выступление на конференции международного Петербургского форума 29.03.2022
методическая разработка по музыке

Лебединская Виктория Александровна

Выступление на конференции международного Петербургского форума 29.03.2022.

Современный урок искусства с учетом требований ФГОС.

ТЕМА: Деятельностный подход на уроке музыки в вокально-хоровой работе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на конференции международного Петербургского форума 29.03.2022.

Современный урок искусства с учетом требований ФГОС.

ТЕМА: Деятельностный подход на уроке музыки в вокально-хоровой работе

Я работаю учителем музыки в общеобразовательной школе почти 30 лет. За эти годы не раз изменялись взгляды на цели и задачи уроков, на содержание музыкальной деятельности детей, происходили изменения и в методике преподавания. Но для меня всегда главным видом деятельности детей на уроках музыки была и остается вокально-хоровая работа.

В связи с этим я хочу обозначить, какие проблемы меня волнуют и, возможно, с которыми сталкиваются учителя музыки в наше время:

  1. Недостаточно отпущено времени на вокально-хоровую работу (в среднем получается по 10-15 минут от урока).
  2. Отсутствие должной мотивация детей на осознанную, осмысленную вокальную работу за столь короткое время в логике деятельностного подхода.

Как я попыталась справиться с этими проблемами.  

По первой проблеме – недостатку времени, – можно сказать следующее: несмотря на то, что урок – это достаточно непродолжительная единица образовательного процесса и 70 процентов времени на уроке отводится на освоение музыкального наследия, оставшееся короткое время можно эффективно использовать для вокально-хоровой работы. Для этого необходимо четко распланировать содержание деятельности детей в рамках этого времени:

  • 3 минуты – выполнение дыхательных упражнений
  • 5 минут – исполнение комплекса распевок, направленных на развитие певческих навыков
  • 7 минут – разучивание и исполнение песни или фрагмента музыкального материала, предусмотренного уроком

Что касается второй проблемы – отсутствия должной мотивация детей на осознанную, осмысленную вокальную работу, – то здесь следует заметить, что в младших классах проблемы с мотивацией нет. Дети все любят петь, так как пение является способом их самовыражения. Использование коротких распевок с добавлением движений, особенно мелкой моторики, одновременно является для этих детей физминуткой и эмоциональной разрядкой, учитывая умственную нагрузку детей на других уроках.

Однако, по мере взросления, внутренняя мотивация детей нуждается в поддержке учителя, тем более что музыкальные предпочтения детей зачастую не соответствуют «стандарту качества»: современные песни, которые слушают дети не требуют вокализации, они исполняются говорком, речитативом. Мелодия не превышает квартово-квинтового диапазона, а чаще в диапазоне терции. Такой репертуар не способствует развитию ни музыкального вкуса, ни развитию певческих навыков. И вообще развитие голоса вне специальных занятий мало возможно. Происходит это еще и потому, что утрачена традиция семейного пения в настоящее время. Но желание петь, выражать себя через звуки музыки присуще каждому человеку, поэтому я вижу еще бОльшую роль учителя музыки и его ответственность за воспитание и обучение детей средствами вокально-хоровой работы.

Для поддерживания мотивации учеников средней и старшей школы необходимо умело подбирать репертуар, интересный для детей этого возраста. Одновременно репертуар должен быть воспитательного характера и способствовать развитию вокально-хоровых навыков.

И, конечно, учителю необходимо организовать сам процесс вокально-хоровой работы, продумать все до мелочей, включая упражнения для дыхания, распевки и так далее.

  • Учитель должен излучать энергию! Пассивность во время вокальной работы недопустима. Дети никогда не запоют у пассивного учителя).
  • Вовлекать детей во все этапы вокально-хоровой работы нужно через яркие образные сравнения: и в дыхательных упражнениях, и в распевках.

Специфика деятельности, направленная на осмысленность детей в процессе вокально-хоровой работы –это всегда активные методы обучения.

В основу пения входят понятия о правилах дыхания, певческой атаке звука, формировании гласных и умелом произношении согласных звуков, филировании, фразировки.

И теперь давайте рассмотрим, как это можно организовать.

Я сейчас остановлюсь на самых простых и эффективных упражнениях вокальной работы, которые несут еще и оздоровительный эффект. В процессе пения участвует весь организм ребенка, начиная с осанки. Активно включаются в работу легкие, диафрагма, рото-глоточный аппарат.

Правильное вокальное дыхание состоит из трех моментов: вдох, задержка и выдох. Вдох берется активно носом, в этот момент поднимаются твердое и мягкое небо, мышцы лица натягиваются. Далее идет секундное фиксирование вдоха, образуется подсвязочное давление[1], которое дает силу звука. В этот момент устанавливается полезное для крови соотношение углекислого газа и кислорода. Кровь, обогащенная кислородом, поступает ко всем органам, нормализуя их работу, в том числе и к головному мозгу.

ПРАКТИКА:

1.«погонять открытым ртом воздух со звуком х-х-х-» (при этом открывается гортань; где холодок на небе, туда направляем звук, язык упирается за верхние зубы) (можно руку положить на диафрагму, попробовать потрясти диафрагмой), задержать вдох, и на выдохе поем «ХОМ».

2. следим за гортанью, она открыта (на зевке) поем «хом». Повторить «хом». Верхнюю губу натянуть и прижать к зубам, сделать вдох, задержать вдох, и на выдохе поем «ХОМ». Тянем звук, пока хватает дыхания. Какие у вас ощущения? Чувствуете звон вашего голоса на верхней губе, вибрацию внутри всего организма? Ощущения очень гармоничные, приятные. Ощущения нужно анализировать и запоминать. Вокальное занятие – это прежде всего, анализ своего звучания.

3.Формирование согласных звуков (подключаем мелкую моторику, т.к. это способствует четкой дикции): б-п, д-т, ч-щ, з-с, в- быстрая губа, иначе она вялая.

4.Формирование гласных звуков: а-э-и-о-у; и двойных: я, е, ю, й

Зевок. Правила приличия общества считают, что зевок надо сдерживать по эстетическим соображениям (неприлично, некрасиво). Но зевок не что иное, как защита нашего организма от усталости, сигнал о дефиците кислорода в крови. Во время вокальных занятий мы поем на зевке. Это одновременно открытие гортани и снятие зажима. 

 Механизм вокальной работы очень сложный процесс. Существует понятие «высокая позиция», проблемы звуковедения, звукообразования, певческая атака, ансамблевое звучание и другие.

При распевании нужно давать правильную установку, чтобы результат не заставил себя ждать:

  • Расправить плечи, не хмурить брови
  •  Улыбнуться (щечки как у львенка)
  • Активна верхняя губа
  • «Держать носик», растопырить сильно ноздри, вдох только носом (носом удерживаем певческую позицию)
  • (Можно «пообезьянничать» для настроения)
  • И кусать воображаемое яблоко передними зубами

Методы работы над звуком перекликаются со сценической речью (посыл звука вперед)

Такие установки на пение -элементы игры для детей. На самом деле это сложные вокальные упражнения, выполнение которых учитель должен строго контролировать.

 Надо показать детям разницу в качестве звука. Звук не должен быть глухим и «сползать» вниз. Если они «держат носики», то звук идет вверх и появляются прелестные звонкие обертоны, свойственные именно детским голосам.

Несколько слов о работе с песней.

Разучивание песни:        

1.Работа с песней начинается со знакомства с произведением.

2.Далее проводится анализ художественного образа песни (деятельность учащихся по самостоятельному постижению идеи произведения)

 3.Понимание учащимися характера исполнения, способов развития музыкального материала (повторения)

4. Разучивание песни.

 Можно исполнить выученную ранее песню. Я убедилась на своих уроках, дети воспринимают пение как радость, игру, если учитель проводит работу такого плана.

Правильное пение связано с правильной работой всех органов. При правильном пении кровь обогащается кислородом; работает диафрагма, которая является индикатором наших стрессов. Для легких певческое дыхание является оздоровительной гимнастикой. Вспомните три последние года нашей жизни с ковид-19! Для восстановления легких врачи объясняли, как правильно нужно делать дыхательную гимнастику. Вокальные вдох и выдох включают в себя эти правила.

 Как же можно мотивировать детей заниматься пением осмысленно, осознанно?

Конечно, детям не следует рассказывать о сложных биохимических процессах, происходящих в организме во время пения! Их нужно заинтересовать, увлечь примером из жизни. Это всегда работает! Я ходила на занятия йогой (дети занимаются У-шу, многие родители отдают предпочтения различным видам спорта), все упражнения связаны с техникой правильного дыхания. Спортивный тренер объясняет такими же словами, как при пении, про задержку дыхания и работу диафрагмы.

Детям можно провести аналогию с тем, как Тибетские монахи читают свои мантры, опираясь на дыхание и направляя звук в резонаторы. Звук «ОМ» звучит объемно, на верхней губе. Голос должен звенеть.  Как единая струна проходит звук через весь организм, наполняя его вибрацией.

Я хочу отметить, что дети, которые правильно поют, испытывают после занятия состояние эйфории, радости, так как организм приведен к полной гармонии, мозг получает кислород, вырабатываются гормоны радости. Во всем этом я нахожу смысл своей работы, в дополнение к основной образовательной деятельности.

Вывод: В заключении выступления хочу сказать, что вокальные занятия должны быть в системе, эти упражнения нужно повторять каждый урок. Только системный подход дает результат; через осознанную деятельность детей с рефлексией и пониманием ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ они это делают.


[1] Речь идет о понятии импеданс-обратное акустическое сопротивление, которое испытывают голосовые складки со стороны ротоглоточного канала. Импеданс снимает часть нагрузки с колеблющихся голосовых связок в их «борьбе» с прорывающимся подскладочным давлением. Постановка голоса связана с нахождением такого импеданса, который обеспечивает нормальную работу голосовых связок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельностный подход на уроке музыки в вокально-хоровой работе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №630 Приморского района города Санкт-Петербурга Учитель музыки Лебединская Виктория Александровна

Слайд 2

Проблемы: Недостаточно отпущено времени на вокально-хоровую работу (в среднем 10-15 минут от урока). Отсутствие должной м отивации детей на осознанную, осмысленную вокальную работу за столь короткое время.

Слайд 3

Четкое распределение времени в вокально-хоровой работе: 3 минуты дыхательные упражнений 5 минут комплекс распевок , направленный на развитие певческих навыков 7 минут разучивание и исполнение песни

Слайд 4

Требования к репертуару: Умело подбирать репертуар интересный детям Репертуар воспитательного характера, способствующий развитию вокально-хоровых навыков

Слайд 5

Требования к учителю: П равильно организовывать вокально-хоровую работ у И злучать энергию В овлекать детей в вокально-хоровую работу через яркие образные сравнения

Слайд 6

Организация вокально-хоровой деятельности: Польза для здоровья : к ровь, обогащенная кислородом, поступает ко всем органам, нормализуя их работу, в том числе и к головному мозгу Зевок : защита нашего организма от усталости , снятие зажима гортани, сигнал о дефиците кислорода в крови. Певческое дыхание :вдох-задержка-выдох Формирование согласных звуков (с движениями) Формирование гласных звуков

Слайд 7

Правильная установка при распевании Расправить плечи, не хмурить брови Улыбнуться (щечки как у львенка) Активна верхняя губа «Держать носик», растопырить сильно ноздри, вдох только носом (носом удерживаем певческую позицию) Кусать воображаемое яблоко

Слайд 8

Разучивание песни 1.Работа с песней начинается со знакомства с произведением. 2.Далее проводится анализ художественного образа песни (деятельность учащихся по самостоятельному постижению идеи произведения) 3.Понимание учащимися характера исполнения, способов развития музыкального материала (наличие повторений) 4. Разучивание песни по мотивам, предложениям, куплетам. 5.Исполнение выученных куплетов с использованием практических навыков (при распевании)

Слайд 9

Итог: Вокальные занятия должны быть в системе. Только системный подход дает результат. Только осознанная деятельность детей с рефлексией и понимание ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ дети поют!

Слайд 10

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьи и выступления на ИТО (Международная конференция - выставка "Информационные технологии в образовании")

В  статьях  описывается опыт интегрированного сотрудничества в  проектной деятельности учащихся. Основой интеграции явиляется единый продукт деятельности учащихся по двум предметам - ан...

Выступление на Московском Международном Форуме "Одаренные дети". 2012 г.

Выступление на Московском Международном Форуме "Одаренные дети". 2012 г. Тема доклада: "Проектно-исследовательская работа как одна из форм работы с одаренными детьми"....

Формирование культуры диалога на уроках русского языка и литературы (организация публичных выступлений учащихся, участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах)

Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательн...

выступления на конференциях, педагогических форумах

Модель реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 2.Опыт краевой базовой площадки....

Презентация к выступлению на Петербургском международном образовательном форуме по теме: Бизнес-технологии как инструмент устранения профессиональных дефицитов учителя в подготовке обучающихся к ГИА

В презентации к выступлению на Петербургском международном образовательном форуме по теме: "Бизнес-технологии как инструмент устранения профессиональных дефицитов учителя в подготовке обучаю...

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...