Конспект урока "Музыка XX века"
план-конспект урока по музыке (8 класс)

Конспект урока в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_2.docx47.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке для 8 класса на тему «Музыка 20 века».

Урок разработан на основе программы по музыке авторов В.В.Алеева, Т.И.Науменко.

Раздел: О современности в музыке.

Тема: «Музыка 20 века».

Цель:

  1. Познакомить с новыми направлениями в искусстве.

Задачи:

Образовательные:        

  1. Сформировать систему знаний о направлениях в музыке.
  2. Познакомить с композиторами, сочиняющими музыка в новых стилях.
  3. Расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

  1. Развить интерес к музыке 20 столетия.
  2. Развить чувственные отношения от прослушанных музыкальных произведений.
  3. Развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений.

Воспитательные:

  1. Воспитать эстетический вкус, стремление к творчеству, к прекрасному.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.

  Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;
  • выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;
  • формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Метапредметные:

  • познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;
  • коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
  • регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные:

  • умение  эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности,
  • осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Формы работы учащихся: коллективные, групповые.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный  (беседа, диалог, рассуждение)

Метод синквейна (работа в группах)

Оборудование и материалы:

  1. Авторская мультимедийная презентация;
  2. Компьютер, видеопроектор;
  3. Диски;
  4. Иллюстрации к теме урока;
  5. Фортепиано.

Ход урока

Организационный этап.

Уч.  (слайд 1)

Истинное новация в искусстве-.                                                             

это, прежде всего, новация духа, идеи.

Форма лишь выражает,

найденное, художником, новое

содержание, воплощает его в

материале искусства.

Д. Шостакович

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

Уч (слайл 2) Тема урока - Музыка XX века.

Уч (слайд 3)В начале столетия в музыкальной культуре доминировала классическая музыка (500 лет.  20 век – это эпоха величайших потрясений и развития технического прогресса. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Впервые искусство отказывается от подражания миру, а воспроизводит модель мира по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Искусство 20 века необычайно разнообразно. Порой оно представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени.

Трагические повороты истории - революции, войны, , появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка.

Уч. Характерной чертой 20 века  смело мoжно назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей и языка, обогативших музыкальное искусство.

Усвоение новых знаний. 

Уч. (слайд 4) Характерные черты музыки 20 века:

  • тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами).
  • трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров.
  • изобретение новых жанров и техник.
  • разнообразие тенденций, стилей и языка,
  • отсутствие мелодии,
  • сложность восприятия,
  • трудность исполнения,
  • тема самопознания личности.

Уч. Давайте вспомним о каких новых направлениях в музыке конца 19 - 20 веков мы говорили на уроках ранее?

Д. Это джаз, рок - музыка, экспрессионизм,

Уч. (слайд 5). В конце 19в в музыке возникло новое направление-импрессионизм (от франц. impression–впечатление). Музыканты-импрессионисты стремились передать в музыке настроения, ощущения, добиваясь изысканности и утончённости звучания, тяготели  к поэтической пейзажности. Но при этом они сочиняли музыку, используя традиционные жанры, гармонии и формы, в свете авторского современного их видения и прочтения. Основоположник  импрессионизма  фр. ком. Клод Дебюсси.

(слушание ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси). 

Уч. (слайд 6) Джаз в музыке. Почему джаз называют сплавом разных культур?

 Д. Джаз возник в результате сплава традиций  европейской и афроамериканской музыки в начале 20 века. Основа джаза – импровизация. Основатель первого джаз-бенда-Луи Армстронг. Джаз оказал огромное влияние на музыкальную культуру. Развиваясь, он порождал новые направления.

Уч. (слайд 7) В 1950-х г  началось формирование явления- рок-музыка в США. Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения На его развитие повлияли блюз, джаз, кантри др.

(слайд 8)  Первым  популярным у молодёжи  направлением рок музыки, стал рок н ролл (англ, "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка. Королём в рок-н-ролле был американский музыкант Элвис Пресли.

(слушание песни Элвис Пресли).   

(слайд 9) Жанры рок – музыки:  фолк-рок, арт-рок, джаз – рок, хард-рок,  хэви-металл.

(слайд 10) Параллельно с другими жанрами развивается поп-музыка (от слова «популярная»,  доступная). Поп-музыка -  вид современной массовой культуры. Основные черты: простота, мелодичность, опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части основная форма композиции — песня,  тексты обычно посвящены личным чувствам. Основная форма композиции в поп-музыке — песня. Большое значение имеет также представление песен: концертное шоу и видеоклипы в 1970-е в поп – музыке появляется  стиль «диско» таких групп, как ABBABoney M, Это приносит танцевальность.

(слайд 11) R&B piano «ар-эн-би», ритм-энд-блюз-главный жанр массовой песни,  в основном танцевальной. R&B-стиль музыки ,сочетающий соул, джаз, рок, блюз, регги. который развился из джаза и из разновидности джаза - блюза. Как самостоятельное направление, выделился где-то в 40х годах. Именно из ритм-н-блюза вышел потом рок-н-ролл.

(Слушание песни Роберта Келли)

Уч. Что вы можете сказать об экспрессионизме?

Д. Это направление появилось в музыке в 20 г 20 века. Оно полностью отвергает классическую музыку и ищет новые формы выразительности.

Уч.(слайд 12)  (Экспрессионизм(от лат. Expressio «выражение») авангардная музыка  - течение в европейском искусстве эпохи модернизма,) главный смысл которого - выражение эмоционального состояния автора.. Стиль музыки - жестко-экспрессивный, абстрагированный от всего «слишком человеческого».

Основные средства выразительности :

  •  Мелодия прерывистая, скачками,
  •  резкая смена  темпа музыки
  •  диссонантные звуками,
  •  отсутствие гармонии - атональность.
  • Замена пения речью, шепотом, криком.

Уч. Какие  направления  авангарда вы знаете?

Д. Додекафония, компьютерная, коллаж и др.

Уч. (слайд 13)Что означает конкретная музыка?

Д. Конкретная музыка – звуковые композиции, создаваемые с помощью записи звуков природы на магнитофонную ленту, затем  их сочетание со звучанием музыкальных инструментов, голосов певцов.

 Уч. Послушайте музыкальный фрагмент и назовите композитора, автора?

(слушание «Волчьи глаза» П. Уинтера)

Д. Пол Уинтер, «Концерт Земле».

Уч. Что вы знаете о творчестве этого композитора?

Д. Создатель экологического джаза,  в котором  часто используются звуки живой природы: плеск волн, шелест деревьев, пение птиц, и т
 Цель его музыки – донести до людей  проблему сохранения природы.

Уч. (слайд 14)  Электро́нная му́зыка (нем. elektronische Musikангл. electronic music) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (компьютерных технологий). Было создано несколько инструментов, в конструкции которых были использованы как механические, так и электронные составляющие. 

Уч.(слайд 15)  Нью- эйдж. в переводе с англ.  "новый век»- это мелодичная электронная музыка с простым звучанием, мягкими мелодиями и продолжительными композициями. В основе нью-эйдж все направления музыки: классическая, этническая музыка, музыка средних веков и все направления современной музыки. . Музыка нью-эйдж определяется больше ощущением, которое она производит, а не инструментами и жанром, использованными при ее создании. Определенное влияние на нью-эйдж  оказала электронная музыка, конкретная музыка Пола Уинтера (экологический джаз).

 Характерные черты:

1. мелодии плавные, приятные

2. темп спокойный

3. используются звуки живой природы

4. используются народные инструменты

5. музыка инструментальная

Музыка в стиле. Нью- эйдж направлена на релаксацию, создание положительных эмоций и стимулирование творчества. Китаро – японский композитор начал экспериментировать со звуками. «С помощью синтезатора я могу создать океан, зимний берег, летний пляж» — говорил он.

Закрепление изученного материала.

Уч. (слайд 16)  Сегодня мы познакомимся с творчеством  американского композитора Джорджа Уинстона, который  и сегодня успешно работает, сочиняет музыку в стиле «Ритм – энд – блюз», нью-эйдж.

 (рассказ о творчестве американского композитора Джорджа Уинстона).

Уч. (слайд 17)   С детства Джордж Уинстон увлекался музыкой популярных блюзовых, джазовых, поп- и рок-исполнителей. Джордж Уинстон играет в разных стилях: stride piano (страйд — джазовый стиль игры на фортепиано) и folk piano ([«народныое пианино», стилизация инструмен. музыки под народную. В основном это обработки народных мелодий (фолк-ривайвлы, когда музыкальные темы  не изменяются: дается только их авторская гармонизация ,  так народная музыка начинает  распространяться среди массовой аудитории) и  

  R&B piano «ар-эн-би» - это тот же ритм-энд-блюз.

Нью - эйдж.

(слайд 18) Стал известным Уинстон благодаря своей серии альбомов «Времена года» записанных  в 1980 - х. «Autumn» («Осень»,) «Winter Into Spring» («Зима, наступающая весной») и «December» («Декабрь»).

Музыка в  стиле «folk» («сельский»).

(слушание пьес «Снег» «Радость»)

(слайд 19) Эти мелодичные произведения передают суть сезона и отражают природные пейзажи. Это композиции самого Уинстона, обработки народных мелодий: английской, украинской, американской и немного классики.

Уинстон записал несколько саундтреков к детским мультфильмам.

 (слайд 20) В 1991 году альбом -  «Summer» («Лето»).

В 1994 году  - альбом «Forest» («Лес»).

В 1999 году -  альбом «Plains» («Степи»). Он вдохновлен великими степями восточной Монтаны. 

(слайд 21) Последние два альбома благотворительные: средства перечислены в фонды помощи близким жертв  теракта 11 сентября 2001 года и помощи жертвам урагана Катрина в 2007г.

Уч. (слайд 22)  В России стиль нью-эйдж представлен в творчестве известного композитора, гитариста Валерия Дидюли.

(слушание пьесы «Путь домой» В.Дидюли)

 Нью-эйдж часто используется в саундтреках к фильмам и компьютерным играм, в особенности посвящённым природе, фантастике или истории.

 Итог урока. Рефлексия

 В конце урока дети по группам (4-5 человек)  составляют синквейн.  Учитель подводит итоги.

Синквейн: составь словосочетания по смыслу и запиши ответ цифрами.

Импрессионизм                           1. стиль, сочетающий в себе все разновидности джаза.

экспрессионизм                           2.    это свобода выражения мысли;                  

R&B                                             3.   загадочный, неуловимый, изысканный.

нью-эдж                                       4.  абстракция, диссонантные звуки.

Джаз                                            5.  вид массовой культуры.

Поп-музыка                                   6. приятная музыка со звуками природы для релаксации.

(ответ:   13, 24, 31, 46, 52, 65).

Уч. (слайд 23) ВЫВОД.  Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20 -го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей.  Важным обстоятельством становятся новые формы коммуникации музыки и слушателя - через посредство аудиозаписи, кино, телевидения и видео, а также поиски новых звучностей, в том числе электронных. Стиль нью-эйдж - это музыка пробуждения, гармонии, добра, радости и красоты  без сомнения, способная изменить человека к лучшему.

Домашнее задание: разгадать кроссворд. ( раздаточный материал)

 Список использованной литературы 
1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино. / Глав.ред. В.А. Володин. – М.: «Аванта +», 2001. – 624 с.
2.  Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: «Музыка», 2005. — 461 с
3. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002
4. Щербакова А.И. Музыкальное искусство в современном пространстве культуры // Ученые записки
Российского государственного социального университета. – 2012. № 5. – С. 97–10

5. Нечаева Н. Музыка XX века в современном образовательном процессе // Ярославский педагогический
вестник. 2008, №1 (54)

6. Онлайн энциклопедии «Кругосвет» и «Википедия».

7. Энциклопедия рок-музыки под ред. В. Г. Меньшикова. – Ташкент: Журналист, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе конца XX века Трагедия духовности или поиски выхода? (Размышления над рассказом П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи»).

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала рассказ П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчеств...

Конспект урока "Образование и культура в 17 веке"

Вариант конспекта - таблица по теме "Развитие культуры в россии в 17 веке"...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...