«Танец рыцарей» С.С. Прокофьев
методическая разработка по музыке (6 класс)

Ильина Юлия Александровна

На примере произведения "Танец рыцарей" из балета Сергея Сергеевича Прокофьева "Ромео и Джульетта" показать метод размышления о музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanets_rytsarey.docx19.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Метод размышления о музыке.  «Танец рыцарей» С.С. Прокофьев

В. – Послушайте музыкальное произведение и подумайте, какие образы (или образ) возникают в вашем воображении? Каким настроением проникнута музыка?

(слушание произведения целиком)

В. – Итак, какие образы возникли в вашем воображении при прослушивании этого музыкального произведения? Каким настроением проникнута музыка?

О. – ( возникает образ торжественной процессии; как будто идёт кто-то большой и тяжёлый; торжественное шествие; воинственный образ, грозный и т.д; ощущается напряжение, тревога)

В. – Почему возникает именно такой образ? Какими средствами музыкальной выразительности композитору удалось создать этот образ, это настроение?

О. – (медленный темп, жанр марша;  музыка звучит громко; во вступлении медные духовые инструменты; музыка звучит в  низком  регистре).

В. – А как звучит мелодия?

О. – (размашисто, то верх, то вниз, мечется из одного регистра в другой).

В. – Что это придаёт образу?

О. – (напряжение, тревогу).

Обратите внимание как,  в каком ритме звучат аккомпанемент и мелодия?

(слушание вступление + начало первой части)

 О. – (в аккомпанементе ровный ритм, а в мелодии пунктирный ритм;  в аккомпанементе маршевость, а в мелодии танцевальность).

В. – Это может быть танец-шествие? 

О. – (да)

В. – Это современный танец или старинный?

О. – (старинный).

В. – А какие музыкальные инструменты вы услышали в мелодии?

О. –  (скрипки).

Давайте подведём итог. Мы представили себе  торжественную процессию или танец-шествие (маршевость + танцевальность, неторопливый темп),  выбор инструментов – скрипки – олицетворение людей, духовые – придают торжественность и воинственность (т. к. духовые связаны с военной темой – это и часть военного оркестра, и с помощью духовых – сигналы к атаке или отступлению). Музыка звучала воинственно и грозно, наступательно, напряженно.

В. – Как вы думаете, о чём это музыкальное произведение?

О. – (?)

В. – Это произведение программное. Оно имеет название. Как бы вы его назвали?

О. – (?)

 Композитор, Сергей Сергеевич Прокофьев,  назвал это музыкальное произведение «Монтекки и Капулетти». Это две семьи, враждующие друг с другом. Отсюда и воинственность, напряжение.

В. – Вспомните, менялся ли характер музыкального образа или оставался неизменным?

О. – (?)

В. – Давайте послушаем ещё раз.  Обратите внимание, меняется ли характер или остаётся неизменным на протяжении всего музыкального произведения? И если меняется, то как?

(слушание произведения целиком)

В. – Меняется  характер музыкального образа или остаётся неизменным?

О. – (не меняется, но появляется ещё одна тема).

В. – А что это за тема? Как она звучит? Обратите внимание на мелодию (можно пропеть).

О. –  (в мелодии нет скачков; она начинается на одном звуке, как бы настаивая, привлекая внимание, затем движется поступенно вверх)

В. – А сколько раз появляется эта тема? Давайте послушаем ещё раз. Обратите внимание, в каком регистре звучит тема, и какие инструменты её исполняют?

(слушание второй части)

О. –  (три проведения темы – в среднем, низком и высоком  регистре; медные духовые – тромбоны и трубы).

В. – Как вы думаете, что же это за образ, вначале настойчивый, затем наступательный,  переходящий из одного регистра в другой? Вспомним название «Монтекки и Капулетти».

О. –  (образ вражды, наступления, противостояния).

У этого музыкального произведения есть второе название «Танец рыцарей».

В. – Как вы думаете, почему такое название? Кто такие рыцари?

О. –  (рыцари – это воины).

В. – А для чего Прокофьев даёт такое уточнение «рыцари»?

О. –  (Потому что воинственный характер).

В. – А почему «танец»?

Дело в том, что это сцена балета. А в балете всё показывается и рассказывается с помощью танца.

В. – Чем заканчивается произведение?

(слушание третьей части)

О. –  (аккордами в верхнем регистре).

В. – Что-то новое появляется?

О. –  (барабанная дробь).

В. – Как вы думаете, почему заканчивается именно так? Удалось им договориться?

О. –  (нет, они не примерились).

В. – Что, на ваш взгляд, побудило композитора написать это музыкальное произведение? О чём нам хотел поведать композитор?

О. –  (возможно, какие-то личные переживания, что-то очень противоречивое, против чего он очень протестовал).

В. – Какая основная мысль владела автором в процессе создания этого  сочинения?

О. –  (вражда всё разрушает; вражда как разрушительная сила).

В. – Как вы думаете, какое отношение у композитора к данным образам?

О. –  (он протестует против этого, его ужасают последствия вражды)

В. – Актуальна ли идея произведения в наше время?

О. –  (да; в наше время такое тоже может быть).

В. – Что открыла для тебя эта музыка, над чем заставила задуматься?

О. –  (над тем, к каким последствиям может привести вражда, агрессия; над тем, что надо стараться договариваться, избегать ссор и вражды).

Давайте ещё раз послушаем и посмотрим, как это будет сценически претворено в балете.

Обратите внимание на характер движения в танце, на лица героев.

(просмотр видео фрагмента).

В. – Какие лица были у артистов?

О. –  (Без эмоций)

Бесстрастность, отсутствие эмоций, как отсутствие души. Поэтому они так легко идут на уничтожение друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал к занятию по теме: "Танец живота - танец здоровья" с презентацией

Для большинства людей танец живота - просто очень красивый экзотический восточный танец . Однако оказывается, он не только несет в себе эстетическую и духовную составляющие, но и необычайно полезен дл...

Прокофьев А.А. "Закат"

Да, такого неба не бывало,Чтоб с полнеба сразу стало алым,Чтоб заката лента обвивалаОблака, грозящие обвалом!Вот отсюда и пошло: в лугуРозовый стожар горит в стогу,Розовые сосны на снегу,Розовые кони ...

ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ

Данный материал поможет учителям начальных классов дать представление о балете и опере...

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация для урока изобразительного искусства "Как научиться рисовать рыцаря?"

Презентация "Как научиться рисовать рыцаря?" предназначена для уроков и дополнительных занятий по изобразительному искусству. Может быть использована для самостоятельных занятий.Презентация ...

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи"

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи - альбом иллюстраций" представляет собой подборку иллюстрационного ма...

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь…

Жизнь – это танец… Танец – это жизнь… Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное образование» (Дополнительное образование. Разное)...

Пантомима. Занятие для учащихся младших групп по программам "Ритмика и танец" и "Детский танец"

Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проя...