Роберт Шуман. Альбом для юношества.
методическая разработка по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Пьесы из "Альбома для юношества", созданного немецким композитором Робертом Шуманом в 1848-м году, очень популярны в фортепианной педагогической практике. Их исполняют и в начальных, и в средних, и в старших классах ДМШ. Это действительно высококлассная музыка, написанная для детей и юношества.  В данной методической разработке раскрывается история создания цикла "Альбом для юношества", анализируются специфические особенности фортепианного творчества композиторе на примере ряда пьес цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robert_shuman.docx28.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роберт Шуман. «Альбом для юношества»

Цель работы:

- выявление специфических особенностей фортепианных пьес малой формы Роберта Шумана;

- доказательство целесообразности изучения пьес из «Альбома для юношества» на всех этапах обучения ученика.

Задачи:·

- придать методическую направленность и организованность в изучении пьес из «Альбома для юношества»;

- познакомить с разнообразием образов и характеров альбома;

- дать практические рекомендации в работе над пьесами из альбома.

История создания «Альбома для юношества»

С давних пор композиторы писали лёгкие пьесы для детей. В XVIII веке И. С. Бах написал «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции», пьесы танцевального характера. В начале XIX века итальянский композитор Муццио Клементи издал сборники сонатин и вариаций для детей, а затем Карл Черни написал этюды и упражнения для юношества.

В 1948 году появляется сборник нового типа, где с привычными названиями: «Маленький этюд», «Маленький канон» встречаются пьесы с необычными названиями «Весёлый крестьянин», «Смелый наездник», «Сиротка». Этот сборник назывался «Альбом для юношества» Роберта Шумана. И это было не случайно, а преднамеренно.

Композиторы того времени редко писали пьесы, в которых раскрывали психологию ребёнка. Шуман и в этом был новатором. Он, много времени занимаясь со своими малышами: читая книги, играя на фортепиано, импровизируя фантастические истории, задумался о создании специального сборника детских пьес. Небольшое произведение, сочинённое ко дню рождения старшей дочери, положило начало «Альбому для юношества», завершённому в сентябре 1848 года. Первоначально он был назван «Рождественским альбомом для детей», а во втором издании – «Альбом для юношества» и вышел с приложением знаменитых «Жизненных правил для музыкантов».

Программные и яркие по характеру пьесы сразу полюбились детям. В «Альбоме» было всё ново и необычно: гармонии, ритм, пианистическое изложение и программное содержание. Основное свойство музыкального стиля Шумана – психологизм, отражающий внутренний мир человека с его его чувствами, эмоциями, различными душевными состояниями – в полной мере проявляется в данном фортепианном цикле.

В пьесах сборника Шуман запечатлел мир ребёнка: его интересы и впечатления, радости и огорчения. Шуман тонко чувствовал ребячью натуру и смог в своей музыке воссоздать жизнь такой, какой она является в представлениях и ощущениях ребёнка, с позиций детского восприятия и понимания.

У Шумана музыкальное содержание всегда находится в единстве с литературной программой. Название каждой пьесы точно соответствует музыке «Альбома». Композитор считал, что название пьесы приоткрывает исполнителю содержание и направляет воображение по определённому руслу.

В «Альбоме для юношества» у Роберта Шумана написана музыка для детей разного возраста. Тем самым композитор готовит учеников младшего возраста к восприятию более сложных пьес в старшем возрасте.

«Альбом для юношества» делится на две части. 1 часть предназначена для учеников младшего возраста. 2 часть – для старшего возраста. Однако, композитор не везде придерживается принципа расположения пьес по возрастанию трудности. Такие миниатюры первой части сборника как «Марш солдатиков», «Бедный сиротка», «Охотничья песенка», «Смелый наездник», «Народная песенка», «Весёлый крестьянин», «Сицилийская песенка», «Песенка жнецов», с большим удовольствием исполняются детьми младшего возраста. Пьесы «Дед Мороз», «Май, милый май», «Маленький этюд», «Весенняя песенка», «Маленький утренний путник», также входящие в первую часть «Альбома», исполняются более старшими учениками. Та же картина наблюдается и во второй части сборника: «Маленький романс», «Сельская песня», «Песня жнецов» – для детей младшего возраста. Старшими школьниками наиболее часто исполняются две пьесы без названия: №21 и №26, «Всадник», «Отзвуки театра», «Воспоминание», «Незнакомец», «Весенняя песня», «Миньон», «Матросская песня», «Северная песня» и другие. А такие жемчужины сборника, как пьеса F-dur (№30), «Шехеразада», «Время сбора винограда – весёлое время», «Зима» I и «Зима» II, «Маленькая фуга», «Фигурированный хорал» могут исполняться выпускниками школ.

Разбор пьес «Альбома для юношества»

№1. «Мелодия»

Пьеса написана в характере маленького романса. Нюансировка в пьесе немногочисленна: Шуман выставил только общий оттенок piano и несколько вилок, обозначающих diminuendo. Над первой четвертной в тактах 5, 6 и 7 Шуман поставил маленькие вилочки. Этим композитор стремился выделить каждый первый звук фразы, сделав его более протяжным. В мелодии первые два-три звука играются громче остальных, а во второй половине фразы звучность ослабевает. Фразировка в пьесе строится по двутактам. Партия левой руки не имеет самостоятельного значения, она построена на гармонической фигурации, динамика которой подчинена дыханию верхнего голоса. В «Мелодии» ученик сталкивается с трудностями в партиях обеих рук.

Для учащихся эта пьеса очень полезна: они осваивают исполнение широкой выпуклой мелодии, учатся извлекать разнообразные по силе и тембру звуки.

3. «Марш»

Шуман почти не снабдил эту пьесу исполнительскими указаниями. Единственный динамический оттенок, выставленный автором – форте, которое неизменно сопровождает основной мотив пьесы. Тем не менее, градация силы исполнения «Марша» более разнообразна. Аккорды восьмыми играются отчётливым staccato, близким к pizzicato струнных, требующим точного, собранного удара по клавише, а не вялого, инертного прикосновения. Во второй части пьесы отрывистым восьмым противопоставляются более протяжные четверти, исполняемые штрихом, близким к portamento. Методическое значение «Марша» ясно: фактура этой пьесы научит хорошо играть аккорды. «Марш» является наиболее удобной и любимой пьесой в альбоме Шумана.

№5 «Бедный сиротка»

Пьеса проникнута единым лирическим настроением, но с множеством оттенков и нюансов. Основная трудность заключается в том, что чувство печали, грустного одиночества сохраняется в течение всей пьесы. Поэтому не каждому ученику эта пьеса может подойти по душе, так как длительно приходится концентрировать внимание на одном явлении. Ученику надо помочь понять нюансы и детали интонационного развития. Неоднократно повторяющиеся мелодико-гармонические построения, ставят перед учеником сложную задачу: сыграть миниатюру так, чтобы избежать монотонности. Детям понятна характеристичность образа – грусть, печаль. Сострадание и жалость к бедному и одинокому сиротке.

№6. «Охотничья песенка»

Название пьесы Шумана подсказывает нам, куда направить фантазию. А дорисовать картину поможет сама музыка и наше собственное воображение. Бодрая, призывная мелодия движется по звукам трезвучия фанфарными мотивами. Она играется громко, обеими руками в октаву, на пересечении среднего и низкого регистров. Это напоминает звучание валторн, играющих сигналы, но сигналы не военные, здесь нет маршевого ритма. Это подражание охотничьим сигналам. Валторна (по-немецки Waldhorh) переводится как «лесной рог» и происходит от охотничьего сигнального инструмента.

Средний раздел можно представить как перекличку охотничьих сигналов на расстоянии.

Любопытно, что форма этой пьесы безрепризная. События всё время меняются, охота продолжается, и эта непрерывность и непредсказуемость действия подчёркнута постоянным обновлением музыкального материала.

№7. «Смелый наездник»

В этой пьесе композитор создаёт образ удалой скачки (быть может, «верхом на палочке»). Музыка раскрывает характер героя-шалуна – его детскую отвагу и смелость, радостное ощущение своей ловкости. Шуман очень точно выбирает средства для создания образа и эмоциональной атмосферы пьесы. Зигзагообразно «скачущая» мелодия устремлена вверх к кульминационному звуку и начинается с затакта, она как бы вся в порыве. Лёгкость и остроту придаёт ей штрих staccato. А непрерывная ритмическая пульсация в размере 6/8, пронизывающая всю пьесу, вспышки sf усиливают динамизм мелодии, но sf не должны быть резкими, они не должны превышать общей звучности mezzoforte.

Техническое содержание пьесы несложно. Триоли восьмыми в партиях обеих рук не представляют особых трудностей и быстро усваиваются учащимися.

№8 «Народная песенка»

Название этой пьесы относится в основном к крайним разделам песни. Контрастная середина написана в характере народного танца.

В пьесе встречаются пианистические трудности – разнообразные типы изложения, разноплановость фактуры, чередование хорового и сольного типа изложения, солирующий мелодический голос.

Восприятие образного содержания «Песенки» облегчается тем, что она построена на жанровых и эмоциональных контрастах. Фактически это не песенка, а песенка и танец.

№9. «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»

Эта пьеса особенно любима детьми. Их привлекает яркий, жизнерадостный характер музыки, которая исключительно правдиво рисует образ неунывающего весельчака крестьянина, повсюду распевающего свои песни.

Напевная мелодия с широкими интонационными ходами выдержана в народном духе и легко подтекстовывается. Основная мелодия в басу на forte, играется густым, крепким, но не форсированным звуком. Заключительные отрезки мелодии (3 -4 такты) воспринимаются как припев, который каждый раз завершает фразу. Аккорды в правой руке, имитирующие народные инструменты, исполняются более лёгким звуком. Остановки в мелодии заполняются пульсацией аккомпанирующих аккордов. Этот приём дополняющей ритмики – излюбленный шумановский приём. Он рождает ощущение пульсации музыкальной ткани, придаёт мелодии внутреннюю активность.

№10. «Сицилийская песенка»

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Крайние части носят характер баркаролы, средний эпизод – народного танца. Темп не слишком медленный. Ремарка Шумана «шаловливо» хорошо раскрывает её содержание; можно ещё добавить слово «грациозно».

Оттенки, выставленные Шуманом, хорошо передают содержание пьесы. Первые четыре такта играть на piano, далее идёт crescendo, и последние два такта первого периода, как бы выполняющие роль припева в народной песне, нужно играть достаточно энергично. Очень выразительны шумановские штрихи – чередование legato с portamento.

Средний эпизод исполняется в том же темпе, что и крайние части.

№11 «Дед-Мороз»

В немецких изданиях эта пьеса носит название Кнехт Рупрехт. Это мифическое лицо в немецких сказках, род «буки», которым пугают детей (прим. ). Но в русских изданиях мы знаем эту миниатюру под названием Дед-Мороз, спешащий сквозь метель с поздравлениями и подарками. Этот образ нам ближе и понятнее.
Пьеса достаточно 
виртуозна, написана в трех частной форме. В 1-ом эпизоде движение в октаву быстрое, энергичное, с напором и резким выделением сильных долей, на что указывает штрих ▼. Каждая фраза завершается утверждающимися аккордами подчёркнутым f. Во втором эпизоде появляется лёгкое, но тревожное кружение, которое перекликается с грозной темой в басу. В музыке очень разнообразные нюансовые краски.

№15. «Первая утрата» и с интересом исполняется детьми. Это один из шедевров шумановской фортепианной музыкиии   дллляяя детей.

Эта пьеса входит в репертуар 3 классай фортепианной музыки для детей.

«Первая утрата» является одной из первых пьес, в которых ученик должен почувствовать не просто настроение, состояние героя музыки, но и проникнуть во внутренние процессы, происходящие в его душе – зарождение чувств, их развитие, разрешение, переход в новое качество.

Трогательная мелодия, очень выразительно звучит на инструменте, ритмический рисунок не прост. Мелодия начинается с затактовой ноты «соль», под которой стоит знак fp. Этот звук внутренне насыщен, эмоционально наполнен и должен быть мягким, деликатным, он словно излучает свет. На него падает психологический смысловой акцент, подобный логическим акцентам в человеческой речи. А второй звук мелодии, который приходится на первую долю такта, не требует акцента.

Средняя часть пьесы построена на материале тематической разработки – элементы темы канонически проходят в трёх голосах. Авторская ремарка pocopiulento не нуждается в преувеличении –это лишь незначительное темповое отклонение.

Драматизм музыки подчёркивается аккордами в конце пьесы, которые должны звучать достаточно отрывисто, но не грубо.

№16. «Маленький утренний путник»

Музыка пьесы рисует образ юного путника, бодро шагающего по просёлочным дорогам и лесным тропинкам. В этой пьесе столько тепла и света, что безоговорочно веришь композитору, назвавшего героя пьесы «утренним путником».

Движение пьесы передано отчётливым маршеобразным ритмом. Иногда в мелодии пьесы слышатся фанфарные звучания. Яркий, своеобразный характер музыки предопределяет и план исполнения.

Главная тема, по указанию Шумана, играется «бодро и сильно», даже с оттенком юмора. Среднюю часть следует начинать piano и затем возвращаться к первоначальной звучности. Кода пьесы очень красочна. Образ удаляющегося путника передан общим ослаблением звучности на фоне затухающего басового органного пункта на ноте «ля». Несмотря на то, что пьеса написана всего на одну страницу, Шуману удалось создать яркую правдивую сценку из жизни детей.

№22. «Всадник»

Образ всадника, скачущего на лошади – частый мотив в творчестве композиторов романтиков. Достаточно вспомнить «Лесного царя» Шуберта, «Мазепу» Листа или романс Гуго Вольфа «Огненный всадник». Этот образ привлекал композиторов не только своими богатыми иллюстративными возможностями, но и широкой перспективой для символического толкования.

В пьесе «Всадник» звукоизобразительные моменты подчинены основному содержанию. Эта пьеса как бы баллада в миниатюре. Одним из условий хорошего исполнения является ритмическая определённость основного звена. Нужно точно выдерживать восьмую паузу и правильно располагать во времени фигуру из двух шестнадцатых и одной восьмой. Клинышки, поставленные композитором над восьмыми, означают не акценты а весьма острые staccato.

Большое значение имеет целесообразное распределение динамических оттенков. Замысел композитора в этом совершенно ясен. Пьеса построена по принципу «приближения» и «удаления» звучности. Следует только посоветовать не начинать делать слишком рано общее diminuendo. Авторские ремарки poco a poco diminuendo и sempre diminuendo не означают, что вся вторая страница пьесы исполняется pianissimo. Кода пьесы замечательна по музыке и колориту. Здесь на фоне длинных басовых нот словно трепещут острые, отрывистые звуки постепенно распадающейся темы. Аккорды в партии правой руки играются также staccato. В третьем от конца такте малая терция «фа-диез – ля» половинными нотами берётся с небольшим акцентом, так, чтобы на её фоне хорошо прозвучали восьмые ноты.

№24 «Отзвуки театра»

Эта пьеса является одной из лучших в сборнике. Уже само название говорит о том, что образ театра встает преломленным сквозь призму сознания человека.

Посещение театра подростком – явление всегда волнующее, впечатляющее. Ни в одной другой пьесе сборника не найти такого яркого эмоционального контраста между образами крайних частей и серединой. Первая часть – это предчувствие того праздника, который нас ожидает. Тема звучит взволнованно, как бы подготавливает нас к театральному действу. Середина – это фанфары, своеобразная увертюра, под которые открывается занавес и начинается спектакль. Заключительная часть – лёгкая грусть, трепет от просмотра действия, но заканчивается пьеса приподнятым настроением. Это яркий восклицательный знак от просмотра спектакля.

№25. Пьеса без названия (фа-мажор)

Пьеса близка «Песням без слов» Мендельсона. Фразировка мелодического голоса осуществляется излюбленным композитором способом: первая затактовая нота мелодии отмечена знаком fp, требующим небольшого акцента на ней и дальнейшего ослабления звучности. Большие лиги редактора придают мелодии целостность фразировки. От того, насколько естественно и музыкально ученик слышит и играет мелодию, его исполнение будет более успешным. Интервальные созвучия в аккомпанементе постоянно приходятся на слабую долю такта, исполняются лёгким звуком и не должны заслонять основную мелодию.

28. «Незнакомец»

Эта пьеса относится к любимому Шуманом жанру пьес-портретов. В младших классах ученик знакомится с музыкальными портретами, относящимися к категории «моментальных зарисовок», отражающих первое, непосредственное впечатление. В старших классах музыкальное содержание портретного жанра значительно усложняется.

Для этой пьесы характерно контрастность музыкального материала крайних частей и середины пьесы. Маршевая поступь крайних частей пьесы, волевой характер ритма воплощают в первую очередь внешний облик «незнакомца»: его энергичную походку, четкие жесты, мужественные интонации голоса и т. д. Среднюю часть дети не всегда понимают, она рождает у них ощущение неясности, таинственности. Средняя часть носит образно-психологическое содержание. Чередование статичных гармоний и пульсирующих фигурок выражает сложное состояние чувств, возникших при встрече с незнакомцем: минутное оцепенение сменяется взволнованным трепетом. Для крайних частей пьесы характерно единство выразительных средств: чеканная маршевая поступь, напористый пунктирный ритм, аккордовая фактура, насыщенная динамика.

В средней части красочная гармония, она способна создать определенное настроение, раскрывает психологические оттенки музыкального содержания. Гармонические мерцания в соединении с изменением лада (d-moll – B-dur), повышением регистра, спадом динамики ( до уровня р, рр) придают музыке одновременно и просветленность и причудливость, и таинственность.

Пьеса «Незнакомец» написана в развернутой форме – сложной трехчастной с кодой. Но средний эпизод включает в себя тематический материал крайних частей. Создается впечатление свободного чередования разнохарактерных эпизодов (это характерно для шумановской музыки).

В средней части пьесы в начале темп определялся шагом четвертей, а в середине – половинных. Этим создается иллюзия замедления темпа. Шуман применяет сильно запаздывающую педаль – этим усиливает красочность гармонии.

№36. «Песня матросов»

На удаляющемся корабле слышатся звуки суровой песни моряков. Музыка проникновенная. Пианистическое изложение песни изображает пение хора, сначала одноголосного, а затем четырёхголосного. Вся пьеса написана в соль миноре. Основная тема играется pianissimo, а средний эпизод – более отчётливо (терции на фоне органного пункта «соль»). Мордент начинать на сильную долю.

№38. «Зима» II

Пьеса поражает глубиной и яркостью музыки. Она написана в свободной форме, напоминающей рондо с двумя эпизодами. Основной раздел пьесы написан в октаву, в глубоком басовом регистре. Так композитор изобразил зиму с её вьюгами и бескрайними снежными просторами. Общий колорит музыки – сумрачный. Средние эпизоды пьесы как бы олицетворяют зимние развлечения детей. Второй эпизод построен на мотиве старинной немецкой песенки «Grossvater». Эта тема особенно выразительно звучит в конце пьесы. Играя или слушая эту красивую пьесу, представляешь себе как из маленького, занесённого снегом домика, доносятся голоса поющих детей.

По мере того, как прохожий удаляется от домика, звуки постепенно замирают. В этой пьесе Шумана, как и во многих других его пьесах, объективное противопоставляется субъективному, приходит в столкновение с глубоко личным духовным миром ребёнка.

Использованная литература.

1. А. Алексеев История фортепианного искусства М.,1988, глава IV

2. Г. Панкевич. Искусство музыки М., 1987.

3. М. Ройтерштейн. Основы музыкального анализа М., 2001.

4. Г. Цыпин. Обучение игре на фортепиано М.,1984.

6. Г. Цыпин. Исполнитель и техника. М.,1999.

7. С. Гринштейн. Очерки по истории фортепианной педагогики. 2009

8. Р. Шуман. Альбом для юношества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточные итоги внедрения ФГОС глазами родителей в Центре развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева

Внедрение новых стандартов образования - это веле­ние времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, особенно требуя от каждого из нас творческого отношен...

Второй год жизни по новому стандарту Центра развития творчества детей и юношества имени чувашского просветителя Ивана Яковлева

Ими были рассмотрены и проанализированы  вопросы, рекомендуемые ФГОС  для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических ко...

Роберт Шуман

Презентация посвящена жизни и творчеству великого немецкого композитора-романтика и музыкального писателя и его "Детским сценам"...

"Жизненные правила для музыкантов" - Роберт Шуман

Роберт Шуман. Жизненные правила для музыкантов. (1850). Перевод с немецкого А.Г. Габричевского и Л.С. Товалевой...

Р.Шуман, "Альбом для юношества"

Р.Шуман, "Альбом для юношества"...