Использование современных технологий на уроках музыки
статья

Шведова Елена Эдуардовна

Выступление на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла 30 мая 2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16_dlya_sayta_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_muzyki.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования   на уроках   музыки   реализуются  новые подходы, направленные  на лучшее  усвоение  учащимися основной образовательной программы. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать. Для повышения мотивации   разработаны универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные.  С целью  овладения  УУД    школьники  учатся   проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности,  осваивают   приёмы  анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.

Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость,  умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

В преподавании  музыки  я использую следующие технологии:

1.Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников,  подразумевающая   взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и др.

2. Здоровьесберегающая технология.

Слушание музыки, исполнение песен участие в разнообразной творческой деятельности снимает нервные перегрузки, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкульт-минутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.
3. Игровая технология 

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Игровая деятельность на уроке выполняет следующие функции:

Развлекательная -  основная функция игры - доставить удовольствие, пробудить интерес;

коммуникативная;

самореализация в игре;

терапевтическая -  преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическая -  выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекционная -  внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

 коммуникативная - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализация - включение в систему общественных отношений.

4. Групповые технологии

При групповой работе класс делится на группы для совместного решения определенных учебных задач. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся в группе, коммуникацию, общение, взаимопонимание и др. К групповым технологиям обучения относятся также групповые проекты.

5. Информационно-коммуникационные технологии (икт)

Применение ИКТ активирует познавательную и творческую деятельность школьников. Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов, цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы,  ресурсы сети Интернет, возможности электромузыкальных инструментов и др.

         Учебный процесс значительно активируется при использовании на уроке ярких и содержательных презентаций. Оценить степень усвоения детьми пройденной темы, а ученику – закрепить в игровой форме полученные на уроке знания помогают интерактивные контрольные работы (тесты). Значительно расширить и обогатить песенный репертуар на уроке и во внеурочной деятельности позволяет использование качественных «минусовок». Однако необходимо помнить, что применение ИКТ на уроке музыки не должно заменять живого общения ученика с учителем, живого звучания музыкальных инструментов и детских голосов.

В задачу учителя входит  не только самостоятельный поиск информации и материала для уроков, но и формирование самостоятельных умений и навыков школьников, направленных на владение навыками работы с различными источниками: самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, умение выделять в огромном количестве информации главное, развитие критического отношения к информации, распространяемой по каналам СМИ.

6.  Проектная технология

Проект – это метод обучения,  применяющийся  на уроках и во внеклассной работе,  ориентированный  на достижение цели самими  обучающимися.  

Метод проектов - система организации воспитательно-образовательного процесса, где способ достижения дидактической цели производится через детальную разработку проблемы.

Использование  этого метода  в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет   говорить о школьном проекте как о педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Цели введения метода проектов в практику преподавания музыки: ·

  • формировать   умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
  • помочь  учащимся реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем; ·
  •  продемонстрировать   уровень обученности   в  области музыкального искусства; ·
  • подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

 По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые (инсценирование  детских симфонических сказок, детских опер, мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов)

2. Исследовательский проект (научно-исследовательская работа по изучению биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов)

3. Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий)

4. Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений, музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали)

5.  Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями  по какой-либо теме)

6. Практико-ориентированные проекты (изготовление дидактического материала, презентации к уроку по какой-нибудь теме, создание музыкальных игр и её  описание, физкультминуток)

Этапы работы над проектом

  1. Предпроектный этап (подготовительный).

Предложение темы исследования. Выбор проблемы проекта.

  1. Этап реализации проекта.

Организация работы. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.

  1. Промежуточный этап. Рекомендации по полученным результатам. Предзащита.
  2. Завершающий этап.

Презентация.  Практическое  использование  проекта.

  1. Рефлексия.

 Обсуждение презентации и полученных результатов.

Работа  над проектом  осуществляется по определенному  алгоритму:

 1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

 - выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При  форми-ровании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Деятельность учащихся, связанная  с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.

Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию успешности.

4. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Роль педагога

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как  помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

 консультирует.

 Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.  При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

мотивирует.

Высокий уровень мотивации в деятельности залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы  самоопределения;

провоцирует. 

Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

наблюдает.

Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентностей учащихся, с другой.

Наиболее содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности. Проект « не вписывается» в рамки урока. Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока  (сдвоенные) используются для презентации подготовленных проектов.

В  практике  работы  целесообразно   использовать  мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: · мини-исследовательские проекты (например, «Рейтинг любимых песен», «Рейтинг любимых музыкальных клипов» и т.д.). · Ученики начальных классов  с  удовольствием выполняют и такие ролевые проекты,  как инсценирование детских песен., предусмотренные программой. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

Также пользуются успехом у детей такие проекты: «Музыкальные инструменты» - школьники рисуют музыкальные инструменты, отгадывают загадки, составляют кроссворды, сами изготавливают простейшие шумовые инструменты, исполняют песни под их аккомпанемент. «Новогодний проект»- участники начальной школы ищут информацию об авторах популярных новогодних песен, готовят  их инсценировку.

Особенности

индивидуальных  проектов

Особенности

групповых проектов

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью

в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы - этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта

полноценно формируется чувство ответственности

формируются навыки сотрудничества

приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта

проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне

формируются  исследовательские, презентационные, оценочно- рефлексивные умения и навыки

каждый учащийся наиболее активно включен в определенный этап работы в зависимости от своих умений и навыков (повышается самооценка)

Заключение

Развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так в начальной школе проектом может быть рисунок, композиция, изделие выполненные своими руками. Внешний результат проекта можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Использование современных технологий на уроках музыки

Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений (Б. М. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин, Г. П. Сергеева А. А. Пиличяускас). Технология продуктивно-творческой деятельност...

Особенности использования современных технологий на уроках музыки

Особенности использования современных технологий на уроках музыки...