Групповой проект_На фронтовой поляночке
проект по музыке (7 класс)

Групповой проект по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoy_proekt_na_frontovoy_polyanochke.docx42.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ

Тема проекта:

музыкально-литературная композиция
«На фронтовой поляночке»

Вид проекта:

социальный

Форма проекта:

творческо-информационный

Выполнили:

обучающиеся 7 класса:

Зайков Александр

Кахальников Герман

Невенкина Елизавета

Никишина Елизавета

Николаев Алексей

Тангибергенов Даниил

Ульянова Анастасия

Руководитель проекта:

Шурай Н.В.

(подпись)

Работа защищена:

«

»

20

г.

Оценка:

Кодино 2021 г.

Содержание

Введение        3

1. Концепция проекта        4

2. История создания песен Великой Отечественной войны        7

2.1. История создания песни «На солнечной поляночке»        9

3. История создания поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»        12

3.1. Глава «Гармонь»        14

4. План реализации проекта        16

Заключение        17

Список используемой литературы        18

Приложения        19


Введение

В любое время, в любое тысячелетие общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих свою Родину, знающих историю своей страны и безмерно чтящих Великие подвиги прошлого.

Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине являются актуальными для современного общества.  К сожалению, наблюдения показывают существование у современных детей и подростков тенденции к снижению этих качеств. Хочется видеть у них патриотические чувства и чувство гордости за прошлое нашей страны, знание ее истории, а кроме этого хочется верить, что молодые люди, также как и люди более зрелого возраста, встанут на защиту своей Родины, если в этом будет необходимость.

Одним из самых страшных, незабываемых событий прошлых столетий является Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней и опалила кровавым дыханием каждую семью.

Музыка и война… Казалось бы, несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.


1. Концепция проекта

Цель проекта:

  • формирование патриотического сознания обучающихся на основе духовно-нравственного, художественно-эстетического воспитания, знания истории, культуры и традиций своего народа;
  • с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы пробудить у обучающихся чувство гордости, восхищения стойкостью своего народа в период всей Великой Отечественной войны;
  • способствовать повышению личной самооценки, гражданского самосознания у каждого участника мероприятия, помочь его самореализации, формированию навыков работы в коллективе;  
  • исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитывать у учащихся чувство любви к Отечеству;
  • повышать интерес к историческому прошлому Родины, к её песенному наследию;
  • пропаганда средствами военной песни идей патриотизма, гуманизма, уважения к истории государства;
  • возрождение и популяризация военной песни, как важного инструмента культурно-воспитательной политики.

Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.

Актуальность: вот уже 76 лет отсчитал календарь с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война советского народа (1941–1945 гг.) против фашистской Германии. Уходят из жизни её активные участники. Печально, что в массовое сознание всё чаще внедряются искаженные факты и события тех трагических и победных лет, забвению предаются истинные герои Великой Победы.

Память о Великой Отечественной – это память, прежде всего о великом советском народе, защитившем своё Отечество и внесшем огромный вклад в разгром фашистских агрессоров; это память о подвигах, героизме, тяжелых испытаниях на фронтах и в тылу всех представителей многонационального Советского Союза; это память о наших близких, всех тех, кто отдал жизнь за спасение мира от чудовищных планов нацистских главарей. Те, кто призывает сегодня забыть о прошлом и о преступлениях фашизма, сознательно предают память миллионов жертв агрессоров, объективно способствуют возрождению неофашизма в разных его проявлениях.

Задача всех поствоенных поколений   России и других государств – сохранить на века память о подвигах воинов и мирных жителей в Великой Отечественной войне, передавая память о них из поколения в поколение.

Чем дальше уходит от нас драматическое время Великой Отечественной войны, тем сильнее должны быть чувства благодарности и долга перед всеми, кто защитил Родину от фашизма, освободил народы Европы от порабощения. Историческая память должна сохранить для потомков их усилия, упорство, самоотверженность, подвиги.

Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны.

Область исследования: литература , музыка, история.

Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.

Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен, а также ознакомятся с поэмой А.Твардовского «Василий Теркин». 

Участники: учитель музыки Шурай Наталья Викторовна, обучающиеся 7 класса.

Время проведения: апрель – май 2021 г.


2. История создания песен Великой Отечественной войны

Дни и годы Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти нашего народа, народа-победителя.

В едином порыве советский народ поднялся на борьбу с врагом. Пошли в бой войсковые соединения и части, не считаясь с трудностями, в тылу начали свой героический труд труженики заводов, фабрик, совхозов и колхозов, учреждений. Не могли оставаться в бездействии и люди искусства. Они тоже вступили в бой со своим оружием, разящим врагов, ибо их произведения вдохновляли бойцов на ратные подвиги на фронтах, на трудовые подвиги в тылу — бесценно искусство времен Великой Отечественной войны. И надо признать, что искусство в годы войны вспыхнуло с такой силой, какой у него не было в мирное время.

Хочется особо отметить музыку — искусство, обладающее мощной силой непосредственного эмоционального воздействия на чувства людей, вызывая у них яркие художественные образы, впечатления, которые во многих случаях вдохновляют на соответствующие поступки, вплоть до героических.

Советские композиторы вместе с поэтами в годы войны создали многие сотни музыкальных произведений самого широкого народного жанра — песни. Свойство песни — оперативность. Она живо откликается на все события жизни. Ей присуща душевная пылкость, а у советской песни и гражданственность, теснейшая связь с жизнью страны, ее народа.

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны.

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.

Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.


2.1. История создания песни «На солнечной поляночке»

Слова А. Фатьянов
Музыка В. Соловьев-Седой

Полный текст НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНОЧКЕ:

На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь.

Про то, как ночи жаркие
С подружкой проводил,
Какие полушалки ей
Красивые дарил.

Припев:
Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка сама
О том, как черноглазая
Свела с ума.

Когда на битву грозную
Парнишка уходил,
Он ночкой темной звездною,
Ей сердце предложил.

В ответ дивчина гордая
(Шутила, видно, с ним):
"Когда вернешься с орденом,
Тогда поговорим".

Припев.

Боец средь дыма-пороха
С тальяночкой дружил
И в лютой битве с ворогом
Медаль он заслужил.

Пришло письмо летучее
В заснеженную даль:
Что ждет, что в крайнем случае
Согласна на медаль.

Припев.

Летом 1942 года состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова и поэта Алексея Фатьянова. «Я познакомился с ним в Оренбурге..., - писал позже В. П. Соловьев-Седой, - Он мне сразу понравился — молодой, красивый парень-богатырь. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастерку третьего срока носки. Щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, чуть озорные глаза светились, глядя на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом... Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь. На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия».

На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь...

Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Не разделяя восторгов композитора, советская цензура произведение «забраковала». На фоне тяжелейшего положения на фронтах, непрестанных кровопролитных боев, стихотворение Фатьянова сочли чересчур лиричным и легкомысленным. А после были Сталинград и Курск. В 1943 году Соловьев-Седой приступает к написанию музыки песни «На солнечной поляночке». Первоначально музыка «Тальяночки», так называли песню в период Войны, звучала как лирический вальс, однако сам композитор таким решением оказался не доволен: «Было в ней что-то, с чем я не вполне был согласен, — рассказывал он. — Мелодия казалась мне расслабленной, нечеткой и самое главное — не сливалась в единый образ с текстом. И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию. На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим. Помните этот озорной плясовой припев?

Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума...

Долгое время песня не находила «своего» исполнителя. «Только после того, как ее спел замечательный ленинградский певец Ефрем Флакс (в басовом варианте, хотя писал я ее первоначально для тенора), она зазвучала широко»,- признался позже В. Соловьев-Седой. Интересно отметить, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке». Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения.


3. История создания поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»

Поэма «Василий Теркин» (1940-1945)

Эта поэма была задумана за год до начала Великой Отечественной войны во время Финской кампании. Герой, носящий фамилию Теркин, первоначально был карикатурным, шаржевым персонажем: в газете «На страже Родины» стали появляться рисунки художников Брискина и Фомичева. Это были рисунки о боевых похождениях смекалистого и хитроумного бойца.

Таким образом, Вася Теркин первоначально был лубочным персонажем, а помещенные под рисунками стихи носили развлекательный характер. Но читатели, сразу же полюбившие этого героя, стали забрасывать редакцию письмами с просьбой более обстоятельно рассказать о Теркине.

5 января 1940 года Твардовским был опубликован стихотворный фельетон под заглавием «Вася Теркин», а еще через некоторое время главы, впоследствии вошедшие в поэму «Василий Теркин», «На привале», «Гармонь», «Переправа».

С началом Великой Отечественной войны образ главного героя переосмысливается поэтом: из карикатурного персонажа Теркин становится обобщенным символом русского солдата, национального русского характера. Недаром его фамилия перекликается с русскими народными поговорками: «тертый калач», «тертый жизнью».

Твардовский создавал текст поэмы на протяжении всей Великой Отечественной войны. В окончательном виде он состоит из 30 глав, условно разделенных на три части вставными главами «От автора».

Жанр своей поэмы Твардовский определил в подзаголовке: «книга про бойца». В главах, относящихся к первой части поэмы, рассказана страшная правда первых месяцах войны, об отступлении нашей армии и о гибели солдат и оккупации деревень; вторая часть поэмы посвящена второму году войны, в третьей рассказано об освобождении оккупированных территорий от врага и победе над врагом.

Таким образом, сюжет поэмы (последовательность событий) хроникальный: он последовательно отражает ход истории.

Каждая глава при этом является самостоятельной и законченной в сюжетном плане. Это объясняется тем, что главы поэмы публиковались в фронтовых изданиях, солдаты читали их во время недолгих передышек между боями; здесь смысловая завершенность отдельной главы была особенно важна, так как многие бойцы могли уже не дожить до продолжения.

Поэма сразу же полюбилась читателю, а ее герой стал поистине национальным, народным персонажем. Такой популярности способствовали простота, доступность, ясность изложения, меткость и афористичность языка, обаяние главного героя, знание солдатской жизни автором и несомненная искренность.


3.1. Глава «Гармонь»

Глава «Гармонь» открывает характер главного героя – Василия Теркина – с новой стороны. Это не только отважный и смелый парень, который готов отдать свою жизнь ради Отечества, но и веселый человек, который никогда не унывает. Теркин не унывает сам и не дает унывать другим солдатам.

В главе нарисована картина стоянки на прифронтовой дороге, когда необходимо «с толком пользоваться стоянкой».

Начинается глава с того, что по дороге идет Василий Теркин. О том, что это был он, читатель узнает только в конце главы, но в ходе повествования понимает, кто главный герой данного эпизода.

Два товарища встречают Теркина и предлагают поехать вместе. Впоследствии танкисты узнают в лице Теркина того солдата, которого несли всего в крови после того, как тот переплыл холодную реку. Здесь происходит отсылка к главе «Переправа», в которой описывался героический подвиг Василия Теркина. Несмотря на обращение внимания читателя на другую главу, «Гармонь» является эпизодом отдельным, не требующим перечитывать всю поэму. Это огромное достижение А. Т. Твардовского, который хотел отдельными главами передать общую мысль – нужно бороться за свою Родину до самого конца.

В главе «Гармонь» главный герой описывается не только как опытный гармонист, но и как человек, который смог взять на себя ответственность за настроение каждого русского солдата. Он ободрил народ, которому приходилось переносить различные тяготы войны. Для солдат это было действительно важным – не падать духом.

Помимо образа главного героя, в главе присутствует образ шофера. Это тот человек, который оставил на войне много «суток полусонных», много «верст в пурге слепой». Поэтому на стоянке он пользуется временем на сон, которого в военное время так мало.

Для Теркина же «время с толком» – это желание веселиться и не унывать, не давать другим солдатам терять надежду на лучшее. Именно поэтому Василий хочет сыграть на гармони. Главный герой от танкистов узнает, что гармонь-то есть, однако она принадлежала их убитому другу. Они чувствовали в этом свою вину, один из товарищей «виновато» оглянулся на водителя. Они не могли отдать гармонь – последнюю память о своем погибшем друге.

Теркин понял тоску ребят, но он сказал им, что, возможно, завтра вновь нужно будет в путь и что неизвестно, кто останется жив. Тогда на это ответил водитель: «Ну, сыграй ты, шут с тобой».

Игра на «сироте»-гармони по-настоящему излечивала души людей, которые шли к Теркину, «как на огонь». На дороге «как-то вдруг теплее стало». Солдатам было неважно, кто играл на гармони, и чья была эта гармонь. Важно то, что она давала людям, – надежду на прежние мирные и веселые времена. Солдаты танцуют под гармонь, как в старые времена. Теркину важно было, чтобы люди забыли о тех страшных и ужасных вещах, которые они видели на войне каждый день. Главный герой понимал, что без надежды русский народ не сможет победить врага. И именно гармонь поспособствовала тому, что память людей устремлялась к дому, к прошлому. Гармонь «до души доносила звук», она звала солдат куда-то далеко от всех страшных картин войны. Музыка заставила вспомнить о своем доме, о своей семье, за которую нужно бороться до конца.

Два танкиста, видя, как гармонь влияет на душу всего народа, решили оставить ее Василию Теркину. Они хотели, чтобы он «веселил свою пехоту» и спасал их от страшных мыслей. Именно таким образом два товарища хотели сохранить память о своем друге, который тоже любил играть на гармони.

Автор в главе «Гармонь» вновь подчеркивает мысль о том, что война не может обойтись без жертв. Нужно уметь преодолевать все трудности. А с этим может помочь только атрибуты прежней жизни, одним из которых и явилась гармонь. Пока солдаты живы, не нужно тосковать, а нужно делать все возможное, чтобы остановить войну и предотвратить еще большее количество смертей.

4. План реализации проекта

Этапы проекта:

1 этап.  Предварительная работа

  1. организационный этап:
  • постановка целей и задач проекта, определение темы проекта,    
  • распределение обязанностей
  1. подбор музыки
  2. постановка композиций
  3. назначение ответственных

2 этап.  Основной

  1. репетиции
  2. участие в мероприятии, посвящённом 9 мая
  3. выступление

3 этап.  Завершающий.

  1. подведение итогов, обсуждение результатов; рефлексия


Заключение

Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают нам беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

  1. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
  2. Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
  3. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
  4. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества. В изучении этих песен видится дальнейшая перспектива исследования.


Список используемой литературы

  1. Бирюков Ю.Е., Всегда на страже: Рассказы о песнях: Книга для учащихся 5-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1988. – 283 с.
  2. Песни, опаленные войной: Сборник песен. Составитель Ю.Е. Бирюков. - М.: Военное издательство, 1984. – 235 с.
  3. Рождественский Р. Разговор пойдет о песне. М.: Советская Россия, 1979. – 128 с.
  4. Советские композиторы – фронту. Составитель Г.А. Поляновский. – М.: Советский композитор, 1989. – 86 с.
  5. Строки, добытые в боях: Поэзия военного поколения. Составитель Л. И. Лазарев. – М.: Детская литература, 1973. – 302 с.
  6. Интернет-ресурсы.

Приложения

Фотографии с концерта в честь 76-летия Великой Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Мой любимый вид спорта – гиревой спорт» (Групповой проект учащихся 8 класса)

Гиревой спорт в нашей школе - любимый вид спорта. На протяжении многих летмои воспитанники добиваются отличных результатов на школьных и муниципальных соревнованиях по этому виду. Данная работа - иссл...

Групповой проект "Зачем нужны проценты?"

Проект  "Зачем нужны проценты?"  группы  учащихся 8 класса был представлен созданными ими презентациями. Причина, побудившая к созданию этой работы - желание ребят лучше усвои...

Из опыта создания групповых проектов.

выступление на методобъединении....

Групповой проект по литературе "Художники-иллюстраторы народных сказок", 5 класс

Проектная деятельность - один из видов работ современного урока. Данный проект рассчитан на 1 месяц, защита его приурочена к окончанию изучения темы "Сказка как жанр УНТ"....

Методическая разработка урока Групповой проект "Скульптурный портрет планеты"

Урок географии в 5 классе разработан в связи с новыми требованиями ФГОС...

Раздаточный материал для группового проекта "Скульптурный портрет планеты"

Это материал предназначен для выполнения группового проекта "Скульптурный портрет планеты"....

Методика подготовки групповых проектов. Проект модульного урока на тему: "Альтернативная коммуникация. Роль визуальной поддержки в жизни современного человека".

АннотацияПредлагаемый проект модульного урока рассматривает  этические и нравственные вопросы воспитания школьников младшего и среднего звена, затрагивает тему применения альтернативной коммуника...