Морис Равель. Творческий путь композитора.
методическая разработка по музыке (8 класс)

Окользина Вера Ивановна

Едва уловимое волшебство скрыто в произведениях Равеля - изысканных, иронично-лукавых, сказочных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Морис Равель75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Равель Морис (1875-1937)

 

 

      Близко знавший Равеля пианист, изучавший под его руководством фортепьянные произведения, вспоминал о занятиях, которые проходили в домике Равеля в местечке Монфор л’Амори, под Парижем: “...старомодные безделушки соседствовали с куклами, механическими птичками, корабликами, навеки замурованными на дне стеклянных сосудов…”

     Что-то таинственное, даже волшебное, увидел ученик в обстановке этого дома, наполненного диковинными предметами. Такое же, едва уловимое волшебство скрыто и в произведениях Равеля – изысканных, иронично-лукавых, сказочных, чем-то похожих на сказки Андерсена.

     В жизни Равель производил впечатление суховатого, не склонного к эмоциональным проявлениям человека. Однажды он сказал одному из друзей: “Часто говорят о сухости моего сердца. Это неверно. Ведь я баск. А баски ощущают неистово, но предаются этому мало и только в отдельных случаях”. Хрупкий, небольшого роста Равель всегда был подчеркнуто изысканно и модно одет, производя на окружающих неизгладимое впечатление своими аристократическими манерами.

     Композитор был личностью парадоксальной. В нем сочетались потребность дружеского общения и привычка к одиночеству. Приверженность к дисциплине и порядку соседствовала с острой жаждой новизны, а любовь к природе – с увлечением разного рода игрушками и автоматами. Светлая прозрачность и умиротворенность часто сменялась трагической напряженностью. Близость к французскому классицизму ХVIII в. органически сочеталась у него с приверженностью принципам музыкального импрессионизма.

Морис Равель родился 7 марта 1875 г. в небольшом городке Сибур, недалеко от испанской границы, в доме на бульваре Нивелль, переименованном в бульвар Мориса Равеля еще при жизни композитора. Отец Равеля - француз, родившийся в Швейцарии, мать - баска.

     Равель очень рано обнаружил свои музыкальные способности. В 1882 г. он начал заниматься фортепьяно у А. Гиза, а в 1887 г. гармонией у Ш. Рене.

     В 1889 г. Равель поступил в Парижскую консерваторию, где почти сразу же попал в "испанское окружение": его учитель композиции - Шарль Берио - страстный поклонник испанского искусства, а ближайший друг, каталонец Рикардо Виньес - пианист огромного дарования, готовый сутки напролет играть музыку своей родины. Оба они - Равель и Виньес - пережили увлечение композитором Э. Шабрие. Под влиянием последнего возникла одна из ранних фортепьянных пьес Равеля - "Гротескная серенада" (1893 г.).

    Отец Мориса - инженер-изобретатель - передал сыну любовь к математике и технике (до конца жизни Равель будет увлекаться заводными игрушками и даже конструировать их). Инженер Равель - любитель и знаток искусства - был частым посетителем кафе "Новые Афины". Сюда, в атмосферу, насыщенную горячими спорами о театре, живописи и музыке, он привел и своего девятнадцатилетнего сына, вскоре познакомив того с Эриком Сати, по выражению Ромена Роллана, "чудаковатым Сократом французской музыки".

     Еще в консерватории Равель сблизился с группой молодых литераторов, музыкантов и художников, называвших себя “апаши” (от английского “Apach”, – термин, проникший во французский, а позднее даже в русский язык в связи с модой на романы из жизни индейцев). Все участники группы всецело поддерживали творчество Дебюсси и Равеля, с восторгом принимали новинки русской школы. Поэт Тристан Клингзор в воспоминаниях о Равеле писал: “Мы все были очень увлечены русскими. Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков приводили нас в восторг. Балеты с участием Нижинского, декорации и костюмы Бакста, чудесные исполнения “Шехеразады” Римского-Корсакова под управлением Шарля Ламуре – вот что лишало нас сна. Особенную слабость Равель испытывал к Балакиреву. Именно тогда он сочинял свою прозрачную “Игру воды”.

     Тема Востока неоднократно звучала в произведениях Равеля. Сначала в симфонической увертюре “Шехеразада”, созданной в студенческие годы, затем в цикле песен для голоса с оркестром под тем же названием. В этой музыке еще очень заметно влияние как Дебюсси, так и композиторов русской школы.

     К тому же периоду относится и сочинение струнного квартета, в котором исследователи усматривают влияние музыки Бородина. Консерваторы не приняли этот квартет, но Дебюсси, познакомившись с его партитурой, обратился к автору с призывом: “Именем всех музыкальных богов заклинаю вас – не меняйте ни одной ноты в вашем квартете!”.

     В десятилетие между 1905 и 1915 гг. Равель писал в основном музыку для фортепьяно и произведения для оркестра. Тут следует отметить одну из характерных черт равелевского творчества, присущую, пожалуй, ему одному: многие свои фортепьянные сочинения он затем сам же перекладывал для оркестра (причем во многих случаях они выигрывали от такого переложения, поскольку Равель был непревзойденным мастером оркестровки).

     Среди важнейших сочинений этого периода – популярный фортепьянный цикл “Отражения”, включающий знаменитую Альбораду” (впоследствии оркестрованную автором), “Испанскую рапсодию” для оркестра”, вокальный цикл “Естественные истории” (по рассказам Жюля Ренара), цикл детских пьес в четыре руки, “Моя матушка гусыня” (переработанный позднее в балет под названием “Сон Флорины”).

      Может быть, самое значительное из созданного Равелем в эти годы – фортепьянный цикл “Ночной Гаспар”, навеянный поэмами французского романтического поэта Алоизиуса Бертрана. В “Ундине” и “Скарбо” (скарбо – сказочный персонаж вроде славянского домового) – первой и третьей пьесах из этого цикла – фортепьянно-виртуозное письмо Равеля достигло небывалых вершин как в образной сфере, так и в специфических эффектах фортепьянной техники.

     В 1907 г. композитор заинтересовался пьесой М. Франк-Ноэна и быстро сочинил на ее основе одноактную комическую оперу “Испанский час”.   

     Действие оперы разворачивается в лавке часовщика. Один за другим на сцене появляются персонажи, каждый из который стремится завоевать внимание красивой молодой жены часовщика. Ветреная женщина прячет ухажеров в многочисленных футлярах от часов. Невероятная путаница, возникающая из-за этого, и составляет основу комедии. В этом произведении Равелю удалось соединить некоторые характерные черты традиционной итальянской комедии дель арте c методом, который был использован ранее Мусоргским в его разговорной опере “Женитьба” по Гоголю.

     Годы накануне Первой мировой войны в Париже прошли под знаком “Русских сезонов”. В репертуаре дягилевской труппы ставились балеты как русских, так и французских композиторов. 

    В 1912 г. Дягилев заказал заказал Равелю музыку к балету “Дафнис и Хлоя”. Либретто было создано русским балетмейстером Михаилом Фокиным, а главные роли исполнили великие русские танцовщики Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина.

     Равель писал: “В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников конца ХVIII века”.

    Балет имел большой успех и широкий общественный резонанс (рецензии появились не только в парижских, но и в русских газетах).

     После начала Первой мировой войны Равель совершил несколько неудачных попыток поступить в авиацию. Однако ему удалось уговорить медицинскую комиссию принять его лишь на должность водителя военного грузовика. Три года композитор провел на фронте, подорвав и без того слабое здоровье.

     Окончание войны принесло и новые художественные веяния, обобщенно названные неоклассицизмом. Молодые композиторы, пришедшие на смену признанным мэтрам, стали жарко отрицать господствовавший до этого импрессионизм в музыке. 

     Равель также попытался отойти от своих прежних позиций, что особенно заметно в его фортепьянной сюите “Гробница Куперена”, созданной в 1917 г.

     Однако уже в 1920 г. композитор создал хореографическую поэму “Вальс”, написанную вполне в традициях импрессионизма. Эта знаменитая поэма – своего рода апофеоз венского вальса. “Сквозь клубящиеся облака, – пишет автор в предисловии к партитуре “Вальса”, – можно заметить в просветах вальсирующие пары. Постепенно облака рассеиваются. Виден огромный зал, заполненный массой танцующих. Сцена постепенно освещается все ярче… Перед нами императорский дворец около 1855 года”.

     Среди последних крупных сочинений Равеля надо назвать два фортепьянных концерта, написанных в 1931  г. Наиболее значителен Второй концерт ре мажор для одной левой руки, созданный по заказу австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего в Первую мировую войну правую руку. Это мощное трагическое сочинение (несмотря на основную мажорную тональность), где, как в фокусе, сосредоточены почти все основные черты равелевского стиля – красочность оркестровки, взрывчатость эмоций, испанские ритмы, детская шаловливость, пряность гармонического языка и точность пропорций.

     После 1933 г. тяжело заболевший Равель  почти перестал сочинять. Его лебединой песней стали “Три песни Дон Кихота к Дульцинее”, предназначенные для кинофильма с участием Федора Шаляпина.

     В конце 1937 г. Равель умер.

Музыкальное наследие: 

Оперы: "Испанский час" (L'heure espagnole, комическая опера, либретто М. Франк-Ноэна, 1907 г.), "Дитя и волшебство" (L'enfant et les sortilиges, лирическая фантазия, опера-балет, либретто Г. С. Колет, 1920-1925 гг.)

Балеты: "Дафнис и Хлоя" (хореографическая симфония в 3 частях, либретто М. М. Фокина, 1907-1912 гг.), "Сон Флорины, или Матушка-гусыня" (Ma mire l'оуе, на основе фортепьянных пьес того же названия, либретто Pавеля), "Аделаида, или Язык цветов" (Adеlaide ou Le langage des fleurs, на основе фортепьянного цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либретто Pавеля, 1911 г.)

Кантаты: "Мирра" (1901 г., не опубликована), "Альсион" (1902 г., не опубликована), "Алиса" (1903 г., не опубликована)

Произведения для оркестра: увертюра Шехеразада (1898 г.), Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи - Prelude а la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907 г.), "Вальс" (хореографическая поэма, 1920 г.), "Веер Жанны" (L'aventail de Jeanne, вступительные фанфары, 1927 г.), "Болеро" (1928 г.)

Концерты с оркестром: 2 для фортепиано (D-dur, для левой руки, 1931 г.; G-dur, 1931 г.)

Камерно-инструментальные ансамбли: 2 сонаты для скрипки и фортепьяно (1897 г., 1923-1927 гг.), Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Faurй, для скрипки и фортепьяно, 1922 г.), соната для скрипки и виолончели (1920-1922 гг.), фортепьяно трио (a-moll, 1914 г.), струн, квартет (F-dur, 1902-1903 гг.), Интродукция и Allegro для арфы, струн, квартета, флейты и кларнета (1905-1906 гг.)

Произведения для фортепиано в 2 руки: Гротескная серенада (Sйrйnade grotesque, 1893 г.), "Античный менуэт" (Menuet antique, 1895 г., также оркестр вариант), "Павана усопшей инфанте" (Pavane pour une infante dеfunte, 1899 г., также оркестровый вариант), Игра воды (Jeux d'eau, 1901 г.), сонатина (1905 г.), Отражения (Miroirs: Ночные бабочки - Noctuelles, Грустные птицы - Oiseaux tristes, Лодка в океане - Une barque sur l'ocйan (также оркестровый вариант), "Альборада, или Утренняя серенада шута" - Alborada del gracioso (также оркестровый вариант), "Долина звонов" - La vallйe des cloches; 1905 г.), "Ночной Гаспар" (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poеmes d'apris Aloysius Bertrand, цикл известен также под названием Призраки ночи: Ундина, Виселица - Le gibet, Скарбо; 1908 г.), "Менуэт на имя Гайдна" (Menuet sur le nom d'Haydn, 1909 г.), "Благородные и сентиментальные вальсы" (Valses nobles et sentimentales, 1911 г.), Прелюд (1913 г.), "В манере... Бородина, Шабрие" (A la maniиre de... Borodine, Chabrier, 1913 г.), сюита "Гробница Куперена" (Le tombeau de Cou-perin, прелюд, фуга (также оркестровый вариант), форлана, ригодон, менуэт (также оркестровый вариант), токката, 1917 г.)

Произведения для фортепиано в 4 руки: "Матушка-гусыня" (Ma mire l'оуе: "Павана Красавице, спящей в лесу" - Pavane de la belle au bois dormant, "Мальчик-с-пальчик" - Petit poucet, "Дурнушка, императрица Пагод" - Laideronette, imperatrice de Pagodes, "Красавица и Чудовище" - La Belle et la Bete, "Сказочный сад" - Le jardin ferique; 1908 г.), "Фронтипис" (1919 г.)

 

Произведения для 2 фортепиано: "Слуховые пейзажи" (Les sites auriculaires: "Хабанера", "Среди колоколов" - Entre cloches; 1895-1896 гг.)

Произведения  для скрипки с фортепиано: концертная фантазия "Цыганка" (Tzigane, 1924 г.; также с оркестром)

Хоры: "Три песни" (Trois chansons, для смеш. хора a cappella, слова P.: Николета, Три чудо-птицы райских кущ- Trois beaux oiseaux du paradis, Рондо; 1916 г.)

Произведения для голоса с оркестром или инструментальным ансамблем: "Шехеразада" (с оркестром, слова Т. Клингсора, 1903 г.), "Три поэмы" Стефана Малларме (с фортепьяно, струнным квартетом, 2 флейтами и 2 кларнетами: "Вздох" -Soupir, "Тщетная мольба" - Place futile, "На крупе скакуна лихого" - Surgi de la croupe et du bond; 1913 г.), "Мадагаскарские песни" (Chansons madеcasses, с флейтой, виолончелью и фортепьяно, слова Э. Д. Парни: Нахандова, Ауа!-Aoua!, Хорошо улечься в зной - Il est doux; 1926 г.)

Произведения для голоса с фортепьяно: "Баллада о королеве, умершей от любви" (Ballade de la reine morte d'aimer, слова Маре, 1894 г.), "Мрачный сон" (Un grand sommeil noir, слова П. Верлена, 1895 г.), "Святая" (Sainte, слова Малларме, 1896 г.), "Две эпиграммы" (слова Маро, 1898 г.), "Песня прялки" (Chanson du ronet, слова Л. де Лиля, 1898 г.), "Угрюмость" (Si morne, слова Э. Верхарна, 1899 г.), "Плащ цветов" (Manteau de fleurs, слова Граволле, 1903 г., также с оркестром), "Рождество игрушек" (Le Noлl des jouets, слова P., 1905 г., также с оркестром), "Великие ветры, пришедшие из-за моря" (Les grands vents venus d'outre-mer, слова А. Ф. Ж. де Ренье, 1906 г.), "Естественные истории" (Histoires naturelles, слова Ж. Ренара, 1906 г., также с оркестром), "На траве" (Sur l'herbe, слова Верлена, 1907 г.), "Вокализ в форме Хабанеры" (1907 г.), 5 народных греческих мелодий (перевод М. Кальво-коресси, 1907 г.), Две еврейские мелодии (1914 г.), "Ронсар" - своей душе (Ronsard а son вme, слова П. де Ронсара, 1924 г.), "Мечты" (Reves, cлова Л. П. Фарга, 1927 г.), Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulcinй, слова П. Морана, 1932 г., также с оркестром)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Благословенный уголок земли... (Творческий путь И. Гончарова)

Данная презентация содержит материал для учителя литературы при изучении темы "Знакомство с судьбой И. Гончарова"...

М.М.Пришвин. Биография и творческий путь.

Цели урока: Познакомить учащихся с фактами биографии писателя; проследить этапы творческого пути; отметить разнообразие жанров;  обратить внимание на главное стремление писателя  -...

Блантер Матвей Исаакович. Творческий портрет композитора.

По данной работе были проведены уроки и классные часы в разных классах, с целью более подробного знакомства с творчеством нашего земляка, талантливого композитора-песенника М.И.Блантера, а также донес...

Творческий портрет композитора. И.О.Дунаевский.

Материал рассказывает о жизни и творчестве И.О.Дунаевского и посвящен 115-летию со дня рождения композитора....

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Настоящая публикация посвящена использование творческого наследия популярных детских композиторов при организации и проведении мероприятий творческой направленности. Приводится обширная информация о м...

Среднесрочный групповой творческий проект «Нет великих ролей-есть великие актеры» (анализ жизненного и творческого пути деятелей культуры Саратовского края)

2019  год - объявлен в России Годом Театра. Несомненно, этот вид искусства имел как в предшествующем XX веке, так и в нынешнем XXI веке большое значение, часто определяя мировоззрение людей, вопл...