Методические рекомендации "Практическая работа с хором"
план-конспект по музыке

Чехова Людмила Алексеевна

Методические рекомендации "Практическая работа с хором".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii._publikatsiya.docx16.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ХОРОМ

Цель: хормейстерская подготовка студентов к работе в общеобразовательной школе на уроках музыки и во внеурочное время (хоровое, ансамблевое и массовое пение).

Задачи: 1. Развитие профессионального интереса к хоровому пению - основе музыкальной деятельности учителя в школе.

2. Формирование подхода к хоровому искусству как к эффективному средству духовного, нравственного и эстетического воспитания школьников.

3. Создание учебного хорового коллектива с достаточно высоким исполнительским уровнем.

4. Обучение певческому искусству в специфических условиях хорового пения.

5. Воспитание художественного вкуса при помощи эстетически ценного музыкального материала.

6. Изучение разных стилей и жанров хоровой музыки, знакомство с принципами подбора репертуара.

7. Формирование хормейстерского мышления.

8. Совершенствование профессиональных способностей (коммуникативных и музыкальных).

9. Обучение методике и практике работы с хором.

Учитель должен уметь: осуществлять распевание хора, разучивать хоровые произведения, читать с листа хоровые партитуры, демонстрировать аудиозаписи с определенными заданиями, осуществлять проверку выученных хоровых партий, работать с хоровыми группами и ансамблями, проводить рабочие и генеральные репетиции, организовывать концертное исполнение произведений.

Учитель должен знать: цели и задачи вокально – хоровой работы в общеобразовательной школе, методику вокально – хоровой работы с учащимися, музыкальный репертуар для хоров разного состава и вокальных ансамблей, хоровые партии разучиваемых произведений, интонационно – слуховые упражнения, упражнения для распевания хора, способы звукообразования, строение голосового аппарата.

Методические рекомендации для преподавателя

Преподавателю необходимо: 

 сформировать у детей певческие и исполнительские качества и навыки;

  донести необходимые методы и приемы вокально-хоровой работы и управления;

научить учеников общению с коллективом по средствам практической и исполнительской работы;

научить  трансформировать ЗУН, полученные на всех пройденных учебных занятиях  чтения хоровых дисциплин;

 способствовать духовному росту и всестороннему развитию будущего исполнителя в области хоровой культуры. Работа в хоровом классе носит  и индивидуальный характер. В этой связи важное значение приобретает индивидуальная направленность репертуара, его соответствие возможностям, актуальным задачам развития и индивидуально-творческим интересам хорового коллектива.

 

Рекомендации и требования:

 1. Работа над развитием вокально-хоровых навыков в упражнениях.

2. Осмысленная, последовательная работа над освоением произведения.

3. Показ голосом различных приемов звуковедения и музыкальных фраз.

4. Уделить внимание регистровой слаженности певческих голосов.

5. Уметь по мере надобности использовать цепное дыхание, объяснить и поддержать его дирижёрским жестом.

 6. Проследить за тембральной окраской в хоровых партиях.

7. Проявлять настойчивость, эмоциональность при творении исполнительского плана произведений.

8. Работа над 2х-голосными песнями  

 

Методические указания хормейстеру

Рекомендуется следующая последовательность работы над произведением:

1. Приступая к разучиванию, следует познакомить хор с содержанием произведения, с особенностью музыкальной эпохи и национальной школы, к которым оно принадлежит, а также с наиболее характерными чертами стиля композитора, создавшего его.

2. Работу можно начинать с разучивания каждой партии отдельно (при сложной ритмической и интонационной структуре, либо с пропевания произведения всем хором). Этому этапу работы следует уделить особое внимание, т. к. от чистоты интонации и ритмической четкости в каждой партии во многом зависит дальнейший успех.

3. Достижению звукового баланса между хоровыми партиями, ритмической четкости исполнения может способствовать прием вокализации. При вокализации чаще всего используются слоги «лё»,8 «лю», «зи». Их выбор зависит от конкретных художественных задач. Например, выровненное, собранное звучание, при мягком, лирическом его характере достигается при вокализации на слоги «лё» или «лю». Для отработки четкости ритма, рельефности акцентов лучше использовать слоги «ри» или «да». Вокализация, максимально приближенная к характеру произведения, послужит в дальнейшем хорошей основой работы над фразировкой.

4. Следующий этап разучивания произведения – работа над поэтическим текстом. Работу над текстом следует начать с его прочтения, а затем прочитать его по партиям, сообразуя с ритмическим построением произведения. Полезно так же распеть текст, применяя прием ритмического дробления крупных длительностей на наиболее мелкие ритмические единицы, типичные для данного произведения. Непременным условием этой работы является ясное и четкое формирование гласных, а также отчетливое и активное произношение согласных.

 5. Использование музыкальной фразы должно быть приведено в соответствие с выявленным смыслом поэтического текста. В решении музыкальной фразировки главным является смысловая акцентуация поэтического текста. Для раскрытия образного содержания произведения очень важно определение, а затем и впевание правильного темпа, в котором объединяется не только скорость движения, но и эмоциональный характер, и внутренняя динамичность исполнения.

6. Заключительный этап работы над произведением состоит в установлении динамической шкалы исполнения, т. е. всего множества градаций силы звука. При этом дирижёру необходимо не только самому представлять силу звука в каждом моменте исполнения, но и чутко следить и организовывать уровень необходимой динамики в хоре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»

Методическая разработка .  Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образ...

Методическая разработка. Сборник аранжировок для детского хора. Опыт работы концертмейстера.

Моя методическая разработка адресована руководителям и концертмейстерам детских хоровых коллективов.В ней обобщен мой личный многолетний опыт работы. Если вы - творческая личность, то откроете здесь д...

Методическая разработка. "Приемы вокально-хоровой работы на занятиях хора 1 год обучения".

Для начинающих педагогов хора и вокала. Распевки,работа с муз. материалом....

«Методические основы работы концертмейстера младшего хора ДМШ»

Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. На плечи аккомпанемента ложится огромная нагрузка, ибо он должен достичь художественного единения всех ком...

Организация детского хора.Методические рекомендации.

"Хор нужно не просто создать его нужно вырастить, как малое дитя, его придется учить и воспитывать - дать ему образование и наделить высокой духовностью ».А.Пономарёв. Рекомендации, изложенные в...

Хоровое пение (методические рекомендации к работе с детским хором)

В данном пособии представлен материал, освещающий вопросы теории и практики с детским певческим коллективом. Пособие адресовано студентам музыкальных факультетов, учителям музыки, хормейстерам, занима...