («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). Здесь музыка речитативно-декламационная, суровая и тревожная. Своим контрастом она оттеняет заключительную часть, в которой прежняя светлая мелодия становится радостно-возбужденной, а сопровождение - подвижным и трепетным.

Вывод: Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой вокального стиля Глинки.

- Исследователи называют этот романс небольшой вокальной поэмой.

- Познакомимся еще с одним удивительным произведением русской симфонической музыки композитора - «Вальсом-фантазией», который был сочинен под влиянием сильного и глубокого чувства к Е. Е. Керн. Композитор написал этот вальс для фортепиано, но вскоре появились его оркестровые переложения. Известны

и три варианта оркестровки этого сочинения Глинки, который в течение жизни неоднократно возвращался к своему произведению.

- Спойте главную мелодию «Вальса-фантазии» (с. 18). Какая интонация определяет характер этого музыкального высказывания?

- Обратите внимание на необычные трехтактовые построения фраз. Сравните их с другим, четырехтактовым вариантом фразировки.

- Какие особенности мелодии подчеркивает композитор несимметричным построением фраз?

- Послушайте «Вальс-фантазию» целиком. Почему в вальсе звучит несколько мелодий? Что их объединяет? Как они взаимодействуют друг с другом?

- Какими средствами композитор передает единое лирическое чувство и его различные эмоциональные оттенки?

- Почему Глинка дал своему произведению такое название - «Вальс-фантазия»?

- Определите, для какой обстановки больше подходит этот вальс: для бала, балета, симфонического концерта?

- Это просто вальс или в музыке слышится нечто большее?

- К какому из уже известных тебе вальсов из балетов «Спящая красавица» П. Чайковского и «Золушка» С. Прокофьева или к вальсам Ф. Шопена ближе по настроению эта музыка?

- К какой области музыки ее можно отнести - легкой или серьезной?

Выразительно читают стихотворение.

 Выполняют задание.

Рассматривают портреты А. Пушкина

и А. Керн.

Внимательно слушают.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Проводят интонационно

образный анализ прослушанной

музыки.

Внимательно слушают.

Активно участвуют в обсуждении

проблемы.

Принимают активное

участие в обсуждении.

Внимательно слушают.

Делают вывод.

Внимательно слушают.

Выполняют задание.

Проводят интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Умение смыслового чтения текста (функциональная грамотность).

Умеют внимательно

слушать.

Владеют способами

конструктивного

взаимодействия

со сверстниками

и учителем.

Принимают и сохраняют цели и задачи

учебной деятельности.

Владеют логическими

операциями.

Принимают активное участие в обсуждении

Владеют логическими операциями.

Умеют делать выводы и умозаключения.

Умеют внимательно слушать.

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Владеют логическими операциями. Владеют навыками работы с учебником

Вокально-хоровая деятельность

Исполнение  романса М.И. Глинки «Жаворонок».

Исполняют романс

Владеют вокально-хоровыми навыками, основами самоконтроля навыками

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Над какой темой работали?

Что нового узнали? Что было интересным? Что еще хотелось бы узнать по данной теме?

Как оцениваете свою работу на уроке? Что помогло справиться с заданиями?

Домашнее задание:

Подготовить мини – проект «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина».

Подобрать какое – либо мелодичное стихотворение, а к нему соответствующую музыку.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку учебной деятельности

Записывают домашнее задание, задают вопросы к заданию.

 Владеют навыками самооценки учебной деятельности.

Принимают и сохраняют задачи.

Приложение

Кроссворд

1.

Л

И

Р

И

К

А

2.

Р

О

Я

Л

Ь

3.

М

Е

Л

О

Д

И

Я

4.

А

К

К

О

М

П

А

Н

Е

М

Е

Н

Т

5.

Г

Л

И

Н

К

А

6.

С

О

Л

И

С

Т

1.  Род литературы, передающий мысли, чувства, переживания (эмоциональность, поэтическая взволнованность, задушевность).

2.  Музыкальный инструмент, основной вид концертного фортепиано.

3. Это главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками.

4. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса.

5. Композитор, родоначальник русской классической музыки, написавший оперу «Иван Сусанин».

6. Исполнитель музыкального произведения, предназначенный для одного голоса или инструмента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки для 6 класса. "Два музыкальных посвящения"

Урок по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. Посвящен творчеству М.И, Глинки. В чентре внимания - романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина и " Вальс- фантазия".  Оба произведени...

КОЗ по теме "Два музыкальных посвящения" ( музыка 6класс)

Материал включает в себя компетентностно-ориентированное задание  по теме "Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка-А.С.Пушкин.", вопросы к тексту по  данной теме,инструкцию к КОЗ,...

Презентация на тему : "Два музыкальных посвящения"

Два музыкальных произведения Михаила Ивановича Глинка для Екатерины Ермолаевны Керн. Одно-романс на слова А.С. Пушкина, а второе- "Вальс-фантазия"...

" Два музыкальных посвящения"

Раскрыть единство формы и содержания произведений, несущих лирический образ....

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.

Мир чарующих звуков. Палитра человеческих чувств, переживаний....

6 класс - Урок № 3 - Два музыкальных посвящения

Цели и задачи урока:·   Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, ли...