Особенности использования современных технологий на уроках музыки
статья по музыке (5 класс)

Особенности использования современных технологий на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности использования современных технологий на уроках музыки

Каждый педагог старается сделать свой урок интересным, ярким и запоминающимся, уроки музыки в школе не являются исключением. Для того, чтобы разнообразить уроки музыки, сделать их наиболее информативными, мотивировать обучающихся к познавательной деятельности. Педагоги используют на своих уроках современные педагогические технологии.

Применение современных технологий на уроках музыки зависит как от темы урока, так и от учебной информации конкретных уроков, терминов и понятий, которые необходимо усвоить. Специфическими признаками уроков музыки является не только художественные темы и понятия, но и специфические виды деятельности (слушание музыки, вокальное, инструментальное, двигательное выполнение, создание музыки) [16].

Так при интерпретации песни педагоги используют следующие современные педагогические технологии такие как: метод проблемного обучения, ролевая имитационная игра, исполнительский конкурс.

Содержание песни или хорового произведения почти всегда довольно разнообразен, и разобраться в нем бывает довольно не просто. К тому же для самого исполнителя произведение наполняется новым содержанием. Наше восприятие, способность к сотворчеству зависят от многих причин. Одна и та же песня, например, выполнена в младших или старших классах, в зависимости от настроения учеников, в каждом случае звучит и влияет по-разному. Обсуждения на уроке возможных вариантов исполнения делает школьников определенной степени причастными к созданию музыки. В любой, даже самой простой песни есть множество возможностей для различных звуковых решений [11].

Метод проблемного обучения предполагает в данном случае поиск разнообразных вариантов интерпретации произведения (в форме свободного высказывания мнений):

- музыкальной интерпретации (поиски возможных вариантов выполнения отдельных куплетов и произведения в целом: динамичное развитие, определение кульминации отдельных фраз и целого куплета, нюансировки);

- драматической интерпретации (варианты исполнения фраз и куплетов определенного характера, с определенным настроением);

- двигательной интерпретации (варианты образных, танцевальных движений, дирижирование);

- инструментальной интерпретации (варианты инструментального сопровождения с помощью элементарных музыкальных инструментов, "звучащих предметов", "звучащих жестов");

- театральной интерпретации (варианты инсценировки песни);

- живописной интерпретации (варианты изображения образа, характера, средств музыкальной выразительности) [22].

В условиях групповой работы данные интерпретации обсуждают в группах как задача. В классе работают «Музыканты», «Драматурги», «Танцоры», «Дирижеры», «Артисты», «Оркестранты», «Художники». Результатом выученной песни может быть конкурс исполнительских интерпретаций [6].

При усвоении учебной информации используют методы: образные модели (схемы), «Дерево мудрости», метод проекта, ролевые имитационные игры «Корреспонденты», «Пресс-конференция».

Темы «о чем рассказывает музыка», «о чем говорит музыка» могут, по подсказке учителя, быть представлены образными моделями «поезда» (каждый вагон - иллюстрация образов изучаемых музыкальных произведений).

Тема. «Что такое музыкальный язык» - музыкальной семьей (мама-мелодия, папа-ритм, лебедята - метр, темп, регистр, тембр и т. д.).

Тема: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танца-дальность, маршевость» - «деревья» (три дерева, например, «дуб-маршевость», «сосна-танцевальность», «береза-песенность» вырастают из корней под названием «песня», «танец», «марш»). В процессе проработки этой темы на деревьях могут появляться листочки с названиями музыкальных жанров изученных произведений [17].

Усвоить учебную информацию о жизни и творчестве композитора, которую сообщает учитель в форме рассказа, можно, использовав игру «Дерево мудрости» (на уроке музыки – «Музыкальное дерево»). Группа учеников (или пара, сидящая за партой) пишет вопрос к услышанной информации. В конце рассказа учителя пары выходят на середину класса и зачитывают свои вопросы, другие - отвечают на них.

Самые интересные вопросы и ответы записывают на отдельных листах и «вешают на дереве мудрости» (на доске). Оценивают таким образом и ответы, и вопросы.

В процессе ознакомления с народными песнями разных жанров ученики, разделившись на группы, могут участвовать в различных проектах по созданию песенников и альбомов: «исторические песни и думы» («история народа и песня»), «Календарно-обрядовые песни» («быт народа и песня»), «лирическая песня», «родственно-бытовая песня» и др. В каждой группе над созданием песенника или альбома будут работать: собиратель песен, оформитель, художник, редактор [5].

При слушании музыкального произведения используют методы: «Светская беседа», ролевая имитационная игра «Микрофон».

Беседа вокруг прослушанного произведения может быть организована в форме «Светской беседы»: ученики в парах дают оценку прослушанному произведению, анализируют музыкальный образ, средства выразительности, национальную принадлежность музыки, связи произведения с другими произведениями искусства, связи произведения, его образности с жизнью и тому подобное [3].

Некоторые произведения учитель перед слушанием может «представить», например: «Уважаемое светское общество, сегодня к нам на бал пожаловал маэстро Вольфганг Амадей Моцарт, Он представит нашему вниманию свою «Маленькую ночную музыку» (звучит Рондо из «Маленькой ночной музыки»). После прослушивания выходят два ученика на середину класса и начинают вести светскую беседу:

- Уважаемый, а знаете ли вы, что эта музыка мне совсем не похожа на ночную.

- Так, дружище, я согласен с вами, она такая яркая, веселая, грациозная, что лучше бы ее назвать «Маленькая солнечная музыка».

- Вы знаете, мне нравится звучание такого оркестра: он несколько камерный.

- А мне нравятся более полнозвучные оркестры -- с большим количеством духовых инструментов...

При выполнении творческих задач используют методы: ассоциации, работа в группах, конкурс, викторина.

В задачах по созданию образов, которые бы выражали переживания, ощущения нужно включения ассоциативного мышления, творческого воображения, ведь ассоциации напрямую связаны со сферой человеческих эмоций [4].

Ознакомление с музыкальными инструментами (в начальных классах) – «звучащими предметами» (стаканами, банками, палочками, коробочками, бумажками) - провести в форме ассоциаций.

Вопрос учителя для ассоциаций: как добыть звуки из данных предметов? Ученики называют, учитель записывает на доске: стучать звенеть скрести шуршать шелестеть

Далее учащиеся, поделившись на группы, получают по одному из таких «звучащих предметов», экспериментируют в предложенных действиях -- стучат, звенят, скребут и тому подобное. На подобный эксперимент группам дают 5 минут, после чего каждая группа отчитывается о том какие звуки были лучшими [13].

Следующим этапом является практическое применение изобретенных звуков: учащиеся продумывают, как именно эти «инструменты» можно использовать в сопровождении выученной песни или как их разместить с определенном порядке, чтобы получилась «музыкальная композиция».

Во время изучения темы "Строение формы музыки» данные звуковые решения могут быть основой создания композиций в двух-, трехчастной формах, форме вариаций, рондо [28].

Далее группам класса можно раздать по одной репродукции, которые изучали на уроках, и предложить создать свое «звучание картин» с помощью «звучащих предметов». Предоставить задаче особого интереса поможет ситуация конкурса на лучшее «звучание картин» и «художественно-музыкальной викторины» (нужно определить, какую именно картину могли так озвучить).

Для развития исполнительских умений и навыков используют методы: игры «Цепочка», «Микрофон».

Для развития ритмического чувства можно использовать игру «Цепочка»: от ученика к ученику передается шумовой музыкальный инструмент (бубен, пандейра), на котором нужно выполнить ритм такта (двотакту) определенной ритмической последовательности - ритмичной упражнения, ритма песни [16].

«Микрофоном», который исполняет всем известную песню (по фразе каждый ученик), можно увидеть, как музыкальные и вокальные способности первоклассника, так и уровень усвоения детьми мелодии выученной песни.

Во время итоге темы, проверки усвоения знаний используются методы: «Светская беседа», игра «Стражи сказочного королевства», конкурсы, соревнования, викторины [13, с. 7].

«Светскую беседу» на данном этапе урока учитель начинает так: «Мы попали с вами в XVIII или XIX века, на бал. А знаете ли вы, как нужно вести себя на балу, чтобы не «попасть впросак»? Нужно уметь вести «светские разговоры» - много знать о различные вещи и еще и уметь об этом рассказать собеседнику. Сегодня мы послушаем, как наши дамы и кавалеры умеют вести подобные разговоры о музыке. Пожалуйста, на центр бала приглашаем пару... (двое учеников выходят на середину класса). Продемонстрируйте свои знания в области музыки и литературы».

Игру «Стражи сказочного королевства» применяют для итога темы четверти. Учитель объявляет о том, что король и королева сказочного королевства приглашают на бал. Все хотят на него попасть. А пропуском служат ответы на вопросы двух стражей или вопросы для двух часовых, стоящих на входе в королевство. Оценивают правильные ответы на вопросы, или достаточно вопросы раскрывают содержание темы. Для этого «часовые» могут получить вопросы по теме программы (творчество композитора, теоретический материал) от учителя, а могут разработать их сами [20].

При подготовке и проведении уроков-концертов используют методы: метод проекта (с «Мозговой атакой»), ролевая имитационная игра, конкурс.

Работа над проектом занимает длительное время, но результат (презентация проектов) может быть основой итогового урока (урока-концерта). В основе проекта может быть проблема популяризации музыки, которую изучают в школе, в кругу друзей, знакомых, в семье. Для этого ученики предлагают различные способы популяризации музыки (методом «Мозговой атаки»), среди которых может быть телепроект - детская программа о музыке, в основе которой будут музыкальные произведения, композиторы, термины и понятия, изученные в данном семестре [21].

Работа над данным проектом поможет не только активизировать процесс эмоционального и эстетического познания произведений искусства, усилить взаимодействие между участниками этого процесса, а и без принуждения сформировать личный «фонд» эстетического опыта и художественного настроения.

Заключительные уроки-концерты можно провести в форме разнообразных конкурсов:

- на лучшего исполнителя-вокалиста;

- на лучшую вокальную группу;

- на лучший сценарий урока-концерта (с использованием музыкальных форм рондо, вариации, сюиты в построении самого урока, сказочной формы, метода контрастов);

- на лучшего музыковеда и тому подобное [1].

Таким образом, применение современных педагогических технологий на уроках музыки позволяет педагоги сделать урок интересным и запоминающимся. Использование таких современных педагогических технологий как проектная деятельность, метод проблемного обучения, дисскусия, ролевая игра дает возможность задействовать всех учеников в классе, мотивировать их к учебной деятельности на уроках музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Использование современных технологий на уроках музыки

Выступление на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла 30 мая 2016 года....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Использование современных технологий на уроках музыки

Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений (Б. М. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин, Г. П. Сергеева А. А. Пиличяускас). Технология продуктивно-творческой деятельност...