Освоение штрихов: non legato, legato, staccato
учебно-методический материал по музыке

Сальникова Марина Аркадьевна

Работа раскрывает основные принципы работы над освоением, первыми навыками исолнения штрихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_shtrihov.docx23.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации на тему:

«Освоение штрихов»

Основа начального обучения игре на фортепиано – это воспитание у учащегося любви к музыке, внимательного отношения к звуком и линии развития мелодии, отзывчивости на музыкальные впечатления.

С первых уроков необходимо развивать в учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным, все более тонким «дифференцированным» слуховым восприятием музыкальной ткани (умение вслушиваться в звучание и добиваться правильной фразировки мелодии, каждого голоса в отдельности и в их сочетании, нужной звучности при исполнении мелодии с аккомпанементом и т. п.). Необходимо добиваться, чтобы даже простейшая мелодия звучала выразительно.

Одной из главных задач педагога должно быть стремление сохранить и развить у ученика живое непосредственное ощущение музыки, понимание ее декламационной выразительности, фразировки, членения на мотивы, попевки. Главным принципом обучения должен стать принцип, основанный на формуле «вижу-слышу-играю». Поэтому первые занятия с учеником должны быть посвящены пению простейших мелодий со словами, затем подбору их на фортепиано и постепенному объяснению правил изображения звуков на нотной бумаге. Попутно педагог должен ознакомить ученика с клавиатурой, названием клавиш и основами музыкальной грамоты. Параллельно этим ученика следует приучать к правильной посадке за инструментом и целесообразным игровым приемам.

Не форсируя все эти навыки, главное внимание должно быть удалено развитию слуха, осмысленному и выразительному пению маленьких песен, подбору их в различных тональностях. Весьма полезно уже на этой стадии занятий давать ребенку «творческие» задания, например, предложить ему сочинить музыку на какие-либо стишки из детских книжек. Помимо развития музыкальной фантазии это укрепит его представления о музыке как о художественно-звуковом отражении действительности.

Работая с учеником над пьесками, требуется добиваться интонационной выразительности. Усвоить это ребенку легче всего путем пения. Эти первичные навыки должны в дальнейшем привести к тому, что играющий, читая ноты, будет ассоциировать их с соответствующим звучанием.

Осмысленность исполнения к качеству звучания надо уделять главное внимание не только при разучивании произведений, но и при игре упражнений, гамм, технических этюдов. Гаммы и этюды следует приучать играть как мелодию, вслушиваясь в ровность и полноценность звучания каждого звука. На представлении ребенка о качестве звука должно строиться его понимание legato, которое зависит от фразировки и распределения звуков по силе.

Среди технических навыков первого года обучения имеются в виду пятиклавишные последования, позиционные построения с передачей движения из руки в руку, гаммы, короткие арпеджио и аккорды по три звука, кистевое staccato, быстрые перебросы руки на широкие расстояния (скачки).

Посадка за инструментом

Перед игрой на инструменте следует посадить ученика таким образом, чтобы его локти находились не ниже, а скорее чуть выше уровня клавиатуры. Маленьким по росту ученикам надо ставить под ноги скамейку. Нужно также следить за тем, чтобы ребенок приучился сидеть прямо, не горбясь, не облокачиваясь на спинку стула, чтобы он не поднимая плечи, не прижимал локти к корпусу и не оттопыривая их.

Положение рук на клавиатуре, первые игровые навыки

Овладение правильными игровыми навыками – процесс длительный и сложный, требующий терпения и большой сосредоточенности, как от педагога, так и от ученика.

От учащегося необходимо добиваться мягкого и глубокого звука. Важнейшим условием для развития правильных игровых навыков являются плавные, не заторможенные и не резкие движения всей руки при отпускании  ее на клавиатуру и, что не менее важно, при ее подъеме, собранные, не растопыренные пальцы и отсутствие напряжения в мышцах кисти и ладони.

Палец, нажимающий клавишу, должен быть несколько закруглен и касаться ее «подушечкой». Правильность игровых движений проверяется, прежде всего, звуковым результатом: ученик должен вслушиваться в то, что у него получается, играть осмысленно и выразительно.

Первые музыкальные примеры целеcообразно исполнять (non legato), играя одним пальцем (лучше всего средним) и постепенно переходя к использованию других пальцев. Полезно отдельные звуки играть в разных октавах, с перенесением всей руки в разные регистры. Затем от отдельных звуков перейти к простейшим мелодиям. Ребенок исполняет их одним пальцем – вторым, третьим, а затем и четвертым, правой и левой рукой. Играя non legato, ученик должен слышать музыкальную фразу целиком, а не отдельные звуки и, кроме того, стремиться к красивому звучанию.

После закрепления первоначальных навыков игры 2, 3 и 4-м пальцами можно переходить к игре 1-м и 5-м. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. При этом методе обучения основная нагрузка ложиться на ладонные мышцы, а не на первый и пятый пальцы, которые при игре выполняет лишь функцию внешней опоры.

Сразу же после введения квинт можно давать терции. Сначала вторым и четвертым пальцами, потому что они одинаковой длины. Затем третьим и пятым, третьим и первым.

До перехода к игре legato, после того, как освоены терции и квинты можно взять аккорд. Интервальное строение аккорда ребенок уже знает и слышит особенности звучания каждого интервала в аккорде.

Перед освоением legato, необходимо объяснить ученику, что legato – это не механическое «перешагивание» пальцев с одной клавиши на другую, а плавный переход – «переливание» одного звука в другой.

Нужно показать, как это достигается: рука свободно опирается на кончик пальца, а следующий палец заранее нацелен на нужную клавишу и в момент нажатия делает только движение вниз. При этом остальные пальцы (особенно первый и пятый) должны быть спокойными и собранными. Это обеспечивает плавность исполнения мелодии и исключает толчки.

Результат всех этих движений обязательно контролируется слухом ученика. Владение настоящим legato способствует певучему исполнению мелодии, ровности пальцевой игры, а в дальнейшем и развитию беглости, так как пальцы делают точные, однотипные движения.

При усвоении штриха staccato, нужно разъяснить и показать ученику, что это то же самое non legato, но с более коротким, легким снятием пальцев.

По мере усложнения музыкального материала, усложняется и аппликатура. Удобная и точная аппликатура – залог хорошего исполнения, поэтому необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к ней и привычку видеть ее в нотах.

Основой правильного и последовательного обучения должно стать развитие музыкальности ученика. Очень важно подчинить этой цели все усилия, связанные с приобретением двигательных навыков. В ученике следует развивать критическое отношение к собственному исполнению, ни в коем случае нельзя форсировать продвижение ученика за счет качества исполнения даже самых простых пьес.

Свободная посадка, удобство и точность движений, музыкальность исполнения – все это способствует пробуждению у ученика интереса к музыке и занятиям на фортепиано, что является важным условием его дальнейших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais   22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...

«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, ...

Рисование штрихом

Учить изображать признаки рисуемых объектов - "колючесть", передавать штрихами фактуру веток ели....

Штрихи истории ложатся на страницы

Проведение внеклассного мероприятия,посвященного Отечественной войне 1812 года....

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке....

Начальное обучение. Система первых упражнений legato.

Начальные упражнения legato с подтекстовкой. Методические рекомендации к приведенным упражнениям....

Начальное обучение. Система первых упражнений legato.

Начальные упражнения legato с подтекстовкой. Методические рекомендации к приведенным упражнениям....