Сценарий мероприятия для 1-4 классов в честь дня музыки (1 октября). Что? Где? Когда? – «Композиторы против школьников».
учебно-методический материал по музыке

Васильева Раиса Львовна

Сценарий мероприятия для 1-4 классов в честь дня музыки (1 октября). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtogdekogda_-_kompozitory_protiv_shkolnikov.docx26.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия для 1-4 классов в честь дня музыки (1 октября).

Что? Где? Когда? – «Композиторы против школьников».

Ход игры:

Участники по очереди выходят к ведущему и кидают 2 кубика. Число, которое выпадает на костях означает номер вопроса (в случае, если выпадает номер уже сыгранного вопроса – активируется следующий по очереди вопрос). Ведущий зачитывает вопрос. После того как вопрос был прочитан, начинается отсчёт времени – 1 минута на совещание в команде. Как только заканчивается 1 минута, отсчитываемая часами, команда должна дать ответ. Игрока, который будет отвечать, выбирает капитан команды. Затем ведущий решает, правильный или неправильный ответ дала команда.

Блиц-опрос: За одну минуту участник должен дать более 6 правильных вариантов ответов, если правильных ответов меньше, победное очко уходит команде композиторов.

Цель команды школьников — набрать 6 очков. За каждый правильный ответ участники получают 1 очко. За каждый неправильный ответ 1 очко присуждается композиторам. Если композиторы набирают 6 очков — команда школьников проигрывает.

ВОПРОСЫ:

1. Людвиг Ван Бетховен

Наиважнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. В 12 лет Бетховен стал помощником органиста при царском дворе. Тогда же Людвиг начал писать свою музыку. В 25-ть начал терять слух, но до смой смерти, даже будучи глухим, продолжал писать произведения, которыми до сих пор восхищается весь мир. В общей сложности он оставил потомкам более 240 сочинений, среди них - девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов.

Внимание вопрос: Развитие какого заболевания может предотвратить или замедлить прослушивание музыки, а также профессиональное занятие музыкой?

Правильный ответ: Потеря слуха.

Комментарий: Конечно, музыка не сможет вылечить вас, если вы уже потеряли слух, но она может предотвратить ее потерю. Или замедлить развитие этого заболевания. Во время одного из исследований, в котором приняло участие 163 взрослых, 74 из которых были музыкантами, участников попросили пройти ряд тестов на прослушивание. Музыканты воспринимали звуки лучше, чем не музыканты, причем эта разница увеличивалась с возрастом. То есть 70-летний музыкант лучше слышал речь в шумной обстановке, чем 50-летний не музыкант. А также музыка помогает пациентам, которые восстанавливаются после сердечного приступа или операции на сердце. Доказано, что приятная музыка способствует оздоровлению сосудистой системы.

2. Иоганн Себастьян Бах

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. Первым его учителем музыки был старший брат. Учить Иоганна Себастьяна он начал, когда тому было десять лет. Иоганн Себастьян Бах любил спать под музыку. При жизни Бах был настолько недооценен, что напечатано было менее десятка его произведений. Музыка Баха была запущена в космос. Она содержится самом знаменитом золотом диске, который отправился в бесконечное путешествие между звёздами на космическом аппарате «Вояджер».

Внимание вопрос: Какие комнатные жители, не имеющие ушей способны слушать музыку?

Правильный ответ: Растения (комнатные цветы).

Комментарий: Казалось бы, слышать может лишь тот, у кого есть уши. Однако целый ряд исследований, проведенных в ХХ веке, доказывают, что на звуки музыки реагируют в том числе и растения. Сегодня даже продаются компакт-диски с музыкой для комнатных питомцев. Конечно, растения не слушают музыку в привычном для нас понимании. Нет кактуса, который увлекается фолк-музыкой, или драцены – любительницы хип-хопа. Изучая влияние музыки на растения, ученые приходят к любопытным выводам - растения реагируют на звуковые частоты и их интенсивность. Если рядом с увядающим цветком поставить колонки и включить легкую музыку, то он на глазах оживет, наполнится красками и может даже склониться к источнику музыки.

3. Вольфганг Амадей Моцарт

Великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, представитель Венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист и дирижёр. Уже в 5 лет Моцарт начал сочинять небольшие произведения, которые записывал в альбом его отец. В семь лет Моцарт написал первые 4 сонаты для клавесина со скрипкой, а в восемь лет – первую симфонию. За всю свою жизнь величайшему композитору удалось написать около 800 произведений.

Внимание вопрос: Прослушивание музыки влияет на работу этого внутреннего органа. К примеру, при прослушивании быстрой музыки, его работа ускоряется. О каком внутреннем органе идет речь?

Правильный ответ: Сердце.

Комментарий: Музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление. Ритм сердечных сокращений можно регулировать с помощью звуков и музыки. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Вместе с изменением ритма сердца меняется настроение и самочувствия человека, что наверняка многие и так хорошо знают.

4. Рихард Вагнер

Немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX-XX веков, особенно модернизм. Оперы Вагнера потрясают своими грандиозными масштабами и вечными человеческими ценностями. Своё творчество Вагнер рассматривал в первую очередь в качестве способа донести до публики свои философские идеи. Музыкальный гений закончил школу уже в тринадцать лет. Вагнер написал четырнадцать опер, не считая множества других, менее масштабных произведений. «Кольцо нибелунга» - цикл из четырёх эпических опер - длится целых шестнадцать часов.

Внимание вопрос: Для повышения количества молоко американские фермеры делают коровам массаж и включают определённую музыку. Какой жанр музыки предпочитают коровы?

Правильный ответ: Классическую музыку

Комментарий: Как выяснилось, коровы неравнодушны к музыке. В связи с этим многие американские фермеры чуть ли не ежедневно устраивают для них классические концерты. Однако идея о том, что коровы, которые слушают классическую музыку, дают молоко лучшего качества и в больших объемах, известна не только в США. Для подтверждения этого тезиса на практике оркестр Дортмундской филармонии /Германия/ в полном составе выехал на одну из близлежащих ферм, где выступил со своей новой программой перед 180 коровами. В течение последующих дней животные продолжали слушать классику, но уже в записи - в исполнении лучших музыкантов филармонии. Полученное таким образом молоко, по мнению покупателей, действительно на вкус было гораздо приятнее обычного.

5. Пётр Ильич Чайковский

Русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Его произведения внесли бесценный вклад в мировую музыкальную культуру. Один из самых популярных композиторов среди любителей классической музыки. Петр Ильич Чайковский с четырех лет учился музыке, но серьёзно начал заниматься музыкой только в 21 год. Преподаватели Чайковского вовсе не видели в нем таланта к музыке, поэтому он побоялся прийти на свой выпускной концерт и в связи с этим получил свой диплом только спустя пять лет. За свой творческий путь композитор написал 10 опер, две из которых уничтожил. Всего Чайковский создал около 80 музыкальных творений.

Внимание вопрос: Этот отряд членистоногих использует музыку для привлечения противоположного пола. Люди, занимающиеся тёмной магией, считают их священными существами. Этот вид настолько пугает некоторых людей, что для обозначения фобии этих существ, даже существует специальное название. О каких членистоногих идёт речь?

Правильный ответ: Пауки

Комментарий: Американские ученые из университета Цинциннати зафиксировали перкуссионные звуковые сигналы, которые используют так называемые "урчащие" пауки-волки для привлечения самок. Если в помещении, в котором живут пауки, заиграть на скрипке, насекомые тут же выползают из убежищ. Но не думайте, что они ценители прекрасной музыки. Дело в том, что звук заставляет нити паутины колебаться, а для пауков это сигнал о добыче, за которой они сразу вылезают.

6. Чёрный ящик

Внимание чёрный ящик!

Внимание вопрос: В переводе с гавайского название этого инструмента означает “скачущая блоха”. Первый побывавший на луне человек Нейл Армстронг просто обожал играть на этом гавайском инструменте, и посвящал ей много времени во время отдыха от космических полетов. Внимание вопрос: Что в чёрном ящике?

Правильный ответ: Укулеле

Комментарий: Сейчас укулеле пользуется популярностью, но раньше она считалась обычным народным инструментом, который никому совершенно неинтересен, за исключением гавайцев. Своё название "скачущая или прыгающая блоха" эта гитара получила потому, что при игре пальцы «скачут» по грифу.

7. Игорь Федорович Стравинский

Русский (американский - после эмиграции) композитор, дирижёр, пианист. Один из самых значимых композиторов двадцатого века. Стравинский брал частные уроки фортепиано с 14 лет. А с 22-х лет обучался у композитора Римского-Корсакова, который предложил Стравинскому занятия два раза в неделю. Под его чутким руководством в 24 года были написаны первые сочинения. На протяжении всей жизни Стравинский был невероятно трудолюбив. Он часто проводил за работой по 15-16 часов в сутки, а то и больше, и делал перерывы только на еду и сон. Проживший долгую жизнь, целых 88 лет, Игорь Фёдорович успел поработать практически во всех существовавших тогда музыкальных жанрах. За всю жизнь композитор написал около 100 произведений.

Внимание вопрос: Звук этого музыкального инструмента хорошо слышно на расстоянии около 8 км днем и 11 км ночью. С древних времен этот инструмент использовали для передачи важной информации (в основном о нападении врагов) на большие расстояния. Что это за музыкальный инструмент?

Правильный ответ: Барабан

Комментарий: Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Барабаны тамтамы до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами.

8. Иоганн Штраус

Австрийский композитор легкой музыки, дирижёр и скрипач. "Король вальсов", он творил в жанре танцевальной музыки и оперетты. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в 19 веке. Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Его отца звали точно так же — Иоганн Штраус, и он тоже был знаменитым композитором и дирижёром. Иоганн Штраус - сын, собрал собственный оркестр, который исполнял в основном его собственные произведения, но отец изрядно ему мешал. Завидуя успеху сына, он всячески препятствовал его деятельности — злословил, не допускал на светские мероприятия и чинил препоны тем заведениям, которые исполняли музыку его сына. За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет.

Внимание вопрос: Школьники, занимающиеся в музыкальных школах, заметно лучше справляются с этой точной наукой. О каком школьном предмете идёт речь?

Правильный ответ: Математика

Комментарий: Музыкальные ноты, аккорды, ритм — все можно понять математически. Недавнее исследование показало, что дошкольники, которые обучались фортепиано, лучше справлялись с проверкой пространственно-временных рассуждений (умение мысленно представить пространственные модели и понимать, как они работают). Кроме того, учёные обнаружили, что музыка влияла не только на математические успехи школьников, но и на их успеваемость в физике, биологии и в гуманитарных дисциплинах.

9. Сергей Васильевич Рахманинов

Русский композитор, пианист и дирижёр, один из крупнейших представителей русской и мировой музыкальной культуры конца XIX — первой половины XX вв. Первые музыкальные уроки от родной матери он начал получать уже в четырёхлетнем возрасте. Получать высшее музыкальное образование в консерватории Сергей Рахманинов начал, когда ему было всего 9 лет. В возрасте 13 лет он лично познакомился с П. И. Чайковским, и эта встреча сильно его впечатлила, тогда же он начал сочинять и записывать свои первые произведения. В 19 лет он впервые выступил на публике в качестве пианиста. Сергей Рахманинов не выносил неуважения со стороны публики. Увидев, как кто-то в зале переговаривается или отвлекается, он мог оскорбиться демонстративно прекратить выступление. На протяжении всей жизни Сергей Рахманинов продолжал совершенствовать свою игру на фортепиано. Он играл не менее нескольких часов ежедневно вплоть до самой смерти. За всю жизнь он написал более 350 произведений.

Внимание вопрос: (видео вопрос): Вы посмотрели начало произведения 4 33, которое написал Джон Кейдж в 1952 г. Внимание вопрос: какие дальнейшие действия пианиста по скандальной задумке автора?

Правильный ответ: (Смотрим конец) Никаких.

Комментарий: Самую известную пьесу Кейджа, «4’33», многие считают гимном тишине, пустоте и бездеятельности. Кейдж действительно много времени уделял теме пауз и пустоты, отчасти под влиянием лекций по дзен-буддизму. Но на деле «4’33”» — пьеса, в которой на протяжении 4 минут 33 секунд пианист (или любой другой музыкант) не издает ни звука — это прежде всего пьеса о невозможности тишины. Другое название этого произведения «Пьеса молчаливого присутствия».

10. Франц Петер Шуберт

Австрийский композитор, один из выдающихся представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали члены семьи: отец учил его играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя, где работал его отец. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви и уроки пения у регента приходской церкви. Знаменитый композитор так и не закончил школьного обучения. Он бросил школу, чтобы полностью отдаться музыкальному творчеству. К 19 годам Франц Шуберт сочинил уже более 250 песен. Большая их часть сохранилась до наших дней. Много лет композитор мечтал иметь собственное пианино, но не мог себе этого позволить. Биография Шуберта ярко показывает, что успех не всегда приходит по жизни. Громкого успеха он так и не добился, и настоящая слава пришла к нему уже после смерти. За свою жизнь Франц Шуберт создал около 600 вокальных композиций, 9 симфоний и множество других произведений.

Внимание вопрос: Этот вид гигантских млекопитающих обладает абсолютным слухом т.к. общается с помощью песен. Кроме того, некоторые из представителей этого вида видит с помощью звука. О каких животных идёт речь?

Правильный ответ: Киты

Комментарий: Песни китов — звуки, издаваемые китообразными для общения. Слово «песни» используется, чтобы подчеркнуть повторяющийся и мелодичный характер звуков, напоминающий человеческое пение. Использование звуков как основного канала общения вызвано тем, что в условиях водной среды видимость может быть ограничена, а запахи распространяются существенно медленнее, чем в воздухе. Зубатые киты (включая косаток) используют издаваемые звуки для эхолокации.

11. Джузеппе Верди

Итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Верди обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. Статистика гласит о том, что Верди – самый исполняемый оперный композитор, а опера «Травиата» — самая исполняемая опера на планете. У композитора была нелёгкая судьба, но, преодолевая все жизненные трудности, он оставил будущим поколениям бесценные творения. С 5 лет мальчик начинает учиться нотной грамоте и игре на органе в местной церкви. Свою первую симфонию создал Джузеппе Верди, когда ему было всего 15 лет. Будучи 18-летним юношей, Верди решает продолжить свое образование в Консерватории в Милане. Но попытка поступить в миланскую консерваторию не увенчалась успехом, поэтому он берет частные уроки у одного из лучших педагогов и главы оркестра театра Ла Скала Винченцо Лавиньи. 40-50 годы (с 27 до 37 лет) стали самыми продуктивными в плане творчества: Джузеппе Верди написал 20 из 26 своих опер.

Внимание вопрос: Этот инструмент дальний родственник рояля, по праву считается самым большим музыкальным инструментом. Внутрь этого инструмента даже может зайти взрослый человек. Как называется этот музыкальный инструмент?

Правильный ответ: Орган

Комментарий: Орган – самый удивительный в мире музыкальный инструмент. Как и флейта или саксофон, орган относится к духовым инструментам, но при этом приходится дальним родственником и фортепиано, так как управляется клавишами и педалями. Самый большой в истории орган находится в американском городе Атлантик-Сити в концертном зале Бордуок. Этот инструмент оснащен 33 112 трубами и имеет 1 200 клавиш!

12. Блиц

  1. Название этой нелетающей птицы из Австралии состоит из двух нот. Что это за птица? (Додо)
  2. Повторяющаяся часть песни (Припев)
  3. Что больше: альт или скрипка? (Альт)
  4. Какая нота находится между нотами “ми” и “соль”? (“Фа”)
  5. Назовите самый известный балет П.И.Чайковского, посвященный птицам. («Лебединое озеро»)
  6. Как называется фортепиано с горизонтальным корпусом? (Рояль)
  7. Из какого вечнозеленого дерева делают пианино и скрипки? (Ель)
  8. Этот музыкальный инструмент очень похож на огромное крыло бабочки. Что это за инструмент? (Арфа)
  9. Он играет на скрипке (Скрипач)
  10. Какую ноту “кладут в суп”? (Соль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия для уч. 1 классов "Путешествие в страну знаний", 2010 г.

Сценарий мероприятия "Посвящение в первоклассники", проведенного в 2010 году....

Сценарий мероприятия для уч. 1 классов "Праздник Азбуки", 2011 г.

Сценарий мероприятия "Праздник Азбуки", проведенного в 2011 году....

Сценарий мероприятия "Выпускной в 4 классе" (Лапшина В. А.)

Сценарий мероприятия "Выпускной в 4 классе" (Лапшина В. А.)...

Сценарий мероприятия для учащихся 4 классов

Данная постановка была поставлена учащимися 4 классов в зимнем праздничном конценрте....

Методическая разработка Сценарий мероприятия Олимпийские игры.(1 класс)

Сценарий мероприятия «Олимпийские игры: вчера и сегодня» для 1 класса.(актовый зал)Цель:1. Продолжать формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирного соревнования в...

Сценарий мероприятия "Новый год" 7 класс

Сценарий мероприятия "Новый год" 7 класс...