Статьи и выступления на ИТО (Международная конференция - выставка "Информационные технологии в образовании")
статья по английскому языку по теме

Решетникова Ольга Ивановна

В  статьях  описывается опыт интегрированного сотрудничества в  проектной деятельности учащихся. Основой интеграции явиляется единый продукт деятельности учащихся по двум предметам - английский язык и нформатика (анимационные фильмы, буклеты,сайты,презенации, видео).

Подробно описывается технология проектной работы учащихся  и рассматривается формирование современного пакета компетенций.

ИТО 2013 - "Педагогическое творчество как инструмент (связующее звено) в совместной деятельности учителей разных предметов"

ИТО 2012 -- "Проектная деятельность в школе как инструмент интеграции предметных областей"

ИТО 2011 - "Формирование современного пакета компетенций у школьников на примере анимационной мастерской"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование современного пакета компетенций у школьников на примере анимационной мастерской.

Волкова Ризида Анверовна – учитель информационных технологий (rizinet@yandex.ru)

Решетникова Ольга Ивановна – учитель английского языка (oi1954@yandex.ru)

Аннотация.В тезисах описывается опыт интегрированного сотрудничества в дополнительном образовании. Основой интеграции явился единый продукт деятельности учащихся (анимационный фильм). Подробно описывается технология проектной работы учащихся и рассматривается формирование современного пакета компетенций.

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирования инновационной среды. Инновационный образовательный процесс предполагает формирование у учащихся самоидентичности и компетенций, обеспечивающих социальную успешность и самореализацию в динамично развивающемся обществе.

Каждая предметная область имеет свое содержание, формирует свои специальные компетенции и своё информационное пространство. На уровне школьных предметов эти пространства практически не пересекаются.

Однако у школьных предметов много общих задач. Каждый учебный предмет можно рассматривать как инструмент развития, познания, исследования и творчества. Они способствуют формированию следующих общих компетенций:

  • познавательная (моделирование, схематизация, анализ, синтез, алгоритмический подход, системный подход, исследовательские навыки).
  • информационная (способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, структурировать и передавать необходимую информацию).
  • коммуникативная (риторика, работа в команде, здоровая конкуренция, Internet-коммуникация).
  • самоорганизационная (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка, мобильность, ответственность, способность к самообучению, самореализации, планированию своей образовательной траектории).

Достижению этих целей служит весь арсенал школы – уроки, факультативы, мастерские, предметы дополнительного образования, мероприятия, экскурсии, походы, проекты, исследования.

Четырехлетняя совместная работа нашей мультстудии демонстрирует возможности реализации вышеуказанных целей и задач.

Если сначала компьютер использовался в качестве носителя текстов и заданий и как средство для разработки ученических мини проектов (презентаций, рассказов, рисунков, кроссвордов), то затем мы расширили спектр своей деятельности, перейдя к более сложным интегрированным, исследовательский и творческим проектам. Мы разработали определенную технологию проектной работы учащихся

  1. Знакомство с аутентичным текстом на английском языке
  1. Чтение произведений.
  2.  Изучение произведений (подстрочный перевод, фонематическая структура)
  1. Исследование – лингвистический, социокультурный, исторический, географический анализы.
  2. Технический этап:
  1. Изучение прикладных программ - FlashAnimator, Photoshop, Звуковой редактор.
  1. Творческий этап
  1. Сочинение собственных произведений (рассказ, стихотворение, сценарий) на русском и английском языках, художественный перевод.
  2. Иллюстрации к произведениям, презентации.
  3. Анимация
  1. Защита проектов (обоснование и представление работы).
  2. Конкурс мультфильмов
  3. Рефлексия.

В этом учебном году мы взяли тему «Мир бессмыслиц. Лимерики старые и новые». Лимерик – это стихотворный образец типично английского юмора и неотъемлемая часть языковой культуры, а значит благодатная тема для изучения и исследования с привлечением знаний других предметных областей, и новых технологий. Лимерики традиционно сопровождались юмористическими рисунками. Уникальность нашей работы в анимации графических образов средствами компьютерных технологий. Современная компьютерная анимация – это многогранный вид детского творчества, в котором ребенок может одновременно стать и сочинителем, и художником, и режиссером, и киноведом. В процессе создания мультфильма он учится выражать свои чувства, мысли, фантазирует, размышляет.

Такая форма работы позволяет увидеть области пересечения разных предметных областей (информационных пространств) на уровне знаниевого компонента и продемонстрировать их компетентостные составляющие, что способствует формированию целостной картины мира. Например, для разработки мультфильма нужно воспроизвести географический фон, исторический контекст, воссоздать социокультурный портрет героя и его быта и окружения, применить филологические знания, навыки работы с соответствующей компьютерной программой, навыки рисования, подобрать музыкальное сопровождение. Успешная реализации такого проекта невозможна без умения работать целенаправленно, ответственно, самостоятельно и в команде. Представляя свою работу на конкурсе, учащиеся приобретают опыт публичного выступления (четкая, эмоциональная и аргументированная речь, преодоление страха, внешний вид) и соревновательный опыт.

Такая организация учебной деятельности носит инновационный характер, так как направлена на развитие интеллектуальных функций (способность к осуществлению процесса мыслительного конструирования и к эффективному решению проблем), воспитание образованного, креативного, мотивированного, ответственного человека с активной жизненной позицией.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в школе как инструмент интеграции предметных областей.

Волкова Ризида Анверовна – учитель информационных технологий (rizinet@yandex.ru)

Решетникова Ольга Ивановна – учитель английского языка (oi1954@yandex.ru)

Аннотация. В тезисах описывается многолетний опыт интегрированного сотрудничества в организации проектной деятельности учащихся.  Подробно описывается работа над проектом «Школьное образование в Англии и России».

Современная школа ставит задачи развития у учащихся умений и качеств, необходимых человеку 21-го века:

  • ответственность и адаптивность,
  • творчество и любознательность,
  • критическое, системное, интегративное и проектное мышление,
  • умение работать с информацией и медиасредствами,
  • владение иностранным языком как инструментом в общении культур для преодоления культурно-лингвистического разграничения в поликультурном мире.
  • эмпатийность и толерантность как умение и готовность видеть и понимать различие и общность в культурах разных народов.
  • способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности,
  • способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

Этих целей не достичь средствами традиционной классно-урочной формы работы. Проектная деятельность учащихся  - это один из инструментов для решения поставленных задач.

В течение  шести лет авторами проводилась такого рода работа. Проектная деятельность интегрировала следующие предметные области – английский язык, информационные технологии, литературу, историю, изобразительное искусство.

В первый год совместной работы компьютер использовался в качестве носителя текстов и заданий и как средство для разработки ученических мини проектов (презентаций, рассказов, рисунков, кроссвордов), то затем спектр нашей деятельности расширился. Мы перешли к более сложным интегрированным, исследовательским и творческим проектам.

Была создана творческая мастерской «ProEnglishTeamStudio». Работая в мастерской, школьники создавали мультфильмы по произведению Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес, по произведениям малых форм (фольклор, песенная поэзия, лимерики). Была разработана определенная технология проектной работы учащихся.

В этом году проектная деятельность проводилась с учениками 8-го класса. Тема проекта была очень серьезной «Школьное образование в Англии и России». В процессе работы над проектом возникали новые идеи.

Проект развивался по следующим направлениям:

  1. «Сопоставительный анализ двух систем школьного государственного образования - английской и российской»  - исследовательский проект с элементами научного исследования.

Для исследования учащиеся выбрали следующие моменты: ступени обязательного образования, сроки обучения, оценивание успехов, итоговая аттестация, учебные план, типы государственных школ.

  1. Буклет о школе, в котором отражены  история школы, структура школы, формы обучения, внеурочная деятельность, успехи учеников (медалисты, результаты ЕГЭ, победители олимпиад, конкурсов, соревнований).
  2. “Школьная форма вчера, сегодня, завтра.” – информационно - творческий проект. Тема оказалось актуальной для школьников, и проект разбился еще на несколько направлений:
  1. «История школьной формы в Англии и России»;
  2. Создание анимационного  фильма по отрывку из произведения английского писателя Роялда Дала “The boy”;
  3. «Школьная форма: за и против» - эссе на английском языке писали все ученики класса,
  4. «Школьная форма или “dresscode” в школах Москвы  и района Проспект Вернадского» - проводился опрос школ на предмет наличия школьной формы.
  5. «Школьная форма будущего» - творческий проект по разработке комплектов школьной формы для нашей школы.

Итоговое мероприятие было организовано в виде конференции. Были приглашены учащиеся 7-10 классов, родители и учителя школы.  Все выступления были на английском языке.

Проект получился комплексным и многоплановым как в содержательном, так и в языковом и техническом планах. Использовались различные компьютерные инструменты (MS Word, MS Excel, MS Publisher, MS PowerPoint, MS SharePointDesigner, MacromediaFlash, AdobePhotoshop). Получены разнообразные продукты – презентации, анимационный фильм, буклеты, сайт. Важно отметить, что учащиеся сами выбирали нужную программу для решения своей задачи. Тем самым демонстрировали сформированную информационную компетентность. Работа носила командный характер. Каждый ученик имел возможность проявить свои таланты, выбрать интересующее его направление, получить значимый результат.

Освоение информационных технологий через элементы продуктивного обучения (проекты) позволяет реализовывать компетентностный подход в обучении. Школьники учатся видеть и решать проблемы, осуществлять осознанный выбор, самостоятельно оценивать свою деятельность, нести за неё ответственность.

Своей деятельностью мы подтверждаем идею, что реализация лингвистического образования возможна при условии интенсивной познавательной деятельности школьников, их максимальной творческой активности и самостоятельности, что может быть обеспечено при использовании инновационных технологий, таких как проектная деятельность и ИКТ.

В процессе работы ребята убеждаются, что язык и культура народа неразделимы. Они начинают осознавать значимость эмпатии (умения и готовности видеть и понимать различие и общность в культурах), толерантного отношения к чужому образу жизни, поведению, чувствам, культуре, идеям. Так же они начинают больше понимать и ценить свою культуру, свой язык, т.к. в процессе приобщения к чужой культуре формируются новые знания о своей культуре. Таким образом, реализуется взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие учащихся.



Предварительный просмотр:

Педагогическое творчество как инструмент (связующее звено) в совместной деятельности учителей разных предметов

Волкова Ризида Анверовна (rizinet@yandex.ru), Решетникова Ольга Ивановна(oi1954@yandex.ru)

СОШ №169 МИОО, г. Москва

Аннотация. В тезисах описывается опыт успешного сотрудничества педагогов по организации проектной деятельности учащихся. Подробно описывается алгоритм работы педагогов.

Особенностью нового стандарта образования является его деятельностный характер. Главная цель — развитие личности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно — деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

Такой подход предъявляет новые требования к работе учителя, который должен быть не только транслятором знаний, а проектировщиком образовательный среды ученика, класса, школы. Педагогическое творчество наполняется новым содержанием и формой.

Характерным для творческой личности становятся: умение вникнуть в проблему, увидеть перспективу, умение увидеть знакомый объект в новом контексте, способность превращать самую простую деятельность в творческий процесс, умение мотивировать учащихся, доводить проекты до логического завершения, получать результат и представлять его в педагогическом сообществе,

Педагогическое творчество в современном мире предполагает активное взаимодействие учителей различных предметных областей. Это позволяет формировать целостную картину мира у учащихся. Проектная деятельность учащихся — это один из инструментов для педагогического сотворчества.

В течение многих лет авторами (учителями информатики и английского языка) реализовывалось успешное сотрудничество по организации проектной деятельности учащихся с 5-го класса.

В процессе работы над проектом английский язык выступает как инструмент общения, творчества, понимания культуры страны изучаемого языка и родного языка. Более того английский язык выступает в роли объекта исследования, это ставит ученика в активную позицию.

Компьютер же воспринимается учениками не только как объект изучения, но и как полезный инструмент для решения практических задач.

Если в начале нашего совместного творчества компьютер использовался в качестве носителя текстов и заданий и как средство для разработки ученических мини проектов (презентаций, рассказов, рисунков, кроссвордов), то затем мы расширили спектр своей деятельности, перейдя к более сложным по содержанию интегрированным, исследовательский и творческим проектам, которые в свою очередь требовали и новых познаний в сфере информационных технологий (создание сайтов, видеофильмов, анимированных фильмов, буклетов).

Это видно из списка наших проектов:

2007 -Домашнее чтение (электронная книга) + итоговое мероприятие,

2008 — «Мир парадоксов» по произведению Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» (фестиваль анимированных фильмов),

2009- Фестиваль мультфильмов, созданных по мотивам произведений английского фольклора,

2010 – Конкурс мультфильмов «Лимерики…» (презентации, мультфильмы),

2011 – Конференция «Сравнение двух систем образования» (презентации, сайт, буклет, мультфильм),

2012- Литературная гостиная «Смех сквозь слезы» по произведениям О. Генри (презентации, мультфильмы, видеофильмы).

Нами был выработан определенный алгоритм действий:

1 этап – Подготовительный:

        изучение программ предметов (не только английскому языку и ИТ, но и других) с целью нахождения точек соприкосновения;

        изучение социокультурных особенностей возраста и интересов учащихся (интеллектуальная готовность к определенному виду деятельности;

        создание (организация) условий для творческой реализации ученика.

2 этап — Организационый (совместно с учениками):

        целеполагание (обсуждение цели, направления работы, определение конечного продукта.);

        организация и планирование (составление плана, распределение ролей деятельности);

        выбор средств (составление банка средств деятельности);

        выполнение проекта;

        итоговое мероприятие;

3 этап — Заключительный:

        подведение итогов;

        рефлексия.

Данный алгоритм представляется нам универсальным, это позволяет нам оптимизировать свои усилия, сосредоточив свое внимание на главном, то есть на самом творчестве.

Такая форма интеграции авторам представляется вполне продуктивной. Творческая деятельность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, обогащает его в методическом отношении, расширяет предметные рамки и создает условие для творческой реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании", 2010 год

Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании"...

Материалы педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании" , 2013 год

Материалы педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании" , 2013 год...

Выступление на V городской педагогической конференции"Инновационные технологии в образовании", 2015 г.

Выступление на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.Формирование коммуникативных УДД  в рамках деятельности кружка "Журналистика в школе"...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Выступление на региональной августовской конференции МО "Технология"

В своём выступлении я делилась с коллегами опытом формирования цифровой грамотности у обучающихся во внеурочной деятельности предмета "Технология". Регламент выступления 3-5 минут....