Формирование функциональной грамотности
статья по музыке (5 класс)

Артюшкина Юлия Михайловна

Формирование функциональной грамотности в начальной школе. Представлена характеристика основных видов функциональной грамотности. Представлено описание уровней сформированности функциональной грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.pptx382.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Музыкальная грамотность – это - «способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное», - «это особое чувство музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого», - это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения», - это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы» (Д.Б. Кабалевский )

Слайд 4

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Слайд 5

«Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин)

Слайд 6

Читательская грамотность Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Слайд 7

Информационная грамотность Ее уровень определяется, во-первых, готовностью искать информацию, в том числе и в своем привычном учебнике, а во-вторых — в умении отбирать нужные данные в огромном поле информации. Кроме того, в начальной школе каждый ребенок должен овладеть базовыми умениями обращения с информацией: сравнение, обобщение, классификация, анализ. Важно отметить, что информационная грамотность ребенка напрямую связана с уровнем его читательской функциональной грамотности. Без навыка осмысленного чтения невозможно вычленить нужную информацию, крайне сложно оценить, какие данные из текста действительно важны, а какие являются лишними.

Слайд 8

Социальная грамотность Социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов. Из чего складывается социальная функциональная грамотность школьника? Готовность успешно социализироваться, существовать в разных ситуациях. Бывает, что ребенок, открытый и контактный, вдруг в первом классе попадает в петлю прилюдного одиночества. В чем причина? Возможно, он просто не может приспособиться. Тогда ему особенно нужна помощь и поддержка педагога. Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность скорректировать ситуацию. Навык предвидеть, думать на шаг вперед крайне важен для социализации. Почаще задавайте детям вопросы — а что будет, если? Придумаем разные варианты? Как могут развиваться события? Формировать предвидение — значит во многом обеспечить правильную реакцию ребенка на ситуацию.

Слайд 9

Креативное мышление Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам , новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации. Составляющие креативного мышления: 1. Любознательность (активный интерес к заданию) Интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше; Самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках). 2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей: Оригинальность предложенных идей; Гибкость или подвижность; Способность продуцировать большое количество идей. 3. Развитие предложенных идей: Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее; Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Слайд 10

Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности учеников !!! Функциональная грамотность — это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности

Данный доклад посвящен  теме «Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности с применением интерактивных технологий и цифровых образовательных ...

Естественнонаучная грамотность. Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности.

Задания в формате PISA позволяют мне оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте задачи или задания и извлечь из него ...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...