Сообщение "Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час" Лебедева Л.И.
учебно-методический материал по музыке

Лебедева Любовь Ивановна

Сообщение Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии Клубный час

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Тема: «Организация и применение культурных практик в рамках музыкального воспитания дошкольников с использованием педагогической технологии «Клубный час».

Слайд 2.

"Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат"

(Д.Д. Шостакович).

  Одним из приоритетов современной государственной образовательной политики Российской Федерации является повышение качества дошкольного образования, который основывается на единстве умственного и эмоционального развития ребенка, становлении его универсальных умений, которые включают  его способность действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных ценностей, норм и образцов.      

Поэтому мы обращаемся к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности воспитанника.

Слайд 3. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики», которые в педагогику ввела Наталья Борисовна Крылова. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Культурные практики дают возможность получать собственный опыт как результат манипуляций или целенаправленной деятельности, а также, проверять истины, переданные взрослыми.  В результате культурных практик ребенок приобретает уникальный индивидуальный опыт, обеспечивающий его самореализацию. То, что он практикует в своей повседневности, то и станет его образом жизни в дальнейшем. Культурные практики – понятие, объясняющее как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего-либо в своей жизни.

Слайд 4. Для реализации культурных практик в детском саду, необходимы условия:

-формирование у ребенка индивидуального опыта слушания, пения, экспериментирования со звуками;

-насыщение развивающей предметно-пространственной среды разнообразными музыкальными инструментами, звуковыми игрушками, атрибутами музыкальной культуры и свободный доступ к ним ребенка;

-педагогическая поддержка и сопровождение детских импровизаций (совместное музицирование на основе творческого взаимодействия).

Слайд 5. Музыкальная деятельность как культурная практика ставит перед собой цель – развитие у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности  и решает  задачи – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства; формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства; реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.

Слайд 6 Так как культурные практики направлены на формирование у дошкольников самостоятельной деятельности, то наиболее ярко они могут раскрыться во время проведения педагогической технологии «Клубный час». Она заключается в том, что в течении одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду соблюдая определенные правила. Ознакомившись с литературой по этому вопросу и рассмотрев возможности нашего детского сада нами были разработаны свои правила, а именно:

- длительность клубного часа не должна превышать 60 минут.

- за это время может пройти 3 или 4 вида деятельности, длительностью не более 15 минут  с перерывом между каждым.

- перед началом клубного часа необходим обязательный сбор, на котором ребятам в интересной форме будут озвучены виды деятельности, предусмотренные в данный момент.

- начало и конец должны быть обозначены звуковым сигналом (колокольчик или звонок).

- если ребенок пришел на событие и прозвучал сигнал начала события, то он не может уйти до его окончания.

- детям по детскому саду можно перемещаться только шагом

- по завершению всего клубного часа необходимо провести рефлексию, во время которой и дети, и педагоги-участники этого клубного часа высказывают свое мнение о прошедшем мероприятии.

Слайд 6 (а). Выделяют  следующие типы Клубного часа:

-свободный

-тематический

-деятельностный

-творческий

Клубный час может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.  Для проведения клубного часа воспитатели и специалисты предварительно обсуждают тематику и организационные моменты – сколько групп будет участвовать, какое количество определенных видов деятельности нужно подготовить. Обговаривается месторасположение каждого сотрудника.

Слайд 7. Эта технология прижилась в нашем детском саду. Впервые мы ее «попробовали» год назад. Для нас наиболее удачный день проведения клубного часа – пятница. Наш первый клубный час был проведен для ребят старшей и подготовительной групп. По своему типу он был -  свободный – дети свободно перемещались по всему детскому саду, самостоятельно организовывая общение по интересам. Все сотрудники находились на своих рабочих местах и занимались текущими делами. Ребята, заходя в группы, вовлекались в образовательную или игровую деятельность с другими детьми. Специалисты показывали свои кабинеты и рассказывали о том, чем они занимались в данный момент. В этот день дети узнали, как много интересных и еще неизведанных уголков есть в саду! Они побывали на черной лестнице (по которой ребятам в обычные дни ходить запрещено!), заглянули в костюмерную и кладовую, находящиеся на 3 этаже (то же закрытом для посещения детей!), прошлись по чердаку (в сопровождении старшего воспитателя), и спустились в подвал посмотреть мастерскую рабочего по зданию.  По завершению, на рефлексии, и дети, и педагоги поделились своими впечатлениями и пришли к выводу, что такая технология необходима в современном детском саду!  Было принято решение – проводить клубный час не реже 1 раза в квартал.

Слайды 8 - 10. Готовясь к следующему клубному часу у нас появилась идея – оборудовать музыкальный уголок в   коридоре возле кабинета музыкального руководителя.  Идея возникла не случайно – мы давно обратили внимание на то, что музыкальные уголки, оборудованные в группах (особенно в старшей и подготовительной) не выполняют своей функциональности. Очень часто ребята вместо того, чтобы закреплять навыки игры на различных детских музыкальных инструментах просто использовали их как предметы-заменители в играх. А у воспитателей зачастую не хватало времени и знаний для использования музыкально-дидактического материала. Теперь же у старших дошкольников появилась свобода передвижения по детскому саду в свободное время и они могут прийти в музыкальный уголок и закрепить или расширить свои музыкальные знания в игровой форме (например развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха, знакомство с нотной грамотой и т. д.). А так как я нахожусь все время рядом с музыкальной зоной, то ребята часто демонстрируют мне и родителям свои достижения. Со временем  в уголке нам стало тесно и мы вышли на лестницу.

Слайды 11-12. Во время проведения 2 клубного часа ребята приняли активное участие в  создании «музыкальной лестницы», некоторых дидактических игр, в которые они теперь с удовольствием играют!

Слайд 13. Во всех клубных часах, проводимых в нашем саду, обязательно присутствовала музыкальная деятельность в разных видах. Третий  клубный час у нас был посвящен творчеству детских писателей и на своем образовательном событии мы с ребятами инсценировали рассказ Сутеева   «Кто сказал «Мяу»?». Мини-спектакль проходил в библиотеке, которая находится в холле на 1 этаже.  Игра «Волшебный сундучок» помогла выбрать себе героя из этого рассказа, примерить на себя костюм и с помощью средств образной выразительности (позы, жестов, мимики, характерных движений) показать его.

Слайд 14. Следующий  клубный час перенес нас в жанр  танцевальной импровизации  - мы попали в зоопарк и под музыку К. Сен-Санса из альбома «Карнавал животных» через пластические этюды изображали животных, стараясь передать характерные особенности передвижения, манеры и повадки.

Весной этого года мы получили долгожданные детские музыкальные инструменты. Для меня это была нескончаемая радость! Но тут же встала и проблема – где расположить все это богатство? Ведь у нас в саду совмещенный спортивно-музыкальный зал. Да так, чтобы инструментами было легко и удобно пользоваться всем, особенно детям? Ответ нашелся летом. На протяжении нескольких лет у нас не функционирует бассейн.

Слайды 15-18. С разрешения руководства мы начали постепенное превращение бассейна в «оркестровую яму». Продумали лестницу, которая еще и выполняет функцию дополнительных сидячих мест (на которой, кстати, дети безумно любят сидеть!), принесли «устаревшую» мебель, которая не подходит в группы и заполнили музыкальными инструментами и пособиями, разместили магнитные доски, сшили подушки. И получилась у нас настоящая оркестровая яма! Акустика в помещении просто потрясающая! И малыши, и старшие дети с радостью бегут на занятия туда. Их привлекает и нестандартность самого помещения, и доступность ко всем инструментам и свобода творчества, которую теперь не надо специально организовывать!  Здесь проводятся занятия системы допобразования (кружки «Мажор» и «Веселые нотки»), доминантные музыкальные занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах (не включающие раздел музыкально-ритмических движений). Так проведение клубного часа повлияло на комфортную обстановку в музыкальной среде и  расширение музыкально-образовательного пространства. Холл,  музыкальный зал, оркестровая яма, музыкальный уголок и звучащая лестница – вот как много стало мест, где ребята могут совершенствовать и развивать музыкальные знания. Музыка теперь доносится из разных уголков сада. И не зря сегодняшнее мероприятие мы так и назвали – «Музыка звучит повсюду!».

Наличие таких условий сподвигло нас провести клубный час, целиком посвященный  музыкальной деятельности, чтобы практиковать событийную деятельность детей и взрослых.  

Какие культурные практики использовать – подсказали сами дети. Мы обратили внимание, что очень часто они экспериментируют с различными  предметами и музыкальными инструментами, подбирая пары (металлофон – звон ключей, барабан – стук по столу или по перевернутому вверх дном ведру и т.д.). это настоящая экспериментальная музыкальная деятельность, которая заключается в умении извлекать звуки из всего окружающего – это очень увлекательное занятие, которое позволяет развивать фантазию и расширять кругозор. Детям интересны эксперименты со звуками и мы взяли сказки-шумелки - это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. Сказка с шумовым оформлением является веселым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Дети  реализуют свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

Решили остановиться на музыкально-пластической импровизации, целью которой  является передача в пластических свободных образах характера и настроения музыкального произведения. Не случайно наш выбор пал и на театр теней. Все хорошо знакомы с теневым театром, в котором все актеры – куклы.  А в нашем театре теней все участники – живые люди (дети), которые  с помощью, жестов, пластики тела, различных способов передвижения фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему, соответствующий характеру музыки. Для нас это настоящая находка!

Слайды 19 - 20. Оркестр – один из самых любимых видов деятельности ребят!  Играя на музыкальных инструментах, они открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания разных инструментов, а еще получают большой заряд удовольствия и положительных эмоций. Именно играя в оркестре ребята сплачиваются в единое целое. И сейчас, когда у нас имеются в достаточно количестве  хорошие детские музыкальные инструменты, мы смогли предоставить всем воспитанникам возможность проявить себя в этой области. Они с удовольствием осваивают игру на новых инструментах,  знакомятся с элементами нотной грамоты и с азартом экспериментируют с ритмическими рисунками играя  их на разных музыкальных инструментах. Во время музыкальных занятий мы разучили пьесу «Шарманка» Д. Шостаковича – подобрали музыкальные инструменты, разобрали ритмические рисунки для всех партий и проиграли их.

Работа с детьми – завораживает! Она требует больших сил и терпения. Но как радостно видеть счастливые лица ребят и их горящие глаза, когда у них все получается! Как приятно вместе с родителями радоваться успехам детей.  Поэтому на достигнутом нельзя останавливаться. Мы планируем продолжить работу по расширению музыкально-образовательного пространства в саду – появились идеи с вариантами продолжения оформления звучащей лестницы, разрабатывается проект  оформления театральной зоны в коридоре. Готовимся  провести клубный час на улице, а также ввести в образовательную деятельность театр теней.

Слайд 21 – 21(а). Действуя с детьми наравне, давая им свободу выбора, насыщая всю предметно-пространственную среду разнообразными музыкальными инструментами, звуковыми игрушками, атрибутами музыкальной культуры и давая детям свободный доступ к ним, поддерживая детские импровизации во всех видах музыкальной деятельности мы  способствуем реализации культурных практик по музыкальному воспитанию в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Здоровье сберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников»

Сегодня в дошкольном образовании уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и...

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"...

Консультация «Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников»

Консультация «Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников»Виктория Телушко Консультация «Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании...

статья "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников".

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства; в современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее ...

Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников с использованием ЭОР.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Мнемотаблицы как способ моде...

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...

Презентация на тему:«Применение коммуникативных танцев-игр в музыкальном воспитании и социально–личностном развитии дошкольников»

Презентация на тему:«Применение коммуникативных  танцев-игр в музыкальном воспитании  и социально–личностном развитии дошкольников»...