Программа внеурочной деятельности "Мир вокального искусства" 5 классы
методическая разработка по музыке (5 класс)

Макарская Дарина Артуровна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур

Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся среднего звена в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности. Важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.

Цель данной программы – развитие и формирование общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие их творческого потенциала.

 

Задачи:

  • формировать певческую установку; разносторонне развивать вокальный слух, способствовать накоплению музыкально-слуховых представлений;
  • формировать музыкальную память, навыки певческой эмоциональности, выразительности;
  • развивать вокальную артикуляцию, певческое дыхание;
  • развивать навыки музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации;
  • воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
  • воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость.

 

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

 

Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokalnogo_iskusstva_5_klass.docx38.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы «Мир вокального искусства. 5-9 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации» авт. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности подростков в сфере музыкального искусства.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур

Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся среднего звена в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности. Важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.

Цель данной программы – развитие и формирование общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие их творческого потенциала.

Задачи:

  • формировать певческую установку; разносторонне развивать вокальный слух, способствовать накоплению музыкально-слуховых представлений;
  • формировать музыкальную память, навыки певческой эмоциональности, выразительности;
  • развивать вокальную артикуляцию, певческое дыхание;
  • развивать навыки музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации;
  • воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
  • воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требования к уровню подготовки обучающихся.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы. Программа данного курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Общая характеристика курса

Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе представляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков. Дополнение вокального музицирования разных видов (групповое, ансамблевое, сольное) музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков).

Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой; раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Музыкальную основу программы составляют разнообразный современный репертуар.

Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подбирается в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.

Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;
  • ансамблевое музицирования;
  • сольное пение;
  • музыкальная грамота;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • музыкально-пластическое интонирование;
  • движение под музыку;
  • двигательные импровизации.

Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления учащихся.

В соответствии с планом ВУД ГБОУ СОШ № 547 на освоение про- граммы «Мир вокального искусства» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часа в год.

Содержание курса

Вокально-хоровая работа.

  1. Вводное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок
  2. Прослушивание голосов. Пение звукоряда, определение голосовых возможностей обучающихся.
  3. Певческая установка. Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
  • голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
  • стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
  • в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
  • при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
  • сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создаёт в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создаётся излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выхода. Если певцы во время репетиций сидит, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

  1. Дыхание. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обучающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением лёгкого полузевка. Во время вдоха нижние рёбра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

  1. Цепное дыхание. Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других). Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
  2. Дирижёрские жесты. Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Знакомство детей с дирижёрскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижёрские схемы 2/4, 3/4, 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижёрских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
  3. Дирижёрские указания педагога обеспечивают:
  • точное и одновременное начало (вступление);
  • снятие звука;
  • единовременное дыхание (в определённом темпе и характере);
  • единообразное дыхание (legato, non legato);
  • выравнивание строя;
  • изменение в темпе, ритме, динамике.
  1. Распевание.

Исполнение распевания, которое выполняет двойную функцию:

  • разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
  • развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

  1. Унисон. В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание. Стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
  2. Дикция. Вокальная дикция, то есть чёткое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью.

 Музыкально-теоретическая подготовка.

  1. Основы музыкальной грамоты. Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые, неустойчивые звуки. Знакомство с ключами и метроритмическими особенностями строения музыкальных произведений.
  2. Определение в песнях фразы, в них запев, припев. Различие динамических и темповых обозначений. Различие тембров певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Петь, чисто интонируя.
  3. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на разнообразные слоги. Практические упражнения по видам движения мелодии (поступенное, скачкообразное).
  4. Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приёма, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
  5. выше, высокие слоги («динь-динь»);
  6. чуть ниже («дан-дан»);
  7. ещё ниже («дон-дон»).
  8. Развитие чувства ритма. Особенности распределения звуков во времени. Метр – ритмическая пульсация одинаковых длительностей, средство измерения ритма. Темп – степень быстроты исполнения музыкального произведения. Наиболее распространённые темпы: ларго, адажио, анданте, аллегро, престо.

 Теоретико-аналитическая работа.

  1. Гигиена певческого голоса. Строение голосового аппарата. Правила пользования голосом. Мутация – особенности звучания изменившихся голосов.
  2. Творчество композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
  3. Творчество современных композиторов. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
  4. Знакомство с песенными образцами отечественной и зарубежной эстрады. Слушание подборки музыкального материала в исполнении профессиональных певцов, детских и взрослых вокальных коллективов, мастеров эстрадного жанра с целью пополнения запаса музыкальных произведений.

 Концертно-исполнительская деятельность.

  1. Участие в массовых мероприятиях.
  2. Конкурсы, концерты. Пение произведений. Концертные и конкурсные выступления.

Предполагаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Предметные результаты:

Планируется, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

  • пение в унисон;
  • певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
  • передача простого ритмического рисунка;
  • чёткая дикция;
  • свободное владение дыханием;
  • способность передать характер произведения;
  • владение динамикой p-mf;
  • репертуар 6-8 песен;
  • смогут определять на слух:
  • музыку разного эмоционального содержания;
  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);
  • одно-, двух-, трёхчастные произведения, куплетную форму;
  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
  • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

1

Вводное занятие. Гигиена певческого голоса.

2

Прослушивание голосов

3

Прослушивание голосов

4

Певческая установка дыхания

5

Певческая установка дыхания

6

Распевание

7

Распевание. Интонационные упражнения.

8

Распевание. Интонационные упражнения на слоги.

9

Знакомство с элементарной нотной грамотой.

10

Нотная грамота: длительности звуков.

11

Нотная грамота – ноты первой октавы.

12

Разучивание песни.

13

Разучивание песни.

14

Интонационная работа над песней.

15

Интонационно-артикуляционная работа.

16

Обобщение. Исполнение песни.

17

Нотная грамота: паузы.

18

Нотная грамота – динамические оттенки, штрихи, музыкальные термины.

19

Унисон. Работа над слаженным звучанием в ансамбле.

20

Унисон. Работа над слаженным звучанием в ансамбле.

21

Вокальная позиция.

22

Вокальная позиция. Звуковедение.

23

Звуковедение. Артикуляция.

24

Распевки. Певческая артикуляция.

25

Разучивание песни к новогоднему мюзиклу.

26

Разучивание песни к новогоднему мюзиклу.

27

Интонационная работа над песней.

28

Интонационная работа.

29

Интонационно-артикуляционная работа.

30

Сводная репетиция.

31

Участие в школьном концерте.

32

Участие в школьном концерте.

33

Работа над интонированием.

34

Работа над интонированием.

35

Музыкальная грамота: интервалы.

36

Музыкальная грамота. Мелодические и гармонические интервалы.

37

Интонирование мелодических интервалов (секунда - квинта)

38

Интонирование мелодических интервалов (секста, септима, октава)

39

Распевки с использование движений по различным мелодическим интервалам.

40

Разучивание песни.

41

Разучивание песни.

42

Интонационная работа.

43

Работа над голосоведением, фразировкой.

44

Работа над голосоведением, фразировкой.

45

Интонационно-артикуляционная работа.

46

Интонационно-артикуляционная работа.

47

Участие в школьном мероприятии к 8 марта

48

Участие в школьном мероприятии к 8 марта

49

Музыкальная грамота – гармонические интервалы.

50

Гармонические интервалы на слух.

51

Работа над двухголосием: пение параллельного движения терциями.

52

Работа над двухголосием: прима-секунда-терция в гармоническом звучании.

53

Работа над двухголосием: сочетание косвенного и параллельного голосоведения.

54

Работа над дыханием.

55

Народные песни – особенности звукоизвлечения и дыхания в народных песнях.

56

Народные песни – особенности голосоведения.

57

Разучивание песни (ко дню Победы).

58

Разучивание песни.

59

Интонационная работа над песней.

60

Работа над дыханием и артикуляцией в песне.

61

Цепное дыхание.

62

Интонационно-артикуляционная работа над песней.

63

Участие в школьном мероприятии ко дню Победы

64

Участие в школьном мероприятии ко дню Победы

65

Распевки. Интонационная работа над унисонным звучанием (повторение)

66

Распевки. Интонационная работа над двухголосием (повторение)

67

Повторение пройденного.

68

Итоговое занятие.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Учебно методическая литература:

  1. Дыхательная гимнастика А.Н Стрельниковой.
  2. Исаева И. О. Эстрадное пение. – М.: АСТ. Астрель, 2006.
  3. Клейтон П., Гэммонд П. Джаз. – С-Пб.: Амфора, 2001.
  4. Музыкальная азбука Г. Абрамяна Москва 1985г.
  5. Музыкальный словарь в рассказах. Л Михеева. - М.: Просвещение, 1986г.
  6. Полная школа пения А.Е Варламов (учебное пособие) Планета Музыки. – М.: Просвещение, 2007г.
  7. «Учите детей петь» Москва просвещение 1988г.
  8. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: Музыка, 1983.
  9. «Школа эстрадного вокала» Л.В. Романовского Москва 2007г.

 Дидактические материалы:

  • иллюстрации;
  • памятка гигиены голоса;
  • скороговорки и проза;
  • упражнения для артикуляции.

 Технические средства:

  • ноутбук;
  • электропианино;
  • микшерный пульт;
  • телевизор;
  • микрофоны (4 шт.)

Список литературы

  1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
  2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
  3. Гонтаренко        Н.Б.        Сольное        пение:        секреты вокального мастерства/Н.Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
  5. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
  6. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. –М.: «Владос», 2000.
  7. Риггз С. Пойте как звёзды. / Сост. и ред. Дж. Карателло. – СПб.: Питер, 2007. 8. «Школа эстрадного вокала» Л.В. Романовского Москва 2007г.
  8. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания. – С.-П., 2002.
  9. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: «Аквариум», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Мир вокального искусства"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокального искусства" для 5 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности вокальной студии "VOX".

Рабочая программа внеурочной деятельности вокальной студии "VOX" (общекультурного направления) 6 класс для учителей музыки....

Рабочая программа внеурочной деятельности Вокальная студия "Эвит"

Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний....