Урок "Александр Невский"
план-конспект занятия по музыке (8 класс)

Якина Анна Олеговна

Урок "Александр Невский" для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_nevskiy.docx23.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Культурно – историческая преемственность

поколений.

Цель урока: Показать, что кроме сюжета замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи урока:

Образовательные:

Повторение жанров русских народных песен и их характерных черт;

Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами — солистами, хором в сопровождении оркестра;

Укрепление понимания взаимосвязи киноискусства, изобразительного и музыкального искусства;

Воспитательные:

Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;

Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;

Развивать вокально-хоровые навыки;

Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

Повторение пройденного методом устного опроса;

Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Хоровое исполнение песни Моя Россия Оборудование:

компьютер;

проектор;

звукоусиливающая аппаратура (колонки);

синтезатор.

Ход урока

Организационный момент . Слушание песни «Русь» Н. Емелин

Учитель: О ком и о чем вы увидели и услышали в этой песни?

Ученики: О России о защитниках отечества.

II. Работа по теме урока

Учитель: Слайд Триптих Корина «Александр Невский»

Ученики: Это Александр Невский

Ученики: С князем Александром Невским, который прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.

Учитель: Как Вы видите славные деяния Александра Невского, происходили как раз недалеко от тех мест, где в 1703 году по приказу царя Петра I началось строительство новой столицы. И по его же приказу в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро-Невский монастырь. Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?

Слайд

1. Беседа по теме урока

Учитель: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?

Ученики: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.

А и было дело на Неве-реке,На Неве-реке, на большой воде.Там рубили мы злое воинство,Злое воинство, войско шведское.

Учитель: Как Вы точно заметили. Эти строки, действительно были написаны в XX веке поэтом В. Луговским и композитором С.Прокофьевым, которые стремились воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты? (Звучит «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева).

Ученики: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.

Ученики: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.

Учитель: Фрагмент, который только что прозвучал «Песнь об Александре Невском», был написан композитором С.С.Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».

Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.

Учитель: У этого произведения очень интересная история. Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 — 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.

Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров. Музыка кантаты очень образна и живописна. Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, где Вы ещё раз услышите «Песнь об Александре Невском» и сможете соотнести услышанное и увиденное. (Просмотр видеофрагмента)

А какова основная мысль этой части?

Ученики: Рассказ о недавней победе русских над шведами.

Учитель: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?

Ученики: И о готовящемся новом испытании: «Не уступим мы землю русскую».

Учитель: Я Вам очень благодарен, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей, но мне бы хотелось дополнить: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин.

Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский».

2. Обсуждение картины П.Д. Корина «Александр Невский».

А что такое триптих?

Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.

Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.

Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.

На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.

В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.

На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?

Ученики: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.

3. Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)

Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?

Ученики: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина — музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.

Учитель: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева, и сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские»

Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?

Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.

Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?

Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.

Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно? 

Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно. 

Учитель: Отголоски каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»? 

Ученики: Протяжные, былинные напевы.

Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты. (Просмотр видеофрагмента. Выполнение творческой работы и её обсуждение ).

4. Заключение

Учитель: Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?

Ученики: Мы знаем, что весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала до велика. А также мы знаем, что битва с ливонскими рыцарями закончилась победой. Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.

Учитель: Как Вы думаете, в заключении урока какая сейчас должна прозвучать музыка?

О чем и какого характера?

Исполнение «Моя Россия»

«Гимн России»

Домашнее задание:

Учитель: Прослушаем и посмотрим фрагмент «Ледовое побоище» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» и нарисовать фрагмент битвы, согласно развитию событий, о которых композитор рассказал нам с помощью изобразительных и выразительных средств музыки.

Список литературы:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений — 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.90-95

Список сайтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».

Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

Цели данного урока:  проанализировать  повесть;  показать,  как   большой  современный  город  с  его  страшными  нравами  губит  лично...

Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...

21-22 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Коринтия Невский Палас» (пр. Невский, 57) прошёл III международный молодежный добровольческий форум «Доброфорум 3.0».

21-22 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Коринтия Невский Палас» (пр. Невский, 57) прошёл III международный молодежный добровольческий форум «Доброфорум 3.0»....

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....