ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по музыке

Пешкова Татьяна Николаевна

Опыт работы Пешковой Т.Н. по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на уроках музыки и в детском хоровом коллективе можно отнести к разряду «Педагогическая инновация», так как важным критерием данного опыта является его актуальность, что помогает познакомить педагогов с формами организации хоровой деятельности в процессе патриотического воспитания детей и молодежи и помогает раскрыть значение и потенциал хорового искусства в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыка и патриотизм.22.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пешкова Татьяна Николаевна,

учитель музыки МБОУ «ОЦ №1 Майкопского района»

ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Каждый класс – хор!»

Д.Б. Кабалевский

Хоровое пение всегда являлось активной и доступной формой обучения музыки в общеобразовательной школе. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, но и способности и свойства, имеющие значение в развитии личности обучающихся. Это значит, что каждый класс объединен одной идеей, подчинен единому исполнительскому замыслу. Коллективная природа хорового пения делает его ценным фактором патриотического воспитания обучающихся. Основная задача такого хорового пения по патриотическому воспитанию -  способствовать формированию высококультурной, широко образованной личности, необходимо использование в воспитании обучающихся знаний в области истории, истории культуры, литературы, искусства, национальных традиций русского народа и других народов России. 

Чувства и переживания, вызываемые музыкальными произведениями, а также песенный репертуар, отношение к ним обучающихся являются основой приобретения таких качеств, как порядочность, уважение к старшим, благородство. Они приобщают наших детей к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

Важнейшее направление работы педагога – это воспитание чувства патриотизма, гражданственности, толерантности и других самых важных черт настоящего человека. Учителя музыки всегда были воспитателями духовной культуры подрастающего поколения. При подборе репертуара они должны стремиться к тому, чтобы каждое произведение оставляло в душах наших воспитанников добрый и светлый след. Выбирая для детей песенные музыкальные произведения, мы воспитываем прежде всего правильное отношение к музыкальному искусству у наших учеников. Воспитываем, как говорил Д.Б. Кaбалевский, «иммунитет против пошлости», который так важен при формировании базовых национальных ценностей.

Приобщить детей к искусству и воспитать в них настоящих патриотов можно только на крепком фундаменте классической, духовной, народной и патриотической музыки, на лучших образцах современной музыки.

В репертуаре учителя музыки должны быть песни о «малой» и «большой» Родине, песни, воспевающие родную природу, песни о любви. Особенное отношение должно быть к песням о гражданской войне, Великой Отечественной войне, к песням о мире и дружбе. 

 Если учитель будет использовать в своей работе все направления, он поможет сформировать у детей представление о русской хоровой культуре, и воспитать уважение и гордость за землю, на которой они живут. Несомненно, содержание патриотического воспитания раскрывается через приобщение детей к культурному наследию своей страны.

 И, конечно же, нельзя не сказать об исполнении каждым классом хором Гимнов Российской Федерации и Республики Адыгея, что служит развитию личностных качеств: уважению к государственным символам России, гордости за свою страну. Исполнение гимнов должно быть не формальным, а прочувствованным, исполненным с внутренним теплом и красочной эмоциональностью. 

 Работая над песенными музыкальными произведениями, учитель должен научить ребят вдумываться в каждое слово, в каждую строчку, ведь у каждой песни своя история. И эту историю педагог должен знать и рассказывать своим ученикам интересно, эмоционально и ярко.

Сначала идет работа над текстом. Текст каждой из песен должен быть прочитан так, как читают хорошие стихи, выразительно и осмысленно. И дальнейшая работа, в процессе которой будут решаться музыкально-исполнительские задачи, должна начинаться с работы над текстом, над словом. И далее - над логическими ударениями, смысловыми акцентами, интонацией и кульминационными моментами. При разучивании любых произведений неприемлемо формальное отношение к музыкальному творению, особенно если это касается музыки патриотического характера. 

 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов (внеурочная деятельность) - это продолжение уроков музыки, и хоровое музицирование - одно из составляющих этой деятельности.

На протяжении многих лет в нашем образовательном центре функционирует вокальный хоровой ансамбль «Лучики надежды и добра», который сплачивает песней разновозрастный коллектив.

 «Лучики надежды и добра» - энергичные, мобильные, деятельные и талантливые ребята. Они испытывают радость не только от пения, но и от общения друг с другом. Развивая индивидуальные способности каждого, руководитель уделяет большое внимание слаженности исполняемого вокального номера, передаче национальных особенностей песни. Работа с детьми проводится на доступном материале, учитываются вокальные данные обучающихся и их возрастные особенности.

Вокальный хоровой ансамбль активно принимает участие в школьных мероприятиях, мероприятиях МЦНК, в муниципальных конкурсах и концертах: в феврале ежегодно участвует в концерте, посвященном Дню Защитника Отечества, в марте – в концертной программе, посвященной Международному женскому дню, в мае - празднование Великой Победы - неотъемлемый праздник, который объединяет наших воспитанников.

 Вокальный ансамбль «Лучики надежды и добра» - обязательный участник ряда школьных праздников: «Выпускные вечера», «Здравствуй, школа», «День Учителя», «Осенний бал». Ежегодно вокальный хоровой ансамбль участвует в Муниципальном вокальном конкурсе «Звонкие голоса». Так, в 2020 году ансамбль удостоен высшей награды - ГРАН-ПРИ, а в 2022 году занял 1 место в данном конкурсе.

В репертуаре вокального хорового коллектива много песен патриотического содержания: «Вечер на рейде» (муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина), «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Л. Кондрашенко), «Выйду ночью в поле с конем» (из репертуара группы «Любэ»), «Бессмертный полк» (муз. Алексея Ольханского, сл. Елены Олейник), «Закаты алые» (муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник), «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова), «Подари улыбку миру» (муз. и сл. О. Сазоновой) и другие музыкальные произведения. Зрители всегда тепло встречают выступление наших ребят, ценят их мастерство и дарят бурные аплодисменты.

 В этом году создан новый молодой коллектив из обучающихся начальной школы «Ровесники». Вокальный коллектив «Ровесники» - достойная смена коллективу «Лучики надежды», который уверенно смотрит в завтрашний день, полон творческой энергии. Ребята решительно и смело идут в мир добра, красоты и творчества по ступенькам мастерства.

 Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, надо учитывать то, что молодое поколение «впитывает» не только прекрасное. Все, что мы сможем вложить в наше будущее   сегодня, завтра принесет положительные результаты. Воспитаем неравнодушных людей, патриотов – значит сможем быть уверенными в развитии и становлении нормального цивилизованного общества и сильной державы.

Приобщая ребят к духовным ценностям, мы, педагоги, воспитываем в них чувство патриотизма и любви к своей сильной и неповторимой Родине.

Список литературы:

1.Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки / Методическое пособие для учителей начальной школы М. Просвещение, 1978

2.Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. –2014. - № 6

3.Драбенок И.Б. Духовно-нравственное воспитание в хоре / И.Б.   Драбенок // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9

 4. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е.Яковлев. – М. Айрис-пресс, 2005

5.Струве Г.А. Школьный хор / Книга для учителей М. Просвещение,1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб.  Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...