Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя".
консультация по музыке

Колядина Марина Сергеевна

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия связано с взаимным обогащением профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

Музыкальный руководитель, оставаясь вдохновителем процесса музыкального воспитания детей, должен заниматься музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, оказывать им соответствующую поддержку в развитии их музыкальной культуры, музыкальной эрудиции. Ему должна быть небезразлична музыкально-художественная среда, в которой работает педагогический коллектив детского сада. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к ним, к исходящей от них оценке способности ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.

Необходимо рассматривать воспитателя как человека, хорошо знающего своих воспитанников, ежедневно общающегося с ними, знающего индивидуальную логику развития каждого ребенка.

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. Целесообразно выделить две группы организационных форм работы музыкального руководителя с воспитателями: коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам относятся педсоветы, практикумы, творческие микро-группы педагогов, консультации и т.д. К индивидуальным – индивидуальные консультации, беседы, индивидуальное самообразование и т.д.

Из всех коллективных форм работы с воспитателями хотелось бы остановиться на организации, планировании, подготовке и проведении детских праздников, утренников и развлечений, ведь праздники в детском саду – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

Подготовка к определенному утреннику или празднику начинается с подборки сценариев, соответствующих теме данного мероприятия. При выборе сценария обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. По данным критериям выбирается 2-3 сценария и предлагаются на рассмотрение воспитателям. Чаще всего мы, совместно с воспитателями, разрабатываем свой сценарий, взяв за основу сюжет одного из сценариев и дорабатываем его материалами из различных источников. После согласования определенного сценария начинаются коллективные консультации по нему. Обсуждение сценария начинается с назначения на роли ведущего, помощников, при этом учитываются способности каждого: один имеет хороший голос, другой прекрасно танцует, третий на высоком уровне владеет артистическими способностями, четвертый выразительно декламирует и может стать активным ведущим праздника.

Проблем при выборе кандидата на роль практически не бывает, все понимают, что результат зависит от слаженной работы всего коллектива. Так, роли играют не только уже профессиональные воспитатели, проработавшие в стенах детского сада много лет, но и молодые сотрудники. Также активное участие принимают и младшие воспитатели.

Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника, утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – все это утомляет, расхолаживает ребят. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с каждым персонажем. В индивидуальной беседе обсуждается костюм данного персонажа. Воспитатель (герой) высказывает свои предложения и пожелания по элементам костюма. Все детали костюма прорабатываются и обговариваются. В обязательном порядке каждый герой заблаговременно до утренника примеряет свой костюм, чтобы увидеть какие-либо недостатки в нем. Затем идет работа конкретно по действиям того или иного персонажа – это его выход, его мимика, жесты, движения, речь и т.д. В данной работе музыкальный руководитель выступает в роли режиссера-постановщика. Просматривает работу героя и, если это требуется, где-то корректирует, подсказывает, как лучше обыграть роль.

Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.

Все необходимые указания музыкальный руководитель дает ведущему, практически показывает весь музыкальный репертуар и вместе с ним анализирует ситуации, которые могут возникнуть, дает общее направление ходу праздника. Выступления взрослых ролей готовятся под руководством музыкального руководителя и согласовываются с ведущим. Все роли тщательно репетируются и уточняются все нюансы поведения на празднике.

Оформление зала прорабатывается музыкальным руководителем и согласовывается с педагогическим коллективом, после чего музыкальный руководитель назначает ответственных (изготовление необходимых атрибутов, оформление центральной стены, украшение боковых стен, на утренник – украшение потолка).

Накануне праздника проверяется готовность зала, атрибутов, костюмов и предметов для игр.

После проведения праздника собирается педагогический коллектив и обговариваются результаты – обсуждаются удачные моменты, неудачные моменты или какие-либо нюансы, причины из возникновения, т.е. проводится своего рода работа над ошибками.

Сегодня я затронула лишь небольшую часть работы с педагогическим коллективом, а в целом – это большая, ежедневная работа, включающая в себя совместную подготовку к музыкальным занятиям, к открытым занятиям, к спортивным развлечениям, подготовку к проведению родительских собраний и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_muzykalnogo_rukovoditelya_i_vospitatelya.docx16.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя.

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия связано с взаимным обогащением профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

Музыкальный руководитель, оставаясь вдохновителем процесса музыкального воспитания детей, должен заниматься музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, оказывать им соответствующую поддержку в развитии их музыкальной культуры, музыкальной эрудиции. Ему должна быть небезразлична музыкально-художественная среда, в которой работает педагогический коллектив детского сада. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к ним, к исходящей от них оценке способности ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.

Необходимо рассматривать воспитателя как человека, хорошо знающего своих воспитанников, ежедневно общающегося с ними, знающего индивидуальную логику развития каждого ребенка.

Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. Целесообразно выделить две группы организационных форм работы музыкального руководителя с воспитателями: коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам относятся педсоветы, практикумы, творческие микро-группы педагогов, консультации и т.д. К индивидуальным – индивидуальные консультации, беседы, индивидуальное самообразование и т.д.

Из всех коллективных форм работы с воспитателями хотелось бы остановиться на организации, планировании, подготовке и проведении детских праздников, утренников и развлечений, ведь праздники в детском саду – это важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

Подготовка к определенному утреннику или празднику начинается с подборки сценариев, соответствующих теме данного мероприятия. При выборе сценария обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. По данным критериям выбирается 2-3 сценария и предлагаются на рассмотрение воспитателям. Чаще всего мы, совместно с воспитателями, разрабатываем свой сценарий, взяв за основу сюжет одного из сценариев и дорабатываем его материалами из различных источников. После согласования определенного сценария начинаются коллективные консультации по нему. Обсуждение сценария начинается с назначения на роли ведущего, помощников, при этом учитываются способности каждого: один имеет хороший голос, другой прекрасно танцует, третий на высоком уровне владеет артистическими способностями, четвертый выразительно декламирует и может стать активным ведущим праздника.

Проблем при выборе кандидата на роль практически не бывает, все понимают, что результат зависит от слаженной работы всего коллектива. Так, роли играют не только уже профессиональные воспитатели, проработавшие в стенах детского сада много лет, но и молодые сотрудники. Также активное участие принимают и младшие воспитатели.

Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника, утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – все это утомляет, расхолаживает ребят. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с каждым персонажем. В индивидуальной беседе обсуждается костюм данного персонажа. Воспитатель (герой) высказывает свои предложения и пожелания по элементам костюма. Все детали костюма прорабатываются и обговариваются. В обязательном порядке каждый герой заблаговременно до утренника примеряет свой костюм, чтобы увидеть какие-либо недостатки в нем. Затем идет работа конкретно по действиям того или иного персонажа – это его выход, его мимика, жесты, движения, речь и т.д. В данной работе музыкальный руководитель выступает в роли режиссера-постановщика. Просматривает работу героя и, если это требуется, где-то корректирует, подсказывает, как лучше обыграть роль.

Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.

Все необходимые указания музыкальный руководитель дает ведущему, практически показывает весь музыкальный репертуар и вместе с ним анализирует ситуации, которые могут возникнуть, дает общее направление ходу праздника. Выступления взрослых ролей готовятся под руководством музыкального руководителя и согласовываются с ведущим. Все роли тщательно репетируются и уточняются все нюансы поведения на празднике.

Оформление зала прорабатывается музыкальным руководителем и согласовывается с педагогическим коллективом, после чего музыкальный руководитель назначает ответственных (изготовление необходимых атрибутов, оформление центральной стены, украшение боковых стен, на утренник – украшение потолка).

Накануне праздника проверяется готовность зала, атрибутов, костюмов и предметов для игр.

После проведения праздника собирается педагогический коллектив и обговариваются результаты – обсуждаются удачные моменты, неудачные моменты или какие-либо нюансы, причины из возникновения, т.е. проводится своего рода работа над ошибками.

Сегодня я затронула лишь небольшую часть работы с педагогическим коллективом, а в целом – это большая, ежедневная работа, включающая в себя совместную подготовку к музыкальным занятиям, к открытым занятиям, к спортивным развлечениям, подготовку к проведению родительских собраний и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями.

Здесь находятся планы взаимодействий с воспитателями....

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников»

«Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников»...

Доклад на педагогическом совете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»

laquo;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»...

Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в в направлении музыкального развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включ...

Консультация для педагогов всех возрастных групп по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателей на утреннике в детском саду.

Роль воспитателя на утреннике в детском саду. Как должны взаимодействовать музыкальный руководитель и воспитатаели  на всех праздниках , проводимых в детском саду на протяжении всего учебного год...