Доклад "Развитие детей с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности"
методическая разработка по музыке

Музыкальная терапия – это использование   музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями. Сущность музыкотерапии   - это способность вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

Развитие детей с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности

                                                         Выполнила: Кесаева М. Г.

Учитель ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

Москва, 2022 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Цель и задачи музыкальных занятий…………………………………..4
  2. Структура музыкального занятия……………………………………...6

Заключение…………………………………………………………………8

Список литературы………………………………………………………..10

Введение

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Дети с ограниченными возможностями здоровья   - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: арт-терапией (изобразительным искусством), драма-терапией (сценическими играми), танцевально- двигательной терапией (движениями и танцами) и музыкальной терапией (звуками и музыкой).

Музыкальная терапия – это использование   музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей с ограниченными возможностями. Сущность музыкотерапии   - это способность вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.

  1. Цель и задачи музыкальных занятий

В зависимости от активности ребёнка музыкотерапия может быть активной (посредством пения, движения, игры на музыкальных инструментах) и пассивной (слушание музыки).

Основные элементы занятий направлены не на решение музыкальных задач, а на развитие более значимых для детей с ОВЗ процессов.  Они   направлены   на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы средствами музыкально-ритмической деятельности.

Основная цель музыкальных занятий: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности. Способствуя развитию и коррекции несформированных познавательных психических процессов, музыкальные занятия формируют способность к ощущению, восприятию, представлению, памяти, воображению, мышлению. Стимулируют навыки речи через пение. Воздействуя на эмоциональную сферу личности, в процессе музыкальной деятельности дети учатся   выражать и управлять своими эмоциями. При выполнении основных и артикуляционных движений, движений пальцев рук под музыкальное сопровождение развивается пространственная координация. На занятиях воспитываются культурные привычки в процессе группового   общения и коммуникативная активность. Формируются   представления об окружающем мире. В процессе реализация социально-психолого-педагогического процесса, важно учитывать возможности здоровья и особенности психофизического развития детей.

Важен выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения.

При подготовке и проведении занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а также поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, музыкально - дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

На занятиях учитель должен заложить основы гармоничного развития (музыкальный слух, внимание, чувство ритма   и красоты мелодии, движение и индивидуальных музыкальных способностей) и проработать следующие задачи:

  • Приобщить к русской народно-традиционной мировой музыкальной культуре.
  • Подготовить к освоению приёмов   и навыков в различных видах музыкальной деятельности   в соответствии с индивидуальными способностями. развивать   коммуникативные   способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных    впечатлений     в повседневной жизни).
  • Познакомить с многообразием музыкальных форм и жанров в доступной форме.

  1. Содержание музыкального занятия

В структуру занятий входят: музыкально – ритмические игры, пальчиковые игры, движения под музыку, пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки.

При построении занятий следует учитывать ряд необходимых условий:

  • умственные, физические и эмоциональные нагрузки детей;
  • подбор нотного и песенного репертуара[1];
  • многократное повторение музыкального материала, наличие дидактического материала (иллюстрации, тематические наборы игрушек, аудио и видеоматериалы), атрибутов для выполнения двигательных упражнений (флажки, платочки, веточки, листочки), музыкальных инструментов (бубенцы, треугольник, бубен, маракасы).

Для достижения оптимального результата музыкально – коррекционные занятия проводятся по следующей схеме:

1. Приветствие - обязательный ритуал;

2. «Свободное движение» - включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует лёгкость вступления в контакт, развивает координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве;

3. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам – активизируют ребёнка, побуждая его принять участие в предлагаемых играх, а также помогают организовать и проявить свою коммуникативную активность

4. Ритмическая разминка – движение с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, а также оказывает эмоционально – положительное влияние на психику;

5. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений – включение пальчиковых игр и артикуляционных упражнений позволяет стимулировать речевую активность, формирует звукопроизношение и повышает уровень развития всех психических процессов;

6. Пение – развивает дыхание, речь, развивает эмоциональную сферу;

7. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах – развивает слуховое внимание[2];

8. Танцы, хороводы – развивают двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные навыки;

9. Прощание – обязательный ритуал, который заканчивает музыкально – коррекционное занятие.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, какое влияние  музыкальные занятия оказывают на детей с ОВЗ:

  1. развивают психические процессы, способствуют достижению эмоциональной устойчивости;
  2. развивают координацию при выполнении основных движений пальцев рук и артикуляционных движений;
  3. развивают коммуникативную и речевую активность;
  4. дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения при участии в различных видах музыкальной деятельности, развивают музыкальный опыт и начало творчества;
  5. способствуют приобретению первичных умений ритмико-двигательных навыков приносят ребятам истинную радость. За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (каждый в силу своих индивидуальных возможностей).

Музыка является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Музыкальное воспитание является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство прекрасного формируется у ребёнка с проблемами в развитии не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, игре на музыкальных инструментах.

В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности для расширения художественной и музыкальной культуры, благоприятные условия для коррекции отклонений, в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирование предпосылок развития его творческих способностей и музыкальных.

Список литературы

  1. Айдарбкова А.А. «Музыкальное воспитание, как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми детьми». Москва, 1989г.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зорин А.П., Соколова Н.Д. «Музыкальное воспитание. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Санкт-Петербург, 2001г.
  3. Гаврилушкина О.П. «Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста». Москва, 2003г.
  4. Евтушенко И.В. «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - сирот». Москва, 2003г.
  5. Евтушенко И.В. «Организация музыкальных занятий в системе учебно – воспитательного процесса в школе – интернате для умственно отсталых детей - сирот». Журнал «Дефектология», 1995г.№5.
  6. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург, 2010г.


[1] Музыка, написанная специально для детей и предназначенная для пения в школе композиторами: В.Шаинским, Б.Савельевым, Г.Гладковым, Г.Струве, Е. Крылатовым, А. Филиппенко, А.Островским, Е.Тиличевой и др. Однако ученики с удовольствием исполняют не только музыку, созданную специально для них. Фольклор должен занять важное место в их репертуаре. Народные попевки удобны для исполнения, многие из них близки речевым интонациям.

[2] Программой рекомендуется для слушания музыка следующих композиторов _ классиков: А. Вивальди, В.А.Моцарта, И.С.Баха, Л.В.Бетховена, Ф.Мендельсона, М.И.Глинки, Ж.Бизе, Э.Грига, К.Сен-Санса, Ф. Шуберта, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Д.Гершвина и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание социально адаптированных детей и детей с ограниченными возможностями средствами музыкально - театрализованной деятельности.

духовно-нравственное воспитание в триединвтве: обучающихся МБОУ СОШ№30, воскресной школы "Светлячок" и ГКУ"Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Преодоление" ч...

Сценарий музыкального развлечения для детей логопедической старшей группы по теме: «Восприятие музыки в различных видах музыкальной деятельности»

Предлагаю вашему вниманию сценарий, который я написала для методического объединения музыкальных руководителей детских садов г. Новосибирска. Сценарий наглядно показывает, как дети могут ориентировать...

«Развитие связной речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности»

laquo;Развитие связной речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности»      Подготовила учитель -логопед: Васильева Ольга Владимировна...

Исследовательская работа по направлению: Музыкальная психология на тему: "Познавательные процессы в музыкальной деятельности"

Познавательные процессы - психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Все психические процессы так или иначе обеспечивают получен...

Сообщение "Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности"

Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности...