Проект духовно-нравственного воспитания «Пою я, поет мой класс, поет Бурятия»
проект по музыке

Федотов Иван Иванович

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Родины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств. Именно с этой целью -  духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания   в школе социально-педагогической среды, ориентированной на формирование патриотизма, гуманизма, толерантности и эстетической культуры - был разработан данный проект.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_fii.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МО Иволгинский район

МОУ «Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»

Проект

духовно-нравственного воспитания

«Пою я,  поет мой класс, поет  Бурятия»

Автор: Федотов Иван Иванович,

учитель музыки,

руководитель народной студии «Сударики»

с. Гурульба

2018 г.

Актуальность проекта

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.  Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание – это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д.

В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено на познание, прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Музыка – одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь.

                Сегодня, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются главным образом под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества,  рассчитанных на невзыскательный вкус  в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения духовной музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков. В этой ситуации  задача педагога - научить школьника избирать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом, создать определенные педагогических условия,  вырабатывающие ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение задач формирования личности.

Таким образом, у нас возникла идея проекта «Пою я, поет мой класс, поет Бурятия»

Цель проекта: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания   в школе социально-педагогической среды, ориентированной на формирование патриотизма, гуманизма, толерантности и эстетической культуры.

   Задачи:

1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;  

2. Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к миру музыки, к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке;

3. Выявление, поддержка и развитие музыкально одаренных детей.

4. Усиление процессов социализации личности ребенка

5. Создание дополнительных благоприятных условий для эстетического развития личности ребёнка

 Имеющийся задел по проекту

В 2008 году была начата работа детской народной студии «Сударики» в нашей школе  на базе народного хора русской песни «Сударушки» Иволгинского района. За эти годы участниками студии были более 100 человек. Юные вокалисты активно участвуют     в школьных, районных, республиканских мероприятиях, становятся победителями и призерами. Вот некоторые достижения ансамбля:

  1.  Диплом 1 степени, ансамбль «Сударики»,  III районный фестиваль-конкурс детской песни «Веснушки», апрель 2012 г.
  2. Диплом 2 степени в номинации «Лучшие музыкальные выступления» в III Региональном фестивале воскресных школ, январь 2013 г.
  3. I место в номинации «Литературно-музыкальная композиция» в III Региональном фестивале воскресных школ, январь 2013 г.
  4. Участие народного ансамбля «Сударики» в детском празднике «Рождество Христово» при православном Приходе храма в честь апостолов Петра и Павла с.Гурульба Иволгинского района, январь 2014
  5. Благодарность за участие в фестивале «Свет рождественской звезды» МАОУ СОШ №64 от местной религиозной организации православный Приход храма в честь апостолов Петра и Павла с.Гурульба Иволгинского района, январь 2014 г.

Концептуальная основа проекта

Проблемы духовно-нравственного воспитания  рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А.Беляева, Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, З.В.Видякова, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.М.Меньшиков, А.Н.Острогорский, В.П.Острогорский, Н.И.Пирогов, М.М.Рубинштейн, К.Д.Ушинский и др.

    Отечественная педагогическая мысль, всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников средствами музыкального искусства. Большой вклад внесли научные деятели такие, как Ю.Б. Алиев (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г. Болгарский (формирование интереса к народной музыке у подростков), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), З.К. Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохор (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А. Хлебникова (составляющие музыкальной культуры) и др.

Музыка как средство духовного воспитания школьников

    Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в человеке.

    Народная музыка — богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жизненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фольклор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.

   Песенное богатство народа — это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные — при любых обстоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом — народные.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Родины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.

Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры в патриотическом воспитании.

Таким образом, музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть подростку. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира,  происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Этапы работы над проектом:

Этапы

Мероприятия

Предполагаемые результаты

Школьный

«Битва хоров»

I тур - «Песни бурятских композиторов» (на бурятском языке) – посвящен празднику Белого месяца – Сагалган.

II тур – «Русская народная песня» – посвящен  Масленице

III тур – «Современная детская эстрадная песня»

IV тур  - «Песни ВОВ» - к 75 годовщине Победы

1. Изучение национальных традиций и обычаев  народов Бурятии

2. Изучение истории ВОВ через песенное богатство

3. Приобщение к ценностям народного творчества

4.Выявление самых поющих классов, одаренных детей

Летний

«Творческая лаборатория»

(в детском лагере «Дружба»  БРПК)

Занятия вокалом, хореографией

Летний отдых и оздоровление

- раскрытие   таланта детей

- оздоровление

Совместный с БРПК

«Детская опера»

Постановка детской оперы совместно со студентами  БРПК

- самореализация личности

- сформированность личностных установок

Мероприятия в рамках реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Конкурс классных хоров «Песни бурятских композиторов» (на бурятском языке)

январь

все классы

Классные руководители, Федотов И.И.

Конкурс классных хоров «Русская народная песня»

Февраль

Классные руководители, Федотов И.И.

Конкурс классных хоров «Современная детская песня»

март

Классные руководители, Федотов И.И.

Конкурс классных хоров

«Песни ВОВ»

апрель

Классные руководители, Федотов И.И.

Набор группы одаренных детей в творческую лабораторию по сетевому взаимодействию с БРПК

май

Федотов И.И.

Укоева С.С.

Работа в лаборатории в детском лагере «Дружба»  БРПК

июль

Группа одаренных детей

Отческий И.Г.

Подготовка к постановке оперы

сентябрь-декабрь

Отческий И.Г.

Федотов И.И.

Постановка детской оперы

февраль

Отческий И.Г.

Федотов И.И

Ожидаемые результаты:

  • Создание среды социального партнерства с БРПК как условия приобретения социального опыта, творческой самореализации обучающихся, родителей и педагогов;
  • Знание и понимание учащимися истоков русской и бурятской культуры, способность к творчеству, умение понимать и ценить прекрасное.
  • Предоставление возможности учащимся реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка одаренности;
  •  Формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире и  сделать правильный нравственный выбор;
  • Положительная динамика личностного роста школьников, включая показатели духовно-нравственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Практико-значимый проект "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности"

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения националь...

Проект "Духовно-нравственное воспитание посредством эстетической деятельности"

Проект "Духовно-нравственнон воспитание посредством эстетической деятельности" имеет свою цель: способствовать формированиюу обучающихся творческих объединений четкого представления о духовно-нра...

Проект «Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством эстетической деятельности"

Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством эстетической деятельности".Цель: Создать условия для формирования представлений  о духовно-нравственных ценностях у обучающихс...

Социальный проект «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в классе казачьей направленности» (2010-2015 учебные годы)

  Важность задачи воспитательного потенциала, толерантного отношения к представителям других национальностей, изучению истории Отечества, культуры, традиций и обычаев других народов, насел...

Программа Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся 7 класса

Цель воспитания: ·         Становление и развитие качеств личности  направленное на формирование активной жизненной позиции.·...