Вокальные циклы немецких романтиков
статья по музыке (6, 7, 8 класс)

Тюмина Лили Сейтмеметовна

   В статье освещены образная сфера и стилистические особенности вокальных циклов немецких романтиков, проанализирована специфика претворения в них ключевой для романтического мировоззрения идеи синтеза искусств, сформулированы общие рекомендации по изучению этих произведений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Тюмина Лили Сейтмеметовна

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная
Школа № 394 Красносельского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, Россия

Вокальные циклы немецких романтиков

Научный руководитель — Н. И. Верба, канд. Искусствоведения

УДК 78.03

Вокальные циклы немецких романтиков

Аннотация. В статье будут освещены образная сфера и стилистические особенности вокальных циклов немецких романтиков, проанализирована специфика претворения в них ключевой для романтического мировоззрения идеи синтеза искусств, сформулированы общие рекомендации по изучению этих произведений.

Ключевые слова: вокальные циклы, романтизм, идея синтеза искусств, история зарубежной музыки

Vocal cycles of German romanticists.

Abstract. The article will cover the figurative sphere and stylistic peculiarities of German romantic vocal cycles, analyze the specificity of implementation of the key idea of synthesis of arts to the romantic worldview, formulate general recommendations for the study of these works.

Key words: vocal cycles, romanticism, idea of synthesis of arts, history of foreign music.

Вокальные циклы немецких композиторов-романтиков — важная стилевая примета эпохи, репрезентирующая ее мировоззрение. Тесная связь с литературой и поэзией, сама идея цикличности, обусловившая драматический градус циклов, претворение идеи синтеза искусств – вот те важные свойства вокальных циклов, что позволяют рассматривать их как подлинный продукт романтизма [Петрушанская]. Вместе с тем, заключенные в циклах смыслы оказываются злободневными не только в романтический век — созданные тогда произведения популярны, значимы и сейчас, коль скоро заключают в себе целую палитру универсальных ценностей (таких как определение своего места в жизни, поиск любви и счастья, мотивы одиночества, ценность творчества и т.д.), актуальных как для профессионала-музыканта, так и для воспринимающего их слушателя [Коннов, 1992].

Lied — известнейший жанр, подлинный символ немецкой музыкальной культуры. В эпоху романтизма Lied обретает огромную популярность и значимость [Васина-Гроссман, 1966]. Песня становится выразителем мировоззренческих констант романтиков – как поэтов, так и композиторов. Она выступает ярким образцом преломления идеи синтеза искусств, драматургических устремлений творцов, их интереса к национальным истокам, сюжетам, мотивам [Карташова, 1980; Корзина, 1980; Михайлов, 1987; Хрулев].

Внимание к внутреннему миру человека, стремление показать его путь в развитии, уделить особое внимание метаморфозам его образа — все эти устремления романтической эпохи трудно воплотить в одной lied. Именно поэтому композиторы начали обращаться к выразительным возможностям цикла — он обладал действительно богатыми ресурсами, сравнимыми с возможностями оперы показать героя в действии.

Вокальные циклы немецких композиторов-романтиков представляют собой яркое явление в культуре романтизма [Музыкальная культура Европы и России. XIX век, 2019, №7]. Без преувеличения, они выступают настоящим репрезентантом мировоззрения романтиков, аккумулируя в себе ведущие идеи (синтез искусств, программность и др.), темы (одиночества, лирической исповеди, любви, пути, смерти, природы, фантастики), разносторонне претворяя в музыкальной ткани образ лирического героя, расширяя границы жанра песни, широко используя выразительные возможности народно-песенного тематизма и являя собой красноречивые художественные образцы национальных школ. [Музыка Австрии и Германии XIX века, 1975].

Что же такое вокальный цикл? Это сборник lied, в котором все произведения связаны одной темой, одним художественным замыслом. Внутренняя связь между произведениями осуществляется не только посредством текста, но и через музыку, то есть при помощи разветвленных тематических «арок», тональными, гармоническими, фактурными и другими средствами. Зачастую произведение из цикла невозможно «выдернуть» из его контекста и исполнение его в отдельности приводит к обеднению, а иногда и разрушению смысла.

Возможно дифференцировать несколько подходов к классификации вокальных циклов немецких романтиков. Среди множества песен, написанных ими, можно выделить действительно циклы. Цикл определяется, прежде всего, наличием связующей сюжетной нити, например, «Прекрасная Мельничиха», «Зимний путь» Ф. Шуберта, «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана, «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера и т.д. В них явственной драматургической линией служит конкретный сюжет – как правило, перипетии сложных взаимоотношений лирического героя с окружающей его действительностью.

Однако и здесь возможно более тонко дифференцировать драматургию вокальных циклов, которые аккумулируют в себе самые важные идеи романтической эстетики, среди которых идея синтеза искусств, выраженная в теснейшей связи музыки и слова, музыки и сценической драматургии. В ранних циклах немецких композиторов обращают внимание, в том числе, и литературные способы организации текстов в цикл – в них наличествует переплетение дневникового («Зимний путь» Ф. Шуберта, «Любовь поэта» Р. Шумана, Песни об умерших детях» Г. Малера) и новеллистичного («Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта, «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана) принципа объединения песен, а также обращение к так называемому «кругу» песен, то есть сборнику (Круг песен» на стихи Гейне (op.24) и «Круг песен» на стихи Эйхендорфа (op.39), «Мирты» (op.25) Р. Шумана, «песни на стихи Эйхендорфа» Г. Вольфа). В более поздних циклах спектр принципов объединения песен в цикл расширяется — это и циклы-размышления («Строгие напевы» И. Брамса), циклы-романы («Романсы из “Магелоны” Л. Тика И. Брамса), и циклы-письма («Пять песен на тексты писем Матильды Везендонк» Р. Вагнера).

Вокальные циклы немецких романтиков – важная часть репертуара как вокалиста, так и пианиста. Понимание их особенностей, заложенных в них смыслов составляет важную часть компетентности исполнителя. Для их достойного исполнения нужно, чтобы пианист и вокалист составляли подлинный дуэт, «дышали» и «мыслили» как единое целое, существовали в симбиозе. Поэтому помимо традиционного исполнительского анализа необходимо уделять специальное внимание сюжетно-образному содержанию циклов. Особенно важно для обоих музыкантов четкое осознание значения каждого потенциально исполняемого произведения, его место в контексте целого смысла. Именно поэтому освоению вокальных циклов немецких романтиков должно быть отведено важное место в курсе «Истории зарубежного музыкального искусства», где есть возможность осознания специфики циклов, а также структурных, драматургических, литературных и сугубо музыкальных связей внутри них в контексте других опусов, в частности, и мировоззрения эпохи романтизма, в целом. Понимание цикла во всем комплексе его историко-культурных, стилистических, жанровых, образно-семантических, драматургических, сугубо музыкальных особенностей необходимо для аутентичного, соответствующего требованиям эпохи и стиля исполнения.

Для того, чтобы освоение вокальных циклов немецких композиторов-романтиков происходило наиболее адекватно, необходимы конкретные методические рекомендации. Изучение вокальных циклов в их содержательно-образных, стилистических, исполнительских аспектах в курсе «История зарубежного музыкального искусстве» и вокалист, и пианист сможет составить базу для их профессионального исполнения. Блок посвященных романтической песне часов можно разделить на 4 занятия, предусматривающих следующие формы обучения: лекция, семинар, лекция-концерт, итоговое занятие (викторина).

В данном блоке необходимо осветить темы, которые помогут студентам освоить вокальные циклы немецких романтиков для их плодотворного исполнения:

  1. Тема вводного занятия(лекция): Изучение вокальных циклов с точки зрения синтеза искусств и их связи с литературой

План:

  1. История Lied.
  2. Идея цикличности в культуре эпохи романтизма.
  3. Вокальные циклы как одно из воплощений синтеза искусств.
  4. Романтическая поэзия как основа вокальных циклов.
  5. Обсуждение тем для самостоятельной работы.

Темы для самостоятельного изучения:

  • осветить претворение идеи синтеза искусств на примере таких циклов, как «Прекрасная Мельничиха», «Зимний Путь» Ф. Шуберта, «Романсы из Магелоны» И. Брамса
  • рассмотреть сюжетные циклы с точки зрения их связи с литературой, на примере, «Любовь поэта», «Любовь и Жизнь Женщины» Р. Шумана, цикл «Пять стихотворений», написанных на тексты писем Матильды Везендонк Р. Вагнера, «Песни об умерших детях» Г. Малера
  • проанализировать идею бессюжетных циклов на примере «Круг песен» на стихи Эйхендорфа (op.39), «Мирты» (op.25) Р. Шумана, «Строгие напевы» И. Брамса, «Песни на стихи Эйхендорфа» Г. Вольфа.
  • исследовать образы «героев» вокальных циклов по принципу их общности и их различия на примере «Прекрасная Мельничиха» Ф. Шуберта, «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера, «Романсы из Магелоны» И. Брамса.
  1. Тема семинара: Классификация вокальных циклов по принципу сюжетно-образного объединения.

План:

  1. Драматургические принципы объединения песен в вокальных циклах.
  2. Рассмотрение вокальных циклов с точки зрения их сюжетности и бессюжетности.
  3. Общность и различие художественных образов в вокальных циклах.
  4. Обсуждение программы для «Лекции-концерта».

Темы для самостоятельно изучения:

  • проанализировать основные средства выразительности в циклах-сборниках, циклах-дневниках, циклах-новеллах, циклах-размышлениях, циклах-письмах.
  • рассмотреть драматургические линии в циклах «Прекрасная Мельничиха», «Зимний Путь» Ф. Шуберта, «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана, «Романсы из Магелоны» И. Брамса, «Пять стихотворений», написанных на тексты писем Матильды Везендонк Р. Вагнера, «Испанский песенник» Г. Вольф, «Песни странствующего подмастерья», «Песни об умерших детях» Г. Малера.
  • выявить особенности интерпретации вокальных циклов, опираясь на классификацию циклов по принципу их сюжетно-образного объединения;
  • исследовать взаимоотношения между вокальной линии и фортепианной партиями в вокальных циклах немецких композиторов романтиков;
  • проанализировать причины, по которым исполнение отдельных составляющих цикла вне понимания его цельного замысла изрядно обедняет интерпретацию.
  1. Лекция-концерт на тему: Особенности исполнения вокальных циклов немецких композиторов-романтиков

План:

  1. Средства выразительности в вокальных циклах немецких романтиков (с примерами выступлений).
  2. Особенности интерпретации музыкальных образов в циклах (с примерами выступлений).
  3. Взаимоотношения между вокальной и фортепианной партиями (с примерами выступлений).
  4. Обсуждение викторины к итоговому занятию.

Темы для самостоятельно изучения:

  • осветить влияние жанра зингшпиль на формирование вокальных циклов
  • рассмотреть роль литературного первоисточника в формировании вокальных циклов;
  • проанализировать влияние общих мировоззренческих черт эпохи романтизма на создание вокальных циклов.
  1. Тема итогового занятия: Значение вокальных циклов немецких композиторов-романтиков в музыкальной культуре XIX века

План:

  1. Вокальные циклы – воплощение идеи синтеза искусств.
  2. Место вокальных циклов в музыкальной культуре эпохи романтизма.
  3. Подведение итогов (викторина).

Освоение вокальных циклов в рамках дисциплины «История зарубежного музыкального искусства» должно проходить только с учетом важных мировоззренческих установок эпохи романтизма, иначе суть самих циклов в исполнении может отображаться некорректно. «История зарубежной музыки» – та общая для вокалистов и пианистов учебная «территория», которая поможет будущим исполнителям сначала понять в историко-теоретическом плане, а затем воплотить в исполнении все идеи композитора, постигнуть все нюансы образно-смысловой, содержательной сторон произведения. Именно единый взгляд сделает возможным претворить исполнителям в жизнь все грани вокального цикла, подчеркнуть значимость связей внутри него.

Список литературы

        Васина-Гроссман В. А. Романтическая песня XIX века. М.: Музыка, 1966. 404 с.

        Карташова И. В. О своеобразии эстетического идеала ранних романтиков. Проблемы романтического метода и стиля: Межвузовский тематический сборник. Калинин: КГУ, 1980.  С. 3-32.

        Коннов В. П. Пути развития немецкой романтической песни. СПб.: СПбГУК, 1992.  43 с.

        Корзина Н. А. Искусство и его синтез в эстетических воззрениях немецких романтиков. Проблемы романтического метода и стиля: Межвузовский тематический сборник. Калинин: КГУ, 1980.  С. 31-48.

        Михайлов А. В. Эстетические идеи немецкого романтизма. Эстетика немецких романтиков.  М.: Искусство, 1987.  С. 7–43.

        Цытович, Т. Э. (ред.) Музыка Австрии и Германии XIX века: учебное пособие: в 3 кн.  М., 1975. Кн. 1.  С. 351–353.

        Петрушанская Р. И. Романтическая поэзия и романтическая музыка SOVFAVOR. URL: https://art.sovfarfor.com/muzyka/romanticheskaya-poeziya-i-romanticheskaya-muzyka (дата обращения 29.04.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия немецкому, английскому языкам и литературе по теме «Биография творчество поэтов-романтиков»

Данное мероприятие проводтлось в рамках недели языков. Оно было разработано и проведено совместно с преподавателями английского языка и литературы. Цель данного мероприятия - расширять кругозор и повы...

Цикл грамматических упражнений по немецкому языку по теме "Пассив"

Аннотация к работеДанная работа представляет цикл грамматических упражнений по теме «Passiv». Грамматика немецкого языка- это «крепкий орешек». Однако, любую грамматическую тему можно преподнест...

Электронное методическое пособие "Цикл уроков немецкого языка для 9 класса по теме "Литературная гостиная"

Привитие в подрастающем поколении интереса к литературе, воспитание детей через положительные образы великолепных литературных шедевров стало весьма актуальным в этот компьютерный век.   Эле...

Электронное методическое пособие "Цикл уроков немецкого языка для 7 класса по теме "В деревне много интересного"

   Воспитание в подрастающем поколении любви к Родине через свой предмет становится одной из главных целей для  каждого современного педагога. В целях воспитания любви к родному ...

Вокальный цикл «Зимний путь» Ф.Шуберта

Презентация по музыке 7 класс по Критской, Сергеевой...

7 класс 2 четверть. Разработка практических заданий после изучения тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф. Шуберта"

После тем "Камерная музыка" и "Вокальные циклы Ф.Шуберта" разработала практические задания для выявления знаний учащихся....

Вокально-поэтичекий цикл Я. Дубравина на стихи В. Суслова "Страна Читалия или Песни героев любимых книг"

Исполнение Вокально-поэтического цикла - это очень ответственная работа, результат совместной работы руководителей хоровых коллективов, преподавателей сольного пени, концертмейстеров и обучающихся хор...