Открытый урок по слушанию музыки в 3 классе. Тема: "Фактура и её виды"
методическая разработка по музыке

Тычина Татьяна Николаевна

В русле изучения средств музыкальной выразительности на уроках слушания музыки в 3 классе ДШИ, изучается фактура и её виды. Данная разработка содержит подробный план урока и вспомогательный материал в виде презентации, фрагмент котой прилагается.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА  ОТКРЫТОГО  УРОК А

по  СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ в 3/8 классе

Тема урока: Изучение элемента музыкальной речи – фактуры и  ее видов.

Цель урока: Изучить особенности фактуры как музыкальной ткани и научить слышать и различать основные виды музыкальной фактуры.

Задачи урока:

- развитие умения эмоционально откликаться на музыку

- мотивация учеников  к высказываниям своих впечатлений

- развитие умения наблюдать и анализировать музыкальное произведение

- закрепление знания элементов музыкальной речи и умения связывать их с образом

- внимательное прослушивание  музыкальных примеров одноголосного и

  многоголосного характера  с наблюдением музыкального развития голосов

  фактуры        

- развитие умения формулировать определения на основе анализа музыкальных

  примеров                                                                                        

- закрепление изученного нового материала

Методическая цель урока: демонстрация приемов изучения фактуры как музыкального явления через наблюдение и анализ музыкальных примеров

Методические задачи урока: 

- использование наглядных, словесных и практических приемов при изучении темы

  урока

- использование практически-поисковых методов при работе с нотным текстом и

  слуховом анализе произведений

Тип урока: урок освоения новых знаний, урок-исследование

Метод ведения урока: беседа

Наглядный материал:  презентация с нотными примерами и определениями понятий

Музыкальный материал:

- РНП «Во поле береза стояла» в различном фактурном изложении

- тема Шахриара из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова

- марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки (начальный фрагмент)

- Швейцарская песня «Кукушечка» в инструментальном исполнении

Ход урока:

1. Организационный момент                                                                                  1 мин.

2. Повторение средств выразительности.                                                            1 мин.

В любом музыкальном произведении есть ОБРАЗ, настроение, и раскрыть их помогают композитору ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ, СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. Это как краски художника, с помощью которых он рисует картину, а композитор музыкальное полотно.  Вспомните эти средства: (дети перечисляют мелодию, ритм, регистр, лад…)

3. Изучение новой темы                                                                                         30 мин.

Сегодня мы познакомимся с еще одним средством выразительности, который объединяет все музыкальные краски, все голоса, все звуки.

ФАКТУРА – в пер. с лат «обработка», « строение»; поверхность предмета, его рельефность. Часто фактуру сравнивают с тканью, которая сплетается из ниток и может получиться гладкой, прозрачной или плотной, шершавой, мягкой, жесткой. В музыке тоже есть нити – голоса – верхний (мелодия), нижний (бас, фундамент), средние (гармонические голоса дают полноту звучания).

Эти голоса переплетаются, совместно звучат, и образуется фактура.(Слайд 1)

                              ПРИМЕРЫ разных музыкальных фактур (Слайды 2,3,4)

ТЕТРАДЬ: Фактура - в пер. с лат обработка, строение. Это музыкальная ткань, в которой обработаны все голоса, все средства выразительности.

Мы сегодня познакомимся с основными видами фактуры в музыкальных произведениях, исследуем их, найдем их отличительные признаки.

ТЕТРАДЬ: Виды фактуры: 1.

                                                 2.

                                                 3.

                                                 4.

(в конце урока запишем)

(Слайд 5) Мелодия песни Во поле стояла.

(Дети определяют мелодию, поют ее со словами.)

Это народная русская песня, которую пели девушки, когда водили хоровод. Каков характер этой песни?(мягкий, лирический, задумчивый, спокойный, напевный, с грустинкой…)

Какие средства придали ей такой характер? (минор, поступенное плавное без скачков движение звуков в мелодии, ровный ритм, спокойный темп…)

Это произведение – песня, из чего оно состоит? (из одной мелодии).

(Слайд 6) Один голос-одна мелодия-одна ниточка, в ней соединились все средства выразительности – и ритм, и лад, и темп…  ОДНОГОЛОСНАЯ ФАКТУРА –звучит одна мелодия без сопровождения. Такую фактуру еще называют МОНОДИЧЕСКОЙ  от греческого слова МОНОДИЯ – «песня одного».

-Как вы думаете, почему народ   сочинял такие одноголосные песни? (изливал душу в красивой мелодии, выплескивал в нее чувства, не было инструментов)

(Слайд 7) На доске тема Шахриара из симфонической сюиты «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова. Учитель рассказывает о Шахриаре, дети слушают его тему.

-Какого характера эта тема? (грозная, жестокая, воинственная, как марш…).

-Какие средства выразительности делают ее такой недоброй, злой? (минор, низкий регистр, маршевый ритм-поступь, громкая динамика, тембры медных-духовых).

-А что сделал композитор с мелодией? (добавил к ней в октаву такие же звуки…),

(Слайд 8) т.е. «утолстил» мелодию, ее исполняют три голоса, но все одинаково, в один звук –в УНИСОН.

УНИСОННАЯ ФАКТУРА – разновидность одноголосной фактуры,  октавное удвоение, утроение мелодии.

-Как вы думаете, зачем так сделал композитор? Что это придает характеру образа Шахриара?(кричин громко, его грозный голос как в рупор гремит и устрашает…).

-Вспомните, для какого злого героя композитор М.Глинка тоже использовал такую унисонную фактуру?(для Черномора) Можно подсказать музыкой марша Черномора.

(Слайд 9) На доске та же мелодия, но уже с аккомпанементом. 

-Что изменилось в нашей песне? Что добавилось к мелодии?(Аккомпанемент, сопровождение). Теперь не одна ниточка, а несколько голосов появилось кроме мелодии: бас----средние голоса------мелодия. Ткань нашего произведения стала из многих голосов – многоголосие, но главная в ней осталась мелодия. Все остальные голоса – фон, подмога, сопровождение. Царит мелодия над всеми, она главная. Такая ткань музыки называется ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКАЯ.

(Слайд 10) В этой фактуре соединились ГОМОФОНИЯ – гомо-один, фон – звук, голос и  ГАРМОНИЯ - созвучия.

- Какой характер привнесла в песню эта фактура? (песня зазвучала полнее, многозвучнее, наряднее, ритмичнее, танцевальнее).

(Слайд 11) На доске та же мелодия в аккордовым изложении. 

- Что мы видим и слышим? (Все голоса звучат в одном ритме, мелодия сливается с аккордами и сама становится их частью. Фактура как бы из колонн созвучий состоит)

(Слайд 12) Эту ткань нельзя разделить на мелодию и аккомпанемент, но верхний голос все же слышится как главный. Это как будто трехголосный хор поет. Такая фактура называется  АККОРДОВАЯ, в ней все голоса движутся в одном ритме.

-Как изменился характер песни? (торжественность появилась, как хор поет…)

(Слайд 13) На доске та же мелодия в сочетании с другой мелодией.

Дети слушают.

- Сколько голосов вы услышали звучали одновременно? Сколько ниточек в этой ткани? (Две)

Мелодии не мешали друг другу, как два дружелюбных собеседника ведут беседу, доказывая свое и прислушиваясь к другому. В жизни это невозможно представить, а в музыке это очень красиво.

Мы с вами такие музыкальные случаи уже встречали Ж.Бизе Маленький муж и маленькая жена; М.Мусоргский Два еврея  и знаем, что такой прием называется ПОЛИФОНИЯ – многоголосие, в котором одновременно звучат несколько мелодий.

(Слайд 14, 15)  Каждый голос-мелодия по-своему выразителен, трудно сказать – какой из них главнее, они равноправные в КОНТРАСТНОЙ ПОЛИФОНИИ –так называется эта фактура, т.к. мелодии  разные-КОНТРАСТНЫЕ.

(Слайд 16) На доске песня изложена в имитационной полифонии.

Дети анализируют увиденное. Можно спеть каноном: класс-учитель-инструмент.

Каждый из вас, наверно, баловался и передразнивал кого-то, повторяя его слова, интонацию, тон речи. По - научному это называется ИМИТАЦИЯ – подражание. В музыке тоже есть такой прием, когда тот же мотив повторяется позже в другом голосе. (Слайд 17). Такой прием образует в полифонии ИМИТАЦИОННУЮ фактуру.

4. Закрепление        6 мин.

(Слайд 18) ИТАК, мы сегодня узнали, что музыка как ткань состоит из нитей-голосов. Эти голоса по-разному излагаются, сочетаются, переплетаются, образуя ФАКТУРУ.

-Какие виды фактуры вы запомнили?  (Слайд 19)

Бывает, что соединяются полифоническая и гомофонная фактуры  (имитация в оперном дуэте и оркестровый аккомпанемент)- это СМЕШАННАЯ ФАКТУРА.

ТЕТРАДЬ: одноголосная (унисонная), гомофонная (гомофонно-гармоническая), аккордовая, полифоническая (контрастная, имитационная).

-Какая из них самая простая не многозвучная, вьется как кружево? (одноголосная)

-Какая плотная? (аккордовая)

-Какая многослойная?(гомофонная,полифоническая)

-Определите виды фактуры по нотным примерам:  (Слайды 20,21, 22)

-Сейчас прозвучит Швейцарская песенка «Кукушечка», определите на слух – какие фактуры здесь встречаются?(одноголосная, гомофонная, полифоническая)

Учитель, подводя итоги, отмечает работу в классе, оценивает работу отдельных учеников.                                                                                                                 1 мин.

5. Объяснение домашнего задания:  запомнить определение фактуры, ее виды, определить фактуру в любой пьесе своего репертуара        1 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФАКТУРА В переводе с латинского языка «строение», «обработка» Это музыкальная ткань произведения, которая соединяет все голоса, все средства выразительности

Слайд 2

Это мелодия известной песни. Определи ее. Обрати внимание, как она изложена, сколько в ней голосов? Подумай, как бы ты назвал такую фактуру?

Слайд 3

Это одноголосная фактура

Слайд 4

Композитор «утолщает» мелодию октавами, которые звучат в УНИСОН с ней, т.е. звуки октав совпадают со звуками мелодии по высоте (унисон – в пер. с лат.«один звук », « однозвучие ») Это УНИСОННАЯ ФАКТУРА – р азновидность одноголосной фактуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

Конспект открытого урока по географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему:"Океания. Новая Гвинея"

Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Океания. Новая Гвинея»...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме «Имя прилагательное»".

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме "Имя прилагательное""....

План открытого урока по слушанию музыки

Тема урока: простые музыкальные формы (период, двухчастная, трехчастная) на примере пьес из «Детского альбома» Г.В.Свиридова. Цели и задачи урока: знакомство с биографией и фортепианн...

Открытый урок по математике в 10 классе коррекционной школы 8-го вида

Социализация-главная цель сопровождения детей с интеллектуальным нарушением в течение всего периода их обучения и воспитания в школе. Особенно это касается детей-сирот, воспитывающихся в интернатах.Ос...