Использование инновационных технологий на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке (5, 6, 7 класс)

Большакова  Надежда  Владимировна

В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе, которые  позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию, обогащают методические возможности урока, делая обучение наглядным, запоминающимся, интересным, придают ему современный уровень.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_na_urokah_muzyki.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Большакова Н.В.

МАОУ «СОШ № 29»

учитель музыки

Использование инновационных  технологий на уроках музыки

Так что такое педагогические инновации? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата.

В первую очередь внимание Министерства образования РФ было уделено совершенствованию технических средств обучения. Это позволяет повышать эффективность информационного обмена между учениками и их наставником. Инновационные информационные технологии, появившиеся в стенах учебных учреждений, позволили создать новую образовательную среду для реформирования и совершенствования образовательного процесса.

         В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе, которые  позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию, обогащают методические возможности урока, делая обучение наглядным, запоминающимся, интересным, придают ему современный уровень.            

При проведении уроков музыки  я  использую  ряд цифровых средств обучения:

•        видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, концерты классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.

•        анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.

•        синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии.

•        дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

•        звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен («плюсовки» и «минусовки»).

•        литературный ряд:  информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия музыкальных фрагментов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке. Фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.

•        интерактивные творческие задания:  контрольные  вопросы, диагностические тесты, проблемные  вопросы, направленные на осмысление учебного материала  и выполняющие функцию контроля.

Не менее эффективным является использование на уроках музыки готовых мультимедийных продуктов – программ, энциклопедий,  справочников, в  которых  собраны статьи о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, рассказывается о различных стилях и жанрах музыки. Данные справочники богато иллюстрированы, содержат видеоматериалы и фрагменты музыкальных произведений.

Информационно-коммуникативные технологии.

В наше время приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. В условиях введения стандартов нового поколения большая роль отводится  на умение самостоятельно работать с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями (в том числе на электронных носителях, таких как: CD, DVD, флеш-карта), ресурсами сети Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации.

Одной из форм овладения учащимися ИКТ является проектная деятельность. При защите проектов обучающиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов, происходит индивидуальное развитие и самовоспитание творческого потенциала личности.

Здоровьесберегающие  технологии

Считаю одной из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках я использую:

•логоритмику,

•ритмотерапию,

•фольклорную арт-терапию и др.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

•Например: марширование под музыку:

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Например: дирижирование, показ жестами взлёты и падения мелодии различных танцевальных жанров, хороводы в группах, движения под танцевальные жанры.

Использую анимации в начальной школе так дети ОВЗ могут видеть и слышать выполняемые упражнения.

Игровые технологии.

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Я часто провожу: урок – соревнование (вместо тестирования),

урок – игра (или элемент урока, когда в процессе происходит игра).

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Литература.

  1. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: «КАРО», 2006. 
  2. Маслова Л.П. Информационные технологии и их роль в образовании. М.: «Курсив», 2007
  3. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария. М.: «Глобус», 2008.
  4. Арановский М.О. Системы и средства информатики: информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности – к информационной культуре общества.  М.: «Владос», 2008.
  5. Алтынова Т. В., Юдина О. А. «Приглашаем на урок», Волгоград, «Учитель», 2008 .
  6. Ваграменко Я.А. Музыкальные компьютерные технологии. М.: «Астрель», 2008.
  7. Шиянов Е.А. Информатизация музыкальной педагогики. СПб.: «Весь», 2008.
  8. Краснов В.М. Использование Интернет - технологий на уроках музыки. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
  9. Петрушин В.И. Формы и методы обучения на уроках музыки. М.: «ВЛАДОС», 2009
  10. Л.А.Насонова.Мультимедийные технологии на уроках музыки. –Воронеж, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная...

Использование инновационных технологий на уроках музыки

Материал презентации можно использовать на уроках при знакомстве с творчеством С.С. Прокофьева...

“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Главная  цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках музыки"

Современная действительность, требует новые формы и методы работы с детьми.В государственном образовательном стандарте для предмета «Искусство-музыка» приводятся рекомендации по использова...

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках музыки"

Современная действительность, требует новые формы и методы работы с детьми.В государственном образовательном стандарте для предмета «Искусство-музыка» приводятся рекомендации по использова...

Использование инновационных технологий на уроках музыки

В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющей общей культуры. Неотъ...

Использование инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над использованием инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе....