Элементы дисциплины "Музыка" в общеобразовательной школе
статья по музыке (6 класс)

Манакова Алина

В статье исследуются элементы методики преподавания учебной дисциплины «Музыка» для средней общеобразовательной школы. Одним из важных элементов в программе является «Слушание музыки» как ключ к развивающему обучению. В статье рассмотрены способы показа музыкального произведения, формы работы на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_muzyke.docx16.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 78.06  

ЭЛЕМЕНТЫ ДИСЦИПЛИНЫ «МУЗЫКА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ  

Аннотация. В статье исследуются элементы методики преподавания учебной дисциплины «Музыка» для средней общеобразовательной школы. Одним из важных элементов в программе является «Слушание музыки» как ключ к развивающему обучению. В статье рассмотрены способы показа музыкального произведения, формы работы на уроке. Ключевые слова: «Слушание музыки», общеобразовательная школа, восприятие музыкального произведения, слуховое наблюдение музыки.  

Целью учебной дисциплины «Музыка» является создание предпосылок для музыкального и личностного развития детей школьного возраста, воспитание культуры слушания музыкальных произведений. Музыка становится транслятором духовно важных идей и идеалов и корреспондируется с целью общего музыкального образования: «становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры» [1, с. 70]. Продуктивность методики преподавания предмета «Музыка» заключается в том, что учащиеся приобретают умения и навыки, знания, заложенные в этой учебной дисциплине, а создание позитивных условий на уроке позволяет реализовать личностный потенциал учащихся в полной мере, акцентируя внимание, прежде всего, на сферу художественно — эстетической деятельности. Один из самых важных элементов урока - слушание музыки - сложный для детей вид музыкальной деятельности. В процессе слушания развивается творческое мышление как необходимая музыкальная способность. Слушание любого музыкального произведения строится по определенно выстроенной драматургии (по сценарию урока): музыкальные произведения последовательно усложняются, разнообразнее становится настроение, переданное в музыке, усложняются музыкально-выразительные средства. Нет необходимости говорить о воздействии музыки на эмоциональный мир учащихся, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство. Умение слушать музыку и думать о ней я воспитываю у учащихся с начала учебных занятий музыкой. В начальной школе устанавливаю правило для ребят: при звучании музыкального произведения, никто не должен поднимать руки, даже если он знает, что после прослушивания произведения я обязательно задам вопрос, и он уже может на него ответить. Это условие необходимо выполнять потому, что, когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно воспринять ее и по-настоящему. Даже после того, как музыка отзвучала, я даю возможность подумать над услышанным и лишь спустя некоторое время задаю вопрос. В контексте урока целесообразно решить следующие задачи: увлечь и заинтересовать ученика процессом слушания музыки; обогатить личный опыт школьника на основе эмоционального переживания изучаемых музыкальных произведений; сформировать у учащегося представления о мире музыкальных звуков, познакомить детей с основными закономерностями музыкальной речи и необходимым для их описания минимумом музыкальных терминов, создать фонд музыкальных впечатлений и первоначальных знаний будущего потенциального слушателя.  На качество музыкального образования в школе влияет и личность учителя. Воспитывать музыкально - эстетическую культуру ученика должен музыкально - воспитанный учитель. Особая миссия учителя музыки состоит в том, чтобы вместе с музыкальным произведением привносить нравственные ценности, прививать интерес к творчеству и красоте. Урок музыки требует от учителя важных, а точнее необходимых качеств — индивидуальности и артистичности. Эти качества учителя позволяют вызвать особый эмоциональный отклик у учащихся. Особенной чертой моей музыкально-педагогической практики стала квинтэссенция урока музыки, на котором осваиваются ключевые знания, и уроков литературы, где эти знания используются на более широком, чем на уроке, уровне.  На первоначальном этапе «слушание музыки» для учащихся представляет собой непрерывный звуковой поток, они фиксируют внимание на отдельных средствах музыкальной выразительности, не понимают музыкальную форму. Однако учащиеся способны эмоционально откликаться на звучащую музыку, получать удовольствие от вызванных ею ощущений. Отметим, что при этом важно прослушать произведение полностью или законченный музыкальный фрагмент. Это, в том числе, «определило выбор репертуара в учебно – методическом комплексе курса «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (произведений И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.Н. Скрябина и др.)» [2,12]. При прослушивании музыкальных произведений необходимо усвоение и осознание некоторых базовых понятий и явлений, таких как «звук» и его качественные характеристики (высота, длительность, громкость, тембровая окраска), «метр» и «ритмический рисунок», «мелодия» и «аккомпанемент», «темп», «штрихи» и т. д. Имя композитора, название, авторское жанровое определение и ряд других атрибутов произведения также принадлежат к знаниям, относящимся к области музыкального искусства, поскольку их невозможно получить непосредственно из самой музыки в процессе её чувственного восприятия. Музыкальное произведение на уроке может быть представлено детям различными способами: прослушивание музыкального произведения без комментариев педагога и без объявления названия с последующей характеристикой музыкальных тем и музыкального образа в целом и предложением вариантов названия; прослушивание с одновременным выполнением заданий двигательно-изобразительного характера, помогающих восприятию характеристик музыкального образа и элементов музыкального языка.  Практическое применение знаний музыки и о музыке в рамках данного учебного предмета возможно на основе приобретённых умений и навыков, необходимых для осуществления элементов слушания. Важнейшими среди них являются: анализ собственных впечатлений (рефлексия); соотнесение прослушиваемого произведения с освоенными ранее. Творчество учащегося проявляется в создании собственного художественного образа на основе замысла композитора и его исполнительской интерпретации. С особым интересом учащиеся слушают «Органную токкату и фугу» ре минор (классические и современные интерпретации)». И.- С. Баха, «Аве, Мария» Дж. Каччини, «Симфонию № 5» Л. Бетховена, «Симфонию № 40»  В. А. Моцарта, «Этюды» и «Вальсы» для фортепиано Ф. Шопена, «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром». С. В. Paxманинова, «Сирень» С.В. Рахманинова, «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Космический пейзаж» (пьесу для камерного оркестра) Ч. Айвза и многие другие музыкальные шедевры. Содержание учебного предмета «Музыка» включает также и рисование, и музыкально-критическую деятельность. Свойственное детям органичное восприятие мира позволяет им свободно переносить свойства одного вида искусства на другой: «видеть» в музыке цвет, «осязать» её, слышать в стихах музыкальную интонацию. Освоение музыкально - слушательской деятельности на основе сенсорного восприятия произведений целесообразно дополнить методами обучения, включающими элементы игрового поведения. Дети с удовольствием представляют себя «музыковедами», активно ищут ответы на вопросы, в которых отдельные элементы музыкального языка предстают как живые существа или требуется силой воображения представить нереальную ситуацию: на что похожа мелодия, что случится, если убрать или изменить одно из средств выразительности (лад, ритм, тембр, фактуру...), и т. д. Учащиеся на уроке с любопытством выполняют задания: изобразить под музыку шаги музыкального героя движениями рук, показать руками в воздухе рисунок мелодии, продирижировать мелодией. Они также способны найти остроумные способы воплощения «героя» в разных музыкальных явлениях, не связанных напрямую с конкретными зрительными образами. Учащиеся с интересом воспринимают уроки-беседы, уроки-воспоминания, уроки-сказки, уроки-исследования, уроки-настроения. Однако какой бы ни была драматургия урока, в центре его всегда будут стоять звучащая музыка и ее эмоциональное восприятие.  

Список литературы 

1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: «Моск. пед. гос. ун-т». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МПГУ: Прометей, 2013. – 431 с.

2. Сергеева, Г.П., Критская Е.Д., Кашекова И.Э. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2016. — 126 с.  

© А.П. Манакова, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка методики преподавания элементов теории вероятностей и статистики в 8-х и 9-х классах средней общеобразовательной школы

     В работе рассмотрены особенности преподавания элементов теории вероятности и математической статистики в составе курса математики средней общеобразовательной школы. Кр...

Народная кукла как элемент этнопедагогики в общеобразовательной школе.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики....

Элемент модульной структуры программы 9 класса общеобразовательной школы предмет «Информатика и ИКТ»

В данном документе, Вы можете просмотреть элемент созданной модульной структуры программы 9 класса, общеобразовательной школы....

Презентация "Применение элементов разноуровневого обучения в общеобразовательной школе"

В данной презентации освещаются основные принципы разноуровневого обучения. Даны примеры разноуровневых заданий.  Представлены итоги работы в разных классах, в которых применялись элементы данной...

Элементы программированного обучения на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

В статье освещен опыт использования элементов программированного обучения на уроках истории и обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе....

Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами оригами для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами оригами для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида...