Методическая разработка урока по музыке "Что за прелесть эти сказки"
материал по музыке

Методическая разработка урока по музыке "Что за прелесть эти сказки"

Данная разработка урока содержит создать условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися  особенностей    воплощения  литературных образов  « Сказки о царе Салтане»  А.С.Пушкина в  опере Н.А.Римского – Корсакова

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Методическая разработка урока  в 4 классе

                           

                              Тема:  «Что за прелесть эти сказки»

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Цель: Познакомить с музыкой русского композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакого;   опера « Сказка о царе Салтане»

           

Задачи:

  • воспитание любви и интереса к сказочным произведениям в литературе и музыке;
  • знакомство с понятием регистр;
  • понимание выразительности и изобразительности в музыке;
  • понимание отражения характерных черт русского народа в творчестве профессиональных композиторов;
  • вызов эмоционального отклика на музыку Н.А. Римского-Корсакова;
  • развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;
  • адекватная самооценка детьми своей деятельности на уроке.

Образовательные технологии:

- технология развивающего, проблемного обучения;

- игровая технология;

- информационно-коммуникационная технология.

Проектируемый результат: понимание «живописной музыки».

Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты), фонограмма песни Я.Дубравина «Про Емелю».

Видео материал: мультфильм «Сказка о царе Салтане», запись постановки оперы «Сказка о царе Салтане» (симфонической картины «Три чуда»).

Презентация.                                            

                                                   

                                                   

                                             Ход урока

У.: Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок со стихов:

«Унылая пора, очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса…»

Кто автор этих строк?

Д.: …

У.: Сегодня мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине? Какое время года очень любил поэт?

Д.: Осень.

У.: Верно! Послушайте музыку, узнаете ли вы ее?

(звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского)

Д.: Это «Осенняя песня» П.И.Чайковского.

У.: Как вы думаете, можно ли это произведение назвать лирическим? Почему?

Д.: Можно, слушая его, представляешь картину природы, звучит оно задумчиво, спокойно, тихо, напевно.

У.: Мы выяснили, что значит лирика в поэзии и музыке. Все мы знаем о том, что у Пушкина была няня, Арина Родионовна.  Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское. Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…». Пушкин писал брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

Ребята, кто-то уже понял, о чем пойдет речь, сегодня на уроке?

Д.: О сказках Пушкина.

У.: Сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновляли композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений.

«Что за прелесть эти сказки!» - так называется наша встреча.

У.: Прелесть пушкинских сказок очень умело передал в музыке уже знакомый вам композитор, фамилию которого, я предлагаю угадать с помощью волшебных конвертов на ваших столах. К сожалению, все буквы, из которых состоит фамилия этого композитора, перепутались, вам предстоит их собрать, но я дам вам подсказки. Этот великий музыкант имел двойную фамилию, поэтому вы найдете в конверте тире, разделяющее эти две фамилии. Будьте внимательны! Он является самым известным композитором-сказочником и композитором-моренистом. Именно этот композитор написал оперу-былину «Садко», с которой мы знакомились в третьем классе. Теперь откройте конверты в ваших группах и сообща составьте фамилию этого человека.

(работа в группах)

Д.: Римский-Корсаков

У.: Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Ребята, из какой сказки А.С.Пушкина эти стихи?

Д.: «Сказка о царе Салтане».

У.: Верно! Это одна из любимых сказок Н.А.Римского-Корсакова, ее сюжет он и взял за основу своей оперы, которую так и назвал – «Сказка о царе Салтане».

Именно с этим музыкальным произведением мы сегодня познакомимся. Мы отправляемся в театр! Но не простой, а музыкальный, ведь мы на уроке музыки. А в музыкальном театре на сцене соединяются несколько видов искусств: музыка, литература, танец, изобразительное искусство.

 « В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»

Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

У.: Ребята, прежде чем мы погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же отличается сказка от других жанров?

Д.: Волшебством.

У.: В сказке мы обязательно столкнемся с чудом, это мы знаем с самого детства, когда мамы читали нам сказки на ночь. Может быть, кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял царь Гвидон, было в «Сказке о царе Салтане»?

Д.: Три.

У.: Верно. В симфонической картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков отразил волшебство этой сказки. Внимание на экран. Перед вами первое чудо.

Д.: Это Белка.

У.: А как поет Белка?

Д.: Нежно, ласково, высоко.

У.: Ребята, дело в том, что голос или любой музыкальный инструмент звучат в определенном регистре.

РЕГИСТР – высота музыкальных звуков. Тембр бывает трех видов: высокий, средний и низкий.

(показать на клавиатуре)

У.: В каком регистре поет белочка? Что придает ее характеру, настроению этот регистр?

Д.: Белка поет в высоком регистре. Она маленькая, легкая, юркая, веселая.

У.:  Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?

(звучит фрагмент)

Д.: Легко, отрывисто, подвижно, напевно, широко.

У.: В каком регистре звучала  тема белки?

Д.: Тема белки звучала в высоком регистре.

У.: Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.

Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите.

                      (зарядка языка, распевка на стаккато и легато)

У.: Проговорим слова:

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка

Лицом круглоличка.

За ней ходит, за ней бродит

Молодой молодчик.

Он и ходит, он и носит

Дороги подарки.

(поем, добиваемся чистоты пения)

У.: Именно с помощью тембра Римскому-Корсакову удалось показать яркость и непохожесть чудес в сказке Пушкина. У каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

А вот и 2-е чудо.

                                                   (показывается картина богатырей)

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри. Как вы думаете,  каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Д.: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

У.:  А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

У.: На что похожа эта музыка? Конечно же, на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал марш?

Д.: Марш звучал в низком регистре.

У.: Какими предстают перед нами богатыри?

Д.: Сильными, мужественными, храбрыми…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

                       (Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

У.: Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра.

У.:  Ребята, а кто это перед нами?

Д.: Царевна-Лебедь.

У.: Это последнее третье чудо сказки. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Д.: Красивая, волшебная, таинственная…

У.: Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Д.: …

У.: А теперь послушайте, как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков.

(звучит фрагмент)

У.: Совпало ли ваше воображение с композиторским?

У.:  Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в среднем  регистре, в ней слышится привольная русская песня.  Как и душа русского человека, она звучит напевно и широко.

Вот и услышали мы все три чуда сказки в представлении Н.А.Римского-Корсакова.

Ребята, а давайте подумаем: зачем нам нужны сказки?

Д.: …

У.: Не смотря на то, что в сказке мы встречаемся с волшебством, она многому может нас научить. Чему же учит нас «Сказка о царе Салтане»?

Д.: …

У.: Не просто так Николай Андреевич Римский-Корсаков описал и каждое из трех чудес. В них он заключил главные качества русского народа. А какие, вы скажете сами. Каждая группа получит по два конверта, в одном вы найдете имена героев, в другом характеристики. Обсудив в группе и сопоставив карточки, опираясь на интонации и мелодии прослушанных тем, каждая группа даст ответ, что же хотел показать Римский-Корсаков в своей симфонической картине «Три чуда»? Какие характеристики русского народа он спрятал за этими чудесами.

(работа в группах)

У.: Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Проверим, насколько вы были внимательны. Каждый из вас получит листок, на котором вы увидите несколько заданий, я прошу вас взять ручки и ответить на вопросы. ( приложение 1.)

(проверка знаний, самооценка)

(песня)

У.: Сейчас на доске вы видите дерево знаний, давайте  заполним его нашими впечатлениями.  Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы

Прикрепляете « изумруд»

А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».

Если у вас остались невыясненные вопросы, вы посчитали урок неинтересным – прикрепите «знак вопроса».

                                                     (рефлексия)

У.: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

Спасибо за работу на уроке!

Приложение 1.

Ф.И. ученика: _________________________

Класс: ________

«Что за прелесть эти сказки…»

  1. Что такое регистр в музыке?
  • сила звука
  • скорость звука
  • высота музыкального звука
  1. Оперу «Сказка о царе Салтане» написал»?
  • М.И.Глинка
  • Н.А.Римский Корсаков
  • П.И.Чайковский
  1. Какими регистрами были озвучены герои симфонической картины «Три чуда» оперы?

 (соедини стрелочками)

Белка

Низкий регистр

33 богатыря

Средний регистр

Царевна-Лебедь

Количество баллов: _____________

Высокий регистр

Оценка: _______

Ф.И. ученика: _________________________

Класс: ________

«Что за прелесть эти сказки…»

  1. Что такое регистр в музыке?
  • сила звука
  • скорость звука
  • высота музыкального звука
  1. Оперу «Сказка о царе Салтане» написал»?
  • М.И.Глинка
  • Н.А.Римский Корсаков
  • П.И.Чайковский
  1. Какими регистрами были озвучены герои симфонической картины «Три чуда» оперы?

 (соедини стрелочками)

Белка

Низкий регистр

33 богатыря

Средний регистр

Царевна-Лебедь

Количество баллов: _____________

Высокий регистр

Оценка: _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки «Что за прелесть эти сказки!»

Урок музыки разработан для  учащихся 4 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной раздела "День, полный событий", посвящённый творчеству А.С. Пушкина...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....

Методическая разработка урока по теме "Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена"

Урок внеклассного чтения в 5 классе рассчитан на два урока...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»

Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере  произведения  продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....