Урок "Александр Невский"
план-конспект занятия по музыке (8 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Культурно – историческая преемственность
поколений.
Цель урока: Показать, что кроме сюжета замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторение жанров русских народных песен и их характерных черт;
Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами — солистами, хором в сопровождении оркестра;
Укрепление понимания взаимосвязи киноискусства, изобразительного и музыкального искусства;
Воспитательные:
Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
Развивать вокально-хоровые навыки;
Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
Повторение пройденного методом устного опроса;
Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
Хоровое исполнение песни Моя Россия Оборудование:
компьютер;
проектор;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
синтезатор.
Ход урока
Организационный момент . Слушание песни «Русь» Н. Емелин
Учитель: О ком и о чем вы увидели и услышали в этой песни?
Ученики: О России о защитниках отечества.
II. Работа по теме урока
Учитель: Слайд Триптих Корина «Александр Невский»
Ученики: Это Александр Невский
Ученики: С князем Александром Невским, который прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Учитель: Как Вы видите славные деяния Александра Невского, происходили как раз недалеко от тех мест, где в 1703 году по приказу царя Петра I началось строительство новой столицы. И по его же приказу в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро-Невский монастырь. Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?
Слайд
1. Беседа по теме урока
Учитель: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?
Ученики: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.
А и было дело на Неве-реке,На Неве-реке, на большой воде.Там рубили мы злое воинство,Злое воинство, войско шведское.
Учитель: Как Вы точно заметили. Эти строки, действительно были написаны в XX веке поэтом В. Луговским и композитором С.Прокофьевым, которые стремились воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты? (Звучит «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева).
Ученики: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.
Ученики: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.
Учитель: Фрагмент, который только что прозвучал «Песнь об Александре Невском», был написан композитором С.С.Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».
Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.
Учитель: У этого произведения очень интересная история. Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 — 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.
Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров. Музыка кантаты очень образна и живописна. Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, где Вы ещё раз услышите «Песнь об Александре Невском» и сможете соотнести услышанное и увиденное. (Просмотр видеофрагмента)
А какова основная мысль этой части?
Ученики: Рассказ о недавней победе русских над шведами.
Учитель: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?
Ученики: И о готовящемся новом испытании: «Не уступим мы землю русскую».
Учитель: Я Вам очень благодарен, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей, но мне бы хотелось дополнить: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин.
Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский».
2. Обсуждение картины П.Д. Корина «Александр Невский».
А что такое триптих?
Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.
Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.
Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.
На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.
В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.
На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?
Ученики: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.
3. Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)
Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?
Ученики: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина — музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.
Учитель: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева, и сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские»
Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?
Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.
Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?
Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.
Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно?
Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.
Учитель: Отголоски каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»?
Ученики: Протяжные, былинные напевы.
Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты. (Просмотр видеофрагмента. Выполнение творческой работы и её обсуждение ).
4. Заключение
Учитель: Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?
Ученики: Мы знаем, что весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала до велика. А также мы знаем, что битва с ливонскими рыцарями закончилась победой. Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.
Учитель: Как Вы думаете, в заключении урока какая сейчас должна прозвучать музыка?
О чем и какого характера?
Исполнение «Моя Россия»
«Гимн России»
Домашнее задание:
Учитель: Прослушаем и посмотрим фрагмент «Ледовое побоище» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» и нарисовать фрагмент битвы, согласно развитию событий, о которых композитор рассказал нам с помощью изобразительных и выразительных средств музыки.
Список литературы:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений — 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.90-95
Список сайтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-93756-1352795698.jpg)
«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».
Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/07/picture-299948-1596792696.jpg)
Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/07/picture-299948-1596792696.jpg)
Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели данного урока: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит лично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/12/picture-469001-1407852680.png)
Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")
Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-357187-1387735415.jpg)
21-22 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Коринтия Невский Палас» (пр. Невский, 57) прошёл III международный молодежный добровольческий форум «Доброфорум 3.0».
21-22 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге, в гостинице «Коринтия Невский Палас» (пр. Невский, 57) прошёл III международный молодежный добровольческий форум «Доброфорум 3.0»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-418439-1570960639.jpg)
Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".
Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....