Рабочая программа по музыке ООО
рабочая программа по музыке

Салова Анастасия Николаевна

Рабочая программа «Музыка» для 6—8 классов предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_ooo.doc332.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Владимирской области кадетская школа - интернат «Кадетский корпус» им. Дмитрия Михайловича Пожарского

в  ЗАТО г.  Радужный

Принято

на  заседании педагогического совета

Протокол №1 от 23 августа 2016 года.

Секретарь педагогического совета

_______________ С.Ю. Поленичко

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКОУ ВО «Кадетский корпус»

им. Дмитрия Михайловича Пожарского

_______________________ В.А. Бабешко

Рабочая программа

по музыке ООО

ЗАТО г. Радужный


1.Пояснительная  записка.

Рабочая программа «Музыка» для 6—8 классов предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.

2. Общая характеристика курса

          Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

     Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство.

    Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.

3. Место курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Искусство. Музыка» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII классах выделяется по 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю) – всего 105 часов, в VIII и IX классах – 35 часов (из расчета 0,5 учебных часа в неделю).

Так как в Кадетском корпусе обучение мальчиков  начинается  с 6 –ого класса, поэтому на изучение музыки на этапе основного общего образования выделяется 105 часов, в том числе: 6 классе — 35 ч, в 7 классе — 35 ч, в 8 классе — 35 ч.

При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 6—8 классов.

Другие отличительные особенности программы отразились:

— во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, —природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;  

(Отметим, что принципы универсализации и интеграции знаний, ставшие характерной приметой Стандартов второго поколения, являются безусловной приметой настоящей программы с момента начала ее функционирования (2003 г.);

— в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

— в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

— в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

— в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы).

Три подсистемы, соответствуют годам обучения в основной школе, получают  отражение в содержании каждой из тем года:

6 класс — «В чем сила музыки»;

7 класс — «Содержание и форма в музыке»;

8 класс — «Традиция и современность в музыке»;

Основными  видами практической деятельности на уроке являются: I — слушание музыки, II — выполнение проблемно-творческих заданий, III — хоровое пение.

Слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной идее урока.

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно - поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель — придать большую многомерность в освещении изучаемой темы.

Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержанию программы.

В  программе широко используется метод проблемного обучения, позволяющий сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций.

4. Цели обучения:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления и воображения;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формировать цели деятельности, планировать её, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет;

- развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

В содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в наше время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.

5. Задачи:

— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

— формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

 воспитание гражданственности и патриотизма;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

— развивать интеллектуальный потенциал;

— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

— способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

              6.Результаты изучения предмета «Музыка»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

6 КЛАСС

В области личностных результатов:

—развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

—совершенствование художественного вкуса;

—овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

—наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

—формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

—сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

—анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

—проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

—размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

—использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

—применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

—наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

—общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

—определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

—умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

—проявление навыков вокально-хоровой деятельности - исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

7 КЛАСС

В области личностных результатов:

—развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

—совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

—овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

—наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

—приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

—сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

—анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

—проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

—размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

—использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

—определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

—применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

—наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

—общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

—понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

—умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

—умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

—умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);

—осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

—понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);

—проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.

8 КЛАСС

В области личностных результатов:

—обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

—обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

—наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

—соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;

—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

В области метапредметных результатов:

—понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;

—общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

—развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

—соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

—творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

—расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

—усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

—эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).

В области предметных результатов:

—постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

—освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;

—умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

—осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

—установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;

—понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

—сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

           7. Содержание курса

6 КЛАСС

Тема года: «В чем сила музыки?»

Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства. Слушание польки «Трик-трак» Ф. Шопена и прелюдии соль минор Рахманинова. Разучивание песни Г. Струве «Школьный корабль». Письмо Богине Музыке.

1.Музыка души.

«Тысяча миров» музыки

Наш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная  преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке. Слушание музыки Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус,  вальсы,   М. Мусоргский «Старый замок»,  Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии №9 и №5  Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера.  

Разучивание песен А. Островского  «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», Г. Струве «Полонез дружбы».

Зрительный ряд: П. Федотов «Сватовство майора», В. Пукирев «Неравный брак», М. Врубель «Пан», портреты композиторов.

Как создается музыкальное произведение

Единство сторон музыкального произведения. Ритм – основа музыки. Звук, который выражает слово. Единство содержания и формы. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика. Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями»,  Шостакович  фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Шуберт «Серенада», Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь»,  И. Бах, органные фуги, «Весенние воды» С. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Создание устных журналов «Недаром помнит вся Россия», «Песни, звавшие на подвиг». Изучение новых музыкальных терминов: ноктюрн, баллада, романс, полифония, сюита, рондо, серенада.

Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате», и др.

Зрительный ряд: портреты композиторов

Чудесная тайна музыки

В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка»,  

Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов.

7 КЛАСС

Тема года: «Содержание и форма в музыке»

1.О единстве содержания и формы в художественном произведении.

Часть первая. Содержание в музыке

               Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского. «Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.    

              Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть;  Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано,  I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».

               Разучивание песен А. Островского  «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.

Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ

               Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.  

                Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.

8 КЛАСС

Тема года: «Традиция и современность».

Музыка как незаменимое средство формирования духовной, художественной, музыкальной культуры личности, раскрытие  её особого места в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства.  музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека. Мир, человек, природа, события истории и наша современность — главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств, общности тем,  взаимодополнения выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: коммуникативной функции музыки — на осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; этической функции — на пробуждение и возвышение в человеке чувства добра и душевной отзывчивости; эстетической функции  — на формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познавательно-просветительской функции — на познание мира в особой, уникальной музыкально-образной форме и стремлением делиться этим познанием.

Арттерапевтические возможности музыкального искусства  в достижении комфортности душевного состояния человека, снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния в целом, гармонизации эмоционально-интеллектуального развитие личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В. А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена);  вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха); любви и ненависти («Ромео и Джульетта» У. Шекспира в трактовках Г. Берлиоза, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева); войны и мира (творчество Д.Д. Шостаковича, Г. Малера, Д.Б. Кабалевского); личности и общества (Л.ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека  (М.П. Мусоргский,  Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.

Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах  Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.

При изучении музыки как средства формирования духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе:

-философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;

-сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;

выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;

-осмысления учащимися  места и значения музыки  в своей  жизни;

-обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства на примере так называемых «вечных» тем;

-становления в представлении учащихся целостной художественной картины мир на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;

-освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах;

-создания импровизации и сочинения музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий;

-применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.   

8. Тематическое планирование основного содержания курса «Музыка».

Основное содержание по темам

    Характеристика УУД

6 класс

Тема года «В чем сила музыки?»

Раздел  1   «Тысяча миров» музыки 8 часов

«Музыка души»

1.Выявлять возможности эмоционального воздействия

2.Характеристика видов деятельности музыки на человека (на личном примере).

3.Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека.

Наш вечный спутник

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Искусство и фантазия

1.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2.Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства.

3.Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений.

 Искусство — память человечества

1.Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

2.Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

4.Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении.

В чем сила музыки

1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

4.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

5.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

6.Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов.

7.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Волшебная сила музыки

1.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

3.Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, красивое — уродливое).

4.Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

 Музыка объединяет людей

1.Рассказывать о влиянии музыки на человека.

2.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4.Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

5.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Раздел «Как создается музыкальное произведение» 21 час

 Единство музыкального произведения

1.Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.

2.Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности.

Ритм (4 часа)

 

«Вначале был ритм»

1.Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства

О чем рассказывает музыкальный ритм

1. Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

Диалог метра и ритма

1.Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

2.Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов — Л. Бетховена и А. Хачатуряна (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Узнавать по характерных признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности.

4.Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

От адажио

к престо

1.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов

3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4.Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

5.Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров (с учетом критериев).

Мелодия  (3 часа)

«Мелодия — душа музыки»

1.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы  музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта).

3.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта).

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

1.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений.

3.Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарта).

 Мелодия «угадывает» нас самих

1.Осознавать интонационно-образные и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации.

3.Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных композиторов (П. Чайковского).

4.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П. Чайковского).

Гармония (4 часа)

Что такое гармония в музыке

1.Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

4.Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства.

5.Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Два начала гармонии

1.Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке.

3.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В. А. Моцарта).

4.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

1.Воспринимать гармонические особенности музыкального произведения.

2.Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении.

3.Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания.

Красочность музыкальной гармонии

1.Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н. Римского-Корсакова).

2.Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

3.Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

4.Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке.

Полифония (2 ч)

Мир образов полифонической музыки

1.Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

2.Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта).

4.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А. Моцарта)

5.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Пространство фактуры

1.Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Рассуждать о яркости образов в музыке.

3.Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Тембры (2 ч)

Тембры музыкальные краски

1.Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений

в музыкальных произведениях.

2.Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров

Соло и тутти

1.Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений

в музыкальных произведениях.

2.Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях.

Динамика (2 ч)

 Громкость и тишина в музыке

1.Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

2.Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях.

3.Анализировать приемы развития художественного образа в музыкальном произведении (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений)

Тонкая палитра оттенков

1.Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

2.Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях.

3.Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении.

Раздел 3 Чудесная тайна музыки (4 часа)

По законам красоты

1.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

3.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

4.Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

5.Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания.

7 класс

Тема года «Содержание и форма в музыке»

О единстве содержания и формы

1.Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства.

2.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и другими видами искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Раздел 1 Содержание в музыке» (15 часов)

Музыку трудно объяснить словами

1.Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

Что такое музыкальное содержание

1.Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

3.Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды.

4.Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях.

Каким бывает музыкальное содержание

1.Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях.

2.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма).

Музыка, которую можно объяснить словами

1.Анализировать содержание музыкальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике)

2.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3.Находить ассоциативные связи между образами музыки, поэзии и изобразительного искусства.

Когда музыка не нуждается в словах

1.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

2.Выявлять возможности преобразующего значения музыки.

3.Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений.

4.Принимать участие в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания.

5.Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов академической направленности.

Лирические образы в музыке

1.Анализировать содержание музыкальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3.Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

4.Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

5.Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства.

Драматические образы в музыке

1. Анализировать особенности воплощения драматических образов в музыке.

2. Анализировать приемы взаимодействия различных образов в драматических произведениях.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в драматических произведениях.

4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в драматических произведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем.

 Эпические образы в музыке

1.Анализировать особенности воплощения эпических образов в музыке.

2.Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении.

3.Сравнивать особенности музыкального языка в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

Музыкальный образ в программной музыке

1. Анализировать особенности воплощения образов в программной музыке.

2. Анализировать приемы взаимодействия различных образов в драматических произведениях.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в программных произведениях.

4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в  программных произведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем.

Музыкальный образ в инструментальной музыке

1. Анализировать особенности воплощения образов в инструментальной музыке.

2. Анализировать приемы взаимодействия различных образов в инструментальных произведениях.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в инструментальных произведениях.

4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в инструментальных произведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем.

Музыкальный образ в вокальной музыке

1. Анализировать особенности воплощения образов в вокальной музыке.

2. Анализировать приемы взаимодействия различных образов в вокальных произведениях.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в вокальных произведениях.

4. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в вокальных произведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем.

«Память жанра»

1.Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки.

2.Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением.

Такие разные, песни, танцы, марши

1.Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

3.Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.  

4.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, оркестровке) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого.

5.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

6.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

7.Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Раздел 2 Форма в музыке. Музыкальная композиция (16 часов).

 «Художественная форма — это ставшее зримым содержание

1.Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения

1.Понимать характерные особенности музыкального языка.

2.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств музыкальной выразительности.

3.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

От целого к деталям

1.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (форма музыкального периода).

2.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3.Понимать характерные особенности музыкального языка.

4.Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении.

Какой бывает музыкальная композиция.

1.Выявлять круг музыкальных образов в музыкальной композиции.

2.Исследовать специфику музыкального формообразования (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Наблюдать за сопоставлением музыкальных образов (музыкальных тем).

4.Рассуждать об общности и различии формообразующих средств в музыке, литературе и изобразительном искусстве.

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма

1.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (двухчастная форма).

2.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

3.Размышлять о яркости и контрастности образов в музыке.

4.Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе).

«Я здесь, Инезилья» М. Глинка: трехчастная форма

1.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (трехчастная форма).

2.Наблюдать за развитием образа на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

3.Понимать характерные особенности музыкального языка.

4.Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе).

5.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (М.Глинки).

Многомерность образов в форме рондо

1.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (рондо).

2.Наблюдать за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основе сходства и различия музыкальных тем.

3.Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных жанров.

4.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации

1.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (вариации).

Анализировать приемы развития образа в музыкальном произведении.

2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы (с учетом критериев, представленных в учебнике)

3.Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании

Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке (с учетом критериев Дневника музыкальных размышлений).

Музыка в развитии

1.Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

2.Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм.

3.Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении.

4.Понимать характерные особенности музыкального языка.

5.Находить ассоциативные связи между «планами выражения» музыки и изобразительного искусства.

Музыкальный порыв

1.Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.

2.Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях.

3.Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных музыкальных форм.

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии

1.Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях.

2.Наблюдать за развитием музыкального образа в музыке.

3.Анализировать приемы развития музыкального образа.

4.Понимать характерные особенности музыкального языка.

5.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»

1.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах).

3.Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов.

4.Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях.

5.Понимать характерные особенности музыкального языка.

Музыкальная драматургия

1.Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

2.Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм.

3.Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении.

4.Понимать характерные особенности музыкального языка.

Находить ассоциативные связи между «планами выражения» музыки и изобразительного искусства

8 класс

Тема года «Традиция и современность в музыке»

Раздел 1 Традиция в музыке (3 часа)

Музыка «старая» и «новая»

1.Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Настоящая музыка не бывает «старой»

1.Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

2.Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4.Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника.

Живая сила традиции

1.Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

3.Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства и средств выражения.

4.Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

Раздел 2 Сказочно-мифологические темы в музыке (6 часов)

Искусство начинается с мифа

1.Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.

2.Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы.

3. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы.

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского - Корсакова «Снегурочка»

1.Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3.Понимать характерные особенности музыкального языка.

4.Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы.

 Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского

1.Исследовать разнообразие музыки XX века.

2.Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5.Понимать характерные особенности музыкального языка XX века.

Опера К.В. Глюка «Орфей и Эвридика»

1. Эмоционально воспринимать античные мифы в музыке.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка.

6. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

Миф и сказка

1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Сравнивать мифологические и сказочные мелодии.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка.

Раздел 3. В поисках истины и красоты (4 часа)

Мир духовной музыки

1.Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2.Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

5.Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Колокольный

звон на Руси

1.Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

2.Понимать характерные особенности музыкального языка.

3.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4.Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке.

Музыкальные традиции православных праздников (Рождество, Крещение, Пасха)

1.Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2.Рассуждать о своеобразии отечественной православной музыкальной культуры прошлого и настоящего (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Самостоятельно подбирать произведения искусства к изучаемой теме с точки зрения содержательного сходства.

4.Использовать ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений.

5.Творчески интерпретировать содержание изучаемой темы в изобразительной деятельности.

6.Самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме.

Раздел 4. Мир человеческих чувств (10 часов)

«Мелодией одной звучат печаль радость»

1.Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.

2.Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.

3.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А. Моцарта, С. Рахманинова, Д. Шостаковича).

4.Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

5.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

6.Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

7.Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха

1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2.Уметь объяснять понятие мистерии.

3.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4.Осознавать интонационно-образные основы музыки.

Бессмертные звуки «Лунной»  и «Патетической» сонат Л.В.Бетховена

1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2.Уметь объяснять понятие сонаты.

3.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4.Осознавать интонационно-образные основы музыки.

5.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен).

Тема любви к Родине в музыке.

1.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

2.Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

3.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

4.Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

5.Понимать характерные особенности музыкального языка.

6.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (С.Рахманинов, Д. Кабалевский).

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

1.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

3.Анализировать и сравнивать приемы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм.

4.Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

5.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).

6.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена).

Тема любви в музыке

2.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3.Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

4.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

5.Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

6.Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7.Понимать характерные особенности музыкального языка.

8.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского, А.Рыбникова).

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

1.Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

4.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова).

5.Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

6.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений.

Романтический стиль «Bel Canto»

1.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

3.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия музыкальных тем.

4.Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в опере.

5.Сравнивать музыкальный язык в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания.

6.Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей.

7.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

8.Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

9.Понимать стилевые черты итальянской оперной школы(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Лирическая авторская песня

1.Эмоционально воспринимать творчество бардов во всем его многообразии.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности авторской песни.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка.

6. Осваивать отдельные образцы, характерные черты авторской музыки.

7. Уметь рассказать о лирической авторской песне.

Раздел 5. Современность в музыке (10 часов)

Как мы понимаем современность

1.Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3.Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

4.Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.

5.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений.

Философские образы в музыке XX века

1.Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (частях музыкального произведения).

3.Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов.

4.Понимать характерные особенности музыкального языка.

5.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания.

6.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.

Может ли быть современной классическая музыка

1.Анализировать стилевое многообразие классической музыки и музыки XX века.

2.Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3.Ориентироваться в основных жанрах западноевропейских и отечественных композиторов (с учетом требований учебника).

4.Самостоятельно исследовать художественные явления и факты в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Джазовая музыка

1. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполните-

лей.

2. Высказывать собственное мнение о художественной ценности джазовой музыки.

3. Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме.

Эстрадная музыка

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX-XXI вв.

2.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

3.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4.Выявлять и сравнивать круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Лирические страницы песенной музыки

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX-XXI вв.

2.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

3.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4.Выявлять и сравнивать круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Музыка кино

1.Анализировать стилевое многообразие музыки в кинофильмах.

2.Рассуждать о многогранной роли музыки в кино (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова, И.Дунаевского, М.Таривердиева).

Диагностический, текущий и итоговый контроль музыкального образования

1.Групповая и индивидуальная диагностика уровня музыкального развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики.

2 Проверка усвоения навыков слушания музыки, пения, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений.

3. Письменные высказывания, сочинения на музыкальные темы.

4.Руководство самостоятельной и проектной деятельностью учащихся:

Уроки-консультации по руководству самостоятельной и проектной деятельностью учащихся. Зачеты, семинары, тесты и музыкальные викторины.

1.Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека.

2.Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.

3.Сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей).

4.Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу.

5.Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете.

6.Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта.

7.Уметь организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.

8.Уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях.

9.Применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.

9.Программно-методическое обеспечение:

  1. Науменко Т.И., Алеев В.В. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М., Дрофа, 2016.
  2. Музыка. 6 класс: система уроков по учебнику Науменко Т.И., Алеева В.В. Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).– ISBN 978–5-09-020559-7.
  4. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно – методическое пособие /Т.А. Затямина. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с.;
  5. Музыка. 5-8 классы: необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты / авт.-сост. М. Ю. Лукашевич. – Волгоград: Учитель, 2013. – 195 с.;
  6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  7. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  1. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.

  1. Как рассказывать детям о музыке? – 3 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

Список Интернет-ресурсов для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов, заданий в тестовой форме, заданий для музыкальных викторин:

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

  1. Печатные пособия:
  • Комплект портретов композиторов.
  • Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990.
  • Великие композиторы. Жизнь и творчество. Бетховен. Бах. Гайдн. Моцарт.
  1. Информационно-коммуникационные средства:
  • Фонохрестоматия 6 класс 1 CD.
  • Великие композиторы. Жизнь и творчество. 4 CD.
  • Шедевры русской классики.  CD.
  1. Технические средства обучения:
  • Ноутбук
  • Проектор
  • Музыкальный центр
  1. Учебно-практическое оборудование:
  • Пианино
  • Синтезатор
  • Школьная доска с магнитной поверхностью.

10. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

6 класс

Ученик научится:

  • определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
  • отражать своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
  • находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью.
  • определять на слух название произведения и его автора;
  • задавать возможные решения проектных задач через систему и набор знаний с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
  • понимать значение новых терминов и понятий – сюита, реквием, месса, пульс, кульминация.
  • извлекать информацию из различных источников, уметь вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным словарям, справочникам, Интернету).

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно- и двухголосных произведений с аккомпанементом более сложных ритмических рисунков – синкопы, остинатного ритма);

7 класс

Ученик научится:

  • понимать главные особенности содержания и формы музыки, осознавать их органическое взаимодействие;
  • уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;
  • уметь находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
  • находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства;
  • понимать значение новых терминов и понятий – прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;
  • понимать художественно-выразительные особенности музыкальных форм.
  • извлекать информацию из различных источников, уметь вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным словарям, справочникам, Интернету).

Ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать характер развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности;
  • устанавливать цели в своей проектной деятельности, ставя практическую задачу находить под эту конкретную задачу свои средства;

8 класс

Ученик научится:

  • аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
  • научится обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устных и письменных), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений.
  • извлекать информацию из различных источников, уметь вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным словарям, справочникам, Интернету).

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...