"По всюду музыка слышна"
план-конспект урока по музыке

Панчёха Элла Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_povsyudu_muzyka_slyshna.docx24.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОУ «Урайская школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

Интегрированный урок музыки

с элементами логопедического занятия

учитель музыки: Панчёха Элла Михайловна

учитель-логопед: Замятина Татьяна Юрьевна

Тема: «Повсюду музыка слышна»

«Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Цель урока: сформировать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель).

Задачи урока:

  • развивать музыкальные творческие способности, чувство ритма и музыкальный слух;
  • закрепить понятия – звук, композитор, исполнитель, слушатель;
  • отрабатывать навыки звуко-слогового анализа; правильного речевого дыхания;
  • прививать навыки эмоционального исполнения и внимательного слушания;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес к музыкальным занятиям, к творчеству.

Оборудование: музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, металлофон, ложки и т.д.), интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр.

Ход урока

1. Организация урока

Учитель: Прозвенел уже звонок, начинается урок,

Подровнялись тихо встали, глазки на меня подняли.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!».

Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок.

СЛАЙД 1

Урок – путешествие в Волшебное царство Музыки. Ребята, внимательно прислушайтесьи скажите, что вы слышите? (Учитель включает аудиозаписи звуков - (1), (2), (3)).

Ответы детей:

- пение птиц – СЛАЙД 2 (вылет картинки);

- шум волны СЛАЙД 2 (вылет картинки);

- шум дождя СЛАЙД 2 (вылет картинки);

2. Вводная часть урока.

Учитель читает эпиграф:

Послушай, как щебечут птицы

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится,

Повсюду музыка слышна!

Учитель: Ребята, сегодня тема нашего урока «Повсюду музыка слышна».

СЛАЙД 2 (вылет темы урока «Повсюду музыка слышна»)

На этом уроке мы узнаем, откуда берутся звуки, какими они бывают, а так же вы узнаете, как появляется музыка из звуков и без кого музыка не может существовать.

Итак, начинаем!

3. Основная часть урока

Учитель-логопед: В повседневной жизни нас окружает множество разных звуков. Что же такое звук? (Ответы детей).

Звук – мы слышим и произносим. Какие же звуки мы слышим вокруг себя? Одинаковые ли они? (Ответы детей).

Сегодня мы с вами поговорим о звуках - шумовых и музыкальных. Чем же отличаются эти звуки? (Ответы детей). Правильно ребята, шумовые звуки – это те звуки, которые издают шум, шорох, шелест, треск, стук и т.д., а музыкальные звуки – это звуки, которые можно напеть, наиграть на инструменте.

Предлагаю вам сыграть в игру «Шумит, играет». Правила игры такие: я называю слово, если оно обозначает шум – вы топаете, если играет – хлопаете. Начнем? (Ответ детей: да)

СЛАЙДЫ 3-11

Слова для игры: самолет, рояль, ветер, гитара, самовар, оркестр, чайник, балалайка, поезд.

Учитель: Музыка живет во всем. Есть музыка природы: журчание ручья, весенняя капель, пение птиц, раскаты грома. Есть музыка, созданная людьми. Музыка – это украшение любого праздника. Мультфильмы, кинофильмы были бы скучны, если бы в них не было музыки. В мире есть люди, которые музыку сделали своей профессией.

Учитель: Кто сочиняет музыку?

Дети: Это композитор. Он сочиняет и записывает ноты.

СЛАЙД 12 (вылет картинки)

Учитель: Правильно. А чтобы музыка зазвучала на помощь приходят исполнители: СЛАЙД 12 (вылет картинки)

Это музыканты оркестра, хор и солисты. Чтобы произведение имело успех, необходимы слушатели.

СЛАЙД 12 (вылет картинки)

Это главные люди, для кого звучит музыка. Кто может её оценить и полюбить. Мы выяснили, чтобы звучала музыка, необходимы такие люди: композитор – исполнитель – слушатель. Три звена одной цепочки одинаково важны!

Учитель: Сегодня я познакомлю вас с великим русским композитором П.И. Чайковским. (Обращает внимание на портрет П.И.Чайковского на стене).

Он сочинил много музыкальных произведений, как для взрослых, так и для детей. У него есть цикл детских произведений, состоящий из 24 небольших музыкальных пьес, который он назвал «Детский альбом». Предлагаю вам прослушать одно музыкальное произведение из этого альбома, называется пьеса «Камаринская» (4).

СЛАЙД 13

Это название русской народной плясовой песни, а также пляски. (Дети слушают музыкальную пьесу)

Учитель: Ребята, скажите: «Какое настроение возникает, слушая эту музыку?» (Ответы детей). Конечно, веселое, задорное настроение, под нее хочется танцевать и веселиться.

Учитель-логопед:

-  Вспомните, «Камаринская» — это песня или пляска?

Дети: пляска.

- Назовите 1 звук в этом слове [П], последний звук в слове [А]. Разделите на слоги слово «пляска» - «пляс-ка» 2 слога.

- Сейчас мы с вами были слушателями. А можете ли вы быть исполнителями?

Дети: Да.

Вокально-хоровая работа

Учитель: У каждого из вас с собой всегда есть музыкальный инструмент. Он дан каждому человеку от природы и у каждого он особенный. Как вы думаете, что это за инструмент?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Это ваш голос. Ребята, вспомните, какую песню мы начали учить на прошлом уроке?

Дети: Ответы детей.

Правильно, песенку «Осень в лесу». Сегодня мы ее разучим до конца и станем настоящими исполнителями. Но сначала мы должны инструмент свой подготовить. Давайте попросим Татьяну Юрьевну в этом нам помочь.

Учитель-логопед:

Дыхательные упражнения с листочками.

Носом воздух мы вдыхаем, плечики не поднимаем.

Губы трубочкой, дружок, тихо дуем на листок. (повторить 2 раза)

Артикуляционная гимнастика «Осенняя погодка»

Погода хорошая, все улыбаются

Улыбками с солнцем осенним прощаются.    «Улыбочка»

Вдруг тучка солнышко закрыла,

Чуть-чуть стало грустно, немного уныло.   «Трубочка»

Ветер вдруг сильнее стал

Все качели раскачал

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Крепче ты дружок держись.                          «Качели»

Молодцы! Все подышали, губы и язык размяли

Надо голосок распеть.

Распевка: «Ноты едут вверх, ноты едут вниз» - 3-4 раза.

(Учитель показывает, как правильно петь мелодию. Дети повторяют за ней).

Учитель: Давайте вспомним слова нашей песни. Учитель вместе с детьми повторяет слова 1и 2 куплета.

Исполнение песни «Осень в лесу» (5).

Автор слов и музыки Л.А.Хисматуллина

Учитель: Молодцы ребята, хорошо спели!

Учитель-логопед:

Ребята, давайте с вами вспомним:

- В каком наряде пришла к нам осень?

СЛАЙД 14

- Вспомните названия ягод и грибов, которые встречались в песне.

СЛАЙД 15

Учитель: Сегодня мы выучим слова 3 куплета. (Идёт разучивание и исполнение 3 куплета). Спасибо за такое прекрасное исполнение.

Презентация выключается.

Учитель: Ребята, посмотрите, мы для вас приготовили музыкальные инструменты. На них можно подыграть любой мелодии. Сейчас мы вам раздадим музыкальные инструменты. (При раздаче задаётся вопрос о том, как называется инструмент).

«Осенние напевы» (6)

Дети: подыгрывают на простых музыкальных инструментах. Ритм и порядок вступления того или иного инструмента задаёт учитель.

Учитель: Молодцы! Сложно было?

Дети: Ответы детей.

4. Подведение итогов урока

Учитель: В роли кого вы сегодня были на уроке?

Дети: В роли слушателя и исполнителя.

Учитель: С каким композитором вы сегодня познакомились, и как называлось произведение, которое слушали?

Дети: П.И.Чайковский. Камаринская.

5. Рефлексия.

- Что больше всего вам понравилось?

Было ли вам сложно сегодня?

Что вам запомнилось больше всего?

Спасибо за урок, нам очень понравилось, как вы работали.

Мы всем вам раздаем раскраски, которые вы раскрасите на продленке. Если вам понравился наш урок, у вас всё получилось, всё вам было понятно, то нарисуйте вашему солнышку улыбку. А если что-то не получилось, было немного непонятно, то солнышко, которое немного грустит.

Ваши «солнышки» мы принесете на следующий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий отчётного концерта "Всюду музыка живёт".

Сценарий отчётного концерта  "Всюду музыка живёт".Помощь в подготовке концертов  оказывают  родители, классные руководители, администрация гимназии. Учащиеся  готовя...

Всюду музыка звучит!

концертно - игровая  программа посвящённая Международному Дню музыки...

Презентация к уроку по музыке "Повсюду музыка слышна"

Презентация к уроку № 3  в 1 классе из раздела "Музыка вокруг нас" по программе Е.Д. Критской...

Конспект урока Повсюду музыка слышна 1 класс

Повсюду музыка слышна 1 класс...

Презентация к уроку музыки 1 класс "Повсюду музыка слышна"

Повсюду музыка слышнаЦель: формирование музыкальной культуры, интереса к предмету «Музыка».Задачи: 1. Расширять музыкально - слуховой опыт учащихся и их представления о музыкальной культур...

Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме «Повсюду музыка слышна».

Цель урока: Формирование представлений о триединстве музыкальной деятельности: композитор – исполнитель – слушатель.Задачи:Развивать сознание, музыкального мышления учеников.Повышать...

Сценарий праздничного концерта, посвященный Международному дню музыки «Всюду музыка звучит…»

Каждый год, 1 октября, мы отмечаем Международный День музыки. Этот день был утвержден в 1975 году по решению ЮНЕСКО, а его инициатором стал знаменитый композитор, классик XX века - Дмитрий Дмитриевич ...