Разработка сценария внеклассного занятия
классный час по музыке (7, 8 класс)

Шевченко Светлана Владимировна
Разработка сценария внеклассного занятия в форме интеллектуальной игры на тему «Музыкальный эрудит» для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_.docx63.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Музыкальный эрудит»

Класс: 7 класс

Цель:

Задачи:

1) Образовательные: систематизировать, закрепить и проверить знания обучающихся по школьному предмету «Музыка». Расширить область знаний у учащихся по различным видам искусств.

2) Развивающие: закрепить имеющиеся знания, умения и навыки в области музыкального искусства в интеллектуальной игре «Музыкальный эрудит». Дать возможность обучающимся проявить свои творческие способности в игре. Вызвать интерес к музыкальному искусству и показать неразрывную связь музыки с литературой и живописью.

3) Воспитательные: воспитывать умение творчески и логически думать. Воспитывать интерес к различным видам искусств, формировать эстетический вкус.

Способствовать сплочению обучающихся через честную игру, прививать уважение к сопернику.

Ход занятия

Ведущий

И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней-полусказкой
Нас шутя развеселить.
И рассыпаться вдруг пляской
В хороводе закружить.

Музыка – это всегда что-то новое, неповторимое, таинственное, вызывающее восхищение. Она передаётся от сердца к сердцу.

Сегодня собрались вы здесь
Нам показать свои познанья.
Музыка сейчас для вас
Устраивает состязание.

Ведущий: Позвольте представить вам жюри нашего конкурса (представление).

А теперь давайте познакомимся с участниками нашей игры. (Представление команд).

Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К разминке поскорее!

Конкурс «Разминка». За одну минуту вы должны как можно больше дать ответов на вопросы. все вопросы связаны с музыкальным искусством. Каждый правильный ответ – 1 балл.  

Вопросы к 1 команде

  1. Какой инструмент использовали во время проведения культовых обрядов (бубен)
  2. Какого композитора слушают все новобрачные (Мендельсон «Свадебный марш»)
  3. Скорость исполнения музыкального произведения (темп)
  4. Какой язык является родным для эстрадной певицы Патрисии Каас (французский)
  5. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь (аккордеон)
  6. Какой город считают родиной вальса (Вена)
  7. Графические знаки для обозначения музыкальных звуков (ноты)
  8. Пять линеек, на которых пишутся ноты (нотный стан)
  9. Как называется соловьиная песня (трель)
  10. Писатель Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов научил его петь (В. Шаинский)
  11. Каким музыкальным инструментом владел Садко (гусли)
  12. Русский народный трехструнный инструмент (балалайка)
  13. Название, какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо» (фортепиано)
  14. Именем, какого композитора назван ежегодный конкурс исполнителей, проходящий в Москве (П.И. Чайковского)
  15. Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером (оркестр)

Вопросы ко 2 команде

  1. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом (треугольник)
  2. Как называют модную песенку, хит сезона (шлягер)
  3. Высшее музыкальное учебное заведение (консерватория)
  4. Автор «Лебединого озера» (П.И. Чайковский)
  5. Как называлась знаменитая ливерпульская четверка, навсегда вписавшая свое имя в историю рок музыки («Битлз»)
  6. Страна – родина оперы (Италия)
  7. Это произведение чаще всего исполняли влюбленные юноши под окнами своих избранниц (серенада)
  8. Латиноамериканский танец, который в конце 80-х покорил весь мир (ламбада)
  9. Перерыв между отделениями концерта (антракт)
  10. Три кита в музыке (песня, марш и танец)
  11. Его девиз «Через борьбу к победе. Через страдания к радости» (Л. Бетховен)
  12. Знак молчания в музыке (пауза)
  13. Четыре музыканта или певца (квартет)
  14. Знак повышения ступени на пол тона (диез)
  15. Времена года: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна». Кто автор? (А. Вивальди, П.И. Чайковский)

2 конкурс – Шарады. Сейчас мы предлагаем вам поиграть в шарады. Первые шарады появились в VI веке. В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать «целый воз болтовни». Российская история этих затей началась в XVIII веке. Вообще же, шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.

Вам предстоит отгадать шарады, которые связаны с музыкой.

Первое – форма арбуза, Земли.

Все догадаться уже вы смогли?

А из второго вкусную кашу

Варит на завтрак мамочка ваша.

Целое музыку будет дарить,

Если за ручку тихонько крутить.

(Шар + Манка = Шарманка.)

Первое будет в грозу громыхать,

Любит второе собака глодать.

Целое звуку присуще всегда,

Уши болят от него иногда.                                                     (Гром + Кость = Громкость.)

С «Д» - электроинструмент,

Дырку высверлит в момент.

С «Т» - исполнит соловей

Майской ночью средь ветвей.

(Дрель - трель.)

С «М» - войну она ведёт,

Без - певец её поёт.                                                                                           (Армия - ария.)

3 конкурс – Спой строчку из песни.  Как вы думаете, какая самая популярная русская песня за рубежом? (Калинка). И в следующем конкурсе вам предстоит узнать популярную песню в России по описанию и напеть хотя бы одну строчку из этой песни. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, если напоёте песню – 2 балла.

1) Эта «праздничная» песня родилась в 1905 году. И мало кто знает, что её, ставшую почти народной, сочинил не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном Леонид Бекман. Как драгоценная реликвия, передаётся она от поколения к поколению вот уже целое столетие. Как она называется и почему её так любят петь дети?

2) Эта песня впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 день Великой Отечественной войны. Её авторы композитор Александров и поэт Лебедев-Кумач. Как она называется и почему её считали негласным гимном Великой Отечественной войны?

Эта песня была написана композитором  Блантером и поэтом Исаковским в 1938 году. В ней показана  тема любви девушки и воина, защитника Родины. Эта песня о долге бойца, о верности девушки в любви, о любви, которая помогает служить солдату.  Как она называется и почему такая тема появилась в песенной лирике в те годы?

2) Эта песня была написана в 60 годы прошлого века композитором Островским и поэтом Ошаниным. Она стала победительницей на конкурсе зстрадной песни в Праге. Припев песни взят из книги Корнея Чуковского «От двух до пяти». В нём очень часто повторяется слово «всегда».  И эти слова принадлежат маленькому мальчику. Эта песня негласный гимн борьбы за мир во всём мире.

4 конкурс Содружество искусств. Какие виды искусств вы знаете? (литература, живопись, скульптура, архитектура, кино, театр…).  С какими видами искусств, на ваш взгляд, музыка дружит наиболее плодотворно? (Литература и живопись). Именно в таком союзе Музыка – Литература, Музыка – Живопись, Музыка – Литература – Живопись рождено огромное количество мировых шедевров.  Следующие задания будут связаны с этими тремя видами искусств.

1 задание. Расставьте фамилии известнейших представителей разных видов искусств в таблицу в соответствии с заглавием колонок.  Каждый правильный ответ – 1 балл

 Композиторы

Художники

Писатели

  1. Жорж Бизе  
  2. Михаил Глинка
  3. Илья Репин
  4. Эдвард Григ
  5. Фёдор Тютчев
  6. Джордж Гершвин
  7. Исаак Левитан
  8. Фридерик Шопен
  9. Морис Равель
  10. Виктор Васнецов
  11. Антон Чехов
  12. Сергей Рахманинов
  13. Михаил Врубель
  14. Анна Ахматова

2 задание. За одну минуту вам нужно вписать в рамочки названия музыкальных инструментов, на которых играли герои книг и сказок. Каждый правильный ответ – 1 балл

3 задание. Какое музыкальное произведение вы вспоминаете, глядя на эти известнейшие картины. Назвать композитора и произведение. Подсказка все произведения одного и того же композитора. На сюжет произведений каких писателей созданы эти произведения музыки и живописи?  (1 балл)

Картины: Репин «Садко», М. Врубель «Царевна-Лебедь», В. Васнецов «Снегурочка»,

И. Крамской «Майская ночь».

5 конкурс «Озвучка».  Какой из видов искусств в настоящее время является самым любимым и популярным среди детей и взрослых? Его в начале 20 века называли «Великий немой» (Кинематограф). Кстати, почему так его называли? (Сначала были фильмы без звука. Тапёр исполнял различную музыку, помогая воспринимать сюжет фильма). Немного позже появилась мультипликация, которая также имеет огромную популярность среди детей и взрослых. Ни один художественный и мультипликационный фильм не обходится без музыки.

Сейчас вашему вниманию будет предложено несколько фрагментов детских песен. Вам нужно отгадать, какой мультипликационный герой участвует в песенной озвучке и назвать его. Каждый правильный ответ – 1 балл

6 конкурс – конкурс капитанов. Как называется коллектив музыкантов, исполняющих одновременно музыкальное произведение на разных инструментах? (оркестр). Сейчас мы вызываем капитанов команд. Перед вами листы с написанными музыкальными инструментами. Один из вас дирижёр симфонического оркестра, а другой – народного. Отберите те инструменты, которые входят в состав вашего оркестра, раздайте своим музыкантам. Под звучащую музыку вы должны сыграть на тех инструментах, которые вам раздал дирижёр.  А дирижёр руководит игрой.  Болельщики должны угадать, на каких инструментах вы сыграли.

7 конкурс Кто быстрее? Последний конкурс напоминает первый. Но разница в том, что отвечают не по очереди, а кто первый успел какая команда больше даст правильных ответов, та и победила в этом конкурсе. Все вопросы по теме «Музыкальные инструменты»

  1. «Лесной рог» – таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком этого инструмента был охотничий рог, в который трубили. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать» (Валторна)
  2. Самый большой из всех музыкальных инструментов. Духовой инструмент. Родственник – маленькой флейты. (Орган)
  3. Принадлежит к группе струнно-смычковых инструментов. Звук у него густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос. (Виолончель)
  4. Инструмент изобретен в 1841 году – входит в число деревянно-духовых инструментов, хотя делается из металла – серебра или особого сплава. Свое название получил от имени своего изобретателя – бельгийского мастера. Стал подлинным властелином джаза. (Саксофон)
  5. На Руси самый распространенный народный инструмент. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. (Балалайка)
  6. Это очень древний инструмент. Его предок – простоя каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. (Барабан)
  7. Родина ее неизвестна. Предполагают, что она возникла в Древней Греции, но вторую Родину обрела в Испании. Именно этот инструмент исполнял серенады дамам сердца. (Гитара)
  8. С чего начиналось утро в пионерском лагере? Сонную тишину прорезают чистые, звонкие звуки.
  9. Никто не помнит, когда они появились на Руси. Еще Боян пел и играл на них. На плоский ящик со сторонами разной длины, натягивались струны, исполнитель клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, играл. (Гусли)
  10. В средневековой Руси этот инструмент был основным – для музыкантов и актеров – скоморохов. Этот щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми 4 струнами. (Домра)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  11. Этот своеобразный инструмент родом из Испании. Под задорное щелканье пляшут испанцы. (Кастаньеты)
  12. Фигурная изогнутая рама, скрепленная сверху перекладиной, к которой тянутся струны. Она является эмблемой музыкального искусства. (Лира)
  13. Королева оркестра. Самые лучшие мастера жили в Италии. (Скрипка)
  14. Самый древний духовой инструмент. Возникшая из простой тростниковой дудки, она поначалу была простой деревянной трубкой с отверстием. (Флейта)

Ведущий. Спасибо всем за выступления. А пока жюри подводит итоги, прозвучит музыкальный номер

Звучит концертный номер. Жюри подводит итоги.                                                        

Ведущий. Слово для подведения и награждения предоставляется членам жюри.

Ответы:

3 конкурс Спой строчку из песни

За каждый правильный ответ 1 балл + 1 балл, если споют строчку из песни = 2 балла

1. «В лесу родилась ёлочка»

2. «Священная война»

3. «Катюша»

4. «Пусть всегда будет солнце»  

4 конкурс Содружество искусств

1 задание. Оценивание: 1 балл за каждый правильный ответ

Композиторы

Художники

Писатели

1, 2, 4, 6, 8, 9, 12

3, 7, 10, 13

5, 11, 14

2 задание. Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на свирели, Баян и Садко- на гуслях, Шерлок Холмс – на скрипке, Крокодил Гена – на гармошке, Незнайка – на тубе, Кобзарь – на кобзе.

3 задание. 1 балл за название + 1 балл за композитора + 1 балл за писателя

  1. Репин «Садко» - опера Римского-Корсакова «Садко» (былина)
  2. В. Васнецов «Царевна-Лебедь» - опера римского -Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Пушкин)
  3. В.Васнецов «Снегурочка» - опера Римского-Корсакова «Снегурочка» (Островский)
  4. И. Крамской «Майская ночь» - опера Римского-Корсакова «Майская ночь» (Гоголь)

5 конкурс «Озвучка».  Каждый правильный ответ – 1 балл

1. Крокодил Гена

2. Енот

3. Мартышка

4. Бременские музыканты

5. Красная Шапочка

6. Кот Леопольд

7. Мамонтёнок

8. Бабки-Ёжки

9. Трубадур

10. Умка

11. Сыроежкин

12. Забава

6 конкурс – конкурс капитанов. Каждый правильно отобранный инструмент – 1 балл + 1 балл за угаданный болельщиками.

Симфонический оркестр – скрипка, виолончель, труба, арфа, рояль (фортепиано).

Народный оркестр – баян, балалайка, гусли, ложки, домра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного занятия по ПДД (Игры по ПДД) нач.школа, 5 кл.

Современный ребенок уже в раннем возрасте становится участником дорожного движения. Он овладевает ролью пешехода, пассажира (сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно).Задача...

Сценарий внеклассного занятия "Пасха"

Сценарий внеклассного занятия для школьников. „Ostern  ist da!“   Цели и задачи: Познавательные: происхождение названия Ostern(пасхи), атрибуты праздника, обычаи, связанные с ним; пасхал...

Сценарии внеклассных занятий "Проводы зимы, встреча весны" и "Я - Гражданин России"

Приобщение детей к народной культуре и традициям посредством привлечения их к непосредственному участию в данных мероприятиях. На занятии  "Проводы зимы, встреча весны"  используется театрал...

Сценарий внеклассного занятия в 5 классе

Внеклассное занятие  по теме "Доброта спасет мир"...

Сценарий внеклассного занятия в 5 классе

Внеклассное занятие  по теме "Доброта спасет мир"...

Сценарий внеклассного занятия в 5 классе

Сценарий внеклассного мероприятия "Доброта спасет мир"...

Сценарий внеклассного занятия «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости» (4 класс)

Занятие проводилось с учащимися, посещавшими кружок "Фольклорное наследие Англии" Они были разбиты на 4 группы, каждая из которых получила предварительно свое задание.Сценарий занятия был опубликован ...