Презентация к проекту по музыке "Композиторы и литературная классика". 8 класс
презентация к уроку по музыке (8 класс)

Презентация "Композиторы и литературная классика" подготовлена к одному из вариантов проектов в 8 классе. Содержит два примера (в качестве образца), далее ученики могут добавить два-три своих примера.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к проекту по музыке в 8 классе «Композиторы и литературная классика» Подготовила Д.Г.Малькова Балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева . Литературная основа- трагедия «Ромео и Джульетта» У.Шекспира

Слайд 2

Во все времена композиторы писали различные музыкальные произведения, в числе которых и написанные по прочтении литературных произведений. Цель проекта: рассказать о музыкальных произведениях, написанных на основе литературной классики; выявить взаимосвязь музыкальных и литературных образов, отметить черты индивидуальной интерпретации образов композиторами; обратить внимание на важность синтезе искусств для более полного восприятия образов в литературе и музыке. Начнём со знаменитого, ценнейшего произведения отечественной литературы и истории- со «Слова о полку Игореве». Что нам об этом шедевре известно? Заглянем в Википедию. Это памятник литературы Древней Руси, рассказывающий о неудачном походе русских князей во главе с Игорем Святославичем Новгород-Северским на половцев в 1185 году. Текст «Слова…» ритмизован, но природа ритмизации и жанровая принадлежность самого произведения остаются неясными, а часто встречающееся в литературе определение «поэма» очень условно. «Слово» сочетает элементы «славы» и плача, фольклорные образы, христианские и языческие элементы. В его тексте чередуются сюжетное повествование, монологи героев, авторские лирические отступления с обзором истории Руси. Автор «Слова» очень неоднозначно относится к главному герою, Игорю Святославичу : прославляет его как храброго полководца, борющегося с врагами Руси и христианства, но в то же время осуждает за самовольный поход, приведший к поражению. Всё это делает «Слово» уникальным произведением, не имеющим аналогов в средневековой русской литературе. Слово о полку Игореве.

Слайд 3

Драматургия оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина строится на сопоставлении двух сил: русские- князь Игорь с сыном Владимиром и дружиной, княгиня Ярославна, её брат Владимир Галицкий, и половцы- Кончак и его воины, Кончаковна . Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт в арии из 2 действия оперы. Он в плену, но пользуется уважением половцев, т.к. окнязь в их глазах бесстрашный воин. Но сам князь Игорь тяжело переживает поражение и гибель полков. Мы замечаем, что в арии он поёт, часто упоминая себя: «О дайте, дайте МНЕ свободу, Я СВОЙ позор сумею искупить, спасу Я честь СВОЮ и славу, Я Русь от недруга спасу…» Не хотел ли Бородин, показав образ князя-героя, показать его и как человека слишком самоуверенного, не в меру горделивого, не подумавшего прежде о других? В музыке арии и восходящие, гордые интонации, и нисходящие, затихающие, как образ расскаяния , страдания. Главное, что Бородин очень тонко подметил расскаяние князя, его тяжкие душевные муки. Кроме того, Бородин часто интересовался культурой других народов, и в опере вполне уважительно создал образ половцев с их культурой, традициями, танцами, воинскими состязаниями. Возможно, некоторые образы слишком яркие по сравнению с теми, что в «Слове о полку Игореве», какие-то образы, наоборот, менее заметны, всё содержание «Слова» невозможно передать в опере (мы бы слушали оперу много дней), но самое главное композитор передал, донёс до нас самое важное. Бородин по-своему интерпретировал образы героев «Слова», получился музыкальный шедевр, знаменитый во всём мире. Опера ставится в театрах мира до сих пор, сохраняя свою уникальность, ценность для следующих поколений. Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина

Слайд 4

Следующий пример- произведение 21 века- рок-опера «Преступление и наказание» композитора Э.Н.Артемьева . Понятно, что в основу положено знаменитый роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», но мы ждём не только воспроизведения содержания литературного произведения, но и особенной, индивидуальной интерпретации композитора. В основе рок-оперы, как и у Достоевского, показан образ вечной внутренней борьбы, сомнений, ошибок, накал чувств, расскаяние … Кто такой Раскольников в романе? То человек, возомнивший себя царём, то видевшим себя как жалкого червя, то поздно раскаявшийся человек, который, убив старуху-процентщицу, убил себя. Как роман Достоевского держит нас в напряжении, так и музыка Артемьева, словно постоянно нас спрашивает: «А не слабеет ли в тебе самом голос совести?...» Композитор современности представил нам образ Р.Раскольникова как рок-музыканта с мятущейся душой, то безразличным, то страдающим. Вместе с тем музыка пронизана русскими народными мелодиями и интонациями, словно Артемьев связывает времена 19 и 21 века, показав вечность темы преступления и наказания. Стиль рок-оперы многие музыканты определяют как « полистилистика ». К омпозитор современности создал новое произведение, которое не утратило ни актуальности, ни главного в содержании, в персонажах, образах, даже наоборот, его рок-опера помогает понять современному человеку особенности жизни людей в 19 веке, человеческие чувства, которые не изменились с прошлых веков по сей день, образ расплаты за содеянное, и ещё показал образ Сони М., которая словно спасительный образ любви, самопожертвования человека. Каждый персонаж рок-оперы интересен, музыка подчёркивает эмоции, усиливает возможности нашего восприятия, понимания сюжета, драматургии. Рок-опера «Преступление и наказание» Э.Н.Артемьева

Слайд 5

Много музыкальных произведений разных жанров написано на основе литературных произведений. Композиторы передавали своё прочтение в созданных музыкальных произведениях в разные годы, времена. Приведите свои примеры. Читайте классику, узнавайте, как она отражается в другом искусстве- в музыке, как передаются, интерпретируются содержание, образы героев, что становится интересным нам, живущим в 21 веке, что меняется со временем в искусстве, что сохраняется веками, как осуществляется связь искусств в 21 веке… Использованные информационные ресурсы: Википедия Учебник «Музыка. 8 класс», Г.П.Сергеева , Е.Д.Критская Яндекс.Картинки https://yandex.ru/video/preview/?text= фото%20рок-оперы%20Преступление%20и%20наказание%20Артемьева& path= yandex_search&parent-reqid =1655215375499341-4896955530288383611-sas2-0119-sas-l7-balancer-8080-BAL-6953&from_type= vast&filmId =4816565128945860893


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока немецкого языка в 8 классе: "Г.Гейне" - великий классик немецкой литературы.

Биография великого классика немецкой литературы - Генриха Гейне (в слайдах)...

"Современные подходы к духовному освоению русской литературной классики на уроках и во внеурочное время" - статья

В русском языке насчитывается более 500 000 слов. Однако современный академический словарь дает цифру 120 тысяч. Ни один человек, конечно, таким количеством не пользуется. Хорошим считается словарный ...

Презентация к проекту "Геометрическая алгебра древней Греции", 7 класс

Презентация к проекту "Геометрическая алгебра древней Греции"...

Презентация к проекту "Школа пешеходов" учащихся 5-А класса

Презентация к проекту "Школа пешеходов"...

Вопросы для урока - круглого стола по теме: "Литературная классика XX века"

В данном материале составлены вопросы к таким книгам как: Дж. Оруэлл .1984 г. и А. Рэнд "Атлант расправил плечи". Предлагает их обсуждение в рамках круглого стола. 11 класс....

Презентация индивидуального проекта "Фитнес-йога"выполнила ученица 9б класса Альшевская Ксения

Презентация индивидуального проекта"Фитнес -йога " выполнила ученица 9б класса Альшевская Ксения...